Рабочая программа "Практикум по решению физических задач"
рабочая программа по физике (9 класс)
Предварительный просмотр:
Содержание курса
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 18
часов (0,5 часа в неделю). Он предполагает решение задач по механике, тепловым, электрическим и световым явлениям, по атомной физике. Используются три основных типа задач: количественные, качественные и экспериментальные.
Формулировки задач предлагаются текстовые, графические, с извлечением данных из таблицы или диаграммы, задачи – рисунки.
Решение физических задач включает три основных этапа:
1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как
связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),
2) собственно решения (составления плана и его осуществление),
3) анализа результата решения.
Главная цель анализа - определить объект (или систему), который
рассматривается в задаче. Установить его начальное и конечное
состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного
состояния в другое. Выяснить причины изменения состояния и
определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает
объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её
наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы).
Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с
помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно
указываются наименования их единиц в системе СИ).
Приступая крешению задачи, надо иметь пландействий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт кконечной цели.
Алгоритм решения физических задач.
- Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
- Запиши условие в буквенном виде.
- Вырази все значения в системе СИ.
- Выполни рисунок, чертёж, схему.
- Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в
ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы,
уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
- Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или
систему уравнений относительно искомой величины с целью
нахождения ответа в общем виде.
- Подставь числовые значения величин с наименование единиц их
измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
- Проверь решение путём действий над именованием единиц,
входящих в расчётную формулу.
- Проанализируй реальность полученного результата.
В занятие включаются задачи одного типа по различным темам физики.
Планируемые результаты изучения курса.
Личностными результатами являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю.
Метапредметными результатами обучения являются:
- выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
Механические явления
Выпускник научится:
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, ихобозначения и единицы измерения, находить формулы связывающие данную физическую величину с другими величинами;
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, В трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
- анализировать свойства тел, электромагнитные явления процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
- решать задачи, используя физические законы (закон Ома участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое противление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводником на основе анализа условия задачи выделять физические вели чины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
- находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения сигм атомом;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
Выпускник получит возможность научиться:
- соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
Тематическое планирование учебных занятий
№ занятия | Тема учебного занятия | Количество учебных часов |
1 | Задания в текстовой форме на распознавание понятий по существенным признакам (понимание смысла понятий) | 1 |
2 | Задания в текстовой форме на понимание сущности физических явлений | 1 |
3 | Задания в текстовой форме на выявление характера функциональных зависимостей между физическими величинами | 1 |
4 | Задания в текстовой форме на выявление смысла физических законов | 1 |
5 | Количественные задачи с выбором ответа | 1 |
6 | Задания в текстовой форме на чтение графиков и вычисление значений величин сиспользованием графика | 1 |
7 | Задания на извлечение данных из таблицы | 1 |
8 | Задания-рисунки | 1 |
9 | Задания на сравнения, в том числе с использованием рисунков и диаграмм | 1 |
10 | Методологические задания | 1 |
11 | Задания на установление соответствия | 1 |
12 | Задания на выбор двух ответов с использованием таблиц значений физических величин или графиков зависимости величин | 1 |
13 | Экспериментальные задания | 1 |
14 | Экспериментальные задания | 1 |
15 | Качественные задачи | 1 |
16 | Комбинированные задачи | 1 |
17 | Комбинированные задачи | 1 |
18 | Комбинированные задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс
Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/28/picture-762209-1456610230.jpg)
Рабочая программа по физике (элективного курса) для 9 классов «Практикум по решению физических задач»
Рабочая программапо физике (элективного курса) для 9 классов«Практикум по решению физических задач»учителя физикиВоробьёвой Елены Анатольевны Рабочая программа по физике (элективного курса) для 9...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-749121-1454868136.jpg)
Рабочая программа по курсу "Решение физических задач"
Рабочая программа по курсу "Решение физических задач" для учащихся 10-11 классов. В программе кроме целей, задач и тематического планирования имеются приложения. Алгоритм решения качественных, графиче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-26233-1405358963.jpg)
Рабочая программа курса «Практикум по решению физических задач» 8 класс
laquo;Практикум по решению физических задач» 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/30/picture-1338508-1625060102.jpg)
Рабочая программа "Практикум по решению физических задач для 10 класса"
Рабочая программа элективного курса для класса с углубленным изучением фмзики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/22/picture-223266-1363966795.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов
Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...
ПРОГРАММА по элективному курсу «Практикум по решению физических задач»
Актуальность данного элективного курса заключается в овладение учащимися методами решения практических задач, которое подведет к осознанному восприятию материала и как следствие успешной сдачи Е...