Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Логинов Михаил Анатольевич

 

Урок-исследование

Тема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 184

Калининский район

        

https://new-science.ru/wp-content/uploads/2020/02/9584-1.jpg

7класс

Урок-исследование

«Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты» 

         Разработка учителя физики

 Логинова Михаила Анатольевича

г. Санкт-Петербург

2020

Урок-исследование

Тема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»

Цель урока:

 

Цели урока:  

 

Педагогические:

  • изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;
  • формирование творческого, интеллектуального потенциала учащегося;
  • совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы.

Учебные:

  • ликвидация пробелов по основным темам курса физики;
  • отработка физических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;
  • формирование навыка оформления экзаменационных работ;
  • выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.

Методические:

  • Усовершенствовать средства диагностики усвоения учащимися составляющих учебно-познавательной компетенции по физике.
  • Экспериментально проверить эффективность разработанной методики урока в реальном учебном процессе.
  • Воспитывать чувство ответственности.
  • Учить  обучаемых  работать в коллективе.
  • Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.
  • Научить учащихся определять необходимые результаты опытным путем.
  • Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами. 
  • Развитие чувство ответственности.
  • Совершенствование  навыков коллективной  работы.
  • Продолжить формирование вычислительных навыков, формировать умение планировать, прогнозировать эксперимент.
  • Научить учащихся определять плотность твердых тел  и жидкостей опытным путем: с помощью весов, мензурки или линейки.
  • Научить пользоваться справочной литературой, работать с таблицами.

Тип урока: Занятие – исследование, ролевая игра, информационно-развивающий.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, весы, мензурка, линейка, твердые тела и жидкости разной массы и объема.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого спроектирован урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД – преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями

познавательными УУД:

–знания совместными групповыми усилиями

коммуникативными УУД:

– участвовать в коллективном определять способы решения проблем под руководством учителя

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска .

– формулировать новые обсуждении проблем

личностными УУД:

– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Планируемые результаты:

Знать понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. Прямые и косвенные измерения

овладение навыками работы с физическим оборудованием

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

развитие внимательности собранности и аккуратности

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учащиеся - экипажи звездолетов, распределяют роли:

Капитан звездолета,

первый помощник,

 инженер - физик,

инженер по оборудованию,

 разведчики недр,

руководитель исследовательской группы

лаборанты.

Мотивировка учащихся к самостоятельной постановке цели урока.  

Для того чтобы мы могли приступить к исследованию планеты, нам необходимо сформулировать цель нашей экспедиции и поставить ряд задач, решение которых приведет нас к конечной цели. Кто попробует сформулировать их? Пожалуйста…

-все вещества состоят из различных веществ;

-различные вещества имеют разную плотность;

-по известной плотности  веществ, и используя таблицы плотностей, можно определить, из какого вещества изготовлено физическое тело.

-следовательно, в исследовательских работах необходимо определить плотность вещества твёрдых тел и сделать выводы.

Учащиеся определяют тему урока: «Определение плотность твёрдого тела» 

Теперь необходимо повторить ранее изученный материал;

II. Проверка домашнего задания.

Работа с формулой плотности, единицы измерения физических величин, входящих в формулу ρ = m/V .  

Учащиеся заполняют таблицу  и проводят взаимопроверку.

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

ρ

кг/м3

ρ = m/V

Масса

m

кг

m = ρV

Объём

V

  м  3

V= m/ρ

III. Актуализация знаний.

Работа с таблицами плотностей веществ учебнике, по вопросам:

А) Плотность редкого металла осмия, равна22600 кг/м3 .Что это означает?

В) Из какого вещества изготовлен браслет, плотность которого 10,5 г/см3?

С) Плотность меди 8900 кг/м3 . Выразите её в г/см3 .

D) Какие измерительные приборы необходимо выбрать, чтобы определить плотность твёрдого тела?

 IV. Проведение лабораторных работ. 

               Межзвездная экспедиция состоит из двух звездолетов :

-Звездолет  «                »

-Звездолет  «                »

  1. Капитаны  звездолетов получают задания №1…

(см. образцы),  определяют цель работы.

       

    2. Руководитель исследовательской группы

      планирует ход проведения эксперимента.

3. Инженер по оборудованию  и инженер-физик проверяют         готовность к работе, получают исследуемые образцы.

4. На местах выполнение работы и оформление результатов.

5. Подведение итогов работы и отчет руководителей исследовательской группы

6.Сдают бланки своей группы для  проверки.

7.Лаборанты сдают приборы.

V.Рефлексия

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я научился ….

       Теперь я могу …

 Мне понравилось…

 Знания, полученные сегодня на уроке,  пригодятся… 

 Д/з повт § №21,15,16. Физика 7 класс.

 Оборудование:

1.Весы –5

2.Разновесы-5

3.Линейки –5

4.Мензурки –5

 5.Образцы для определения плотности твердого тела –5.    

 6.Конверты с заданиями –5

 7. Справочники по физике.

Интернет-ресурсы использованные для подготовки к уроку:

Задание№1

Исследовательская группа________________________

Определение плотности твердого тела или жидкости.

Цель работы: Научиться  определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови,  плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел,  мензурка.

Указания к работе.

1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью  линейки или мензурки.

3.Расчитайте по формуле  ρ = m/V  плотность моркови.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

 (см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )

5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Руководитель исследовательской группы________________________________

Инженер по оборудованию    ________________________________________

Инженер - физик ______________________________________________________

Лаборант __________________________________

Задание№2

Исследовательская группа ________________________

Определение плотности твердого тела или жидкости.

Цель работы: Научиться  определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови,  плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел,  мензурка.

Указания к работе.

1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью  линейки или мензурки.

3.Расчитайте по формуле  ρ = m/V  плотность моркови.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

 (см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )

5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Руководитель исследовательской группы________________________________

Инженер по оборудованию    ________________________________________

Инженер - физик ______________________________________________________

Лаборант __________________________________

Задание №3

Исследовательская группа ________________________

Определение плотности твердого тела или жидкости.

Цель работы: Научиться  определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови,  плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел,  мензурка.

Указания к работе.

1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью  линейки или мензурки.

3.Расчитайте по формуле  ρ = m/V  плотность моркови.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

 (см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )

5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Руководитель исследовательской группы________________________________

Инженер по оборудованию    ________________________________________

Инженер - физик ______________________________________________________

Лаборант __________________________________

Задание№4

Исследовательская группа ________________________

Определение плотности твердого тела или жидкости.

Цель работы: Научиться  определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови,  плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел,  мензурка.

Указания к работе.

1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью  линейки или мензурки.

3.Расчитайте по формуле  ρ = m/V  плотность моркови.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

 (см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )

5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Руководитель исследовательской группы________________________________

Инженер по оборудованию    ________________________________________

Инженер - физик ______________________________________________________

Лаборант __________________________________

Задание№5

Исследовательская группа ________________________

Определение плотности твердого тела или жидкости.

Цель работы: Научиться  определять плотность твердого тела с помощью весов и линейки и сравнивать с табличным значением плотности.

Оборудование : весы с разновесами , кусочек моркови,  плотность которого надо определить, линейка, таблица плотности твёрдых тел,  мензурка.

Указания к работе.

1.Измерьте массу тела на весах.

2.Измерьте объем тела с помощью  линейки или мензурки.

3.Расчитайте по формуле  ρ = m/V  плотность моркови.

4.Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.

Масса (г)

Длина

(см)

Ширина

( см)

Высота

 (см)

Объём

(см3 )

Плотность

(г/см3 )

(кг/м3 )

5.Сравните полученный результат с данными справочника и сделайте вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

Руководитель исследовательской группы________________________________

Инженер по оборудованию    ________________________________________

Инженер - физик ______________________________________________________

Лаборант __________________________________

Учащиеся заполняют таблицу  и проводят взаимопроверку.

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

Масса

Объём

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

Масса

Объём

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

Масса

Объём

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

Масса

Объём

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

Масса

Объём

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

Масса

Объём

Физическая величина

Буквенное обозначение

Единица измерения в СИ

Формула

Плотность

Масса

Объём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

определение плотности вещества

приведен конспект урока и презентация для проведения лабораторной работы в 5 классе по курсу "Физика и химия"...

Определение плотности вещества

Лабораторная работа в 7 классе "Определение плотности вещества"...

Урок естествознания в 5 классе по теме "Способы определения плотности вещества"

Урок-практикум по курсу "Введение в естественные науки. Физика. Химия .5-6 классы" по теме " Плотность вещества" проведен в 5 классе с использованием технологии проектно-исследовательской деятельности...

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ "ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА".

   Уроки этого типа желательно проводить хотя бы несколько раз в год, так как они пользуются популярностью у наших ребят, не любящих занятия с репродуктивными видами работ. Цель таких...

Урок физики по теме "Определение плотности вещества". 7 класс.

Проектирование урока физики по теме "Определение плотности вещества" в соответствии с ФГОС....

Определение плотности вещества

Урок исследовательского типа....

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела» 7 класс

Конспект урока для проведения лабораторной работы по физике в 7 классе....