Конспект открытого урока по физике 11 класс на тему "Чёрные ящики"
план-конспект урока по физике (11 класс)

Григорьев Александр Вениаминович

 

                                     Работа на тему «Развитие исследовательских

способностей учащихся  методом изучения "черных ящиков" на уроках физики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_chernye_yashchiki.docx29.28 КБ
Файл chernye_yashchiki.pptx450.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

МБОУ" Средняя общеобразовательная школа №9" г. Чебоксары

Чувашской Республики

Григорьев Александр Вениаминович

                                                                   

                                     Работа на тему «Развитие исследовательских

способностей учащихся  методом изучения "черных ящиков" на уроках физики»

 Цель работы:  Показать результативность и эффективность данной методики

                          по сравнению с традиционными методами преподавания;

                                          Содержание:

1.  Понятие школьных "черных ящиков"

2. Классификация "черных ящиков" по типам их применения

3 . Примерный урок использования "черных ящиков"

4.Роль и место" черных ящиков" в системе поурочного планирования

                                Понятие  школьных "черных ящиков"

На практике и в быту мы очень часто встречаемся с приборами и устройствами имеющими вход и выход. Например, радиоприемник, телевизор, стабилизатор напряжения, выпрямитель и т.д. Мы знаем, как включать эти приборы в электрическую сеть и что будет на выходе ( звук, изображение, напряжение и т.д.). Но что находится внутри этого прибора - мы не знаем. Это и есть "черный ящик". Оказывается, в некоторых случаях можно не вскрывая "черного ящика", узнать его содержимое, подключая к входу и выходу различные устройства. Разумеется, на школьном уровне, это можно сделать для несложного трех или четырех-полюсника. Такие задачи развивают воображение учащихся, пространственное мышление и творческие способности, не говоря о том, что они должны иметь глубокие и прочные знания по тому разделу физики, к которому относится "черный ящик". Поэтому, совсем не случайно, на многих Всесоюзных и международных олимпиадах по физике в качестве задач предлагалось исследование "черных ящиков".

                В школьном курсе физики в "черные ящики" включаются простые элементы

электрической цепи: резисторы, конденсатор, диод, транзистор, катушки, трансформатор, простой колебательный контур. Спрятанные в коробки с несколькими выводами, часть из которых являются не активными, т.е. так называемыми фальшивыми, элементы электрической цепи могут определяться по различным параметрам измеренных физических величин.

                                Классификация "черных ящиков" по типам их применения.

     Различают "черные ящики" двух типов: реальные, требующие практического

измерения физических величин с помощью различных  приборов и виртуальные, имеющие заранее известные числовые значения в форме закономерно  

построенной таблицы.

                Некоторые "черные ящики" предполагают наличие одинаково схожих элементов, например: резистор и лампа накаливания; постоянный магнит и катушка индуктивности, диод и транзистор. Как можно их различить?

     Лампы накаливания имеют нелинейные вольт-амперные характеристики, магнит

обнаруживается с помощью железных опилок располагающихся только ему свойственной характерной форме магнитного поля и полюсов, транзистор – наличию или отсутствия тока в зависимости от разности потенциалов на клеммах

база - эмиттер, или усилению сигнала на выходе база-коллектор.

                                           

.

     

                                        

По разделам физики  "черные ящики" делятся:

Резисторы и лампы накаливания, конденсатор - применяют при изучении темы "Законы постоянного тока";

. Резисторы, лампы накаливания и диоды, транзисторы - при изучении темы "Полупроводники и их применение"

. Резисторы, конденсаторы, катушки, конденсаторы, трансформаторы и колебательные контуры - при изучении темы "Переменный ток

Кроме этого мы исследуем и виртуальные "Черные ящики".

Достоинством данного вида работ является то, что исследования можно проводить одновременно всем классом и быстро, тогда как проведение исследований реальных "черных ящиков" с диодами, конденсаторами, резисторами потребуют  тщательную подготовку от учителя. Например,    дана таблица результатов зависимости силы тока от напряжения:

                   

физические

величины

                    результаты измерений

напряжение, В

0

2

4

8

сила тока, А

0

1

2

4

После построения графика становится ясно, что он есть прямая.  

  Прямая пропорциональность силы тока от напряжения показывает, что в данном

черном ящике находится резистор. Такого типа задачи начали предлагать

выпускникам школы и на ЕГЭ.

                                       Примерный урок  использования "черных ящиков"

 Учащимся предлагается несколько наборов из "черных ящиков" для их исследования. Чтобы определить, какие элементы электрической цепи находятся в них, необходимо знать следующие темы "Закон Ома для участка цепи";

"Последовательное и параллельное соединение проводников"; "Электрический ток в полупроводниках"; "Конденсатор в цепи постоянного тока".

Таким образом, один комплект "черных ящиков"состоит из отдельного резистора, параллельно соединенных двух резисторов, последовательно соединенных двух резисторов, конденсатора и диода (см. приложение 1).

                 Оборудование. Кроме "черных ящиков" подготавливаются источники постоянного тока на 4 В, амперметры, вольтметры, соединительные провода, магнитофон, динамик радиотрансляционный.

                  Начало урока. На магнитофонную ленту заранее записывается

следующее сообщение: (Голосом диктора)…..В заключении передаем следующее сообщение. Около города или села (указывается территория школы)

появился НЛО. Неожиданно для зрителей НЛО ударился о землю и рассыпался на мелкие части. На месте падения обнаружены "черные ящики", которые

прямо на глазах начали плавиться и исчезать. Необходимо срочно провести

исследование этих предметов до их исчезновения. Мы передавали последние новости.

Вступительное слово учителя. Установлено, что в ящиках могут быть следующие элементы электрической цепи:

       ----последовательное соединение двух резисторов;

       ----параллельное соединение двух резисторов;

       ----отдельный резистор;

       ----конденсатор;

       ----диод.

Пользуясь предоставленным оборудованием выяснить содержимое "черных

ящиков".

Схемы соединения можно нарисовать на доске или оформить заранее на большом  листе ватмана..

                                         

Приложение 1.

           1.Схема соединения отдельного резистора.                  

                                     без5

                                         

          2.Схема соединения конденсатора  

                                   

                                       без4

         3.Схема соединения диода.

                                            без3

        4.Схема последовательного соединения двух резисторов.

                                        без2

                     5.Схема параллельного соединения двух резисторов.

                                     Безымянный                                       

                                                 

                                             

Ход урока.

Класс делится на группы (в зависимости от количества комплектов "черных ящиков"). Каждой группе выдается один комплект из пяти ящиков. Раздается отпечатанная форма отчета о проделанной работе (см. приложение 2). Каждая группа делится на практиков и теоретиков. Практики непосредственно снимают показания приборов и результаты передают теоретикам. Теоретики изучают результаты и делают выводы.

Ход рассуждений. Если через клеммы 1 и 2 не протекает электрический  ток, значит в "черном ящике" наверняка конденсатор. Тем более после отключения от источника тока в цепи возникнет ток разрядки конденсатора на короткое время .Из оставшихся четырех "черных ящиков"можно  легко"отсеять"диод зная его способность пропускать ток только в одном направлении. Величина обратного тока будет намного меньше прямого, означающее наличие диода в данном "черном ящике". Конечно, для этого необходимо поменять полюса на клеммах 1 и 2  на противоположные (см. приложение 1).

Таким образом остаются три резистора, один из которых является отдельным.

Величины токов проходящих через клеммы 1-2 и 1-3 отдельного резистора

одинаковы, ибо клеммы 2 и 3 являются равноценными. А вот токи через клеммы 1-2 и 1-3 для последовательно соединенных резисторов будут разными, при чем I¹-²I¹-³. Во всех случаях на клеммах 1-2и 1-3 разность потенциалов поддерживается одинаковой.

Отчет оформляется по нижеуказанной схеме (см. приложение 2).

Заключительная часть урока.

               После окончания работы учащиеся открывают "черные ящики" и

подсчитывают количество правильных ответов, ставятся оценки. Наиболее

отличившимся присваивают звание "ученик-исследователь".                

                                       

                                  Приложение 2          

                       Отчет о проделанной работе.                                        

              Группа №__________________________________

               Ф.И.O экспертов____________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Номера черных ящиков

Результаты исследования

Содержимое ящика

Подписи экспертов:________________________________________________

Отчет принят (не принят)    Оценка___________Подпись_________________

                                                                             

                              Роль и место "черных ящиков" в системе поурочного

                                                  планирования.

   Достоинство такой методики заключается в возможности вовлекать всех учащихся в  исследовательскую деятельность. Даже самые слабые иногда

показывают хорошие результаты в разгадывании "черных ящиков". В то же время

данную методику эффективно использовать для итоговых уроков повторения.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок на тему: «Повторение и закрепление по теме «Постоянный электрический ток»» с использованием «черных ящиков» Учитель физики МБОУ «СОШ№9» г. Чебоксары Григорьев Александр Вениаминович

Слайд 2

Цель урока: Повторить и закрепить знания по следующим темам как «Закон Ома для участка цепи», «Последовательное и параллельное соединение проводников»; «Электрический ток в полупроводниках»; «Конденсаторы в цепи постоянного тока».

Слайд 3

Вопросы для повторения Назовите прибор для измерения силы тока. Назовите прибор для измерения напряжения Сформулируйте закон Ома для участка цепи. Назовите виды соединения проводников. Как включается амперметр в цепь? Как включается вольтметр в цепь? На каком рисунке показано условное обозначение амперметра? На каком рисунке показано условное обозначение вольтметра? V A 1 2

Слайд 4

Понятие школьных «черных ящиков вход вход выход черный ящик Н о то что находится внутри этого прибора – мы не знаем. Это и есть «черный ящик» для трех - полюсника для четырех – полюсника

Слайд 5

В школьном курсе физики в «черные ящики» включаются простые элементы электрической цепи: - резисторы конденсатор диод транзистор катушки трансформатор простой колебательный контур

Слайд 6

Классификация «черных ящиков» по типам их применения

Слайд 7

По разделам физики «черные ящики» делятся: резисторы и лампы накаливания, конденсатор – применяют при изучении темы «Законы постоянного тока»; резисторы, лампы накаливания и диоды, транзисторы – при изучении темы «Полупроводники и их применение»; резисторы, конденсаторы, катушки, конденсаторы, трансформаторы и колебательные контуры – при изучении темы «Переменный ток». Например, дана таблица результатов зависимости силы тока от напряжения: Физические величины Результаты измерений Напряжение, В 0 2 4 8 Сила тока, А 0 1 2 4 После построения графика становится ясно, что это прямая. Прямая пропорциональность силы тока от напряжения показывает, что в данном «черном ящике» находится резистор .

Слайд 8

Оборудование: «черные ящики», источники постоянного тока на 4 В, амперметры, вольтметры, соединительные провода, звуковое сообщение. В ящиках могут быть следующие элементы электрической цепи: последовательное соединение двух резисторов; параллельное соединение двух резисторов; отдельный резистор; конденсатор; диод. Пользуясь представленным оборудованием выяснить содержимое «черных ящиков»

Слайд 9

Схема соединения отдельного резистора. А А А 1 3 2

Слайд 10

2. Схема соединения конденсатора. А А А 1 3 2

Слайд 11

3. Схема соединения диода. А А А 1 3 2

Слайд 12

4. Схема последовательного соединения двух резисторов. А А А 1 3 2

Слайд 13

5. Схема параллельного соединения двух резисторов. А А А 1 3 2

Слайд 14

Ход рассуждений Если через клеммы 1и 2 не протекает электрический ток, значит в «черном ящике» наверняка конденсатор. Тем более после отключения от источника тока в цепи возникнет ток разрядки конденсатора на короткое время. Из оставшихся четырех «черных ящиков» можно легко «отсеять» диод зная его способность пропускать ток только в одном направлении. Величина обратного тока будет намного меньше прямого, означающее наличие в данном «черном ящике». Конечно, для этого необходимо поменять полюса на клеммах 1и 2 на противоположные. Таким образом остаются три резистора, один из которых является отдельным. Величины токов проходящих через клеммы 1-2 и 1-3 отдельного резистора одинаковы, ибо клеммы 2 и 3 являются равноценными. А вот токи через клеммы 1-2 и 1-3 для последовательно соединенных резисторов будут разными, при чем Прямо пропорциональными будут соотношения токов параллельных резисторов: Во всех случаях на клеммах 1-2 и 1-3 разность потенциалов поддерживается одинаковой. Отчет оформляется по нижеуказанной схеме.

Слайд 15

Номера черных ящиков Результаты исследования Содержимое ящика Отчет о проделанной работе. Группа №__________________________________________ Ф.И.О экспертов___________________________________________________ _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ Подписи экспертов:____________________________________________ Отчет принят (не принят) Оценка______Подпись_____________________

Слайд 16

Содержимое «черных ящиков» 1 – диод (2 – 3); 2 – конденсатор; 3 – конденсатор; 4 – диод (2-3); 5 – отдельный резистор; 6 – отдельный резистор; 7 – последовательное соединение двух резисторов; 8 – последовательное соединение двух резисторов; 9 – последовательное соединение двух резисторов; 10 – параллельное соединение двух резисторов.

Слайд 17

Проверочный тест Закон Ома для участка цепи: U=I*R; I=U/R; R=U*I. 2 . Прибор для измерения напряжения: ваттметр; амперметр; вольтметр; 3. Прибор для измерения силы тока: омметр; вольтметр; амперметр; 4. Как включается в цепь вольтметр?: последовательно; по – разному; параллельно.

Слайд 18

5 . Как включается в цепь амперметр?: параллельно; по – разному; последовательно. 6. Проводник обладающий определенным сопротивлением: конденсатор; резистор; диод. 7. Устройство позволяющее на короткое время накапливать электрический заряд: конденсатор; диод; резистор. 8. Устройство способное пропускать ток только в одном направлении: резистор; диод; конденсатор.

Слайд 19

Критерии оценивания: 8 правильных –оценка «5»; 6 - 7 правильных – оценка «4»; 4 – 5 правильных – оценка «3»; ниже 4 правильных – оценка «2».

Слайд 20

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

конспект открытого урока по физике в 10 классе "Применение первого закона термодинамики к изопроцессам"

В работе представлен конспект открытого урока по физике в 10 классе "Применение первого закона термодинамики к изопроцессам", сопровождающийся презентацией для интерактивной доски....

Конспект открытого урока в 10 классе по физике по теме «Закон Кулона.»

  Разъяснение физического смысла закона Кулона. Выяснение границ применимости. Применение формулы закона Кулона при решении задач....

План - конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему "Античастицы"

Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества...

План-конспект открытого урока по физике

План-конспект открытого урока по физике на тему: "Силы а тяжести и сила упругости"....

План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

Цели:Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема...