Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».
методическая разработка по физике

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_06.04.2021.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся».

Автор: Вартанян М.А.,

учитель физики МБОУ «Волоконовская  СОШ №1»

Цель: показать способы повышения мотивации обучающихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, стакан с водой, скрепки, пластилин, салфетки, пластмассовая ложка.

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тема моего мастер-класса «Создание проблемных ситуаций на уроках физики как фактор повышения мотивации обучающихся». Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

Не секрет, что в настоящее время мотивация у учеников к обучению низка. Для учителя снова встает извечный вопрос «Что делать? Как повысить мотивацию?».

Советский педагог Шалва Александрович Амонашвили говорил «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими».

Исходя из этого, одним из способов повышения мотивации обучающихся я считаю создание проблемных ситуаций на уроке.

Скука и однообразие – величайшие враги успешного урока. 

Ведь известно, что больше всего дети утомляются в бездействии. Поэтому, надо вовлекать учеников в деятельность, создавая на уроке проблемную ситуацию, когда они сталкиваются с тем, что для понимания и объяснения чего-либо прежних знаний недостаточно. Организованная деятельность учащихся по разрешению учебной проблемы побуждает учеников к поиску, возбуждает у учащихся активную умственную деятельность.

Для создания проблемных ситуаций

  • использую проблемные вопросы
  • организую проблемный диалог
  • предлагаю задачи практической направленности
  • демонстрирую опыты или предлагаю детям провести эксперимент самостоятельно

Психологи придумали серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях. Ответы на которые, требуют логики, сравнения, анализа и т.д. Это способствует более глубокому пониманию материала и самостоятельному поиску знаний.

  • Что случится, если …?
  • Приведи пример…В чем сильные и слабые стороны …? (Обосновать)
  • На что похоже …?
  • Что мы уже знаем о …?
  • Каким образом … можно использовать для …?
  • Чем похожи … и …?
  • Каким образом … влияет на …?
  • Какой … является лучшим и почему?

Существует множество приёмов и методов создания проблемных ситуаций на различных этапах урока, мы сейчас рассмотрим некоторые из них.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам стать на время учениками и поработать вместе над разрешением проблемных ситуаций, предложенных в заданиях.

Разделимся на группы. Каждая группа получит разные виды заданий.

Потом проверим, как вы справились.

I группа

Создание проблемной ситуации на этапе закрепления.

Ученики получают тексты с ошибками с точки зрения физики. Ученикам предлагается объяснить, что не так как должно быть на самом деле.

Мишка на рыбалке с дедушкой.

Тихим неторопливым шагом пробирались мы вдоль берега через осоку, внимательно вглядываясь в прозрачную воду. Наконец, я заметил красавца-карася. Он застыл прямо возле берега, еле шевеля своими бронзовыми жабрами. Прицелившись точно в рыбу, метнул острогу. Остриё вонзилось в тело, карась нервно метнулся и затих.

(В воде изображение рыбы приподнято, и, точно прицелившись в рыбу, в неё не попадешь)

Два друга

Витя и Петя стали друг перед другом своими знаниями по физике хвастаться. «Вот я - говорит Коля, - знаю, что мельчайшая частица данного вещества – это атом». «Подумаешь, - говорит Петя, - я даже знаю, что все эти атомы состоят из молекул, которые очень и очень мелкие». «А вот ты, Витя, знаешь, что все эти частицы: и атомы, и молекулы, все время движутся, даже ночью, даже зимой». «Еще бы не знать, - говорит Витя, - это каждому известно: чем меньше скорость частиц, тем тише движется тело, а если тело движется быстро, значит и частицы в нем движутся быстрее».

(Молекулы состоят из атомов, скорость частиц не зависит от скорости движения самого тела)

Интересное утро

Проснувшись, я вспомнил, что договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Солнце только взошло, и вся комната была залита ярким светом. Я подбежал к окну и ахнул: еще вчера все небо было затянуто свинцовыми тучами, воздух казался сырым и тяжелым, а сегодня он такой прозрачный, будто невесомый. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной. Там снег уже весь стаял, многие улицы города тоже очистились, и только на крышах домов снег еще лежал серыми островами. Взглянув на барометр, я отметил, что давление за ночь заметно упало.

(При изменении погоды в лучшую сторону атмосферное давление не падает, а растет. Снег сначала тает на крышах домов, а затем уже на поля.)

II группа

Постановка проблемного вопроса на этапе открытия новых знаний.

Полезен или вреден инфразвук?

Ознакомьтесь с представленными научными фактами и заполните таблицу

Инфразвук полезен

Инфразвук вреден

1. Некоторые животные общаются с помощью инфразвука

2. Используется в промышленности

1. Плохо влияет на здоровье при езде на автомобиле

2. Вызывает плохое самочувствие на верхних этажах высотных зданий

 1) Ученые выяснили, что некоторые животные, в частности слоны, могут общаться между собой с помощью инфразвуковых сигналов. Долгое время не имели объяснения факты, когда стада слонов, находясь на расстоянии в десятки километров друг от друга, вне радиуса слышимости рева, оказывались предупрежденными об опасности почти одновременно. В 1985г. группа американских исследователей, применив сложную систему звукоулавливания, обнаружила, что слоны способны подавать сигналы на инфразвуковой частоте, поддерживая таким образом связь между собой на расстояниях 50–100 километров. Ранее ученые обнаружили, что инфразвуковые сигналы способны посылать в воде кашалоты и киты.

2) При движении автомобиля со скоростью 100–120 км/ ч возникает не только вибрации частотами 0,2–0,3 Гц, но и поток воздуха позади автомобиля, тоже рождающей инфразвук. При длительной езде на большой скорости воздействие инфразвука снижает быстроту зрительной реакции водителя, особенно на дорожные сигналы и на усложнение дорожной обстановки, нарушает координацию его действий при управлении автомобилем. У водителей возникают примерно такие же явления, что и при опьянении – затуманивание зрения, судорожное подергивание глазного яблока, усталость. Многие автолюбители жалуются на неприятные ощущения.

3) Совершенно неожиданно обнаружилось, что высотные дома от воздействия ветра, температурных перепадов, даже от перемещения групп людей на верхних этажах вибрируют с частотой 0,1-10 Гц. Можно себе представить, как чувствуют себя находящиеся на верхних этажах в это время пожилые или не очень здоровые люди.

4) Ультразвук может осуществлять очистку мелких, дорогостоящих деталей в часовой, электронной промышленности. Это – акустическая аппаратура для промывания гравия и щебня, руды и горно-химического сырья, корнеплодов, стеклотары для предприятий пищевой промышленности.

(Поведение инфразвука двояко: и хорошее, и плохое.)

III группа

Решение задач практической направленности.

Предложите способ решения задачи.

1) Как приблизительно определить массу улова, имея две одинаковые литровые банки, моток бечевки, нож и палку?

Описание: img8

(Из палки, банок и веревки сделать весы. В одну банку наливаешь воды - будет 1 кг, в другую банку кладешь рыбу, пока весы не уравновесятся. Отмерил 1 кг - в сторону, следующий кг, и так пока рыба не закончится.)

Предложите способ решения задачи.

2) Знаете, я вчера проходила мимо строительного магазина, там один старичок покупал кирпичи. У него в руках была только линейка. И он с улыбкой меня спросил: «А ты можешь посчитать при помощи линейки, сколько кирпичей я увезу на своей старенькой машине, если грузить можно до 150 кг?» Плотность кирпича 1800 кг/м3. (Масса тела равна произведению плотности вещества и объёма)

IV группа

Создание проблемной ситуации при выполнении эксперимента.

1) Железная скрепка тонет в воде, потому что её плотность больше плотности воды. Положите скрепку очень аккуратно плашмя на воду, и она не будет тонуть. Почему?

2) Кусок пластилина тонет в воде, так как его плотность больше плотности воды. Как сделать так, чтобы пластилин плавал, а не тонул?

V группа

Создание проблемной ситуации на этапе рефлексии.

Тема урока «Атмосферное давление»

На уроке изучили, что с увеличением высоты плотность воздуха уменьшается и  атмосферное давление тоже уменьшается.

Учитель спрашивает:

-У Пети на празднике в руках был шарик, надутый гелием. Случайно Петя выпустил шарик из рук и он полетел высоко-высоко в небо. С увеличением высоты над Землей шар изменялся в размере. Каким он становился: большим или меньшим по объему? Что произойдет с шаром, когда он исчезнет из поля видимости?

На уроке обязательно должна быть физкультминутка и её можно провести, создавая проблемную ситуацию.

Например, на уроке по теме «Давление твердых тел».

Изучили, что давление обратно пропорционально площади опоры.

Встаньте, пожалуйста.

  1. Как изменилось давление вашего тела при вставании? (увеличилось)
  2. Увеличьте давление на пол ещё в 2 раза! (стать на одну ногу)
  3. А теперь еще больше! (на носочки)
  4. Встаньте на обе ноги. Как изменилось давление? (уменьшилось)
  5. Что нужно сделать, чтобы ещё уменьшить давление на опору? (сесть)

Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках физики не только формирует ту систему физических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом повышает мотивацию у учеников, так как такие задания вызывают интерес, дают возможность предполагать, высказываться, экспериментировать. Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они и учатся лучше.

Каждое занятие обязательно заканчивается рефлексией.

Выберите, пожалуйста, пословицу, которая на ваш взгляд характеризует деятельность учителя по созданию проблемных ситуаций на уроке.

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Спасибо за активную деятельность. Мне приятно было общение с Вами.

Удачи всем, здоровья и творческого потенциала.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент».

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент»....

Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент

Выступление на окружном методическом дне. Шесть видов проблемных ситуаций и конкретные их примеры на уроках физики....

Мастер-класс "Приемы создания проблемной ситуации на уроках ОПК"

Раскрываются приемы проблемного обучения, которые можно использоватьне только на уроках ОПК...

"Создание проблемных ситуаций на уроках физики"

В преподавании физике основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать обучающихся процессом познания: научить их ставить вопросы, находить на них ответы, объяснять результаты, делат...