Создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся как ключевой принцип преемственности образования
статья по физике (9 класс)

Юнусова Динара Анваровна

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Юнусова Динара Анваровна,

учитель физики и математики

МБОУ СОШ №1 г. Советский

Создание условий для развития индивидуальных способностей обучающихся как ключевой принцип преемственности образования

              Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, которые часто остаются не задействованными в процессе обучения. Основополагающей задачей сегодня есть создание психолого-педагогических условий, при которых определяющая роль отводится  стимулированию образовательной деятельности учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. В Федеральном образовательном государственном стандарте одним из направлений развития школьного образования, есть «обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся».

Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?

              Системное использование индивидуального подхода в обучении дает возможность каждому педагогу скорректировать цели образования, ориентировать свою деятельность на достижение конечного результата каждого этапа урока каждым отдельно взятым учащимся.  Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию учеником своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержка и развитие самобытности с целью самостоятельного выбора обучения. Технология индивидуализации обучения предполагает целевые установки и средства достижения целей:

  • учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
  • один ученик взаимодействует лишь со средствами обучения;
  • сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка и его способностей.

Принципы индивидуального подхода:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация полученных результатов и их рефлексия;
  • постановка новых педагогических задач.

Таким образом,  в процессе осуществления индивидуализации обучения педагогическая поддержка заключается в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему достигать положительных результатов в обучении.

            Леонардо да Винче сказал: «Плох тот ученик, который не превзошел своего учителя». А как взрастить такого ребенка, какие применять технологии, методики, методы обучения?

В первую очередь, созданы условия для:

  1. Диагностики и самодиагностики ученика, позволяющей ему узнать свой образовательный потенциал, выстраивать свой путь в образовании, чувствовать веру и поддержку учителей и родителей.
  2. Формирования у учащихся системы оценивания, чтобы каждый смог включиться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычки к самооценке. Именно формирующее оценивание является самым эффективным способом повышения образовательных достижений каждого ученика.
  3. Овладения учителем технологиями продуктивного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивание образовательных  достижений, ИКТ - технология) для сопровождения индивидуализации образовательного процесса.

        Основополагающим критерием индивидуализации обучения является возможность предоставления ученикам творить знания, создавать образовательный продукт по всем учебным предметам, решать возникшие проблемы, оценивать свою роль на каждом этапе урока. Используя в своей педагогической практике эвристический метод обучения, успешно организуется активный поиск решения познавательных задач,  следовательно, результативность таких уроков повышается. В процессе поиска решения проблемы, мыслительный процесс ученика  приобретает продуктивный характер. Эвристический метод нужен для подготовки учащихся к самостоятельной постановке проблемы и ее решения. Под результатом можно понимать выдвинутую учеником гипотезу, нахождение нескольких способов решения, личностные цели, обобщение изученного в виде выполненного продукта (творческого, интеллектуального направлений). Данные мини-проекты могут впоследствии перерасти в научно-исследовательскую работу.    

            Широко использую индивидуальные домашние задания – это ориентир в достижении предметных, метапредметных  и личностных результатов. Поэтому опираясь на основную цель домашних заданий – дифференциацию, происходит стимулирование  лучшего усвоения материала, личной мотивации учащегося на выполнение заданий, его саморазвитие.

Используемые виды домашнего задания:

  • единое для всех;
  • групповое;
  • индивидуальное;
  • творческое.

Задания могут быть:

  • по выбору;
  • по желанию;
  • обязательные.

     В своей практике активно использую таблицу самоопределения деятельности учеников при выборе домашнего задания, при выборе задания работая в группе или индивидуально на уроке.  Механизм работы:

1.Ученики читают домашнее задание (оно представлено дифференцированно);

Задания

Маршрут выполнения домашнего задания по теме урока: «Второй закон Ньютона»

№1

№2

№3

№4

№5

№6

1.Выучить и сформулировать второй закон Ньютона

Кузнецов Илья

2.Прочитать, ответить на вопросы параграфа 11

( работа с текстом)

Трандина Софья

3.Упражнение 11 задачи 1,2

Мусихин Михаил

Роговенко Александр

4.Упражнение 11 задачи1-4.

Загоровская Дина Исламгулова Валерия

5. Упражнение 11 задачи 1-6

Степанов Алексей

6. Решить тест

Бикташева

2.Каждый ученик, самостоятельно выбирает индивидуальный образовательный маршрут

домашнего задания.

3. Если задание, которое он будет выполнять с другом или группой учащихся, то происходит обсуждение, дети решают, кто с кем будет выполнять домашнее задание. Совместно записывают себя в клеточку.

4.Каждое выполненное задание проверяется и оценивается учителем и учениками.

    Такой прием стимулирует каждого ученика к планомерной организации собственной деятельности. А учителю в подготовке к уроку. Кроме этого, данный прием помогает учителю увидеть проблемы учеников и тем самым спланировать работу с учетом данных направлений.

      Таким образом, домашнее задание – это важный этап индивидуализации обучения, требующий от педагога знаний особенностей развития учеников и способствующий личностному росту каждого. От уровня домашнего задания зависит мотивация каждого ученика к предмету.

      Внеурочная деятельность для учащихся– это огромный спектр реализации своих интеллектуальных возможностей и желаний. Как правило, ученики получают огромный багаж опережающего компонента в развитии. Программы внеурочной деятельности направлены на развитие учащихся и учитывают необходимость преемственности между основным средним  уровнем образования. Палитра внеурочной деятельности расширяет возможность индивидуального обучения.  В этом поле творчества, радости, успеха каждый ученик имеет свою траекторию обучения, составленную вместе с учителем, где указаны цель, виды деятельности, сроки, метапредметные результаты. Индивидуальный выбор направлений внеурочной деятельности стимулирует школьников на реализацию своих способностей.

Индивидуальное обучение предполагает выполнение норм педагогической этики:

  • Нужно проявлять к ученику внимание, положительные эмоции, заинтересованность в его развитии и успехах;
  • Нужно отмечать достижение результатов, а не участие вообще;
  • Нужно ориентировать ученика не на соревнование, соперничество с другими, а на умение организовать собственную работу для достижения положительных результатов как индивидуальных, так и групповых;
  • Нужно сравнивать результаты индивидуального роста учащегося, для того, чтобы была радость познания;
  • Нужно способствовать проявлению у учащихся интереса, увлеченности новой работой, когда есть уже определенный опыт;
  • Нельзя вторгаться в процесс работы ученика, нужно создать творческую атмосферу, деловые отношения, обоюдную заинтересованность заданием, проблемой;
  • При рефлексии процесса образования обращать особое внимание ученика на рост его умений.

В заключение отмечу, что для развития учеников, которые бы превзошли учителя, нужны специальные индивидуальные маршруты, выстроенные на знаниях индивидуальных особенностей детей, их интересах и желаниях добывать знания самостоятельно, но рядом с мудрым, профессиональным   педагогом.

Следующий прием в организации индивидуальной работы с учащимися –развитие умения самостоятельно работать с учебником.

 Самостоятельная работа учащихся над текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания самостоятельным трудом. Так на уроке в 8 кассе по теме «Двигатель внутреннего сгорания» прошу прочитать текст, ответить на вопросы, выделить главное, соотнести прочитанное с моделью двигателя.

 И еще на уроках физики необходимо развивать навыки самостоятельной работы с приборами, умения с ними обращаться, знать принципы действия, рассчитывать цену деления и снимать показания.

 Имея навыки вышеперечисленной работы, можно решать и проблему индивидуального подхода в любой деятельности ученика.

В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.

Таким образом, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

·  Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.

·  Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

·  Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

·  Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

·  Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.

·  Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Я стараюсь подбирать соответствующие формы и методы работы на уроке.

1. Метод проблемной ситуации предположения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Так на уроке по физике в 9 классе на тему « Явление электромагнитной индукции» ставим проблему: Не может ли магнит вызвать появление электрического тока? И дальше решаем эту проблему. Создаём две группы, каждая из

которых получает своё задание – проводит исследование, выявляет характерные особенности явления и формулирует вывод. (Первая группа проводит эксперимент с постоянным магнитом, вторая - с катушкой, присоединённой к источнику тока). Или на уроке по изучению силы трения в ходе обмена мнениями учащиеся сами поставили проблему: "Трение – польза или вред?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника.

2.Частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют. Так, в курсе физики 11-го класса, ряд тем знакомят учащихся с различными видами сопротивления: активное, ёмкостное, индуктивное. Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы. Или при изучении видов сил в 10 классе предлагаю составить кластер: Силы.

3. Исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. Например, при изучении темы «Условия плавания тел» (7кл) учащиеся, выдвинув гипотезу, делятся на группы и, используя лабораторные установки, начинают экспериментировать. Или при изучении темы «Влажность воздуха» 8кл определяют влажность при помощи обычного термометра. По окончании работы они обобщают полученные данные и делают выводы. И бесспорно, знания, полученные таким методом, будут усвоены на самом высоком уровне.

Еще одна возможность для организации индивидуальной работы – постановка и обсуждение демонстрационного эксперимента. Учащиеся здесь должны быть исследователями физических явлений, должны не только наблюдать демонстрируемые опыты, но и анализировать их, не только понимать, почему именно так протекает явление в заданных условиях, но и предполагать на основе имеющихся знаний, как оно будет протекать в нескольких измененных условиях.

 При выполнении лабораторных работ опыт показывает, что при работе с одним лабораторным комплектом на двоих, а тем более, нескольких учеников, в группе всегда находиться инициатор, который старается выполнить все сам, особенно если работа интересна.

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся.

Индивидуальный подход к школьникам тесно связан с дифференциацией обучения. Я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого из учеников, дифференцировать способы работы с учащимися, проявляющими особый интерес к физике, раскрывать простор для укрепления и совершенствования этих интересов и особенностей в условиях общего образования; с другой стороны, я дифференцирую формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися, не проявляющими интереса к физике для того чтобы подтянуть их до уровня успевающих.

При разработке дидактического материала учитываю психолого-педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.

В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно: 1) в виде правил, 2) предписаний (для лабораторных работ), 3) алгоритмов действий, или путем организации самостоятельного поиска (для более сильного ученика): 4) реши разными способами, 5) найди рациональный способ, 6) сравни и оцени два подхода.

На уроке физики я сообщаю формулу, которую надо запомнить. Замечаю, что каждый ученик использует свой способ запоминания. Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ явления, фиксируемого формулой, четвертый пытается объединить понятия по общему признаку. Поэтому я практикую опорные конспекты по темам.

Например: «Электрический ток.»-8кл: Что такое электрический ток? Каковы условия существования электрического тока, его действия, направление. Сила тока, напряжение, сопротивление, формулы определения этих величин, единицы измерения и приборы для измерения, способы включения в цепь, Закон Ома для участка цепи. Всё это изображено на одном плакате, а дети в тетрадях, с помощью символов, рисунков, знаков, опорных слов. Многие дети после неоднократного повторения легко запоминают.

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к классу с вопросами: - Что вы знаете об этом? - Где наблюдали? - Где в жизни это можно использовать? Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.

На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом: обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей; предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности; личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта; предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.

Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.

На своих уроках очень часто я применяю информационные технологии, как средство активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео - и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. По-моему, все выше перечисленные формы, методы и технологии индивидуальной работы с учениками направлены на повышение качества обученности.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г.Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. - М.:Смысл,2007
  2. Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. - М.1993
  3. Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. - М.,1985
  4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьников. - М.1982
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009,рег. №17785 от 6 октября 2009 г. № 373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процес...

программа: создание условий для развития творческих способностей обучающихся.

В настоящее время особую остроту приобретает социальный заказ на творческую личность, способную вывести общество на новый этап развития. Одним из приоритетных направлений совершенствования с...

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования...

МО информатика. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.

Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...

МО информатика. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка как одно из направлений совершенствования образовательной среды урока.

Успешное формирование личности школьника во многом зависит от знания учителем индивидуальных особенностей ребенка. Мы, взрослые, понимаем, что каждый ребенок, наделен определенными способностями, кото...