"В мире поиска и открытий"
рабочая программа по физике (8 класс)

Программа кружка по физике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_poiska_i_otkrytiy_1_1.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛНОСТИ

«В МИРЕ ПОИСКА И ОТКРЫТИЙ»

(ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА)

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами реализации программы курса внеурочной деятельности является:

- формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры;

- значение физической науки в развитии цивилизации и современного общества;

- овладение широким спектром интеллектуальных (мыслительных) операций и рациональным (смысловым) чтением.

Метапредметными результатами реализации программы курса внеурочной деятельности являяется формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

∙ Самостоятельно формулировать цели занятия (целеполагание) после предварительного обсуждения.

∙ Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему.

∙ Составлять прогноз самостоятельного выполнения задания (прогнозирование во временной проекции: ближайшие перспективы, среднесрочные и перспективы на будущее);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, проводить коррекцию действий и результата, обнаруживать и исправлять ошибки (самоконтроль и самокоррекция);

∙ В диалоге учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы партнеров по выполнению проекта или исследования, исходя из имеющихся критериев.

∙ Самооценка качества выполненной работы.

Познавательные УУД:

∙ Осваивать приемы смыслового (рационального) чтения при работе с учебными и научнопопулярными текстами.

∙ Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно выявлять информацию, необходимую для решения той или иной задачи, выполнения проекта или исследования.

 ∙ Выбирать необходимые источники информации (в том числе, из предложенных словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов).

∙ Извлекать информацию, представленную в разных знаковых системах.

∙ Преобразовывать информацию из одной знаковой формы в другие, в том числе, вербальную.

∙ Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

∙ Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний, структурировать информацию, превращая ее в знание.

∙ Использовать приемы визуализации мыслительной деятельности.

Коммуникативные УУД:

 ∙ Умение доносить свою позицию до других: грамотно формулировать свои мысли в устной и письменной речи.

∙ Высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.

 ∙ Слушать других, задавать вопросы на уточнение и понимание, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 ∙ Планировать учебное сотрудничество.

∙ Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе и управляя собственным поведением.

∙ Осваивать умение публичного выступления.

∙ Учиться разрешать конфликты, возникающие при совместной работе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

∙ исследовательской деятельности, развитию идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

 ∙ поиску, систематизации, анализу и классификации информации;

∙ использованию разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Предметными результатами реализации программы курса внеурочной деятельности станет.

∙ Повышение мотивации к учению, самообразованию и успеваемости по предмету;

∙ Расширение кругозора, осознание взаимосвязи физики с другими учебными дисциплинами и областями жизни;

∙ Наличие представления об основных изучаемых понятиях как важнейших моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

∙ Наличие представления об этапах решения задач различных типов;

∙ Умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения;

 ∙ Планирование и проведение экспериментов, обработка результатов измерений;

∙ Умение пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), умение собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;

∙ Умение устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Введение

Техника безопасности.

1.Теплота основа жизни

Изучение диффузии в повседневной жизни. Агрегатные состояния вещества. Изучение температуры и температурных условий в Челябинской  области, изменений климата. Изучение энергии топлива, видов топлива и влияния на экологию в результате их использования. Теплопередача, теплообмен, роль тепловых явлений в жизни растений и человека.

Что холоднее? Градусники. Их виды. Измеряем температуру. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Изоляция тепла. Шуба греет?! Способы передачи тепла. Термос. Изготовление самодельного термоса. Откуда берется теплота? Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная ручка?

Лабораторные работы:

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2.Электростатика

История изучения электричества. Изучение энергии электрического тока и его использование в повседневной жизни, быту. Работа и мощность тока. Природные и искусственные источники тока. Электрическое поле и его влияние на живые организмы. Электронагревательные приборы. Техника безопасности при работе с электричеством. Предохранители.

1.Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия. Электричество в игрушках. Электричество в быту. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока. Устройство батарейки. Изобретаем батарейку.

Демонстрации:

1. Электризация различных тел.

2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.

3. Определение заряда наэлектризованного тела.

4. Составление электрической цепи.

5. Нагревание проводников током.

Лабораторные работы:

 1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.

2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.

3. Магнетизм

Магниты в быту и технике. Электромагнитные приборы.

Компас. Принцип работы. Ориентирование с помощью компаса. Магнит. Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса немаркированного магнита. Занимательные опыты с магнитами. Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Как изготавливают магниты. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.

Демонстрации:  

1. Взаимодействие постоянных магнитов.

2. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током. Лабораторные работы:

1. Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса немаркированного магнита. 2. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.

3.Свет

Солнце – источник света. Солнечные и лунные затмения. Источники света и искусственное освещение. Освещение в школе. Изучение спектра излучения различных доступных источников света. Световые явления в природе. Оптика. Роль оптических приборов в современном мире.

Источники света. Как мы видим? Почему мир разноцветный. Театр теней. Солнечные зайчики. Проверка закона отражения света. Цвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе. Как получить радугу дома. Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Наблюдение преломления света.

Демонстрации:

1. Прямолинейное распространение света.

 2. Образование тени и полутени.

3. Отражение света.

4. Законы отражения света.

5. Изображение в плоском зеркале.

6. Преломление света.

7. Разложение белого света в спектр.

8. Ход лучей в линзах.

9. Получение изображений с помощью линз.

Лабораторные работы:

1. Проверка закона отражения света.

2. Наблюдение преломления света.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 час в неделю, 34 часа в год

№ п./п.

Тема урока

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1

Введение. Техника безопасности.

1

До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

Не держите на рабочем столе  предметы, не требующиеся при выполнении задания.

При работе с термометром будьте осторожны, не сжимайте его крепко в руках при измерении температуры жидкости,  не касайтесь им краев посуды.

Нельзя  оставлять без присмотра нагревательные приборы.

При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины выходила за ограничитель на шкале..

Не устанавливайте на краю стола штатив, во избежание его падения.

После выполнения измерений электронным секундомером выключите его, отсоединив разъём.

Источник тока электрической цепи подключайте в последнюю очередь. Не включать собранную цепь без проверки и разрешения учителя.

Не касайтесь руками мест соединений. Не использовать провода с нарушенной изоляцией. Все изменения в цепи производите после отключения источника тока.

При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. После снятия показаний цепь разомкнуть. По указанию учителя разобрать цепь.

Не касаться и не наклоняться к вращающимся частям электрических машин. Не производите пересоединения в электрических цепях до полной остановки якоря или ротора машины.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

При работе с линзами соблюдать осторожность и аккуратность в обращении: учитывать оптические свойства линз и не направлять их на легковоспламеняющиеся предметы (волосы, одежду, бумагу и т.д.)

Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими и режущимися предметами.

Берегите оборудование и используйте его по назначению.

При получении травмы обратитесь к учителю.

Теплота основа жизни (8 ч.)

2

Что холоднее?

( «Физика в вопросах и ответах»)

1

Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внеш-них сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную тепло-емкость вещества при теплопередаче. Измерять удельную теплоемкость вещества. Измерять теплоту плавления льда. Исследовать тепловые свойства парафина. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха по точке росы. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций

3

Градусники. Их виды.

Измеряем температуру. Лабораторная работа №1  «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

1

4

Изоляция тепла. Шуба греет!? («Физика в вопросах и ответах»)

1

5

Способы передачи тепла.

1

6

Термос.

Изготовление самодельного термоса.

1

7

Откуда берется теплота? Как сохранить тепло? холод? («Физика в вопросах и ответах»)

1

8

Зачем сковородке деревянная ручка?

1

9

Урок – игра «Тепловые явления»

(образовательное интегрированное событие).

1

Электростатика (8 ч.)

10

Электричество на расческах.

1

Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического по-ля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать и испытывать электрическую цепь. Изготовлять и испытывать гальванический элемент. Измерять силу тока в электрической цепи. Измерять напряжение на участке цепи. Измерять электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность электрического тока. Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока. нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками постоянного тока

11

Осторожно статическое электричество

1

12

Лабораторная работа № 2 «Электризация различных тел и изучение их взаимодействия».

1

13

Электричество в игрушках

1

14

Электричество в быту. Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока».

1

15

Устройство батарейки.

(«Физика в вопросах и ответах»)

1

16

Изобретаем батарейку.

1

17

Урок-игра « Электричество» (образовательное интегрированное событие).

1

Магнетизм (9 ч.)

18

Компас. Принцип работы.

1

Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.

19

Ориентирование с помощью компаса

1

20

Магнит.

Лабораторная работа № 4 «Изучение взаимодействия магнитов. Определение полюса немаркированного магнита».

1

21

Занимательные опыты с магнитами.

(«Физика в вопросах и ответах»)

1

22

Магнитная руда.

1

23

Магнитное поле Земли

1

24

Как изготавливают магниты.

1

25

Изготовление магнита. Лабораторная работа № 5 «Сборка электромагнита и изучение его характеристик».

1

26

Урок – игра «Магнитная феерия».

(образовательное интегрированное событие).

1

Свет (7 ч.)

27

Источники света.

1

Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.

28

Как мы видим? Почему мир разноцветный.

(«Физика в вопросах и ответах»)

1

29

Театр теней

1

30

Солнечные зайчики. Лабораторная работа № 6 «Проверка закона отражения света».

1

31

Цвета компакт диска. Мыльный спектр

1

32

Радуга в природе. Как получить радугу дома.

1

33

Лунные и Солнечные затмения. Проект № 1

1

34

Как сломать луч? Лабораторная работа № 7 «Наблюдение преломления света».

Итоговый урок «В мире явлений»

(образовательное интегрированное событие).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по физике " Мир поиска и открытий"

Элективный курс «Мир поиска и открытий» предназначен для учащихся 10-11 класса общеобразовательных учреждений как гуманитарного, социально-экономического, так и физико-математического профиля. Програм...

Районная научно-практическая конференция «Школа поиска и открытий» "Возрождение традиционных Забайкальских десертов как элемента национальной культуры"

Когда заходишь в музей и прикасаешься к предметам, которые использовались в домашнем хозяйстве много лет назад, то чувствуешь тепло, исходящее непонятно откуда. Удивительно, не правда ли? А представьт...

НПК "Школа поиска и открытий"

В современном мире невозможно представить свое существование без различных моющих и дезинфицирующих средств. Появилось понятие: бытовая химия. Оно включает в себя различные виды мыла, стиральных порош...

Урок литературы в 10 классе "Русская классическая литература: поиски и открытия"

Данный урок был проведен для обучающихся параллели 10-х классов в конце учебного года. Предполагалось не только проверить знание русской классической литературы в рамках школьной программы, но и побуд...

Профориентационном веб-квест «В поисках новых открытий»

Веб-квестов для дошкольников и младших школьников в рамка ранней профориетационной работы...

" В поисках новых открытий". Игра-викторина

Игра-викторина «В поисках новых открытий»Цель: Расширить представления учащихся о профессиях через активную творческую и познавательную игру.Задачи:Расширить знания обучающихся о разнообра...

Сценарная разработка профориентационного квеста "В поисках новых открытий"

Проведение квеста направлено на расширение представлений детей младшего школьного возраста о различных профессиях через активную творческую и познавательную игру....