УРОК АТОМА Как работает АЭС?
план-конспект занятия по физике (7, 8 класс)

Методический материал занятия разработан в рамках всероссийского проекта «Атомный урок», который стартовал в год 75-летия атомной промышленности России и приурочен к Году науки и технологий в России. С целью формирования интереса подрастающего поколения к современной науке и технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_atoma.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. И.В. Курчатова»

муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

   

УРОК АТОМА

Как работает АЭС? 

Разработала внеурочное занятие:

учитель физики Костенко Ю.Э.

2021 год

Пояснительная записка

Методический материал занятия разработан в рамках всероссийского проекта «Атомный урок», который стартовал в год 75-летия атомной промышленности России и приурочен к Году науки и технологий в России. С целью формирования интереса подрастающего поколения к современной науке и технологиям.

Цель:

формирование у обучающихся представлений об устройстве, оборудовании и предназначении атомной электростанции.

Задачи:

● рассказать обучающимся о различных источниках получения энергии на Земле;

● сформировать представление об устройстве атомных электростанций;

● познакомить с видами ядерных реакторов;

● рассказать о истории атомной промышленности России;

● показать, что ядерная энергетика, является мощным базовым источником электрогенерации.

Предполагаемые результаты:

Обучающиеся знают:

● устройство атомной электростанций;

● виды ядерных реакторов;

● историю атомной промышленности России;

● расположение атомных электростанций России;

● основные пути декарбонизации.

Имеют представление:

● об основных вехах истории атомной энергетики;

● о ядерных реакторах;

● о принципе действия ядерной реакции;

● о сути термоядерного синтеза.

Способны:

● выделить преимущества АЭС с точки зрения отсутствия вредных выбросов в атмосферу;

● анализировать явление с закреплённой за ним ролью.

Необходимое обеспечение:

● Презентация к занятию;

● Технические средства для демонстрации презентации;

● Карточки с заданием для обучающихся.

Участники занятия:

● обучающиеся 7 – 8-х классов гимназии.

План проведения:

  1. Введение в тему урока.
  2. Виртуальная  экскурсия «Научно-техническая революция в СССР».
  3. Атомные электростанции.
  4. Виртуальная экскурсия на Обнинскую атомную станцию. 
  5. Подведение итогов, рефлексия: оценка обучающимися полученных знаний и опыта.

Сценарий проведения занятия

  1. Введение в тему урока.

Учитель: Можно ли получать энергию большой мощности и при этом не наносить вред природе? Как атомные технологии уже сегодня улучшают нашу жизнь? И что такое физика будущего? На эти и многие другие вопросы мы сможем получить ответ в ходе увлекательного занятия «Атомный урок.

Наше занятие приурочено к празднованию 75-летия отечественной атомной промышленности.

  1. Виртуальная  экскурсия «Научно-техническая революция в СССР».

Учитель: Давным-давно людям была необходима энергия для приготовления пищи и обогрева жилища. Для этого люди изначально сжигали дрова, но со временем они стали все больше узнавать о том, как устроен мир, изучать природные явления, развивать науку и технологии. На смену или в дополнение дровам приходят новые источники энергии, найденные в глубинах земли: уголь, нефть и газ. На этом исследования человеком природы не прекратились, а продолжились в новых направлениях. Люди открывают электричество, изобретают и создают механический транспорт (паровозы и автомобили), учатся переводить тепло в другие виды энергии, строят электростанции и двигатели внутреннего сгорания. С развитием технологий и производства потребность в энергии значительно возрастает.

Какие виды электростанций вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

Ответы обучающихся

Учитель: Чтобы лучше узнать о том, какие бывают электростанции, выполним задание. Вам необходимо правильно соотнести описание электростанции и ее название. Работаете в группе.

Учитель раздает карточки с заданием. Обучающиеся выполняют задание, а затем с учителем проверяют правильность его выполнения.

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Д, 5-Б.

Учитель: Двадцатый век ознаменовался значительным промышленным ростом. За 100 лет производство энергии выросло в 50 раз. Теперь мы не можем представить свою жизнь без транспорта, электроприборов, интернета. Ценой такого прогресса стало значительное повышение содержания углекислого газа в атмосфере Земли.

Он появляется при сжигании топлива, даже если вы не видите дым. Один килограмм угля при сжигании приводит к выбросу в атмосферу почти трех килограммов углекислого газа.

  1. Атомные электростанции.

Учитель: Помимо сжигания топлива, человечество издревле научилось использовать энергию рек, ветра и Солнца. Многие из вас видели ветряные и водяные мельницы, а некоторым посчастливилось прокатиться по водной глади на паруснике, разгоняемом силой ветра.

На сегодняшний день во всем мире строят сотни ветряных, солнечных и гидроэлектростанций. Это так называемые возобновляемые источники энергии: их нельзя исчерпать, они восстанавливаются за счет природных процессов.

Однако все эти электростанции не способны в одиночку заменить для нас сжигание дров, угля, нефтепродуктов. Дело в том, что ветер не всегда дует, а солнечные панели бесполезны ночью. Необходим источник энергии, который будет, с одной стороны, безопасным для природы, а с другой — стабильно выделять энергию в любое время дня в течение многих лет. И тут нам на помощь приходит ядерная физика.

Всё, что мы наблюдаем вокруг, состоит из атомов. Их устройство достаточно простое. В центре атома есть ядро, а вокруг него двигается рой из легких электронов. Вокруг ядра атома может быть разное количество электронов, от этого количества зависят свойства вещества, которое из этих атомов и состоит. Объединяя атомы разных веществ, мы можем получить энергию. Например, как при горении: атомы углерода, из которых состоит уголь, соединяются с атомами кислорода из воздуха. Этот процесс дает энергию. Но сто лет назад оказалось, что куда выгоднее не соединять целые атомы, а делить ядра самых больших из них.

В недрах Земли содержится редкий металл – уран. Его ядро очень большое и «некрепкое». Если его потревожить, оно непременно распадается на части. При этом выделяется энергия, для которой пришлось бы соединить десятки миллионов атомов углерода.

Эффективность применения ядерного топлива поражает. Сравните: в год современная атомная электростанция потребляет 20 тонн урана и выделяет столько энергии, сколько выделилось бы при сжигании 2 500 000 тонн угля, что соответствует выбросу в атмосферу 7 миллионам тонн углекислого газа.

Атомная электростанция — комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений, предназначенный для производства электрической энергии.

В качестве топлива станция использует уран-235. Наличие ядерного реактора отличает АЭС от других электростанций.

На АЭС происходит три взаимных преобразования форм энергии.

  1. Ядерная энергия переходит в тепловую,
  2. Тепловая энергия переходит в механическую.
  3.  Механическая энергия преобразуется в электрическую.

РЕАКТОР

Основой станции является реактор — конструктивно выделенный объем, куда загружается ядерное топливо и где протекает управляемая цепная реакция. Уран-235 делится медленными (тепловыми) нейтронами. В результате выделяется огромное количество тепла.

ПАРОГЕНЕРАТОР

Тепло отводится из активной зоны реактора теплоносителем — жидким или газообразным веществом, проходящим через ее объем. Эта тепловая энергия используется для получения водяного пара в парогенераторе.

ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР

Механическая энергия пара направляется к турбогенератору, где она превращается в электрическую и дальше по проводам поступает к потребителям.

Атомная станция представляет собой комплекс зданий, в которых размещено технологическое оборудование. Основным является главный корпус, где находится реакторный зал. В нём размещается сам реактор, бассейн выдержки ядерного топлива, перегрузочная машина (для осуществления перегрузок топлива), за всем этим наблюдают операторы с блочного щита управления (БЩУ).

Основным элементом реактора является активная зона(1). Она размещена в бетонной шахте. Обязательными компонентами любого реактора являются система управления и защиты, позволяющая осуществлять выбранный режим протекания управляемой цепной реакции деления, а также система аварийной защиты – для быстрого прекращения реакции при возникновении аварийной ситуации. Все это смонтировано в главном корпусе.

Есть также второе здание, где размещается турбинный зал(2): парогенераторы, сама турбина. Далее по технологической цепочке следуют конденсаторы и высоковольтные линии электропередач, уходящие за пределы площадки станции.

На территории находятся корпус для перегрузки и хранения в специальных бассейнах отработавшего ядерного топлива. Кроме того, станции комплектуются элементами оборотной системы охлаждения – градирнями(3) (бетонная башня, сужающаяся кверху), прудом-охладителем (естественный водоем, либо искусственно созданный) и брызгальными бассейнами.

В зависимости от типа реактора на АЭС могут быть 1, 2 или 3 контура работы теплоносителя. В России наибольшее распространение получили двухконтурные АЭС с реакторами типа ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор).

АЭС С 1-КОНТУРНЫМИ РЕАКТОРАМИ

Одноконтурная схема применяется на атомных станциях с реакторами типа РБМК-1000. Реактор работает в блоке с двумя конденсационными турбинами и двумя генераторами. При этом кипящий реактор сам является парогенератором, что и обеспечивает возможность применения одноконтурной схемы. Одноконтурная схема относительно проста, но радиоактивность в этом случае распространяется на все элементы блока, что усложняет биологическую защиту.

АЭС С 2-КОНТУРНЫМИ РЕАКТОРАМИ

Двухконтурную схему применяют на атомных станциях с в водо-водяными реакторами типа ВВЭР. В активную зону реактора подается под давлением вода, которая нагревается. Энергия теплоносителя используется в парогенераторе для образования насыщенного пара. Второй контур нерадиоактивен. Блок состоит из одной конденсационной турбины мощностью 1000 МВт или двух турбин мощностью по 500 МВт с соответствующими генераторами.

АЭС С 3-КОНТУРНЫМИ РЕАКТОРАМИ

Трехконтурную схему применяют на АЭС с реакторами на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем типа БН. Чтобы исключить контакт радиоактивного натрия с водой, сооружают второй контур с нерадиоактивным натрием. Таким образом схема получается трехконтурной.

В настоящее время в России действует:

  • 4 АЭС с одноконтурными реакторами;
  • 6 АЭС с двухконтурными реакторами;
  • 1 АЭС с трехконтурными реакторами.

В мире на сегодня насчитывается более 200 атомных электростанций, которые производят около 15% всей мировой электроэнергии. Лидером в технологии строительства АЭС на сегодняшний день является Россия.

Интенсивное развитие ядерной энергетики можно считать одним из средств борьбы с глобальным потеплением. К примеру, по подсчетам экспертов, атомные станции в Европе ежегодно позволяют избежать эмиссии около 700 миллионов тонн СО2. Действующие АЭС России ежегодно предотвращают выброс в атмосферу около 210 млн тонн углекислого газа. Таким образом, ядерная энергетика, являясь мощным базовым источником электрогенерации, вносит свой вклад в декарбонизацию.

  1. Виртуальная экскурсия на Обнинскую атомную станцию. 

Учитель: В нашей стране в 1954 году запустили первую в мире атомную электростанцию, впервые атом получил мирное применение. Вам приходилось слышать о ней?

Ответы обучающихся (Обнинская АЭС, Калужская область)

Учитель: Сейчас мы отправляемся на экскурсию.

  1. Подведение итогов, рефлексия: оценка обучающимися полученных знаний и опыта.

Учитель: Что для вас было самым важным сегодня на уроке? О чем бы вы хотели узнать больше? О чем из сегодняшнего вы бы хотели рассказать своим близким?

Ответы обучающихся.

Карточка с заданием

Задание: соедините стрелками тип электростанции и её описание.

Электростанция

Описание

1

Ветроэлектростанция (ВЭС)

А

На сколько хватит ресурса: бесконечно.

Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 36000 полей.

При строительстве этих станций приходится переселять жителей – это нехорошо для регионов, где живет много людей.

Бетона, уложенного при строительстве плотины самой крупной электростанции этого вида в России, хватило бы на постройку автострады от Санкт-Петербурга до Владивостока. В то время как самая маленькая помещается в кармане.

2

Теплоэлектростанция (ТЭС)

Б

На сколько хватит ресурса: бесконечно.

Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 13000 полей.

Поскольку эти станции занимают очень много места, их строят в регионах с небольшим количеством жителей или там, где вообще никто не живёт.

Эти станции имеет смысл строить в южных регионах.

3

Гидроэлектростанция (ГЭС)

В

На сколько хватит ресурса: бесконечно.

Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 23000 полей.

Эти станции можно строить не только на суше, но и в море, недалеко от берега.

Самая мощная электростанция такого типа в России находится в Адыгее.

Генераторы для этих станций собираются на месте из 7000-8000 деталей, которые доставляют туда с помощью негабаритных грузовиков.

Высота пятиэтажного дома – 15 м. Высота сваи фундамента под такую электростанцию, которая закапывается в землю, составляет от 14 до 22 м.

4

Атомная электростанция (АЭС)

Г

Ресурс: различные горючие ископаемые.

На сколько хватит ресурса: 50-450 лет.

Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 210 полей.

Эти станции при нормальной работе наносят большой вред природе и людям.

На этих электростанциях есть своя железная дорога.

5

Солнечная электростанция (СЭС)

Д

На сколько хватит ресурса: бесконечно.

Площадь, занимаемая электростанцией (в футбольных полях): 23000 полей.

Эти станции при нормальной работе не наносят вреда природе и здоровью человека.

Эти станции «боятся» сильных землетрясений.

Эти станции дают не только электрический ток, но и тепло.

Каждая пятая лампочка в Российской Федерации горит от энергии, выработанной такими станциями.

План проведения занятия

Этап

Время

Виды деятельности

Образовательное содержание

Содержание взаимодействия участников

Планируемые результаты для обучающихся

Примечания

Педагог

Обучающиеся

Введение в тему урока

2 мин

Приветствие учителя.

- приветствует обучающихся;

- сообщает тему урока.

- отвечают на приветствие, настраиваются на дальнейшую работу.

Презентация.

Виртуальная  экскурсия «Научно-техническая революция в СССР»

5 мин

Просмотр видео 360.

Развитие атомной физики.

- рассказывает об истории развитие атомной физики и атомной промышленности России;

-организует работу в парах.

- отвечают на вопросы учителя;

-задают вопросы;

- соотносят названия и описания электростанций.

- имеют представление об основных вехах истории атомной физики;

- знают виды электростанций в зависимости от используемого источника энергии.

Видео 360.

Карточки с заданием.

Атомные электростанции

15 мин

Рассказ учителя.

Как работает АЭС.

Из чего состоит АЭС.

Виды АЭС.

- рассказывает о различных источниках получения энергии на Земле;

-сформирует представление об устройстве атомных электростанций;

-познакомит с видами ядерных реакторов.

- отвечают на вопросы учителя;

-задают вопросы;

- соотносят названия и описания электростанций.

- знают виды атомных электростанций;

- знают устройство, оборудование и предназначении атомной электростанции;

- имеют представление о видах ядерных реакторов.

Презентация.

 

Виртуальная экскурсия на Обнинскую атомную станцию

5 мин

Просмотр видео 360.

Знакомство с первой атомной электростанцией.

-познакомит с Обнинской АЭС.

- отвечают на вопросы учителя;

-задают вопросы.

- имеют наглядное представление о первой атомной электростанции.

Видео 360.

Подведение итогов

10 мин

Обсуждение итогов занятия.

Закрепление полученной информации.

- с обучающимися анализирует прошедший урок.

- участвуют в анализе прошедшего урока.

- развитие способности к анализу и самоанализу.

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Модульный урок. Атомы химических элементов.

Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать современное определение понятия “химический элемент”, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе ст...

План проведения мероприятий в рамках "Урока атома"

План проведения мероприятий в рамках "Урока атома"...

Урок №78 Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 9 класс гуманитарный профиль

В рамках дистанционного обучения разработан краткий план занятий для обучающихс 9 класса гуманитарного профиля с использование видео материалов....

Технологическая карта по химии к уроку "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Атомы, молекулы и ионы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

«УРОК АТОМА»

Всероссийский «УРОК АТОМА»Цель мероприятия – формирование интереса у школьников к современной науке и технологиям.   «Атомный урок» предоставил ребятам возможно...