Биографии великих ученых
занимательные факты по физике

Аракчаа Ангелина Мергеновна

Альберт Эйнштейн (1879-1955) немецкий физик-теоретик

Альберт Эйнштейн родился в небольшом немецком городке Ульм. Его отец, Герман Эйнштейн, был владельцем небольшого завода. От отца мальчик унаследовал математические способности и любовь к природе. Его мать прекрасно играла на пианино и пела, она передала сыну свою любовь к музыке и немецкой классической литературе. Альберт рос тихим, задумчивым, замкнутым ребенком, редко резвился с детьми и отнюдь не блистал успехами в школе. Среди товарищей он приобрел репутацию «пай-мальчика за болезненную любовь к правде и справедливости».

Начальное образование Эйнштейн получил в католической школе в Мюнхене, куда к этому времени переехала его семья. В 10 лет он поступил в гимназию. Однако обстановка в школе и гимназии плохо сочеталась с характером подростка. Учитель немецкого языка говорил: «Из вас, Эйнштейн, ничего путного не будет». Но уже в это время Альберт становится лучшим учеником по точным наукам, овладев основами математики, включая интегральное и дифференциальное исчисления.

Кроме точных наук, у Альберта было и другое пристрастие — музыка. С шести лет он начал играть на скрипке и не расставался с ней до конца жизни. В Берне в 1908 году Альберт Эйнштейн даже выступал в квинтете любителей музыки вместе с юристом, переплетчиком, математиком и тюремным надзирателем. А в 1934 году в Принстоне дал благотворительный скрипичный концерт в пользу эмигрировавших из фашистской Германии ученых.

В четырнадцать лет Альберт переехал в Швейцарию, где поступил в одну из наиболее прогрессивных школ города Аа-рау и был принят без экзаменов на педагогический факультет Цюрихского политехникума, готовившего преподавателей физики и математики. По существу, это был физико-математический факультет, на котором преподавали известные ученые: физик Г. Вебер и математики Минковский и Гурвиц.

По окончании в 1900 году политехникума для Альберта наступил трудный период в жизни. Семья, проживавшая в это время в Италии, не могла оказывать ему материальную

поддержку, и Альберту пришлось подыскивать работу. В 1901 году в журнале «Анналы физики» была опубликована первая работа Эйнштейна «Следствия из явления капиллярности». Он преподавал математику в техникуме г. Винтертура, работал в качестве репетитора и лишь в июне 1902 года нашел постоянную работу, став техническим экспертом в Бернском патентном бюро. Эту должность он занимает до 1908 года и в это время становится знаменитым ученым.

За это время он создает теорию броуновского движения, теорию фотоэффекта и специальную теорию относительности. В 1905 году 26-летним Эйнштейном было опубликовано пять научных трудов. Среди них — докторская диссертация на тему: «Новое определение размеров молекул», которую он защитил в январе 1906 года. В 1907 году ученый создает квантовую теорию теплоемкости. За открытие законов фотоэффекта Эйнштейн в 1922 году был удостоен Нобелевской премии по физике.

В годы работы в патентном бюро Альберт был рад, что 8 часов в сутки мог заниматься настоящей работой — думать о физике. К этому времени Эйнштейн был уже женат на Ми-лене Марич и у них родился сын Ганс-Альберт. Работа в бюро обеспечивала ему скромное жалованье, на которое можно было лишь сводить концы с концами. Эйнштейн работал не ради материального благополучия, не ради славы. Хотя с годами материальный достаток его возрос, ценить его больше он не стал. Собственный внешний вид его никогда не занимал, одевался он довольно просто, реализуя при этом свою программу ухода от повседневности. Его главной радостью в жизни была работа, и ей он отдавался самозабвенно.

7 мая 1909 года Эйнштейн стал профессором теоретической физики Цюрихского университета, а в 1911 году — профессором Немецкого университета в Праге. Из-за неблагоприятных условий для работы через год он покидает Прагу и возвращается в Цюрих, где до 1913 года занимает кафедру теоретической физики. В ноябре 1913 года Эйнштейн был избран членом Прусской академии наук и переехал в Берлин. С 1914 по 1933 год он профессор Берлинского университета и директор Института физики Берлина — одного из мировых центров теоретической физики.

В 1916 году Эйнштейн заканчивает построение общей теории относительности, над которой напряженно работал в течение 10 лет. Через несколько лет появляются новые экспериментальные подтверждения его теории. В 1919 году направленные Лондонским королевским обществом две научные экспедиции для наблюдения солнечного затмения подтвердили ее правильность. Эйнштейн писал Планку: «Судьба оказала мне милость, позволив дожить до этого дня». В 1922 и 1925 годах результаты более точных измерений отклонений лучей света во время солнечных затмений еще ближе совпали с предсказаниями общей теории относительности. На ее основе удалось объяснить особенности движения перигелия Меркурия, красное смещение в спектрах Солнца и спутника Сириуса. И это стало подтверждением выводов из теории относительности.

Ею начали интересоваться философы, врачи, учителя, писатели, духовенство. Появлялось множество книг, посвященных ее научному и научно-популярному изложению. Вокруг нее развертывались острые философские дискуссии, порой переходящие в выпады. Вскоре в Германии, где поднимал голову нацизм, началась неприкрытая травля теории относительности и ее автора. Весной 1932 года Эйнштейн переезжает в Бельгию, а затем в Англию, скрывая свое место жительства.

В 1933 году с приходом к власти Гитлера он был зачислен в разряд врагов гитлеровского режима. Нацистами был создан специальный комитет по борьбе с влиянием Эйнштейна в Германии. Дом ученого конфисковали, имущество разграбили, а труды сожгли на огромном костре перед зданием Берлинской государственной оперы вместе с книгами классиков немецкой и мировой литературы. За голову великого ученого было обещано вознаграждение в 50000 марок. Альберт Эйнштейн был вынужден в октябре 1933 года эмигрировать в США. Он поселился в Принстоне и занял должность профессора Института перспективных исследований, где и проработал до конца жизни.

В Америке Эйнштейн был так же знаменит, как и в Европе. Его научные успехи создали вокруг его имени невероятный ореол славы. Он является лауреатом Нобелевской премии, членом десятков академий, обладает огромным числом дипломов и медалей, его посещают выдающиеся деятели науки, культуры, искусства, политические деятели и совсем простые люди, его книги переводятся почти на все языки мира. Но чувство исключительности всегда было чуждо ученому, ведь «все хоть сколько-нибудь связанное с культом личности всегда было для меня мучением». Этот молчаливый ученый, как никто другой из современников, пользовался доверием людей. Как писал его врач, «наибольшим и самым трогательным чудом» были его простота, скромность, доброта, принципиальность, честность, демократизм и человечность. Эйнштейн обладал чувством обостренного сочувствия к людям, помогал, кому мог, откликался на просьбы даже малознакомых людей. Также он обладал чувством острого ощущения того, что его жизнь обеспечивается трудом других и он в долгу перед ними, которое сам называл чувством «социальной ответственности».

Альберт Эйнштейн обладал колоссальной работоспособностью. Им было написано более 600 работ на самые разные темы, в том числе и такие, как теория движения парусной яхты и управления ею (одно время ученый был заядлым яхтсменом). Одержимый поглощающей его идеей, он мог работать в любых условиях.

Несмотря на свою страстную увлеченность наукой, Эйнштейн остро сознавал роль и ответственность ученых в современном обществе, интересовался социальными и нравственными проблемами. Многие общественно-политические события его волновали и побуждали к активным действиям в защиту мира, прогресса, справедливости и свободы.

К 1939 году в Германии было экспериментально проведено деление урана. Ученые, эмигрировавшие в США, понимали, что оставшиеся в Германии физики могу г создать атомную бомбу, которая в руках Гитлера грозила бы существованию всей земной цивилизации. Они считали, что необходимо опередить немецких физиков и дать как можно скорее атомное оружие антигитлеровской коалиции. По просьбе нескольких ученых, среди которых были Л. Сциллард и П. Вигнер, самый авторитетный физик того времени Эйнштейн обращается к президенту США Франклину Рузвельту с письмом, лично переданным адресату 11 октября 1939 года, в котором содержалась рекомендация форсировать работы по атомной проблеме. В 1952 году Эйнштейн вспоминал: «Я ясно понимал страшную опасность, которую несет человечеству осуществление нашего предложения. Но то, что немецкие физики, работающие над этой же проблемой, могут добиться успеха, вынудило меня сделать этот шаг».

16 июля 1945 года в пустыне недалеко от Лос-Аламоса была взорвана первая атомная бомба. Этот испытательный взрыв поразил ученых своей силой. Эйнштейн пишет еще одно письмо Рузвельту, целью которого было предотвратить применение атомного оружия в военных целях. Но Рузвельт внезапно умер. Несмотря на противодействие прогрессивно настроенных ученых, 6 августа 1945 года американский самолет сбросил атомную бомбу на Хиросиму, а 9 августа — на Нагасаки. В пламени атомного взрыва погибло 360 тысяч человек, а оставшиеся в живых умирали от лучевой болезни в страшных мучениях.

Известие о трагедии японских городов потрясло всех в мире, не исключая физиков. Услышав по радио об этой чудовищной акции, Эйнштейн смог только произнести: «О горе!» Позже он заявил: «Если бы я знал, что немцы не работают над атомным оружием, я ничего не стал бы предпринимать для создания бомбы».

Во все последующие годы Эйнштейн делает все от него зависящее, чтобы осудить милитаризм, расизм, человеконенавистничество. Он настойчиво выступает с призывом к миру и социальному прогрессу.

11 апреля 1955 года Эйнштейн подписал составленное Б. Расселом обращение, настойчиво предостерегающее человечество от самоубийства, к которому может привести создание ядерного оружия. Это обращение было поддержано семью известными учеными Чикагского университета и направлено правительствам США, Великобритании, СССР, Франции, Канады и Китая.

В апреле 1955 года Эйнштейн почувствовал себя плохо: у него определили аневризму аорты. Врачи предложили операцию, но он отказался. В ночь на 18 апреля 1955 года во время сна у него произошло прободение стенки аорты, и Альберта Эйнштейна не стало.

Никакой публичной траурной церемонии не было, поскольку великий ученый не хотел ни пышных речей, ни памятников, ни даже могилы. В соответствии с его категорическим распоряжением он был предан кремации, а прах развеян по ветру друзьями.

Вечным памятником Эйнштейну стали его фундаментальные открытия в физике, которые не могут уничтожить ни ветер, ни время, ни бомбы.

«Эйнштейн был совестью человечества в такое время, когда многие достижения цивилизации теряли цену. Кажется, что с его смертью мир утратил часть самого себя».

 

    Майкл Фарадей (1791-1867) английский физик, создатель общего учения об электромагнетизме.

Будущий знаменитый английский физик родился в сентябре 1791 года в Лондоне в семье кузнеца Джеймса Фара-дея. Недостаток средств не позволил ему получить хорошее образование. Майкл Фарадей рассказывал, что его образование «было самым заурядным» и включало в себя начальные навыки чтения, письма и арифметики, полученные в обычной дневной школе. С детства в нем воспитывали любовь к труду, честность и гордость.

Когда Майклу исполнилось 12 лет, он поступил в ученики к владельцу книжной лавки и переплетной мастерской Жоржу Рибо. Здесь он вначале занимался разноской книг и газет, а в дальнейшем в совершенстве овладел переплетным делом. Работая в мастерской, Фарадей много и жадно читал, стремясь восполнить недостатки образования. Особенно его увлекало электричество и химия. Майкл организовал домашнюю химико-физическую лабораторию и начал сам проделывать опыты, описанные в книгах.

Он не был исключительным ребенком. Живой и общительный, он отличался от других мальчиков своего возраста только несколько большей любознательностью, недоверчивостью к словам и упорством самостоятельного характера. Владелец лавки Рибо всячески поощрял страстное стремление Майкла к самообразованию.

В переплетную часто заходил мистер Дэне, член Лондонского королевского общества. Обратив внимание на молодого переплетчика, жадно читающего книги и заканчивающего изучение последнего номера серьезного научного журнала, он предложил ему послушать цикл лекций своего друга, профессора химии сэра Гэмфри Дэви. Эти лекции увлекли Майкла, он тщательно конспектировал их. По совету Дэн-са Фарадей начисто переписал записи, красиво переплел и послал их Дэви, присоединив письмо с просьбой о предоставлении возможности исследовательской работы.

Дэви вначале отказал Майклу из-за отсутствия вакансии, но несчастный случай помог Фарадею. Во время одного из опытов в лаборатории взрывом колбы Дэви обожгло глаза, и он не мог ни писать, ни читать. Тогда известный ученый пригласил Майкла временно поработать секретарем. Через некоторое время, в марте 1813 года, 22-летний Фарадей становится лаборантом Дэви в Королевском институте в Лондоне. Когда в будущем Дэви спросят о самом главном его достижении, он ответит, что самым важным его открытием было открытие Фарадея.

Осенью того же года Майкл в качестве лаборанта-помощника и камердинера едет с Г. Дэви и его женой в полуторагодичное путешествие по Европе. Эта поездка во многом способствовала формированию его научных взглядов. В Париже, а затем Швейцарии, Италии и Германии он познакомился со многими выдающимися представителями европейской науки, в том числе с Гей-Люссаком и Вольта, и получил прекрасную выучку как экспериментатор. Майкл помогал Дэви в его опытах во время лекций, участвовал в беседах с учеными. Фарадей начинает бегло говорить по-французски и по-немецки, впоследствии переписывается с некоторыми учеными.

Летом 1815 года, вернувшись в Англию, он продолжает работать лаборантом в Королевском институте. Но это уже другой Фарадей, более зрелый, можно сказать, сформировавшийся ученый. Будучи самоучкой, он с 1815 по 1822 год занимался в основном исследованиями по химии. Майкл быстро становится на путь самостоятельного творчества, и самолюбию Дэви приходится часто страдать от успехов ученика. Первая работа Майкла Фарадея появилась в печати в 1816 году.

В августе 1820 года он узнает об открытии Эрстеда, и с этого момента его мысли поглощают электричество и магнетизм. Он начинает свои знаменитые экспериментальные исследования и в дневнике записывает: «Превратить магнетизм в электричество». На решение этой задачи знаменитому ученому потребовалось почти 10 лет.

Летом 1821 года, когда его коллеги разъехались в отпуск, Фарадею удается осуществить опыт с вращением магнита вокруг проводника с током и проводника с током вокруг магнита, создав тем самым лабораторную модель электродвигателя. В 1825 году он назначается директором лаборатории Королевского института, сменив на этом посту Г. Дэви. За год до этого он вошел в английскую научную элиту, став членом Лондонского королевского общества, а в 1830 году его избрали членом Петербургской академии наук. В 1827 году Фарадей получил профессорскую кафедру в Королевском институте, а в 1833—1860 годах был профессором кафедры химии.

Его научная работа всегда была связана с экспериментом. Все свои опыты, в том числе и неудавшиеся, он очень тщательно записывал в особый дневник, последний параграф которого значился под номером 16041. Фарадей не был математиком, и в его дневниках не было ни одной формулы, поскольку он ценил физическую суть, механизм явления, а не математический аппарат. Во время экспериментов Майкл Фарадей не щадил себя. Он не обращал внимания на пролившуюся ртуть, использующуюся в опытах; не обходилось и без взрывов приборов при работе со сжиженными газами. Это все серьезно сократило его жизнь. В одном из писем он писал, что во время опыта случился взрыв, поранивший ему глаза. Из них были вынуты тридцать осколков стекла.

17 октября 1831 года упорный десятилетний труд Фара-дея был вознагражден — было открыто явление электромагнитной индукции. Для объяснения индукции он вводит в дальнейшем чрезвычайно важное для физики понятие поля и дает его наглядное представление с помощью силовых линий.

С ноября 1831 года Майкл Фарадей начинает публиковать свой дневник в виде обширного труда «Экспериментальные исследования по электричеству», составляющего 30 серий более чем из 3000 параграфов. В этих сериях отражена двадцатичетырехлетняя работа ученого, в них его жизнь, мысли и воззрения. Это труд — великолепный памятник научного творчества Фарадея. Последняя, тридцатая серия вышла в свет в 1855 году.

В 1833 году он проводит цикл исследований по электрохимии и устанавливает законы электролиза, получившие название законов Фарадея. Им были введены в физику такие понятия, как катод, анод, ионы, электролиз, электроды, электролиты.

С 1835 года он начинает заниматься проблемами электростатики. В 1837 году Фарадей обнаружил влияние диэлектриков на электрическое взаимодействие, т. е. поляризацию диэлектриков, и ввел понятие диэлектрической проницаемости.

Как полагают, вследствие отравления парами ртути в 1840 году здоровье Фарадея резко ухудшилось, и он вынужден был на четыре года прервать работу. Вернувшись к научной деятельности, он в 1845 году открывает явление диамагнетизма и явление вращения плоскости поляризации света в веществе, помещенном в магнитное поле. Эти открытия наводят его на мысль об электромагнитной природе света. В 1847 году он открывает явление парамагнетизма.

Внешне монотонная жизнь Фарадея поразительна по творческому напряжению. Всего с 1816 по 1860 годы им было опубликовано 220 работ. Более 60 научных обществ и академий избрали его своим членом.

Майклу Фарадею были свойственны доброта, скромность, благожелательность, необыкновенная порядочность и честность. «Фарадей был среднего роста, живой, веселый, движения быстры и уверенны; ловкость в искусстве экспериментирования невероятная. Точен, аккуратен, весь — преданность долгу… Он жил в своей лаборатории, среди своих инструментов; он отправлялся в нее утром и уходил вечером с точностью купца, проводящего день в своей конторе. Всю свою жизнь он посвятил постановке все новых и новых опытов, находя в большинстве случаев, что легче заставить говорить природу, чем ее разгадать.

Моральный тип, явившийся в лице Фарадея, поистине явление редкое. Его живость, веселость напоминают ирландца; его рефлектирующий ум, сила его логики напоминают шотландских философов; его упрямство напоминало англичанина, упорно преследующего свою цель… ».

Напряженная работа надломила душевные силы Фарадея. И он вынужден был отказаться от всех остальных занятий, отдавая себя безраздельно науке. Все чаще он жалуется на ослабление памяти, на то, что «забывает, какими буквами изобразить то или иное слово». В таком состоянии он проводит долгие годы, сужая круг своей деятельности. Блестящий лектор, в 70 лет он покидает институт.

В 1860 году Фарадей практически оставляет научную деятельность из-за болезни и проводит остаток жизни в имении Хэмптон-корт.

25 августа 1867 года в возрасте 75 лет Майкл Фарадей умер. Его прах покоится на Хайгетском кладбище в Лондоне.

 

Его жизнь была полна глубокого внутреннего содержания, его имя стало обозначением единицы электрической емкости и одной из фундаментальных физических постоянных, его дела — бессмертны.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портреты великих ученых

Представлены портреты основных ученых,внесших значительный вклад в развитие основ программирования и развитие компьютерной техники....

Д.И.Менделеев - великий ученый и человек

Внеклассное мероприятия приурочена ко дню рождения величайшего русского ученого, в форме интеллектуальной игры с элементами соревнования, участники учащиеся 8-11классы...

Великие ученые-химики

Биография великих ученых - химиков...

НА МАЛОЙ РОДИНЕ ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО Н.И. АШМАРИНА

Наш материал может быть использован читателями в качестве дополнительного пособия при изучении творчества Николая Ивановича, при изучении родного края......

Урок английского языка с использованием мультимедийной презентации по теме "Великие ученые" для обучающихся в 9 классе

Представленный Вашему вниманию  урок английского языка с использованием мультимедийной презентации по теме «Великие ученые-изобретатели», предназначенный для 9 класса общеобразователь...

Ломоносов - великий ученый, прославивший Россию

Классный час, посвященный дню рождения М.В.Ломоносова...

Великие ученые и их открытия в годы Великой Отечественной войны

Этот урок по программе Немецкий язык. 11кл. Бим И.Л, Рыжова Л.И., Садомова Л.В и др,    находится в теме «Der wissenschaftlich - technische Fortschritt. Was hat er uns gebracht?&r...