Ситуационная задача.
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Слабкова Галина Петровна

Ситуационная задача к уроку "Плавание тел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsionnaya_zadacha.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

  Ситуационная задача

 

Предметы ____физика___________________________________________________  

Класс __7_ Тема   «Условия плавания тел»

Название задачи

«Как научить топор плавать»

Личностно – значимый познавательный вопрос

Мы с вами неоднократно были свидетелями того, как разные тела в одной и той же жидкости вели себя по-разному: одни тонули, другие всплывали. От чего зависит поведение тела в жидкости? Будет оно плавать, вплывать или тонуть в данной жидкости?

Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде

Текст 1.

Согласно закону Архимеда условие плавания тел следующее: если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости, то есть плавать в ее толще. Если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело будет подниматься из жидкости, то есть всплывать. В случае же, когда сила тяжести, действующая на тело больше выталкивающей его архимедовой силы, то тело будет опускаться на дно, то есть тонуть. Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и её вытесненного объёма.  Если средняя плотность тела будет выше плотности жидкости, то тело утонет.

Текст 2

Плотность сухого дерева за счет полостей, наполненных воздухом, меньше плотности воды и дерево может плавать на поверхности. А вот железо и многие другие вещества значительно плотнее воды. Как же возможно строить корабли из металла и перевозить различные грузы по воде в таком случае? А для этого человек придумал небольшую хитрость. Корпус корабля, который погружается в воду, делают объемным, а внутри этот корабль имеет большие полости, заполненные воздухом, которые сильно уменьшают общую плотность корабля. Объем вытесняемой кораблем воды, таким образом, сильно увеличивают, увеличивая выталкивающую  силу, а средняя плотность корабля становится  меньше плотности воды, и корабль может плавать на поверхности.

Текст 3.

Плотность тела у организмов, населяющих водную среду, близка к плотности воды. Благодаря этому они могут находиться в толще воды и плавать. В передвижении рыб по вертикали большую роль играет плавательный пузырь. Рыба может менять объем этого пузыря и количество воздуха в нем, благодаря чему ее средняя плотность может меняться, и рыба может плавать на различной глубине. 

Текст 4.

Плотность человеческого тела соизмерима с  плотностью воды. У человека в легких содержится некоторое количество воздуха, и он может спокойно держаться на поверхности воды. Если же ради эксперимента, находясь в воде, вы выдохните весь воздух из легких, вы медленно начнете опускаться на дно. Поэтому всегда помните, что плавать не страшно, опасно наглотаться воды и впустить ее в легкие, что и является наиболее частой причиной трагедий на воде.

Вещество

Плотность кг/м3

1

Вода

1 000

2

Керосин

800

3

Серная кислота

1 800

4

Ртуть

13 600

5

Железо

7 800

6

Чугун

7 000

7

Дерево (сосна)

400

Таблица

плотностей

веществ.

Задания на работу с данной информацией

Ознакомление

1.Составьте список понятий, касающихся описания поведения тела в жидкости.

2.Запишите условия, проверка которых позволит определить характер поведения тела в жидкости.

Понимание

Объясните, почему гвоздь в воде тонет, а тяжелое металлическое судно – нет?

Применение

1.Известно выражение – «плавает, как топор», применяемое к телам, которые тонут в жидкости. Предложите способ, позволяющий убедиться в том, что топор может не только тонуть, но и плавать. 

 2.Рассчитайте на основании таблицы плотностей, какой должны быть массы двух тел, объемом 0,5 л каждое, чтобы первое тело плавало в керосине, а другое в нём тонуло.

Анализ

Проведите дома эксперимент, налив в один сосуд молоко и подсолнечное масло. Пронаблюдайте за процессом распределения жидкостей, зарисуйте расположение слоев в сосуде, проанализировав плотности жидкостей, сделайте вывод.

Синтез

Сформулируйте и обоснуйте основные правила, которые с точки зрения физики обеспечат человеку безопасное плавание.

Оценка

Составьте фантастический рассказ о возможном использовании плавания для спасения и дальнейшего существования человечества в ситуации всемирного потопа.

Инструкция  для учителя:

Приступая к работе с данной ситуативной задачей, ученик уже изучил понятие выталкивающей силы, ее особенностей.

Форма работы учащихся на уроке – индивидуальная или парная.

Предусмотрена урочная часть и выполнение домашнего эксперимента.

Ученик выполняет задания в тетради и сдает для проверки учителю.

Домашний эксперимент описывается в тетради для лабораторных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения ситуационных задач по теме "Плотность вещества"

В современной школе, где учитель должен не передать сумму знаний своим ученикам, а научить их эти знания "добывать", ситуационные задачи должны занять достойное место в методическом арсенале учителя.С...

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ По разделу № 3 «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи»

8 ситуационных задач для закрепления материала по теме  "Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи"....

использование ситуационных задач на уроках химии

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование ситуационных задач на уроках химии"...

Ситуационные задачи по БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи"

Решение ситуационных задач на уроках БЖД по теме "Оказание первой доврачебной помощи....

Ситуационные задачи по теме: "Вооруженные Силы РФ. Дни Воинской Славы"

Презентация- задание для обучающихся по решению ситуационных задач к уроку....

Ситуационные задачи по ФЗ "О гражданской обороне"

Ситуационные задачи позволяют проверить знания ФЗ "О гражданской обороне"...

Ситуационные задачи по внутренним болезням

задачи для самостоятельной подготовке студентов  к экзамену по дисциплине "Лечение пациентов терапевтического профиля" по специальности "Сестринское дело"...