РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по физике
рабочая программа по физике (7 класс)

Никитин Владимир Ильич

Ученик научится:

- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

-понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

- понимать роль эксперимента в получении научной информации;

- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_7_klass.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

«Рассмотрена»

на заседании методического совета

Протокол №1 от 29.08.2019

Руководитель ШМО

_________________/Крутских Л.В.

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № 10-02.07

от «30» августа 2019 года

«Утверждена»

приказом от 30.08.2019

№ 145-01.08

Директор

_______________/Никитин В.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования по физике

Составитель:

- Никитин Владимир Ильич

Согласована»

Заместитель директора

_________________/Ваулина В.Ю.

«30» августа 2019 год

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты: 

- российская гражданская идентичность;

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоенность социальных норм, правил поведения;

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;    

- интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

- смысловое чтение: умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, критически оценивать содержание и форму текста).

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования справочников и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Предметные результаты

Ученик научится:

- соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

-понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

- распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

- ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;

- понимать роль эксперимента в получении научной информации;

- проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление; при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

- проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

- проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

- понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

- использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

-использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

- сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

- самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

- воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления 

Ученик научится:

- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел,  передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения;

- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость,  масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

- решать задачи, используя физические законы (закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Ученик получит возможность научиться:

- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Ученик научится:

- распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; агрегатные состояния вещества;

- анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;

- различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;

- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

Ученик получит возможность научиться:

- использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

- различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных законов;

- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях, так и при помощи методов оценки.

2. Содержание учебного предмета

Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Лабораторная  работа

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Тепловые явления

Первоначальные сведения о строении вещества(6 ч)

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Лабораторная  работа

2.  Определение размеров малых тел.

Механические явления (54 ч)

Взаимодействие тел (22 ч)

Механическое движение. Траектория. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное движение. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Контрольные работы - 2

Лабораторные работы

3. Измерение массы тела на рычажных весах.

4. Измерение объема тела.

5. Определение плотности твердого тела.

6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

7. Измерение силы трения с помощью динамометра.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условия плавания тел. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Контрольные работы - 2

Лабораторные работы

8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

9. Выяснение условий плавания тел в жидкости.

Работа и мощность. Энергия (11 ч)

Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Контрольные работы - 1

Лабораторные работы

10. Выяснение условия равновесия рычага.

11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Резервное время (3 ч)

Количество часов:

Всего - 68 часов; 2 часа в неделю

Контрольных работ – 5.

Лабораторных работ - 11

3.Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Физика и физические методы изучения природы

5

2

Первоначальные сведения о строении вещества

6

3

Взаимодействие тел

22

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

5

Работа и мощность. Энергия

11

Резервное время

3

Всего

68

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Количество часов

Физика и физические методы изучения природы (5 ч)

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений.

1

Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.

1

Точность и погрешность измерений.  Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Физика и техника. Стартовый мониторинг.

1

Физические законы и закономерности. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

1

Тепловые явления

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества.  Атомы и молекулы.   

1

Лабораторная работа №  2  «Определение размеров малых тел».

1

Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

Взаимодействие частиц вещества (притяжение и отталкивание молекул).

1

Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

1

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Механические явления (54 ч)

     Взаимодействие тел(22 ч)

Механическое движение. Траектория. Равномерное и неравномерное движение.

1

Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения).

1

Решение задач на расчет пути и скорости движения.

1

Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.

1

Масса тела.

1

Лабораторная работа  №  3  «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Лабораторная работа № 4  «Измерение объема тела».

1

Плотность вещества.

1

Лабораторная работа № 5  «Определение плотности твердого тела».

1

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

Решение задач по теме «Механическое движение. Масса и плотность».

1

Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса и плотность».

1

Сила. Единицы силы.   Сила тяжести.

1

Сила упругости. Закон Гука.

1

Вес тела. Невесомость.

1

 Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Динамометр.  Лабораторная работа № 6  «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

Равнодействующая  сила.

1

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

1

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра».

1

Решение задач по теме «Силы. Равнодействующая  сила».

Контрольная работа № 2 «Виды сил. Графическое изображение и равнодействующая сил».

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление твердых тел. Единицы измерения давления.

1

Способы изменения давления.  

1

Давление газа.

1

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля.

1

Давление жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Контрольная работа № 3 «Давление. Закон Паскаля».

1

Сообщающиеся сосуды.

1

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.  Барометр-анероид.

1

Атмосферное давление на различных высотах.

1

Манометры.

1

Гидравлические механизмы (пресс, насос).

1

Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила.

1

Решение задач. Закон Архимеда.

1

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

Условия плавания тел.

1

Решение задач. Условия плавания тел.

1

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

 Плавание тел и  судов. Воздухоплавание.

1

Повторение темы. "Давление твердых тел, жидкостей и газов".

1

Контрольная работа № 4  «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

Работа и мощность. Энергия (11 ч)

Механическая работа.

1

Мощность.

1

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения.

1

Момент силы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

Рычаги в технике, быту и природе.

1

Лабораторная  работа  № 10 «Выяснение условия равновесия рычага».

Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»).

1

Центр тяжести тела. Виды равновесия.

1

Коэффициент полезного действия (КПД).

1

Лабораторная работа  № 11 «Определение КПД  при подъеме тела по наклонной плоскости».

1

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

1

Контрольная работа № 5 «Работа. Мощность. Энергия».

1

Резервное время

3

Повторение  пройденного материала.

1

Промежуточная аттестация.

1

Обобщающее повторение.

1

Общее число часов по курсу

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа основного общего образования по физике

Программа основного общего образования...

Программа основного общего образования по физике

Программа основного общего образования...

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .

Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ VII—IX классы

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по физике (базовый уровень) 8 класс

Рабочая программа по физике разработана в соответствии со следующими документами.Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Мин...

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования по физике. (НОДА)

Адаптированная образовательная программа по физике направлена на реализацию ФГОС ООО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...