Статья. «Развитие устной и письменной речи на уроках математики и физики в коррекционной школе VII вида»
статья по физике

Статья.

«Развитие устной и письменной речи на уроках математики и физики в коррекционной школе VII вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ.

Тема: «Развитие устной и письменной речи на уроках математики и

физики в коррекционной школе VII вида»

Для того, чтобы учащиеся обладали математическими знаниями важно не только хорошее владение обычной речью, но и математической терминологией, символикой.

К этому стоит прибавить, что не все дети владеют в полном объёме развитой речью:

- языковой барьер (не для всех детей нашей школы рус. яз. является родным)

- в силу социальной отсталости,

- из-за логопедических проблем,

-палитра сравнительных речевых оборотов оставляет желать лучшего.

Формирование грамотной математической устной речи

  1. С 1 по 6 класс в начале урока применяется устный счет. Дети работают с удовольствием, т.к. в этом задании не предусматривается выход к4 доске, они раскрепощены и участвуют почти 100%. Учитель обращает внимание на окончание числительных, правильный падеж.

Формирование грамотной математической и физической  письменной речи

  1. Математический и физические диктанты: треугольник, параллелограмм, параллелепипед, трапеция; кол теплоты, уд теплота сгорания топлива, уд теплота плавления, уд. теплоемкость и т.д.
  2. Решение задач по алгебре и геометрии: Развитие письменной математической речи сводится к развитию умений правильно и аккуратно записывать решение упражнений и задач различными способами.
  3. Работа в группах: Сформулировать «Признаки равенства треугольников», «Признаки подобия треугольников», «Признаки параллельности прямых»; применение терминологии при решении, правильное оформление задач.
  4. Существуют отдельные приемы развития устной речи, к которым относятся работа над звуковой стороной речи, словарная работа, формирование культуры математической речи и развитие связной математической речи. 

           Например, в учебнике Наума Яковлевича Виленкина предложены упражнения развивающие как устную, так и письменную математическую речь: «вычислите устно», «вычислите устно и объясните прием вычислений», «прочитайте числа», «объясните, что значит вычесть», «проверьте, помните ли вы, что означают слова отрезок, прямая, луч, дополнительные лучи», «объясните значение слов», «расскажите, в каком порядке надо выполнять действия при нахождении значения выражения», «предложите разные способы нахождения периметра прямоугольника, квадрата», «какой способов лучше?» и другие.

         Дополнительно введена рубрика «Говорите правильно», позволяющая, по мере появления математических понятий в тексте, систематически отрабатывать нормативы чтения вычислительных и математических выражений.

         В учебнике даны задания для развития устной математической речи: «запишите на математическом языке число m на 8 больше числа n», «прочитайте дроби, назовите числитель и знаменатель дроби», «назовите делимое и делитель» и другие.

  1. При выполнении заданий на закрепление знаний и умений на уроках физики применяю игровые формы, такие как “А ну-ка угадай!”, «Найди ошибку и исправь её», ребусы, викторины, головоломки, кроссворды и так далее.

Развитию речи учащихся способствуют упражнения; входящие в систему заданий для обобщающего повторения курса, темы:

  1. В физике при изучении новой темы: “Составьте план...”,
    Разделите тему на части и назовите главную мысль каждой части”, “Составьте рассказ о … по плану”.
  2. Упражнения, направленные на нахождение черт сходства и различия
    понятий, например: “
    Составьте сравнительную характеристику...”, “Сравните графики...”, “Сравните устройство приборов”; задачи-вопросы: “Что общего, в чём отличие...?”.
  3. На установление причинно-следственных связей используются задания типа: “Выберите правильное утверждение”, “Найдите соответствие между…”, “Подчеркните лишнее…”

Для выработки умения лаконично формулировать свою мысль в 7-9-х классах полезны кратковременные игры “Скажи это одним словом”, в которых учащиеся предлагаемую им часть фразы заменяют одним словом. Например: движение с постоянной скоростью – равномерное; величина, характеризующая изменение скорости в единицу времени, – ускорение; движение с постоянным ускорением – равноускоренное; работа, совершаемая в единицу времени – мощность и т.д. В другом варианте этой игры ставится обратная задача – дать развёрнутое определение физических понятий называемых одним словом: сила, скорость, ускорение и другие.

  1. В Тестовых заданиях по математике и физике, мало заданий, где ученик должен построить целую фразу для ответа, а не ограничится кратким «да» или «нет». После изучения новой темы более подготовленному классу можно предложить более сложные упражнения. В них можно включить задания, в которых нужно вставить пропущенные слова, убрать лишние слова из текста определения, из отдельных слов составить ранее изученное правило или определение.

      Все рассмотренные выше упражнения большей частью развивают устную речь, однако они оказывают определенное влияние и на развитие письменной речи.

Работа по развитию математической речи – процесс трудоёмкий, кропотливый и длительный, потому что учителю, часто приходится много заниматься с каждым учеником отдельно. Для этого используются коррекционные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.

В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...

Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...

Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»

Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...

Развитие устной и письменной речи на уроках математики в коррекционной школе I-II вида.

Развитие устной и письменной речи на уроках математики в коррекционной школе I-II вида....

«Развитие связной речи на уроках трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

учитель-логопед Зубарева И.А. выступление на МО учителей трудового обучения. Методические рекомендации по развитию связной речи у обучающихся специальной (корекционной) школы VIII вида на уроках...

Статья "Развитие устной и письменной речи на уроках химии и биологии".

Школьный курс биологии и химии неоднороден, представляет собой систему взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов, знаков, уравнений. Работа над ними- один из путе...

Статья "Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного"

С одной стороны, обучение детей с русским языком как неродным является особой областью методики, для таких детей создаются специфические условия обучения, с другой стороны, все школьники Российской Фе...