Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"
статья по физике

Яковлева Елизавета Павловна

       В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инженерного профиля. В связи с этим вопросы профориентации старшеклассников являются актуальными для большинства школ, реализующих программы наставничества совместно с работодателями.

      В этой статье  будут представлены ответы на самые важные и интересующие вопросы по данной практике наставничества:  каковы её цели и задачи, какие сложности встречались на пути, какие результаты были получены и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inzhener_nastoyashchego-inzheneru_budushchego.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Практика наставничества: «Инженер настоящего – инженеру будущего»

        В основе новых ФГОС СОО положена методология деятельностного, компетентностного подхода, следовательно, школа и педагог должны не просто передать сумму знаний учащимся, а сформировать у них способы самостоятельного получения знаний, а главное – способы анализа и переработки полученной информации с целью формулирования собственного мнения, собственной позиции.

В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инженерного профиля.

В связи с этим вопросы профориентации старшеклассников являются актуальными для большинства школ, реализующих программы наставничества совместно с работодателями.

Представленная практика наставничества направлена на сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем. Стартовый формат практики - «работодатель - ученики». Однако, процесс наставничества потребовал внесения изменений в первоначальные планы, чем и было обусловлено введение в группу начинающего учителя физики в роли посредника, который выступал одновременно в двух ролях: и наставляемого (вместе с учениками) и помощника наставника, помогая решать организационные вопросы работы в группе).

В роли наставника выступил представитель работодателя АО «НИИЭФА». Наставляемыми стали три ученика профильного технологического десятого класса.

 Цель проводимой практики наставничества – оказать действенную помощь старшеклассникам в личностно-профессиональном самоопределении и развитии инженерных компетенций через групповое проектное взаимодействие с потенциальным работодателем.

Перейдем к описанию этапов прохождения данной практики.

Первый этап - введение в программу наставничества, знакомство наставника - представителя предприятия, и наставляемого - педагога школы. На этом этапе проходило обсуждение ключевых этапов программы, выстраивание взаимодействия в рамках интересных компетенций и шел поиск векторов работы с наставляемым и школьниками.

Следующий этап включал в себя встречу представителей предприятия и школы для планирование конкретных результатов, которых хотелось бы достичь по итогу проекта для наставляемого и детей.

Далее проходило взаимодействие педагога школы с актуальной группой учащихся – приглашение на вводное занятие по проекту, где работодатель провел вводную презентацию для учеников, и, после этого, началась деятельная часть работы: обсуждение актуализации программы, раскрытие целей, задач и перспектив участия. Школьники выбирали интересующие компетенции для работы по проекту. Необходимым условием стало обучение в соответствующих on-line лабораториях РосАтома, которое проходило в дни весенних школьных каникул.

Со стороны школы, для работы над проектом, было необходимо получение лицензии и установка необходимого ПО на школьные компьютеры (программы Autodesk Inventor 2021 Pro). Ученики участвовали в on-line лабораториях по выбранным компетенциям (3D – моделирование) и получили основные знания, навыки по работе в программе и сертификаты о прохождении курса.

После подготовительных этапов работы, представителями предприятия было сформировано техническое задание для выполнения участниками проекта.

Последние этапы работы над программой наставничества включают в себя:

  • Самостоятельную работу педагога и школьников по проектированию деталей и сборочных единиц, согласно выданному техническому заданию; промежуточное взаимодействия по решению возникающих вопросов; корректировку способов взаимодействия в цепочке предприятия-педагог-школьники с целью повышения результативности;
  • Итог проекта – презентация модели готового изделия, разработанного по требованиям технического задания, представителю предприятия и организатору программы наставничества.

В итоге получился довольно сложный для школьников, но интересный и познавательный проект, целью которого стала разработка основания для размещения и перемещения в горизонтальном положении рабочего изделия для АО «НИИЭФА».

Задачами проекта десятиклассников являлись:

  • Знакомство с программой Autodesk Inventor.
  • Обучение в онлайн-лаборатории «Junior AtomSkills» по компетенции Инженерный дизайн CAD.
  • Изучение основания подобного типа.
  • Изучение физических характеристик вакуумного чехла для которого делается основание и тележки.
  • Создание чертежа и подбор материалов.
  • Проектирование каждой детали в Autodesk Inventor.
  • Сборка основания в Autodesk Inventor.
  • Устранение ошибок при сборке (конечный результат).

Несомненно, возникали и сложности при выполнении технического задания от предприятия, а именно: обучение в программе Autodesk Inventor, поиск определенных элементов, деталей, общая сборка (состыковка деталей с учетом зависимостей), проблемы технического плана и коммуникативные проблемы в проектной команде.

Для выстраивания процесса наставничества в группе, помимо предметных и межпредметных знаний, понадобились также коммуникативные и организационные навыки, использовались артистические и психологические приемы. Кроме того, необходимо было получить навыки по работе в программе для 3D-моделирования и проектирования, поэтому возникла необходимость совместного со старшеклассниками обучения в лаборатории РосАтома по направлению «Инженерный дизайн CAD».

В ходе работы над проектом был выявлен ряд проблем. В пандемийный период возникали организационные сложности: непросто было организовать обучение в онлайн-лаборатории РосАтома для школьников на весенних каникулах. Возникали проблемы технического плана – установка программы для проектирования деталей на школьные ПК и домашние ПК участников. Приходилось обращаться за помощью к куратору, администрации и родителям.

Также возникали проблемы, которые без сопровождения работодателя, точно не удалось бы разрешить: первая трудность возникла при сопоставлении умений учеников со сложностью поставленной задачи и работы в новой для них программе; вторая - обучение в программе Autodesk Inventor, необходимой для реализации поставленной работодателем задачи – создания изделия. На этом этапе пришлось корректировать план работы с учениками, проводить дополнительное обучение.

Подведем промежуточные итоги практики наставничества. По факту была проделана содержательная, интересная и полезная работа для всех ее участников, поставленные цели и задачи были реализованы:

  • оказана реальная помощь старшеклассникам в личностно-профессиональном самоопределении и развитии инженерных компетенций через групповое проектное взаимодействие с потенциальным работодателем;
  • предложено на экспертизу конструкторское решение задания от АО «НИИЭФА».

Несомненно, такого рода работа интересна и полезна для учеников, они получили новые знания и отработали инженерные компетенции, которые им помогут сделать осознанный выбор будущей профессии.