7 класс. Физика. Физические величины. Цена деления
методическая разработка по физике (7 класс)

7 класс. Физика. Физические величины. Цена деления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс. Физика.

Физические величины. Цена деления

Гайнутдинов Х.Ш.

Тема урока. Физические величины. Цена деления.

Тип урока. Комбинированный.

Технология урока. Комбинация лекционного, диалогового способа изложения с применением технических средств и самостоятельной работы.

Цель урока. Овладение  научным подходом к решению различных задач, овладение умениями снимать показания приборов, проводить точные измерения и адекватно оценивать полученные результаты. Учится самостоятельно оценивать выполненную работу.

Задачи. Проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности понятий физика, физические явления и термины. Актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению понятия физические величины. Введение технологии перевода из одних физических величин в другие, понятия цены деления и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению нового материала. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике. Подведение итогов урока с выставлением оценки за тест.

Планируемые образовательные  результаты.

Личностные результаты: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания, самостоятельного оценивания правильности выполнения действия и внесения необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; перевод из одних физических величин в другие; определение цены деления любого прибора. Выпускник научится: понимать смысл основных физических терминов: физическая величина, единицы измерения; проводить измерения и исследования физических величин.

Метапредметные результаты: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты: формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий,  научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; приобретение опыта применения научных методов познания, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов.

Основные термины, понятия. Физические величины: длина время, масса, температура. Система единиц интернациональная (СИ). Цена деления. Промежутки между штрихами.

План урока.

  1. Организационный момент  1m.
  2. Актуализация знаний ‒ 6m.
  3. Изучение нового  материала ‒ 9m.
  4. Осознание и осмысление  учебной информации  9m.
  5. Закрепление учебного материала  18m.
  6. Подведение итогов  1m.
  7. Домашнее задание  0,5m.
  8. Завершение урока  0,5m.

Запись на доске

Физические величины

СИ  система единиц интернациональная:

  1. длина  в метрах:

 километр (км): 1 км = 1000 м;

 сантиметр (см): 1 см = 0,01 м;

 миллиметр (мм): 1 мм = 0,001 м;

 микрометр (мкм): 1 мкм = 0,000 001м;

  1. время  в секундах (с);
  2. масса  в килограммах (кг);
  3. температура ‒ в градусах (°С).

Перевод в метры:

Пр1. 5 см = 5·1 см = 5·0,01 м = 0,05 м.

Пр2. 67 мм = 67·1 мм = 67·0,001 м = 0,067м 

Пр3. 4 км = 4·1 км = 4·1000 м = 4000 м.

Пр4. 0,3 см = 0,3·1 см = 0,3·0,01 м = 0,003м.

Цена деления

 минимальная величина, которую можно определить с помощью данного прибора.

Определение цены деления: 

1.Вычитаем: два рядом расположенных числа.

2.Делим: результат вычитания делим на количество промежутков между штрихами.

Шкалы:

  1. Линейка         1)2 см - 1 см = 1см

2)  

= 1 мм.

Ц.Д. = 1 мм.

  1. Секундомер (с.10, рис.10)

Цена деления  0,5 с.

Каково показание секундомера?

20 с; 20,4 с; 22 с; 24 с; 25 с.

  1. Термометры (с.10)

Как называется полученная величина?

Как называется полученная величина?

Каковы показания термометров?

Ц.Д. = .

  1. Вольтметр (с.8, рис. 9)

Ц.Д. =  =

= 0,2 В.

Д.З. §4, вопросы.

Ход урока 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Взаимное приветствие, проверка готовности к уроку.

Загружает тест по явлениям и физическим терминам.

Сообщает количество баллов (6 баллов на оценку 5, 5 на 4, 4 на 4‒, 3 на 3).

Взаимное приветствие.

Выполняют тест по явлениям и физическим терминам ‒ 6m.

Получают оценку за тест ‒ 1m.

Тест по явлениям и физическим терминам

Вариант 1

1.        Слово "физика" происходит от греческого слова "фюзис". Что это означает?

а)        природа  

б)        Вселенная

в) океан

г) наука

2.        Что называют физическими явлениями?

а)        любые превращения вещества

б)        любые проявления свойств вещества

в)        любые превращения вещества или проявления его свойств без изменения состава вещества  

г)        любые превращения вещества или проявления его свойств, когда состав вещества изменяется

3.        Назовите, какие это физические явления:

  1. вода в кастрюле нагревается на плите;
  2. Земля вращается вокруг Солнца.

а)        1 ‒ тепловое; 2 ‒ механическое  

б)        1 ‒ звуковое; 2 ‒ электрическое

в)        1 ‒ магнитное; 2 ‒ световое

г)        это не физические явления

4.        Выберите правильное утверждение.

а)        капля воды ‒ вещество; воздух ‒ тело

б)        резина ‒ вещество; мяч ‒ тело  

в)        алюминий ‒ вещество; вода ‒ тело

г)        дерево в парке ‒ вещество; книга ‒ тело

5.        Какое из перечисленных явлений является звуковым?

а)        полет бабочки        

б)        молния

в) нагревание Солнцем Земли

г) эхо в горах  

6.        Что из перечисленного является веществом?

а)        воздушный шарик        

б)        пузырек воздуха в воде      

в) "воздушная" кукуруза

г) воздух  

Тест по явлениям и физическим терминам

Вариант 2

1.        Что называют явлениями?

а)        изменения, происходящие только с телами

б)        изменения, происходящие только с веществами

в)        изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире  

г)        изменения, происходящие с телами и веществами только на Земле

2.        Какое из перечисленных явлений является тепловым?

а)        плавление воска свечи        

б)        работающий телефон        

в) бегущий человек

г) восход Солнца

3.        Какое из перечисленных явлений является магнитным?

а)        расческа, которой расчесывали волосы, притягивает бумагу

б)        один из концов стрелки компаса всегда указывает на Северный полюс Земли  

в)        два листа бумаги склеены клеем

г)        Земля притягивается к Солнцу

4.        Что из чего состоит?

а)        вещество из тел

б)        тела из вещества  

в)        вещества состоят только из разных веществ и тел

г)        тела состоят только из разных тел

5.        Назовите, какие это физические явления:

  1. утренняя заря (на Земле становится светло)
  2. линейка из пластмассы, потертая о лист бумаги, притягивает кусочки бумаги

а)        1 ‒ механическое; 2 ‒ магнитное

б)        1 ‒ тепловое; 2 ‒ электрическое

в)        1 ‒ световое; 2 ‒ электрическое  

г)        оба явления электрические

6.        Что из перечисленного является веществом?

а)        железный гвоздь        

б)        железо          

в) железная крыша

г) железная дорога

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Изучение нового  материала.

  1. Осознание и осмысление  учебной информации.

  1. Закрепление учебного материала

Слайд с явлениями, терминами и величинами.

Задание: Определить  какие понятия изображены на рисунках (рис. 1)?

Показывает на слайде используемые физические величины (рис 2).

Вместе с учениками определяет учебную цель.

Вспоминаем величины. Говорит об интернациональной системе единиц (СИ).

Даёт задание записать внесистемную единицу длины большую, чем метр.

Даёт задание записать внесистемные единицы длины меньшие, чем метр.

Поясняет, что есть величина меньшая, чем мм в 1000 раз.

Вспоминаем величины: время, масса, температура.

Даёт технологию перевода величин из одних единиц в другие (Пр 1).

Даёт задание перевести мм в м.

Показывает на слайде перевод мм в м.

Даёт задание перевести км в м.

Показывает на слайде перевод мм в м.

Даёт задание перевести см в м.

Показывает на слайде перевод см в м.

По слайду определяют явления, термины и выясняют, что есть другие понятия. Ответ учеников (рис. 1): явление, не встречавшееся понятие, вещество, вещество, тело, не встречавшееся понятие, тело, не встречавшееся понятие ‒ 1m.

Записывают в тетрадях ‒ 1m.

Записывают самую известную величину (длина) ‒ 1m.

Записывают внесистемную единицу длины большую, чем метр (км) ‒ 1m.

Записывают: сантиметр и миллиметр ‒ 1m.

Записывают: микрометр ‒ 1m.

Записывают ‒ 2m.

Слушают и записывают ‒ 1m.

Самостоятельно переводят мм в м ‒ 1m.

Самостоятельно оценивают свою работу по слайду.

Самостоятельно переводят км в м ‒ 1m.

Самостоятельно оценивают свою работу по слайду.

Самостоятельно переводят см в м ‒ 1m.

Самостоятельно оценивают свою работу по слайду.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Изучение нового  материала.

  1. Осознание и осмысление  учебной информации.

  1. Закрепление учебного материала.

  1. Подведение итогов.

  1. Домашнее задание.

  1. Завершение урока.

Сообщает новый материал. Даёт определение цены деления, алгоритм действия при определении цены деления.

Учит рисовать шкалу ученической линейки. Определяет с учениками цену деления линейки.

Даёт задание: Определить цену деления  метровой линейки из алюминия.

Даёт задание: определить цену деления секундомера нарисованного в учебнике и снять показания секундомера, с.10, рис.10 учебника.

Даёт задание: определить цену деления термометра изображённого  на с.10.

Задаёт вопрос: Как называется полученная величина?

Даёт задание: определить цену деления термометра с.10.

Задаёт вопрос: как называется полученная величина?

Задаёт вопрос: каковы показания термометров?

Поясняет, что такое амперметр и вольтметр.

Даёт задание: определить цену деления амперметра.

Показывает на слайде определение цены деления амперметра.

Даёт задание: определить цену деления вольтметра.

Показывает на слайде определение цены деления амперметра.

Отмечает, как работал класс на уроке. Выясняет, что нового узнали учащиеся на уроке.

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что… Я научился… Меня удивило…

Даёт домашнее задание.

Завершает урок.

Записывают тему, определение, алгоритм нахождения цены деления прибора ‒ 5m.

Рисуют шкалу ученической линейки, определяют цену деления (1 мм) ‒ 3m.

Определяют цену деления метровой линейки (5 см) ‒ 1m.

Используя учебник, рисуют шкалу секундомера, определяют цену деления (0.5 с) ‒ 4m.

 Определяют, каковы показания секундомера (22 с) ‒ 2m.

Определяют цену деления термометра (5°С) ‒ 2m.

Отвечают на вопрос: цена деления.

Определяют цену деления термометра (1°С) ‒ 2m.

Отвечают: цена деления.

Ответ: 35°С, 14°С ‒ 1m.

Слушают.

Определяют (0,05 А) ‒ 2m.

Самостоятельно оценивают свою работу по слайду.

Определяют (0,2 В) ‒ 2m.

Самостоятельно оценивают свою работу по слайду.

Делают выводы ‒ 1m.

Записывают домашнее задание  0,5m.

Завершают урок ‒ 0,5m.

Список литературы: 

  1. Балашов М.М. «О природе. 7 класс». ‒ М. Просвещение, 1991. ‒ 64 с.
  2. Перышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2018. ‒ 192 с.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Сычёв Ю.Н., Сыпченко Г.В. Физика. 7 класс. Тесты. ‒ Саратов: Лицей, 2012. ‒ 80 с.
  5. Электронный ресурс: Типы и виды уроков (по М.И. Махмутову). Сайт КГУ «ОСШ имени Махмета Кайырбаева Актогайского района» Павлодарской области. Режим доступа: http://www.kairbaeva.kz/ru/2012-01-31-09-41-49/35-2012-03-10-19-35-12.html.
  6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://interneturok.ru/ru/school/physics/7-klass.
  7. Электронный ресурс: СD диск «Физикон». Интерактивный курс «Физика, 7 ‒ 11 классы».
  8. Электронный ресурс. Триединая цель урока. Режим доступа: http://vikafedotova38.ucoz.ru/publ/v_pomoshh_uchitelju/triedinaja_cel_uroka/2-1-0-3 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике в 9 классе "Измерение физических величин".

Представляю рабочую программу элективного курса по физике  в 9 классе "Измерение физических величин". Основная цель которого - профессиональное самоопределение обучающихся.  Моим девятикласс...

Презентация по физике "Физические величины.Измерение физических величин" 7 класс

Презентация по физике "Физические величины.Измерение физических величин" 7 класс...

Урок по физике "Физические величины и измерение физических величин"

Конспект урока по физике для 7 класса по теме "Физические величины и измерение физических величин" содержит приемы ТРИЗ-технологии и РТВ...

flipchart к уроку по физике "Физические величины. Измерение физических величин" в программе ActivInspire 7 класс

Флипчарт можно использовать самостоятельно или как набор ресурсов...

7 класс. Презентация: Физические величины. Цена деления

7 класс. Презентация: Физические величины. Цена деления....

Измерение физических величин. Цена деления

Технологическая карта и презетация. по теме "Измерение физических величин. Цена деления"...