ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
методическая разработка по физике

Прудников Антон Николаевич

Использование информационно-коммуникационных средств в обучении физике

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ»

Прудников Антон Николаевич.

Липецк

2020

Содержание

Введение…………………………………………………………...

3

Методологические основы и методы исследования……………

5

Глава 1.

Теоретические обоснования применения новых информационных технологий и традиционных ТАСО………………………………

7

1

Значение использования новых информационных технологий и традиционных ТАСО в обучении…………………………………

7

1.1

Роль ТАСО в процессе обучения……………………………….....

9

1.2

Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания……………………………………………..

10

1.3

Принцип наглядности в обучении…………………………………

19

1.3.1

Виды наглядности…………………………………………………..

23

Глава II.

Практическая часть…………………………………………………

27

2

Мультимедийный урок…………………………………………….

30

2.1

Интерактивные доски………………………………………………

39

2.1.1

Классификация интерактивных досок…………………………….

42

2.1.2

Методика разработки занятий с использования интерактивной доски………………………………………………………………….

46

Заключение…………………………………………………………..

50

Литература…………………………………………………………...

51

ВВЕДЕНИЕ

Требованием нашего времени является применение на уроках новейших технологий и интерактивного оборудования. Современный учитель не может, как раньше, пользоваться только мелом и учебником, необходимо овладеть передовыми технологиями. Всем уже давным-давно надоели обычные школьные доски с мелом, который пачкает одежду, руки и личные вещи. Тем более что новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения.

Одним из самых важнейших направлений модернизации современного общества является информатизация образования.  Процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой в использовании современных технологий, направленных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. [10, с.4]

Обращение к гуманистической парадигме образования приводит нас к изменению всей традиционной системы образования и всех ТСО. Необходимы новые технологии, новые методы, модели обучения, которые помогали бы в развитии каждого человека в образовательном процессе. Одним из направлений решения этой проблемы является использование современных информационных технологий в учебном процессе школы. [7, с.8]

Проблема исследования - Все сказанное выше раскрывает остроту выбранной темы работы, которая обусловлена противоречиями между требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику общеобразовательной школы, и реальным уровнем его подготовки. Необходимости разработки методик применения средств обучения, совместно с аудиовизуальными технологиями. На основе принципа оптимизации учебного процесса по физике в общеобразовательной школе. И существующим состоянием проблемы компиляции  межпредметных связей физики, химии, технологии и информатики. Неполное или вообще во многих аспектах отсутствующее разработки в методике преподавания физики с использованием новых ТСО определила выбор темы аттестационной работы: «Использование информационно-коммуникационных средств в обучении физике». Применение новых аудиовизуальных средств и информационных технологий в соединении с традиционными средствами обучения будет содействовать развитию у обучающихся наблюдательности, умений рассматривать, классифицировать и обобщать получаемую информацию. Это определено тем, что при использовании аудиовизуальных средств и традиционных СО обеспечивается более полное восприятие изучаемых объектов и более четкое выделение в них существенных свойств, сторон, взаимосвязи изучаемых явлений и процессов. [11, с.26] В данной работе ставятся следующие задачи:

Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу с целью изучения состояния проблемы использования интерактивной доски, и традиционных ТСО в курсе обучения физики средней школы. Разработать и применить на практике дидактический материал для курса обучения физики по одному отдельно взятому разделу с использованием интерактивной доски.

Объект исследования – процесс обучения.

Предмет исследования – использование интерактивной доски в процессе обучения физики.

Цель исследования – Целью моей работы является, выбор методики применения интерактивной доски в учебном процессе на уроках физики.

Гипотеза исследования – включает предположение о том, что использование интерактивной доски в процессе обучения физики позволит повысить скорость усвоения изучаемого материала, если будет задействоваться максимально возможное количество органов восприятия,  а так же преподаваемая тема будет изложена наиболее доступным и понятным языком для каждой возрастной категории учащихся.

Методологические основы и методы исследования

 Методологической основой данного исследования явились работы, посвящённые проблемам использования традиционных ТСО и новейших технологий в сфере обучения.

Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография: 1999.

Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля 1972.

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования 2001.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. 1988.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования ред. Е.С. Полат. 1999.

Основные методы, использованные мной в процессе исследования: изучение литературы, наблюдение, беседа.

Практическая значимость работы заключается:

- в разработке методических рекомендаций создания материала для курса обучения физики;

- во внедрении в практику преподавания, рекомендаций для создания дидактического материала урока с использованием ИД.

Апробация и внедрение разработанного мной методического материала осуществлялись в образовательном процессе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 16
 
с углубленным изучением отдельных предметов
  имени Владимира Петровича Шевалева"

. Свердловской области, Каменского городского округа. г. Каменск - Уральский

На защиту выносятся:

Обоснование необходимости комплексного использования ТАСО в учебном процессе по физике в старшей (полной) школе;

Методика использования ИД при обучении физике.

[6, с.59-63]

Разработанные мной рекомендации для разработки занятий с использованием интерактивной доски.


Глава I. Теоретические обоснования применения новых информационных технологий и традиционных ТАСО.

1. Значение использования новых информационных технологий и традиционных ТАСО в обучении

Современное общество вошло в информационный век. В данное время в каждой школе имеются компьютеры, где на занятиях информатики происходит ознакомление учащихся с новыми информационными технологиями, в процессе которого учащиеся приобретают начальные знания и навыки работы со средствами новых информационных технологий, а также знакомятся и работают с обучающими программами. Сообразно требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования к уровню подготовки выпускников учащиеся за время учебы обязаны научиться использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации не только по информатике, но и по физике, биологии и т.д. Таким образом, умение использовать средства новых информационных технологий является общим учебным умением.

Информатизация нынешнего общества привела к увеличению числа занятых людей  в информационной сфере, и, как следствие, повысились требования к уровню общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования новых  аудиовизуальных информационных технологий, ориентированных на осуществление психолого-педагогических целей обучения и воспитания, определяется как информатизация образования.

Информатизация — это система взаимосвязанных и взаимодополняющих  процессов, таких как:

Информационный - обособление и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;

 Материальный — строительство глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации.

Познавательный - формирование и сохранение целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость использования ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были вотчиной человека, - управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебного кабинета; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, моделировать любые ситуации. Многие современные технические средства, вплоть до персональных компьютеров, стали или становятся привычными в будничном быту многих обучаемых. [4, с.17]


1.1. Роль ТАСО в процессе обучения

Активное применение аудиовизуальных технических средств обучения - это не привилегия некоторых учителей становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где занятие стало творчеством. Там где технические средства используются грамотно и регулярно, они способствуют повышению эффективности и качества обучения.

Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсификация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения.

В совершенствовании организации учебной работы и повышения ее качества значительную помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные средства обучения. К техническим средствам обучения относится как сама аппаратура, так и специально созданные дидактические материалы. Диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, диски с методическими программами, магнитные записи, видеозаписи, кинофильмы, т. е. Экранно-звуковые средства. [3, с. 56, 63] А так же современные интерактивные доски которые сочетают в себе все вышеперечисленные средства и способны их заменить.


1.2 Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания

Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляют и понимают психологические основы их применения. Известен следующий случай. Учитель начальных классов была увлечена использованием графо проектора, который применялся ею каждый день и почти на всех уроках, что позволяют возможности этого технического средства. Администрация школы, методисты и коллеги поддерживали ее увлеченность. Однако когда учитель в процессе написания дипломной работы об использовании графо проектора в учебном процессе в начальной школе провела углубленное исследование этого вопроса, выяснились интересные обстоятельства. Учащиеся очень по-разному относились к использованию этого технического средства на уроках. Одним это очень нравилось: у них усилился интерес к обучению и его положительная мотивация, повысилась успеваемость по всем или отдельным предметам; другим детям кинопроекции были интересны только на первых порах, а потом они относились к ним нейтрально. В третью группу входили дети, которым кинопроекции бывали, необходимы только на определенных уроках и в определенных случаях. Четвертую группу составили дети, которым использование графо проектора просто мешало в силу особенностей их мыслительной деятельности. Всем учащимся постоянное использование одного и того же ТС, даже при многообразии и разнообразии самих транспарантов, к концу четверти, и особенно учебного года, надоело. Менее всего пользы такое использование графо проектора принесло сильным ученикам, которым излишняя наглядность и детализация изучаемого не были нужны, а также и слабоуспевающим детям, которым была необходима дифференцированная консультация и помощь от самого учителя в силу очень разных причин возникающих у них учебных трудностей. [4, с.149, 150] Дидактические возможности обучающих, так же как и контролирующих технических средств обучения (ТСО), определяются степенью совершенства программ, которые в них реализуются. Программа и ТСО органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Какими бы совершенными ни были ТСО, без соответствующей программы, разработанной на основе принципов теории обучения и с учётом достижений в области изучаемого предмета, они утрачивают свою ценность в дидактическом плане и становятся малоэффективными при контроле знаний. В то же время любая совершенная обучающая программа требует для своей реализации устройства с высокими техническими данными. [1, с.233] Наиболее полно требованиям, предъявляемым к ТСО, удовлетворяют автоматизированные обучающие системы (АОС). АОС — функционально взаимосвязанный набор подсистем учебно-методического, информационного, математического и инженерно-технического обеспечения на базе средств вычислительной техники, предназначенный для оптимизации процессов обучения в различных его формах и работающий в диалоговом режиме коллективного пользования. АОС дают возможность использовать быстродействие ЭВМ, её способность хранить большое количество информации, логической возможности, дистанционный доступ к информационным массивам, возможность накапливать и обрабатывать статистический материал об учебном процессе с требуемым уровнем обобщения. Применение АОС в учебном процессе позволяет решить ряд фундаментальных проблем педагогики, основные из которых — индивидуализация обучения в условиях массовости образования; развитие творческой активности и способностей учащихся к познавательной деятельности; унификация учебно-методического материала в связи с открывшейся возможностью «тиражирования» опыта лучших преподавателей. Оснащение учебного рабочего места устройством отображения информации на электроннолучевой трубке (дисплеем) позволяет организовать диалог с ЭВМ, близкий к естественной форме общения учащихся с преподавателем. Комплексное использование ТСО всех видов создаёт условия для решения основной задачи обучения — улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса. [9, с.32]

Качество проведения занятий, как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя соединять живое слово с образами, используя всевозможные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями:

- являются источником информации;

- рационализируют формы преподнесения учебной информации;

- увеличивают уровень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;

- формируют и направляют восприятие;

- обогащают круг суждений учащихся, уталяют их любознательность;

- наиболее полно соответствуют научным и культурным интересам и требованиям учащихся;

- создают экспансивное отношение учащихся к учебной информации;

- усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;

- делают доступным для учащихся такой материал, который без ТСО был бы недоступен;

- активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;

 - иллюстрируют связь теории с практикой;

- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;

- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);

- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 25 мин двухчасового занятия, кодоскоп - до 30-40% времени, отведенного на объяснение нового материала, а на технических операциях по воспроизведению графиков, таблиц, формул экономится 15-20 минут учебного времени.

Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:

а) Информационная насыщенность;

б) Возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы,

в) Возможность полного проникновения в суть изучаемых явлений и процессов;

г) Показ изучаемых явлений в развитии;

д) Адекватность отражения действительности;

e) Выразительность, богатство изобразительных приемов, экспансивная насыщенность.

Рассмотрим, каким образом использование ТСО в педагогическом процессе содействует осуществлению принципов его организации.

Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса - направленность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества. Современные технические средства расширяют возможности применения самых разнообразных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей. С любой категорией детей процесс воспитания и обучения с помощью ТСО можно организовать не только интересно и полноценно по информационной насыщенности, но и адекватно их возможностям. Современные ИТО делают как учителя, так и учащихся активными участниками совместной деятельности, потому что многие современные ТСО дают возможность проявить самостоятельность и творческую активность при разработке новых дидактических методических  материалов, отработке и совершенствовании выполняемых работ и проектов.

Целенаправленность заключается в том, что педагогическим процессе взаимодействия учителя с воспитанниками становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ТСО, как видно из всего, что было написано про них выше, имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их содержанием (литературным, историческим, биологическим, географическим, технологическим и т.д.), характером и сложностью материала, которые устанавливают возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятии и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).

Научность, доступность, систематичность и последовательность. Принцип научности реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Принцип доступности обучения, т. е. соответствия содержания и методов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, также лежит в базе применения современных технических средств обучения: привлечение их на занятие или урок, прежде всего, вызвано необходимостью облегчить усвоение учебного материала. Без принципа систематичности (правильной логической последовательности изложения) не представляется ни одно пособие, кинофильм, диафильм, теле- или радиопередача, рассчитанные на установленное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.

Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их поддержкой учащиеся лучше разбираются в фактах и явлениях, они возбуждают инициативу, учат применять приобретаемые в школе знания.

Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики. Открывая неизвестное и решая поставленные в фильме или передаче задачи, учащиеся сами извлекают знания и делают выводы.

Например, когда воссоздается история какого-либо открытия в науке через показ борьбы идей, раскрывается, как за привычным и, казалось бы, простым утверждением скрыт сложный путь исканий, развертывание научной мысли становится образцом для организации мыслительной деятельности ученика.

Активизация обучения тесно связана с формированием устойчивого познавательного интереса. ТСО вызывают такой интерес своими изобразительными возможностями, тем, что даже известны материал, представленный в экранно-звуковом виде, приобретает новые стороны, выглядит иначе, чем представлялось. Стимулирует интерес учащихся к обучению и включение в учебно-воспитательный процесс документального материала: фотографий, рисунков, рукописей, старинных книг, фотохроники и фоновой записи голосов из прошлого.

Творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. О том, что современные информационные технологии в большинстве своем ориентированы на раскрытие творческого потенциала и учителя, и ученика, говорилось и в этой главе, и неоднократно на страницах данного пособия. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.

Принцип наглядности - принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий – к разработке соответствующих программ.

Принцип коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка по-настоящему только теперь и начинает реализовываться в условиях массового обучения. ТСО с возможностями создания и предложения индивидуальных заданий в системе деятельности всего класса, когда каждый ученик может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы, становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке.

Специально применительно к ТСО необходимо сказать о таких принципах, как принцип меры и принцип комплексного характера их использования.

Разнообразные и неиссякаемые возможности ТСО и НИТ у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру - правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое, самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании.

Высокая информационная емкость дидактических материалов для ТСО и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса с помощью ТСО нельзя.

Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения. Кроме того, ТСО не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни. [4, с. 162-167]

Но ни одно ТСО, даже компьютер, с его поражающими воображение возможностями, нельзя противопоставить другому. Так как каждое из них относительно выигрывают перед остальными лишь в определённых учебных ситуациях, при решении определенных дидактических задач. Поэтому необходимо их использовать как по отдельности, так и в сочетании одного с другим, что является одной из причин разработки мультимедийных, аудиовизуально наполненных средств обучения и воспитания. Изобразительные средства учебного фильма обеспечивают динамичный показ изучаемых явлений и процессов, что недостижимо средствами статичной проекции, но в них нередко бывает избыток комментария, мешающая музыка и др. Эти недостатки отсутствуют в статических экранных пособиях. Транспаранты к графо проектору, например, имеют неоспоримые преимущества перед диафильмом или серией слайдов в тех учебных ситуациях, когда необходимо поэтапное формирование понятий, и уступают им при иллюстрировании логически последовательного развития действия, связанного определенной сюжетной линией. Использование звукозаписей целесообразно в процессе формирования понятий посредством словесных образов.

Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям. [12, с.20]


1.3. Принцип наглядности в обучении.

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались учениками, прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картины, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний и развитию школьников.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. Опираясь на восприятие младшими школьниками множеств и отношений между ними, надо уже в 1-м классе постепенно переходить к обобщению наглядных отношений, добиваясь их понимания в отвлеченном плане. Так, проделав умножение и деление на квадратиках или кружочках в пределах двух десятков, следует перейти к уяснению связи между умножением и делением, взаимно обратных отношений между этими арифметическими действиями.

В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Например, на уроке учитель говорит: «В этой склянке – серная кислота. Рассмотрите ее внимательно. Каковы физические свойства этого вещества?» – «Серная кислота — прозрачная, бесцветная жидкость»,— отвечает ученик. «Смотрите, как льется серная кислота»,— обращается к классу учитель, проводя опыт.— «Она маслянистая»,— отмечают школьники.

При другой форме сочетания, резко отличающейся от только что описанной, сведения о предметах и процессах учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства служат для подтверждения или конкретизации словесных сообщений. В этом случае, на уроке, посвященном той же теме (серная кислота), учитель сам рассказывает о ее физических свойствах и показывает эти свойства.

Первая из упомянутых форм сочетания является более эффективной не только для усвоения знаний, но и для развития наблюдательности школьников. Превосходство первой формы сказывается особенно резко тогда, когда должен быть осуществлен тонкий анализ объекта, например, при изучении внутреннего строения листа. Поскольку применение другой формы сочетания требует меньше времени, можно прибегать к ней, когда производится сравнительно «грубый» анализ объектов.

Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям. [2, 123]


1.3.1. Виды наглядности

Естественная наглядность предполагает ознакомление учащихся с реальными объектами (с растениями, животными, минералами и т.п.) в классе и за пределами школы (во время экскурсий, выездов в природу и т.п.).

2.  Экспериментальная наглядность является разновидностью естественной наглядности. Она предполагает ознакомление учеников в ходе проведения экспериментов и опытов с процессами и явлениями, происходящими в реальной действительности. Например, химические реакции, явление электрического разряда и т.п.

Картинная и картинно-динамическая наглядность имеют целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины, диафильмы, диапозитивы, немые кинофильмы).

Объемная наглядность в системе учебных пособий представлена макетами, моделями, муляжами, панорамами, геометрическими телами и фигурами и т.п.

Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов, и прежде всего звукозаписи с грампластинок или записи на магнитной ленте художественного чтения отрывков литературных произведений, записи иностранной речи и звуковых изображений.

Символическая и графическая наглядность способствует развитию абстрактного мышления, т.к. пособия этого типа отображают реальную действительность в условно-обобщенном символическом виде. Например, карты, схемы, планы, чертежи, диаграммы и т.п. В связи с бурным развитием абстрактно-теоретических знаний и отражением их в школьных курсах этот вид наглядности приобретает все большее значение.

 Внутренняя, или опосредованная, наглядность представляет оперирование уже имеющимися представлениями для формирования новых представлений. Например, получение представления о новом через сравнение с тем, что уже известно.[14]

Использование ИТ в обучении физике.  Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.[8, с.164]

На уроках физики часто используется разнообразный текстовый и графический материал. Нет необходимости листать учебник, книгу, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.).[11, с.21]

Наиболее подходящим для этих целей средством оказалась программа создания электронных презентаций Microsoft Power Point, входящая в состав пакета Microsoft Office. Сначала на основе данного приложения создаются отдельные компоненты, используемые на уроке, например:

информационно-иллюстративные презентации;

презентации-тесы и презентации-викторины, построенные по принципу выбора правильного ответа на поставленный вопрос из нескольких представленных вариантов, где варианты ответов являются гиперссылками на файлы (звуковые, анимационные), являющиеся индикаторами правильности выбранного варианта ответа;

комбинированные презентации, представляющие учащимся учебный информационно-иллюстративный материал и контрольные упражнения (тесты) по нему.[11, с.37]

Следующий этап использования приложения Power Point – представить весь учебный курс как единую презентацию.

Среди несомненных достоинств данного метода его разработчики называют:

исключительную простоту и самые широкие возможности редактирования, что позволяет легко изменять дизайн, структуру и содержание презентации вплоть до полной замены всего содержания, - это позволяет использовать готовую презентацию одного курса как основу для быстрого создания презентаций по любому предмету;

большие возможности в области интернет-технологий, позволяющие, сохранив презентацию учебного курса как веб-страницу или веб-архив, опубликовать ее в интернете, сделав доступной для других заинтересованных пользователей как для индивидуальной, так и для совместной работы;

стимулирование активной деятельности учащихся не только на уроке, но и на этапе подготовки учебного материала. [4, с.258, 259]

При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.

В качестве примера воспользуемся презентацией "Творческая работа". По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.[14]

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

Повышение уровня использования наглядности на уроке.

Повышение производительности труда.

Установление межпредметных связей с информатикой.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении технологического материала.

Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от физики, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе «родственную душу».

Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и физики.


Глава II. Практическая часть

Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения. Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Возникает вопрос, какая программа отвечает потребностям учителя? Ведь эта программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым. Учитель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды и т.д.). Этими требованиями обладает любая программа создания презентаций.

Однако давайте для начала разберёмся с понятием что их себя представляет интерактивное обучение.

      Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Эта форма организации подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки;
- помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, а также прислушиваться к мнению своих товарищей;
- снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.      

       Необходимым помощником преподавателей  в реализации интерактивного обучения являются современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В профессиональных кругах уже устоялся термин «образовательные информационные технологии» (ОИТ) –  область ИКТ, направленная на решение задач информатизации учебного процесса. Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски.  

       Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.

При подготовке к урокам для создания презентаций я использовал программу Power Point. Готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши.  Интерактивная же доска позволяет исключить периодическое отвлечение учителя от  темы  и обстановки в классе для переключения слайдов.

По ходу урока учитель поэтапно выводит необходимый материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. В случае использования слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и подводит его итоги.

В случае необходимости учитель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально настраивать любую имеющуюся презентацию под конкретный урок в конкретном классе.

Таким образом, использование технических средств в обучении физике, а частности, пакет Microsoft Office Power Point позволяет решить следующие задачи:

Применение инновационно-информационных технологий и соответствие Microsoft Office Power Point условиям современной технологии обучения.

Увеличение наглядности методических материалов в обучении.

Улучшение организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Использование глобальных и региональных систем, таких как INTERNET и др.

Давайте рассмотрим урок с использованием ТАСО.


2 Мультимедийный урок

Сначала рассмотрим урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. Например, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников, т.е. процесс обучения, становится интерактивным. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. Ничего удивительного не будет в том, что у более опытного учителя подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее, нежели у его молодого коллеги. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака» даже начинающим учителем.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

для изучения нового материала, предъявления новой информации;

для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

для обобщения, систематизации знаний?

Конечно же, презентация на таком уроке обязательно присутствует. Строить презентацию желательно только на тех фактах, которые могут заинтересовать всю аудиторию целиком или тех, без которых нельзя обойтись при объяснении (пусть и не интересных). При планировании презентации необходимо опираться на следующие дидактические принципы не раз перечисленные выше:

научности;

наглядности;

доступности;

системности и последовательности;

сознательности и активности;

прочности;

связи теории и практики;

интерактивности;

индивидуализации;

перманентности комплексного восприятия информации.

При проектировании презентации необходимо помнить, что визуальные средства – всего лишь средство демонстрации, а не цель, о чем многие забывают при создании презентации, преувеличенно увлекаясь спецэффектами.

При их разработке и использовании нужно учитывать, что:

они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;

они вызывают интерес и делают разнообразным процесс презентации;

усиливают воздействие презентации

Презентация для урока может сквозной – презентация, которая используется на протяжении всего урока, и несквозной – презентация, которая используется на каком-то этапе урока.

Сквозные презентации применяются редко. Очень часто при применении такого рода презентаций учитель просто заменяет доску на презентацию, что не совсем правильно и эффективно. Кроме того, очень сложно удержать внимание учеников к этой презентации. Поэтому, если Вы используете на уроке сквозную презентацию, надо продумать об интерактивных средствах, используемых в ней.

Наиболее эффективно использование презентаций на следующих этапах урока:

- объяснение нового материала;

- закрепление ЗУН (презентация используется в качестве тренажера по определенной теме школьного курса).

На этапе объяснения нового материала стоит позаботиться о том, чтобы презентация не стала простой заменой классной доске, а чтобы в презентации были уникальные факты, которые нельзя объяснить словами или продемонстрировать другими средствами. Например, видео-, аудиозаписи выступлений ученых, экспериментов и т.п.

Для применения презентации на этапе закрепления ЗУН надо разработать ряд практических заданий с выбором ответа и сделать из них презентацию. Затем презентация может быть использована на уроке в качестве программы-тренажера.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только, и не столько, уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно ли все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Другой вариант использования интерактивных средств обучения в образовательном процессе – электронный учебник. Вариант, когда учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на СD, DVD – носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем).

Приведем конкретные примеры использования возможностей Интернета в учебных целях, которые можно применять как в традиционной организации обучения, так и при работе с новыми педагогическими технологиями.

Прежде перечислим, что может обучаемый делать в Интернете и как эти возможности можно использовать в учебном процессе.

Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями Интернета, можно условно разделить на три группы:

поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т.п.;

общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;

публикация в сети — создание сайтов.

Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся.

1. Поиск информации

Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:

написание рефератов,

составление аннотированных ссылок,

рецензия на сайт по теме,

сбор мультимедийного материала к теме,

иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета.

Процедуры поиска и анализа информации можно разделить на две составляющие:

поиск опубликованной в сети информации;

сбор информации, не представленной в сети, с целью ее публикации в сети.

К поиску информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

написание и защита рефератов разных видов на основе материалов из сети: реферат-обзор, реферат-рецензия (реферат в электронном виде размещается на сайте школы, а защита проводится в виде чата или обсуждения в телеконференции);

анализ существующих в сети рефератов на данную тему, их оценивание, создание рейтинга работ учащихся;

составление коллекции аннотированных ссылок интернета по теме;

рецензия на сайт по изучаемой теме и ее презентация;

обзоры профессиональных телеконференций, анализ обсуждения актуальных проблем;

сбор мультимедиа-материалов к заданной теме (текст, иллюстрации, анимации, видео, аудио);

иллюстрация найденного текста своими мультимедиа-материалами (графика, схемы, таблицы и т. д.).

К сбору информации можно отнести следующие виды учебных заданий:

консультация экспертов. Учащиеся могут обратиться за разъяснениями к человеку, считающемуся экспертом в данной области;

проведение опросов. Выбирается интересующая учащихся тема, например отношение к выборам, и опрашивается, возможно, большее количество людей в сети или используются обычные методы опросов. Результаты анализируются и предоставляются всем желающим.

Сбор информации происходит во время:

проведения опросов,

консультации экспертов.

2. Общение

виртуальные встречи. Виртуальная встреча — учащиеся могут обратиться с вопросами к какой-либо известной личности. Например, к нобелевскому лауреату. Сообщение о встрече сопровождается досье следующего содержания:

как участвовать во встрече;

краткая биография приглашенного;

публикация одного из его произведений (например, статьи);

как будет происходить встреча.

Виртуальные встречи можно проводить с помощью чата или видеоконференции.

переписка.

обсуждение. Обсуждение заданной темы или вопроса. При этом следует учить аргументированию собственной позиции.

ролевые игры. Ролевая игра, которую ведет учащийся. Один из учащихся ведет виртуальные встречи с другими учащимися, скрывшись за маской выдуманного персонажа (Ломоносов, Айвазовский, Путин и т. д.). При этом учащиеся могут задавать ему самые разные вопросы, и чтобы ответить на них ведущему приходится много читать и разбираться в обсуждаемой теме. Данную игру можно проводить как по электронной почте, так и в чате или видеоконференции.

консультации. Могут проводиться по электронной почте, иногда можно в виде чата. В этом случае преподаватель назначает регулярное время, когда он будет в сети, например, по средам с 18.00 до 19.00. Тематический чат может иметь различные сценарии проведения, но должен отвечать следующим требованиям: до чата рассылается объявление о дате и времени его проведении. Учащиеся заходят в чат под своими реальными именами и фамилиями.

3. Публикация в сети

создание тематических веб-страниц индивидуально и в мини-группах (совместное творчество — одна из наиболее популярных используемых в сети моделей. Учащиеся пишут совместные тексты, создают учебные пособия и т. п., работая в мини-группах и предоставляя всем желающим возможность увидеть и оценить их творчество);

публикация исследовательских и реферативных работ на школьном сайте;

создание банка данных об инженерных, литературных и т. п. находках учащихся, банка игр и упражнений;

конкурсы — элемент состязательности дает дополнительную мотивацию для выполнения задания (например, сетевая викторина). В сети публикуются вопросы, на которые нужно ответить за определенный срок (например, неделю). Оцениваются эрудированность и грамотность изложения, а также оформление ответов;

создание в сети фотосериалов. Современные цифровые фотоаппараты помогут создать серию изображений на заданную тему. Это может быть заданием для учащихся— создать веб-страницу с описанием какого-либо процесса. Например, смена времен года в различных климатических поясах. Учащиеся смогут увидеть, что происходит с природой в один и тот же день на различных географических широтах. Фотосериал занимает значительно меньше места, чем видеоролик, и очень часто показывает те же операции нагляднее. Фотосериалы можно использовать в ходе обучения и гуманитарным предметам, так как они позволяют показать развитие ситуации.


2.1 Интерактивные доски

Одним из самых прогрессивных интерактивных средств  обучения являются интерактивные доски. С интерактивными досками можно работать как в большой аудитории, так и в маленьких группах. Эти современные аудиовизуальные средства обучения помогают разнообразить занятие: преподаватель может читать лекцию, используя одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD,CD-ROM и интернет-ресурсы. Программное обеспечение позволяет писать и делать пометки прямо поверх всех видов документов, диаграмм и интернет страниц. Любую информацию, отображенную на интерактивной доске, можно распечатать, сохранить, отправить по электронной почте и поместить на сайт. Интерактивные доски не требуют много места. Если проектор для доски прямой проекции прикрепить к потолку, не нужно дополнительно размещать подставку для аппаратуры посреди класса. Приобретая доску обратной проекции, вы сможете избежать проблем с подключением проектора, так как он располагается за экраном и составляет единую конструкцию с ним. Есть и мобильные модели: они не крепятся к стене и их можно с легкостью перемещать из одной аудитории в другую. Интерактивные доски подходят для учащихся всех возрастов: высоту доски можно регулировать под любой рост. Инновационные методы и технические средства обучения сегодня доступны каждому. 

Первая задача, которую позволяют решать интерактивные доски и сенсорные дисплеи, – уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. Эта форма хороша для введения в тему, первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики. Здесь полезны компьютерные тренажеры и виртуальные модели.

Вторая задача интерактивных досок – возможная экономия времени на занятиях за счет частичного отказа от рисования схем, диаграмм и конспектирования. Обучающиеся по окончании урока получают файл с конспектом, который могут просмотреть дома на компьютерах в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски. К сожалению, здесь есть и отрицательные моменты – полный отказ от конспектирования снижает усвояемость материала, выключая моторную память. Кроме того, у слушателей, гарантированно получающих копию занятия, снижается мотивация к концентрации внимания на уроке. Для компенсации этого эффекта преподавателю приходится больше внимания уделять упражнениям на проверку усвоенного материала.

Третья задача интерактивных досок – повышение эффективности подачи материала. Чтобы  объяснить механизм этого процесса, сделаем небольшое отступление. В художественной фотографии, театре, кинематографе, мультипликации, живописи и других сферах искусства традиционно различают сцену и героя (объект) – говоря языком психологии, фоновое и когнитивное, фон и фигуру. Фон и фигура подчиняются своим законам, они настолько различны, что их оформлением часто занимаются разные люди. В театре это художник сцены и костюмер, в мультипликации – художник фона и художник-аниматор. Наиболее сильное воздействие на зрителей достигается именно при удачной комбинации сцены и разворачивающегося на ее фоне основного действия. Надо сказать, что в советской системе обучения преподаватель был весьма ограничен в создании фона. Чаще всего в его распоряжении имелся лишь тематически оформленный кабинет, плакаты или карты. Когнитивную составляющую материала он отражал на доске или показывал на учебных пособиях.

Сегодня ситуация кардинально меняется. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски слайд-шоу с информацией необходимой на уроке. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала – писать или рисовать на интерактивной доске (на любом фоне – обои рабочего стола, презентация и т. п.). По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки.

Четвертая задача интерактивной доски в аудитории – организация групповой работы (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях. Здесь требуется гибкое программное обеспечение и, желательно, интерактивная доска, основанная на аналогово - резистивной технологии, чтобы обучающиеся могли писать и рисовать пальцем, не думая о том, как делить между собой электронные маркеры.

Компьютеры и проекторы, однако, решают только часть задачи. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека – визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связано такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, то есть перевести на уровень подсознания.

Применение интерактивных досок сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов к преподаванию. Тем не менее, даже учителям старой закалки, побаивающимся вычислительной техники, интерактивные доски позволяют вести занятие привычным методом (маркером на доске), получая на выходе все записи в электронном виде.


2.1.1 Классификация интерактивных досок

    Интерактивные доски делятся на два класса в зависимости от расположения проектора:

- с фронтальной проекцией;

- с  обратной проекцией.

     Доски с фронтальной проекцией распространены наиболее широко, хотя и обладают очевидным недостатком: докладчик может загораживать собой часть изображения. Чтобы этого не было, проектор подвешивают под потолком как можно ближе к доске, объектив наклоняют вниз, а возникающие трапециевидные искажения компенсируют с помощью системы цифровой коррекции.

     Доски с обратной проекцией, где проектор находится позади экрана, существенно дороже и занимают в аудитории больше места, чем доски с прямой проекцией. Поскольку экран работает на просвет, возможны проблемы с видимостью изображения под большими углами.

      В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования.

      Преимущество доски перед обычной проекционной системой состоит в том, что управление компьютером происходит непосредственно с поверхности доски, и ученикам не нужно напрягаться, отслеживая на большом экране маленький курсор и теряя из виду преподавателя.

     Чтобы управлять компьютером, достаточно только коснуться экрана. На доске можно писать с помощью специальных маркеров, а также специальным электронным пером или даже пальцем.

    Используя доску, вы можете открывать файлы, работать с интернетом, показывать слайды, видео. На ней можно делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, а также, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования (печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте). Окончив работу, вы можете сохранить все ваши записи для последующего использования.

    Использование интерактивной доски позволяет сделать уроки более живыми, интересными, наглядными и красочными. Что позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории, помогает сэкономить время примерно на 25%, благодаря чему остается время для изучения дополнительного материала по теме, анализа практических задач. Благодаря подаче материала с помощью интерактивной доски, учащиеся лучше и быстрее усваивают новый материал, так как все сказанное сразу подтверждается наглядно: с помощью видео, анимации, компьютерных моделей, которые имитируют физические процессы и других. Все это говорит о том, что процесс обучения с применением интерактивной доски гораздо эффективнее, чем процесс обучения с помощью традиционных форм проведения занятий.

     Нельзя категорически заявить, что результаты всех учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но большинство учителей отмечают, что  ученики более заинтересованы и мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал. Интерактивная доска повышает качество уроков, что также экономит время учителя, ведь ему не придется объяснять один и тот же материал дважды.

    Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

    Таким образом, используя интерактивную доску, можно организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

    Но стоит помнить – доска не может быть использована как демонстрационный материал в течение всего урока! Планировать уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской не более 10 – 20 минут.

                                                                                                                                                                                           

Подводя итоги всему выше сказанному:

урок должен быть приготовлен заранее, тогда объяснение материала пройдет быстрее;

интерактивная доска позволяет использовать самые разные материалы одновременно: и изображения, и звук, и видео, и текст и другие необходимые материалы;

течение урока должно быть логическим и  последовательным, тогда урок позволит выполнить все поставленные задачи;

файлы, сохраненные во время урока, могут быть переданы ученикам; также эти файлы можно использовать на последующих уроках для повторения пройденного материала или дополнения.

применяя интерактивные технологии, повышаем качество знаний учащихся, формируем положительную мотивацию учения, способствуем деловому общению учащихся и коллективной ответственности за результаты труда, развиваем познавательный интерес, мышление, творческие способности.

При работе с интерактивной доской на учителя ложиться еще одна ответственность, глупо использовать такое дорогостоящее оборудование в качестве экрана. Такая доска, действительно является интерактивным средством обучения, позволяющим организовать работу учеников во взаимодействии между собой, совместную работу над единым проектом в рамках даже одного урока.

Создание собственных материалов для работы с интерактивной доской один из самых актуальных вопросов современного образования.


2.1.2 Методика разработки занятий с использования интерактивной доски

Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать следующий алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски.

Определить тему, цель и тип занятия;

Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски, с учётом особенностей учащихся.

Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.

Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.

Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.

Составляется временная развертка (поминутный план) урока.

При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.

Из найденного материала собирается презентационная программа, интерфлипчарт. Для этого пишется ее сценарий.

Апробация урока.

В своей работе я часто использую обучающие презентации с элементами интерактивного тестирования на этапе первичного закрепления материала. После объяснения нового материала учащиеся индивидуально или парами работают с такой презентацией, в которой требуется ответить на вопросы теста. Выбрав щелчком левой кнопки мыши один из приведенных вариантов ответа, при этом оценивание каждого ответа происходит в этот же момент, и, в случае неверного ответа, ученики могут исправить свой ответ. Такая работа позволяет ребенку самостоятельно оценить  степень усвоения материала, поднимает уровень мотивации ученика, так как предполагается, что тест будет им пройден в любом случае.

Если тест создан на основе сложного теоретического материала, в случае неверного ответа на тот или иной вопрос предоставляю учащимся  возможность получения интерактивной справки.

Использование интерактивной справки используется мной и в случае проведения проверочного тестирования, в случае ее использования во время тестирования уменьшается количество итоговых баллов.

 Так же мной часто используются электронные конспекты учебного материала, оформленные в PowerPoint, Word или с помощью других программных средств. Электронный конспект позволяет ученику быстро получить справку по ранее изученному материалу или дополнительную информацию, двигаться по теме в своем темпе и выбирать темы в произвольном порядке, если это возможно.

Включение Flash-роликов в презентацию PowerPoint несравненно улучшает ее качество

Создание  интерфлипчартов

   Интерфлипчарта – ряд полезных страниц, созданных для урока с помощью библиотеки ресурсов своеобразный интерактивный флипчарт. Интерфлипчарт можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а интерфлипчарты – как вспомогательные, используемые преподавателем на уроке и требующие его комментариев и дополнений. Под интерфлипчартом мы понимаем логически связанную последовательность страниц интерфлипчарта, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
    Интерфлипчарт урока представляет собой  мультимедийный конспект, который содержит краткий текст, основные вопросы, формулы, чертежи, рисунки, кинематические схемы, схемы электрических цепей, чертежи, видеофрагменты изготовления изделий и многие другие этапы урока.
  При подготовке интерфлипчартов необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов.

    Выделю основные особенности разработки интерфлипчартов:

-  весь урок не должен быть «завязан» на интерфлипчарте;

-  страницы интерфлипчарта можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации;

-  отбор материала для Интерфлипчарта должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

   Создание Интерфлипчарта по шагам:

1 шаг – Не забывать о традициях.

надо использовать проверенные стратегии планирования урока;

при планировании не стоит забывать, что педагогические принципы создания урока те же самые, что и при создании урока, но с интерактивной доской;

задания для урока должны быть разнообразные, с различными стилями обучения для разных учеников (визуалы, аудиалы, кинестетики, которым надо потрогать, подвигать)

2 шаг – создать максимальные возможности для активного участия учеников в учебном процессе. При создании Интерфлипчарта должны быть учтены типы вопросов ученикам, интерактивные задания, вид совместной работы у доски (в паре, группы) и др.

3 шаг – используйте ресурсы и готовые шаблоны страниц. Для этого используйте библиотеку ресурсов, которая уже прилагается, и пакет ресурсов, который можно загрузить с других сайтов в интернете.

4 шаг – дизайн интерфлипчарта (рисунки и фото, разный шрифт, цвет, размер, фон и др.). Важно:  

- не перегружать страницу;

- видно должно быть даже с последней парты;

- использование анимации добавляет динамики, но это не должно отвлекать внимание учеников от работы;

- стараться придерживаться одного стиля;

- разные виды страниц не создают целостности Интерфлипчарта;

- общее восприятие работы.

5 шаг – поделиться своими идеями с коллегами. Записать  этапы урока на страницах интерфлипчарта.

    Создать страницу интерфлипчарта можно, используя библиотеку ресурсов или интернет.

Приведенные примеры не являются исчерпывающими — здесь все зависит от творчества преподавателя и его умения использовать современные возможности ИКТ-технологий учебном процессе.


Заключение

На основании выше сказанного, можно сделать следующие выводы.

Общая специфика человеческого восприятия различной информации определяется особенностями функционирования пяти органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, сенсорика. А поскольку мир сегодня - это визуально ориентированный мир, мир виртуальных возможностей и информационных технологий, то аудиовизуальные средства - кинематограф, телевидение, видео, мультимедиа - обретают особое значение в решении задач воспитания и образования. Они дают весьма наглядный пример невероятной по размаху и скорости системы распространения аудиовизуальной информации. И их использование в образовательном процессе становится неотъемлемой частью для создания полной картины мировосприятия у обучающихся. Научная обоснованность их использования становится непререкаемым постулатом основы образования.

На современном этапе аудиовизуальные средства образования включают в себя: фонограммы; видеопродукцию; компьютерные учебные пособия; Телевидение, Видео, Компьютер, Гипертекст, Интернет - компьютерная коммуникация. 21 век: наиболее революционным этапом технического прогресса, является переход фототехники, кино, телевидения и видеотехники на цифровую основу, а так же ведутся разработки в сфере голографии, что в свою очередь даст ещё более мощный импульс к использованию ТАСО  в совершенствовании учебного процесса.    


Литература

Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. – 364 с.

Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т. 3 / Глав. ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966. В сокращении.

Карпов Г. В., Романин В. А., Технические средства обучения и контроля, 2 изд., М., 1972. – 168 с. 

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. – М.: Высшая школа, 1988. – 231 с.

Мархель И.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. – М.: Высшая школа, 1987. – 175 с.

Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 192 с.

Молибог А. Г., Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе, М., 1971. – 215 с.

Молибог А.Г., Тарнапольский А.И. Технические средства обучения и их применение. – Минск: Университетское изд-во, 1985. – 208 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.

Оснащение школы техническими  средствами в современных  условиях // Под. ред. Л.С. Зазнгобиной. – М.: УЦ «Перспектива», 2000. – 80 с.

Стайнов Г.Н. Дидактические возможности компьютерных обучающих программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специальности 030500 “Профессиональное обучение”. – М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 1994. – 41 с.

Технология. 6 класс (девочки). Поурочные планы по учебнику «Технология. 6 класс» В. Д. Симоненко. В 2 ч. Часть I. /Сост. О. И. Макридина – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003. – 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно- коммуникационных технологий в процессе обучения математики»

Необходима такая педагогическая модель, которая бы соответствовала информационным потребностям и веяниям нового времени. Нужно перестроить материал своего предмета так, чтобы обучающиеся в условиях ис...

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике

Презентация к выступлению на районном постоянно-действующем семинаре "Информационные технологии в образовательном процессе" 23.04.2012...

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения химии

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современном мире и, скорее всего,  им не столько нужна...

"Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения"

В статье представленны виды, способы, плюсы и минусы использования ИКТ в образовательном процессе....

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...