Внеклассное мероприятие по физике "Что? Где? Когда?" для 7-8 классов
методическая разработка по физике (8 класс)

Чекашова Марина Михайловна

Для обобщения и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Внеклассное мероприятие по физике:

 интеллектуальная викторина

 «Что? Где? Когда?».

        

Цели и задачи  мероприятия: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания, выявление интеллектуально одарённых детей.

Образовательная:

  • Повторить, систематизировать знания учащихся;
  • Расширять кругозор учащихся по предмету;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательная:

  • Воспитать умение и навыки работы в команде;
  • Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  • Воспитывать инициативность и активность,
  • Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающая:

  • В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
  • Развить способности логического мышления учащихся;
  • Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • Развивать память, внимание
  • Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Оборудование: игровой стол, песочные часы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, стилус(название компьютерного карандаша, для работы с интерактивной доской).

Форма: внеклассное мероприятие.

Ход игры:

Ведущий приглашает команду “знатоков” занять места за столом. В игре принимают участие 6 человек. Команда садится за игровой стол и выбирает капитана команды.

Оглашаются правила игры. На интерактивной доске появляется презентация. Капитан выбирает участника или сам подходит к интерактивной доске и с помощью стилуса выбирает вопрос. На экране появляется вопрос. Ведущий формулирует вопрос и даёт соответствующие указания. На обсуждение даётся две минуты. Время фиксируется с помощью песочных часов.

Условие игры:

  • Игра ведётся до шести очков;
  • На обдумывание вопроса даётся две минуты (время фиксируется с помощью песочных часов);
  • После того как время обсуждения  завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;
  • Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос может только ведущий;
  • За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде защитывается поражение в данном раунде;
  • Если команда досрочно даёт ответ на вопрос, то она сохраняет дополнительные минуты для обсужде6ния, которые можно использовать в следующих раундах.

Вопросы

Вопрос №1.

 Зачем в 1960-е годы судьи по бегу на короткие дистанции стали оснащать стартовые пистолеты лампой-вспышкой. (Звук проходит 100 м за 0,2 сек. Иначе спортсмены, услышав выстрел, устремятся вперёд, а хронометристы, стоящие на финише, опоздают включить секундомеры.)

Вопрос №2.

«Осторожно-листопад!» Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей. ( Когда колёса трамвая раздавливают опавшие листья, то их сок смачивает рельсы. От этого рельсы и колёса становятся скользкими. Сила трения уменьшается, и колёса трамвая начинают скользить по рельсам. )

Вопрос №3.

Предшественница электрической лампочки – керосиновая  лампа – временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось чёрное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает чёрное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? Почему возникает такая ситуация? (Электрическая лампочка нагревает окружающий воздух. Возникает конвекционный поток вверх, содержащиеся в воздухе пылинки прилипают к потолку, образуя пятно над лампой). 

Вопрос №4.

Почему в сильные морозы деревья трещат? ( В сильный холод замерзают соки в деревьях. При замерзании сок, как и вода, расширяется и разрывает при этом древесину, - трещат сучья раскалываются стволы).

Вопрос №5.

Почему подъёмная сила воздушного шара зависит от времени суток и днём является наибольшей? (Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объем и подъемная сила).

Вопрос №6.

Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее чем трава, скошенная в лесу? (В лесу ветер разбивается деревьями на отдельные потоки и в значительной мере теряет свою силу. Поэтому даже в пасмурный день испарение влаги там происходит менее интенсивно, чем на лугу, и трава в лесу сохнет медленнее).

Вопрос №7.

Почему нельзя точно установить высоту Эйфелевой башни? (В жаркий день вершина Эйфелевой башни поднимается выше, чем в холодный. Ведь высота столь огромного железного сооружения не может быть одинакова при всякой температуре. В теплую солнечную погоду железный материал башни может нагреться в Париже градусов до +40, между тем как в холодный, дождливый день температура его падает до +10°. а зимою до 0°, даже до – 10° (большие морозы в Париже редки). Как видим, колебания температуры доходят до 40 и более градусов. При этом  высота Эйфелевой башни может колебаться на 12 см).

Вопрос №8.

Почему в реке над очень глубоким местом уровень воды слегка приподнимается? (Вода над глубоким местом течёт медленнее, чем на мелководьем. А так как, согласно принципу Бернулли, при уменьшении скорости течения жидкости увеличивается давление, то уровень воды над глубоким местом слегка приподнимается).

 

Вопрос №9.

Почему у человека волосы, ресницы, в морозный день покрываются инеем? (Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируются на них).

Вопрос №10.

Почему ночью звуки мы слышим лучше, чем днём? (Всё дело в неравномерном нагревании воздуха. ( Днём солнце сильнее нагревает тёмный лес, чем пруд и речку. От леса нагревается воздух над деревьями, а тёплый воздух менее плотный, чем холодный. Звук проходит через разные слои воздуха – более и менее плотные. При этом звук меняет своё направление – то уходит, вверх, то ударяется о землю. Ночью, когда температура воздуха равномерна, звуки идут по прямой линии).

Вопрос №11.

Блиц.

  • Кого из ученых А.С. Пушкин назвал «Первым русским университетом»? (Ломоносов М.В.).
  • Какой учёный с помощью линз и зеркал потопил римский военный флот? (Архимед).
  • В 1600 г.  В Англии вышла книга У.Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните». Что Гильберт назвал большим магнитом? (Нашу планету Земля).

Вопрос №12.

У артиллеристов есть правило: при стрельбе из орудия открывать рот. На чём основано это странное на первый взгляд правило? (От выстрела орудия воздух начинает сильно колебаться и давить на барабанную перепонку. Это давление может порвать её, и тогда человек оглохнет. Но если открыть рот, воздух из открытого рта попадает через евстрахиеву трубу в среднее ухо. Давление воздуха на барабанную перепонку снаружи и изнутри станет одинаковым, и она не порвётся.

Литература:

Пёрышкин А.В.,  Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010.

Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2006

Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007.

1001 вопрос для очень умных ( с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие по физике: интеллектуальная викторина «Что? Где? Когда?»

Слайд 2

1 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 3

Слайд 3

Зачем в 1960-е годы судьи по бегу на короткие дистанции стали оснащать стартовые пистолеты лампой-вспышкой.

Слайд 4

Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей. Осторожно-листопад!

Слайд 5

Предшественница электрической лампочки – керосиновая лампа – временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось чёрное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает чёрное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? Почему возникает такая ситуация?

Слайд 6

Почему в сильные морозы деревья трещат?

Слайд 7

Почему подъёмная сила воздушного шара зависит от времени суток и днём является наибольшей?

Слайд 8

Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее чем трава, скошенная в лесу?

Слайд 9

Почему нельзя точно установить высоту Эйфелевой башни?

Слайд 10

Почему в реке над очень глубоким местом уровень воды слегка приподнимается?

Слайд 11

Почему у человека волосы, ресницы, в морозный день покрываются инеем?

Слайд 12

Почему ночью звуки мы слышим лучше, чем днём?

Слайд 13

Блиц. Кого из ученых А.С. Пушкин назвал «Первым русским университетом»? Какой учёный с помощью линз и зеркал потопил римский военный флот? В 1600 г. В Англии вышла книга У.Гильберта «О магните, магнитных телах и о большом магните». Что Гильберт назвал большим магнитом?

Слайд 14

У артиллеристов есть правило: при стрельбе из орудия открывать рот. На чём основано это странное на первый взгляд правило?

Слайд 15

Список используемых источников Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика, 7-9 классы– М.: Дрофа, 2010. Мякишев Г.Я.., Буховцев Б.Б., 10-11 классы– М.: Просвещение, 2006Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках:- М.: Астрель: Хранитель, 2007. 1001 вопрос для очень умных ( с подсказками для остальных).- М.: Рипол Классик, 2002. http://images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство 26 красавиц" 2 класс

Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство 26 красавиц" 2 класс...

Внеклассное мероприятие "КВН по русскому языку в 6 классе"

Внеклассное мероприятие "КВН по русскому языку в 6 классе" включает следующие конкурсы: "Конкурс юных поэтов", "Что это слово значит?", "Орфографическое лото", "Подберите синонимы и антонимы", "Осторо...

Внеклассное мероприятие "В мире английской грамматики", 5-6 классы

Сценарий проведения внеклассного мероприятия  по английскому языку   для 5-6 классов. КВН « В мире английской грамматики»...

разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "хэллоуин" в 5 классах

Цель: знакомство с веселым  праздником Американских детей, историей и традициями празднования Хеллоуина.Задачи: развитие языковой догадки, памяти, тренировка выразительного чтения, совершенствова...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...