ПК 3.4
методическая разработка

Овчеренко Денис Анатольевич

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Овчеренко Денис Анатольевич

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПИОНЕРБОЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 КЛАССЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 49.02.01

защите

Физическая культура

«_____» февраля 2021 г.

Курс: 3, группа: 39

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Сайбель М.Н.,

____________ / Анищенко И.Л.

Преподаватель МДК 01.01

Методика обучения предмету «Физическая культура», к.п.н., доцент

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» февраля 2021 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ ПИОНЕРБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Общая характеристика игры пионербол        5

1.2 Правила игры в пионербол        5

1.3 Отличия в правилах        8

1.4 Пионербол– это подводящая игра к волейболу        9

Выводы по 1 главе        11

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПИОНЕРБОЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 КЛАССЕ

2.1 Возрастные особенности младших школьников        12

2.2 Методы и средства развития скоростно-силовых         14

и координационных способностей

2.3 Содержание упражнений        16

2.4 Тесты и их проведение        18

2.5 Программа на 10 уроков        19

Вывод по 2 главе        31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                33

ПРИЛОЖЕНИЕ А        35

        


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что при обучении детей и новичков волейболу могут возникать трудности, особенно когда речь идёт о полной игровой фазе, включающей: подачу; приём; передачу; нападающий удар и блокирование.

Умение принимать и передавать мяч не даёт гарантий, что игрок будет полноценно применять свои навыки в игровых ситуациях. Решить эту проблему можно идя от простого к сложному или от пионербола к волейболу.

В сущности, пионербол – тот же волейбол, но более упрощённый. В пионерболе мяч можно ловить руками, а в волейболе это запрещено. Также в пионерболе допускается игра несколькими мячами, в то время как в волейболе-только одним спортивным снарядом. Основное техническое отличие пионербола от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берется в руки. Соответственно подача, пас партнеру и перевод мяча на сторону соперника осуществляется не ударом, а броском.

Проект игры в пионербол направлен не только на физическое развитие ребенка, но и на психоэмоциональное и социальное развитие личности.

На основании актуальности проблемы сформулирована тема исследования: «Методика обучения игре пионербол обучающихся в 4 классе».

Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы проанализировать методику обучения игре пионербол обучающихся в 4 классе, изучить возрастные особенности школьников младшего возраста и обосновать эффективность методики обучения.

Объект исследования: пионербол как средство подготовки к начальным навыкам игры волейбол

Предмет исследования: элементы пионербола сходные с навыками игры в волейбол

Задачи исследования:

  1. На основе анализа научной литературы отобрать контрольные нормативы и тесты для оценки освоения навыков игры в волейбол с помощью пионербола;
  2. Проанализировать возрастные особенности младших школьников;
  3. Разработать комплекс упражнений для развития координационных, скоростно-силовых способностей средствами пионербола\волейбола;

В работе были использованы эмпирические и теоретические методы исследования: поиск и анализ контрольных нормативов и тестов, структурирование информации, обобщение.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЦЕЛЕВЫЕ УСТНОВКИ ПИОНЕРБОЛА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Общая характеристика игры пионербол

Пионербол – Российская разновидность игры в волейбол. Пионербол обязан своему появлению именно пионерам 30-х годов 20 века. Пионерское движение – движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах.

Пионербол – это отличная альтернатива волейболу, по очень схожим правилам, однако, не с такой высокой распространенностью и популярностью, хотя школьниками очень любима. Игра для детей, в которую играли, зачастую не на специальных площадках и порой даже без сетки, просто обозначали чем-либо границы поля. Сейчас же в нее играют в основном на волейбольном поле, с волейбольным или же баскетбольным мячом.

1.2 Правила игры в пионербол

Гейм проводится на открытых или закрытых площадках для волейбола, размеры которых составляют 9х18 м. Сетка для волейбола. Высота сетки в волейболе: для мужчин – 2,43 м, для женщин – 2.24 м.

Высота сетки в волейболе для детей:

11-12 лет: для мальчиков – 2,2 м, для девочек – 2 м;

13-14 лет: для мальчиков – 2,3 м, для девочек – 2,1 м;

15-16 лет: для мальчиков – 2,4 м, для девочек – 2,2 м.

Высоту сетки нужно измерять в середине. Высота сетки по боковым линиям должна быть одинаковой и не должна превышать высоту в середине больше, чем на 2 см. Количество участников каждой команды равное и может составлять 6-16, которые отдельно выбирают капитана, принимающего решения.

Покрытие площадки для игры должно быть жестким и ровным с нанесенной хорошо видной разметкой на 5 зон для расположения участников команды. Поскольку официальных требований нет, то в некоторых случаях, например, в лагерях, проводят соревнования на песке с применением мягких мячей с целью снижения вероятности травматизма.[15]

В игре используется мяч волейбольный, размеры которого в диаметре составляют от 65 до 67 см, а масса – около 0,3 кг. В качестве обшивки допускается натуральная кожа или синтетический материал, который не скользит в руках.

В качестве спортивной формы разрешено использовать футболку, шорты и спортивную обувь (кеды или кроссовки, в зависимости от типа покрытия поля).

Игроки должны равномерно заполнить свою сторону поля, чтобы была возможность ловить подачи. Условно половина поля делится на 6 частей, за каждую из которых отвечает один или более игроков. Зависит от количества человек в команде. Капитан на схеме распределяет членов команды, затем создает стратегию.

Стандартная стратегия заключается в равномерном распределении союзников на первой линии вдоль сетки и второй – на дальней зоне. Группы могут меняться местами определенным способом: по часовой стрелке по-другому.

Расстановка команды, позиции, движение игроков.

Участники игры, выбрав капитана и разделившись на 2 равные команды: 6-8 человек в каждой, расходятся по своим местам на площадке по 2 сторонам от сетки. Расстановку игроков можно провести заранее, если капитаны команд нарисуют схему построения своих участников. Это объясняется тем, что существуют определённые зоны на площадке, как и в волейболе: передняя и задняя линии, где каждый игрок ответственен за свою зону. Выбор команды, которая начнёт владеть мячом, определяет жребий.

Игрок команды, которой достался снаряд, находится в дальнем правом углу площадки и, завладев снарядом, посылает его в сторону команды противника. Игрок, поймавший мяч либо передаёт его командному партнёру, либо перебрасывает обратно в сторону противника (разрешается не более 2 передач). Бросок можно выполнять как одной, так и двумя руками.

Подача и передача.

Правилами разрешается открытая подача рукой путем подбрасывания мяча вверх, сбоку или снизу. Одновременно обеими руками подавать в пионерболе запрещено.

Броски не засчитываются при заступе игрока за пределы поля, ауте или попадании мяча в сетку. В таких случаях право подающего отдается противникам, подающий меняется.

Если было касание рукой сетки и мяч перелетел на половину соперника с соблюдением всех остальных требований, то подача засчитывается.

При пасах партнерам по команде они могут ловить мяч двумя руками, но не прижимая к корпусу. Допустимо мяч ловить от сетки.

Запрещены правилами следующие действия:

•        Двойное касание: подбрасывание и ловля мяча одним и тем же игроком;

•        Пробежка: совершение с мячом в руках более трех шагов подряд;

•        Более трех пасов внутри команды.

Для передачи мяча игра также предусматривает нападающий бросок. Он заключается в выполнении прыжка после совершения двух шагов и перебросе одной или двумя руками мяча на сторону противника. Движения выполняются быстро, бросок по возможности с наибольшей силой. Преимущественно востребован на первой линии.[17]

Нападающие броски допускается делать и с задней линии, но при этом ноги должны находиться в пределах трехметровой линии. Правилами запрещены следующие действия:

•        Заступ за трехметровую линию;

•        Наступание на среднюю линию;

•        Приземление с мячом, то есть, если бросок не был совершен.

Касание сетки мячом не является нарушением.

Блокировка.

Пионербол разрешает соперникам защищаться от нападающих подач методом блокировки. Она заключается в поднятии рук выше верхнего края сетки с целью помешать мячу перелететь через нее.

Данное действие разрешается только игрокам, которые находятся на первой линии. При этом касание блокирующим соперником мяча не считается за касание командой.

После касания блокирующим игроком мяча команда имеет право на три передачи между друг-другом. Первый удар может совершать блокирующий, это правилами не запрещено.

Не допускается ряд действий:

•        Касание сетки руками.

•        Заступ за среднюю линию на сторону соперника.

•        Отправлять мяч в аут при блокировке.

Зачисление очков.

Согласно правилам, начисление очков команде происходит:

•        При перебросе мяча соперниками за пределы белой линии разметки поля.

•        При неоднократном попадании мяча в сетку после броска противника: после первого попадания проходит повторная попытка подачи, после второго – начисление очка.

•        Если соперники выполнили более трех пасов, или один из них коснулся мяча два раза подряд после подбрасывания.

•        Противник совершил более трех шагов после того, завладел мячом.

•        Произошло касание ногой мяча игроком-соперником.

1.3. Отличия в правилах

В школах пионербол стараются максимально приблизить к волейболу, но конечно есть отличия:

  1. Мяч ловят, а не отбивают как в волейболе.
  2. Можно сделать всего 3 шага причём 3 шаг будет атакой (перебросом мяча через сетку). В волейболе же количество шагов не ограничено.
  3. Пас партнёру и перевод мяча на сторону соперника осуществляются не ударом, а броском.

1.4 Пионербол — это подводящая игра к волейболу

Пионербол зачастую называют волейболом для начинающих. Это не только веселое времяпровождение и спортивная игра, способствующая физическому развитию, но и метод тренировки тех навыков, которые необходимы профессиональному волейболисту. Ведь при обучении волейболу у многих возникают затруднения на любой фазе игры: подаче, приеме, передаче снаряда, атаке и ее блокировании. Игра позволяет освоить все это по известному принципу от простого к сложному: от ловли мяча к выработке техники удара [8].

Волейболисту необходимы навыки приема мяча и точного паса другому члену команды. Чтобы наработать их, требуется многому научиться:

  • Быстро выходить на прием снаряда.
  • Гасить скорость летящего мяча.
  • Учитывать местоположение члена своей команды, которому предполагается перенаправить мяч.

И весь этот алгоритм требуется выполнять гармонично на протяжении всего игрового процесса. Добиться этого позволяет пионербол, где постепенно могут добавляться усложняющие элементы из волейбола, например:

  • Уменьшение числа допустимых передач между игроками до полной их отмены.
  • Сокращение числа шагов с мячом.
  • Повышение четкости передачи в указанную зону.
  • Добавление атак и прочих приемов из волейбола.

На сегодняшний день пионербол широко распространен в России и бывших союзных республиках. Он входит в программу физического воспитания в школах, в него играют в летних оздоровительных лагерях. Существует и пляжный вариант. По пионерболу организуются турниры, как внутри образовательных учреждений и между ними, так и межрегиональные, а также первенство России, куда попадают самые сильные команды[18].

Волейболист обязан уметь принять подачу и точно передать связующему игроку. Это довольно продвинутый навык, требующий от спортсмена времени и усилий для усвоения. Так, принимающему необходимо научиться:

  1. Технично и быстро выйти на приём мяча.
  2. Погасить скорость снаряда после подачи.
  3. Учесть расположение игрока, которому будет направлен пас, относительно сетки.

Вся последовательность операций должна гармонично и спонтанно проявляться во время игрового процесса, добиться этого можно подводящей игрой в пионербол с постепенным усложнением, и введением в неё всё большего количества элементов волейбола. Поэтапное усложнение может выглядеть так:

  1. Ограничение передач между игроками.
  2. Уменьшение количества шагов.
  3. Наработка чёткость и передачи в определённую зону.
  4. Добавление волейбольных атак, приёмов и так далее.


Выводы по 1 главе

В первой главе нами были рассмотрены общие положения об игре волейбол.

Хочется отметить, что пионербол является лучшим средством для подготовки младших школьников к игре волейбол. Закладывая начальные навыки коммуникации в команде, обращение с мячом, представлений правил игры и устраняя тем самым скованность перед более серьёзной игрой.


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПИОНЕРБОЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 КЛАССЕ

2.1 Возрастные особенности младших школьников

Сенситивные периоды развития (возраст) физических качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.

Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8 – 11 лет (девочки) и 8 – 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Однако не все их виды развиваются одновременно.

Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%.

У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы.

Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).

 Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%).

Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет.

Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.

 Заключение

Задача преподавателя начального звена и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Обобщая сказанное можно сделать следующие выводы: возраст от 7-8 до 11-13 лет является оптимальным для развития навыков необходимых для волейбола, а так же скоростно-силовых и координационных способностей.

2.2 Методы и средства развития скоростно-силовых и координационных способностей

Координационные способности

По мнению Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, под общими координационными способностями понимают способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно решать сложные и неожиданно возникающие двигательные задачи. При этом авторы подразделяют их на три группы:

1) Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;

2) Способности поддерживать статическое и динамическое равновесие;

3) Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Отсюда можно заключить, что общие виды координационных способностей включают следующие характеристики:

- умение управлять произвольными движениями;

- способность сочетать и согласовывать движения звеньев тела в пространстве и во времени. [10]

Комплекс для развития:

1. Вращение мяча между ног и вокруг тела.

2. Прогнувшись спиной и боком к партнеру, поймать мяч и бросить.

3. Передача мяча партнеру с закручиванием туловища.

4. Передача мяча между ног и над головой.

5. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360°.

Скоростно-силовые способности

Средствами формирования скоростно-силовых способностей являются физические упражнения с отягощением (противодействием), которые акцентировано активизирует повышения уровня усилия мышц. Подобные упражнения называются скоростно-силовыми. Скоростно-силовыми (мощностными) считаются такие динамические упражнения, в которых главные мышцы в то же время проявляют относительно большую силу и темп сокращения, т.е. большую мощность. Предельная мощность мышечного сокращения достигается в условиях максимальной активации мышцы при скорости укорочения около 30% от предельной для ненагруженной мышцы. Предельную мощность мышцы улучшают при внешнем противодействии (грузе), составляющем 30-50% от их предельной (статической) силы.

Максимальная длительность упражнений с максимальной мощностью мышечных сокращений пребывает в диапазоне, от 3-5 с до 1-2 мин – в противоположной зависимости от мощности мышечных сокращений (нагрузки). Мощность играет огромную роль в скоростно-силовых упражнениях.

Комплекс для развития:

1. Бег с высоким подниманием бедра на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе —2-3 раза по 10-20 метров.

2. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед —2-З раза по 10-15 м на каждой ноге. (Следить за полным отталкиванием опорной ногой и высоким выносом бедра вперед.)

3. Прыжки на двух ногах с небольшим наклоном вперед - 2-3 серии по 10-20 прыжков.

4. Многократные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки, барьеры) на одной и двух ногах, с акцентом на быстроту отталкивания, 2-3 серии по 10-20 прыжков.

5. Выпрыгивание из глубокого приседа-2-3 серии по 10 - 20 прыжков.

2.3 Содержание упражнений

Навык

Упражнение

Занятия

Подача(переброс) мяча

1. Бросок мяча друг другу из разных положений.

2. Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками

3. Броски мяча через сетку в парах.

4. Бросок мяча через сетку с перемещением по «зонам».

5. Отработка переброса и приёма мяча в парах.

6. Переброс мяча через сетку, с 3-х, 5-и, 7-и, 9-и метров.

7. Переброс в правую, левую половины площадки.

8. Переброс в дальнюю, ближнюю части площадки.

9. Переброс мяча на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

(4 зан.)

(4-5 зан.)

(4-5 зан.)

(4-5 зан.)

(4-5 зан.)

(4-6 зан.)

(6-7 зан.)

(6-7 зан.)

(6-8 зан.)

Ловля мяча

1. Бросок мяча об стену, затем поймать его.

2. Бросок мяча об пол, затем поймать его.

3. Ловля мяча с последующей передачей его в паре из положения «стоя на месте».

4. Передача и ловля мяча в паре на бегу.

5. Передача и ловля мяча в паре перемещаясь приставными шагами.

6. Отработка передачи и ловли мяча в тройках. Передача и ловля мяча осуществляется в треугольнике. Каждый после передачи мяча встаёт на место партнёра.

(2-4 зан.)

(2-4 зан.)

(2-4 зан.)

(6-9 зан.)

(6-9 зан.)

(9-10 зан.)

Верхняя передача, приём мяча сверху

1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями перед собой между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.

3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.

4. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 1,5-3 метра.

5. То же, при этом меняется поочередно высота передачи.

6. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.

7. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)

8. Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние (упражнение выполняют 2 мин).

(1-4 зан.)

(1-4 зан.)

(1-4 зан.)

(3-6 зан.)

(3-6 зан.)

(7-10 зан.)

(7-10 зан.)

(7-10 зан.)

2.4 Тесты и их проведение

Тесты для определения начальных навыков младших школьников:

  • Бросок мяча из-за головы со средней линии; линии атаки.
  • Бросок мяча в разные зоны
  • Бросок мяча от груди с линии нападения
  • Тест на знания общих правил игры

Данные тесты нужно проводить на 1-2 уроке с обучающимися для выяснения их общей физической подготовки.

Тесты для определения полученных навыков:

  • Подача(переброс) мяча (из 5 попыток)
  • Подача(переброс) мяча по зонам (из 3 попыток)
  • Прием мяча после подачи (из 5 попыток)
  • Прием мяча от сетки (из 3 попыток)
  • Письменный тест на выявление полученных знаний об игре

Данные тесты будут проводится в конце программы обучения для фиксации результатов, которых удалось добиться.

2.5 Программа на 10 уроков

В рамках содержания первого раздела занимающиеся получают теоретические знания о технике и тактике игры пионербол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви.

В ходе бесед и лекций занимающиеся знакомятся с основными правилами игры в пионербол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащиеся получают представления о судействе игры, о жестах судьи. На занятиях используется беседа с детьми, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой.

При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся[9].

1 Урок

Задачи: Выявить уровень теоретических и практических знаний младших школьников об игре пионербол и волейбол. Рассказать общие правила игры. Инструктаж по технике безопасности при занятиях пионерболом. Понятие о технике и тактике игры.

Средства: Беседа. Провести анкетирование для выявления знаний об игре.

2 Урок

Задачи: Провести тестирование для выяснения общей физической подготовки учащихся. Разучить способы перемещения игроков. Верхняя передача и ловля мяча.

Средства: Показ упражнений, контрольные упражнения

Упражнения

Методические указания

1

Тестирование:

1) Бросок мяча из-за головы со средней линии; линии атаки.

2) Бросок мяча в разные зоны

3) Бросок мяча от груди с линии нападения

2

Бросок мяча об стену, затем поймать его.

Всё внимание направлено на мяч.

3

Бросок мяча об пол, затем поймать его.

Бросок в пол с максимальным усилием. Внимание всегда на мяче.

4

Ловля мяча с последующей передачей его в паре из положения «стоя на месте».

Передача осуществляется точно в партнёра со средней силой.

5

Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями перед собой между передачами.

Передача при этом должна быть достаточно высокой.

6

Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м.

Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

7

Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой.

Взгляд направлен на мяч.

8

«Попробуй унеси»

Играющие делятся попарно. Один партнёр выполняет задание руководителя (прыжки на месте, прыжки в приседе, и т.д.), другой перемещается приставными шагами вправо, влево в стойке, заранее указанной руководителем. Между ними кладётся мяч.

По сигналу один из игроков должен взять мяч и забежать с ним «домой», за лицевую линию или в трёхметровую зону, другой должен его осалить. Если один игрок осалил другого, они меняются местами. Игру повторяют 3 - 4 раза. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз был осаленным.

9

Игра «Поймай и передай».

Участники разделяются на несколько команд, которые становятся в колонны по одному напротив друг друга на боковых линиях площадки. По команде направляющие одной из колонн подбрасывают мяч одной рукой и выполняют передачу снизу двумя руками партнёру во встречную колонну. Тот ловит мяч и аналогичным образом возвращает его обратно в противоположную колонну.

Игроки, выполнившие передачу мяча, становятся в конец своей колонны. Побеждает команда, которая выполнит это упражнение быстрее и с меньшим количеством ошибок или совсем без ошибок.

3 Урок

Задачи: Развитие скоростных способностей средствами перемещений в волейболе. Повторение верхней передачи и ловли мяча. Передача мяча сверху и после перемещения вперед, назад, влево, вправо.

Средства: Специальные упражнения, показ упражнений

Упражнения

Методические указания

1

По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе.

Бег с околопредельной скоростью.

2

Бег с остановками и изменением направления

Остановка осуществляется способами из волейбола (скачком, выпад на 1 ногу)

3

Бросок мяча об стену, затем поймать его.

Всё внимание направлено на мяч.

4

Бросок мяча об пол, затем поймать его.

Бросок в пол с максимальным усилием. Внимание всегда на мяче.

5

Ловля мяча с последующей передачей его в паре из положения «стоя на месте».

Передача осуществляется точно в партнёра со средней силой.

6

Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой.

Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

7

То же, при этом меняется поочередно высота передачи.  Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м.

Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений

8

Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями перед собой между передачами.

Передача должна быть достаточно высокой

9

Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх-вперед над собой.

Во время передачи нужно максимально сосредоточить внимание на мяче. Ходьба в медленном темпе.

10

Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Расстояние игрока от стены составляет 1,5-3 метра.

Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий.

4 Урок

Задачи: Повысить уровень общей физической подготовки. Разобрать жесты судьи в пионерболе. Разучить технику переброса мяча. Учебно-тренировочная игра.

Средства: Специальные упражнения, игра, беседа.

Упражнения

Методические указания

1

Круговая тренировка

1) Станция: прыжки на скакалке на двух ногах

2) Станция: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу

3) Станция: прыжки через скамейку

4) Станция: поднимание туловища из положения лёжа на спине

5) Станция: наскоки на скамейку

6) Станция: сгибание и разгибание рук в упоре сзади

7) Станция: бросок набивного мяча в стену

Работа 15 секунд. Отдых 15 секунд.

Упражнения выполняются в своём темпе.

2

Бросок мяча вверх и ловля его двумя руками

Взгляд всегда направлен на мяч

3

Бросок мяча друг другу из разных положений

Исходные положения: спиной друг к другу, сед ноги врозь, стоя боком друг к другу.

4

Бросок мяча через сетку в парах

Стараться точнее передавать мяч своём партнёру

5

Бросок мяча через сетку с перемещением по «зонам»

Работаем в парах: первый номер выполняет переброс, второй номер пытается принять мяч.

6

Отработка переброса и приёма мяча в парах.

Переброс осуществляется точно в партнёра со средней силой. Партнёр старается принять мяч.

7

Переброс мяча через сетку, с 3-х, 5-и, 7-и, 9-и метров.

8

Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой.

Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

9

То же, при этом меняется поочередно высота передачи.  Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м.

Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений

10

Игра «Спиной к финишу».

Игроки построены в одну шеренгу за лицевой линией, спиной к финишу. Интервал между ними 4–5 м. По сигналу игроки бегут 18 м спиной вперёд (до противоположной лицевой линии). Побеждает игрок, который первым пересечёт линию финиша.

5 Урок

Задачи: Повторить технику переброса мяча. Прием мяча с подачи. Развитие быстроты, челночный бег.

Средства: Объяснение, показ, специальные упражнения.

Упражнения

Методические указания

1

Челночный бег.

Выполнить бег на короткие дистанции с переносом кубиков.

Выполнить челночный бег 3х10

метров в парах.

2

Старты из различных исходных положений.

Исходные положения: спиной вперёд, стоя боком, сед ноги врозь, упора лёжа

3

Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой.

Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания.

4

То же, при этом меняется поочередно высота передачи.  Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м.

Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений

5

Бросок мяча друг другу из разных положений

Исходные положения: спиной друг к другу, сед ноги врозь, стоя боком друг к другу.

6

Бросок мяча через сетку в парах

Стараться точнее передавать мяч своём партнёру

7

Бросок мяча через сетку с перемещением по «зонам»

Работаем в парах: первый номер выполняет переброс, второй номер пытается принять мяч.

8

Переброс мяча через сетку, с 3-х, 5-и, 7-и, 9-и метров.

Расстояние зависит от ОФП обучающегося. Цель перебросить мяч как можно дальше находясь от сетки.

9

Эстафета «Одна верхняя передача».

Перед колоннами своих команд на расстоянии 3 м от них за ограничительной линией стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющие возвращают мяч двумя руками сверху капитанам и убегают в конец своей колонны. Капитаны передают мяч следующим игрокам и т. д. Если мяч упал на пол, то игрок, которому он был адресован, должен его поднять и выполнить передачу. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

10

Эстафета «Две верхние передачи».

Перед своими командами, которые построены в колонны на расстоянии 3 м за ограничительной линией, стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение, возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и т.д.

Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает игрок, которому он был адресован.

6 Урок

Задачи: Развитие общей выносливости средствами пионербола. Повторение техники переброса мяча. Учебная игра в пионербол.

Средства: Игра, объяснение, показ.

Упражнения

Методические указания

1

Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.

В данном упражнении не сильно важна точность, главное перебросить мяч через сетку.

2

Переброс в правую, левую половины площадки.

Бросок выполнятся в правую или левую половину площадки по заданию преподавателя.

3

Переброс в дальнюю, ближнюю части площадки.

Бросок выполнятся в ближнюю или дальнюю половину площадки по заданию преподавателя.

5

Переброс мяча на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

6

Переброс мяча через сетку, с 3-х, 5-и, 7-и, 9-и метров

Расстояние зависит от ОФП обучающегося. Цель перебросить мяч как можно дальше находясь от сетки.

7

Передача и ловля мяча в паре на бегу.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра.

8

Передача и ловля мяча в паре перемещаясь приставными шагами.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра. Носки при перемещении параллельно друг другу.

9

Эстафета «Две верхние передачи».

Перед своими командами, которые построены в колонны на расстоянии 3 м за ограничительной линией, стоят капитаны с мячами в руках. По сигналу они выполняют верхнюю передачу над головой, а затем верхнюю передачу направляющему своей колонны. Направляющий повторяет упражнение, возвращая мяч капитану, после чего уходит в конец своей колонны и т.д.

Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Упавший на пол мяч поднимает игрок, которому он был адресован.

7 Урок

Задачи: Повысить уровень общей физической подготовки. Учебно-тренировочная игра. Чередование способов перемещения; остановка шагом и скачком. Совершенствование верхней передачи и ловли мяча.

Средства: Специальные упражнения, игра, объяснение.

Упражнения

Методические указания

1

Круговая тренировка

1) Станция: прыжки на скакалке на двух ногах

2) Станция: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу

3) Станция: прыжки через скамейку

4) Станция: поднимание туловища из положения лёжа на спине

5) Станция: наскоки на скамейку

6) Станция: сгибание и разгибание рук в упоре сзади

7) Станция: бросок набивного мяча в стену

Работа 15 секунд. Отдых 15 секунд.

Упражнения выполняются в своём темпе.

2

Передача и ловля мяча в паре на бегу.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра.

3

Передача и ловля мяча в паре перемещаясь приставными шагами.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра. Носки при перемещении параллельно друг другу.

4

Переброс в правую, левую половины площадки.

Бросок выполнятся в правую или левую половину площадки по заданию преподавателя.

5

Переброс в дальнюю, ближнюю части площадки.

Бросок выполнятся в ближнюю или дальнюю половину площадки по заданию преподавателя.

6

Переброс мяча на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

7

Переброс мяча через сетку, с 3-х, 5-и, 7-и, 9-и метров

Расстояние зависит от ОФП обучающегося. Цель перебросить мяч как можно дальше находясь от сетки.

8

Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча.

Стараться точно передать мяч друг другу.

9

То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой.

Необходимо установить определенную последовательность.

Например: низкая, высокая, средняя.

10

Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние.

Упражнение выполняют 2 мин.

8 Урок

Задачи: Провести тестирование: подача мяча, прием мяча. Совершенствование техники верхней передачи и переброса мяча.

Средства: Контрольные упражнения, специальные упражнения, объяснение, показ.

Упражнения

Методические указания

1

Передача и ловля мяча в паре на бегу.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра.

2

Передача и ловля мяча в паре перемещаясь приставными шагами.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра. Носки при перемещении параллельно друг другу.

3

Переброс мяча на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

4

Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча.

Стараться точно передать мяч друг другу.

5

То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой.

Необходимо установить определенную последовательность передачу.

Например: высокий, низкий, средний.

6

Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча.

Стараться точно передать мяч друг другу.

7

То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой.

Необходимо установить определенную последовательность.

Например: низкая, высокая, средняя.

8

Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние.

Упражнение выполняют 2 мин.

9

Тестирование подачи(переброса) мяча:

1. Переброс мяча (из 5 попыток)

2. Подача (переброс) мяча по зонам

(из 3 попыток)

10

Тестирование приёма мяча:

1. Прием мяча после подачи(переброса) мяча (из 5 попыток).

2. Прием мяча от сетки

(из 3 попыток).

9 Урок

Задачи: Развитие координационных способностей средствами пионербола. Учебно-тренировочная игра. Совершенствование техники передачи и ловли мяча.

Средства: Контрольные упражнения, специальные упражнения, объяснение, показ, игра.

Упражнения

Методические указания

1

Передача и ловля мяча в паре на бегу.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра.

2

Передача и ловля мяча в паре перемещаясь приставными шагами.

Стараться передать мяч точно в руки партнёра. Носки при перемещении параллельно друг другу.

3

Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча.

Стараться точно передать мяч друг другу.

4

То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой.

Необходимо установить определенную последовательность.

Например: низкая, высокая, средняя.

5

Отработка передачи и ловли мяча в тройках. Передача и ловля мяча осуществляется в треугольнике.

Каждый после передачи мяча встаёт на место партнёра.

6

Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние.

Упражнение выполняют 2 мин.

7

Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

Подача выполняются с максимально возможной точностью.

8

Эстафета «Передал – садись».

Две колонны на расстоянии 3–4 м одна от другой, расстояние между игрока ми – длина рук, положенных на плечи. Перед колоннами на расстоянии 5–6 м – круги, в которые встают с волейбольными мячами капитаны команд. По сигналу игроки в кругах передают мяч первым игрокам в колоннах, те возвращают мяч обратно и сразу принимают упор присев. Далее такие же действия совершает второй, третий игрок и т. д. Когда последний в команде игрок отдаёт капитану мяч, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встаёт. Побеждает команда, закончившая передачи раньше других.

10 Урок

Задачи: Оценить умения и способности учащихся, которые удалось сформировать. Провести тест для анализа знаний обучающихся об игре. Тренировочная игра. Совершенствование верхней передачи и ловли мяча.

Средства: Игра, тест, анализ.

Упражнения

Методические указания

1

Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча.

Стараться точно передать мяч друг другу.

2

То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой.

Необходимо установить определенную последовательность.

Например: низкая, высокая, средняя.

3

Игроков разделяет сетка. Через нее игроки выполняют передачи мяча друг другу, каждый стремится выполнить точную передачу. Затем игроки увеличивают или сокращают расстояние.

Упражнение выполняют 2 мин.

4

Отработка передачи и ловли мяча в тройках. Передача и ловля мяча осуществляется в треугольнике.

Каждый после передачи мяча встаёт на место партнёра.

Таблица 1. Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям

Технический

Прием

Контрольное

упражнение

Оценка

Мальчики

Девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Подача(переброс) мяча

1. Подача (переброс) мяча

(из 5 попыток)

4-5

3

1-2

4-5

2-3

1

2. Подача (переброс) мяча по зонам

(из 3 попыток)

3

2

1

2

1

0

Прием мяча

1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток)

4-5

3

1-2

3-5

2

1

2.Прием мяча от сетки

(из 3 попыток)

3

2

1

3

1-2

0


Вывод по 2 главе

На основании изученного материала можно сделать вывод, что навыки необходимые для волейбола наиболее успешно можно развить именно в младшем школьном возрасте с помощью игры пионербол.

Результативность действий игрока в волейболе зависит от того, насколько умело и эффективно он применяет технические и тактические приемы с учетом складывающейся в каждый момент игровой ситуации.

Поэтому важно добиться, чтобы все стороны подготовки нашли свое отражение в игре, а это во многом зависит и от двигательных способностей учащихся, развития их физических качеств. В качестве средств специальной физической подготовки рекомендуем использовать упражнения, направленные на развитие: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели методику обучения игре пионербол обучающихся в 4 классе. Взяв во внимание физиологические особенности детей возраста 10-11 лет, мы пришли к выводу, что наиболее успешно навыки для волейбола осваиваются в младшем школьном возрасте.

Пионербол является лучшим средством для подготовки младших школьников к серьёзной спортивной игре волейбол. Так как с помощью данной игры нарабатываются основные навыки необходимые для волейбола: передача, перемещения и приёмы мяча.

Разработали комплекс упражнений для развития координационных, скоростно-силовых способностей средствами пионербола и волейбола. С помощью анализа научной литературы отобрали и составили контрольные нормативы и тесты для оценки освоения навыков игры в волейбол с помощью пионербола.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Интернет ресурсы

  1. https://chudesalegko.ru/volejbol-vliyanie-volejbola-na-organizm-cheloveka-protivopokazaniya-k-zanyatiyam-volejbolom/ (дата обращения: 02.03.2020)
  2. https://урок.рф/library/pionerbol_v_detskom_sadu_171639.html (дата обращения: 07.03.2020)
  3. https://sportyfi.ru/voleybol/pionerbol/podvodyashchiy/ (дата обращения: 07.03.2020)
  4. http://www.ug.ru/method_article/215 (дата обращения: 07.03.2020)
  5. https://obuchonok.ru/node/2675 (дата обращения: 21.11.2020)
  6. https://www.professionalsport.ru/blog/2015/04/03/raznovidnosti-voleibola (дата обращения: 23.11.2020)
  7. https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2020/10/14/voleybol (дата обращения: 15.12.2020)
  8. https://cyberleninka.ru/article/n/sensitivnye-periody-razvitiya-dvigatelnyh-sposobnostey-uchaschihsya-shkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 15.12.2020)

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение, 2010.
  2.  Пионербол – игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2000. - N 41. - С. 5-17.
  3.  Организация воспитания младших школьников: Методическое пособие для учителя / В.И. Максакова. - М.: Просвещение, 2003.
  4.  Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 32-52.
  5.  Волейбол. Автор Н.А. Чупеева. - М.: Астрель АСТ, 2010 г
  6.  Беляев В. И. Волейбол, М. Просвещение 2000 год.
  7.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  8.  Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Автор Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2011 г.
  9.  Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1967.
  10.  Ивоилов А. В. Волейбол: очерки по биомеханике и методике тренировки. -М.: Физкультура и спорт, 1981.
  11.  Перельман М. Р. Специальная физическая подготовка волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1969
  12.  Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов: Учебное пособие. – Киев.: Олимпийская литература. 1998.
  13.  Яковлев, В.Г. Подвижные игры [Текст] / Учеб. пособие для студентов факультета Физического воспитания педагогических институтов. // В.Г Яковлев, Ратников В.П.- «Просвещение» - Москва, Переиздание 2010.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест 1

Итоговый тест

1. Размеры игрового поля:

а) 15х30

б) 12х24

в) 9х18

2. Сколько игроков может находиться на площадке во время игры в одной команде:

а) 5

б) 6

в) 8

3. Во время игры команда получает очко:

а) мяч попал в сетку

б) мяч вылетел в аут

в) при успешном приземление мяча на площадку соперника

4. Партия считается выигранной, если:

а) команда первая набирает 15 очков с преимуществом минимум 2 очка

б) команда первая набирает 30 очков

в) команда первая набирает 25 очков с преимуществом минимум 2 очка

5. Может игрок в 3 зоне принять мяч после подачи:

а) да, может

б) любой игрок может принять мяч

в) мяч могут принять только игроки в 5,6 и 1 зоне

6. Переход игроков осуществляется:

а) куда покажет тренер

б) против часовой стрелки

в) по часовой стрелке

7. Как называется действие игрока позволяющий оставить мяч в игре после подачи:

а) прием мяча

б) все ответы верны

в) отбивание мяча

8. Цель игры в три касания:

а) запутать соперника

б) подготовка к нападающему удару

в) для разыгрывания мяча

9. Как называется свободный защитник:

а) Лимеро

б) Лидеро

в) Либеро

10.Где показан правильный переход:

а)        в)

б)

Оценка:

10 верных ответов – отличные знания.

7-9 верных ответов – хорошие знания.

4-6 верных ответов – плохие знания.

Менее 4 верных – не усвоил материал.

Ответы:

1-в        6-в        

2-б        7-а

3-в        8-б

4-в        9-в

5-а        10-а



Предварительный просмотр:

Название проекта: «Осанка человека — фасад души»

Руководитель проекта: Овчеренко Денис Анатольевич

Год разработки: 2021-2022 уч.год

Тип проекта: Практико-ориентированный

Актуальность: К сожалению, еще многие школьники не обращают внимания на свою осанку, не стремятся быть стройными, сутулятся и когда сидят и когда ходят. По данным статистики до 40% школьников с нарушением осанки.

Приятно смотреть на человека с правильной осанкой. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хорошо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, опущенная во время ходьбы голова. Но дело не только во внешнем виде. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем человека, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.

Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются опасные заболевания, которые вылечить очень сложно. Поэтому лучше предупредить, а если нарушение осанки стало заметным – исправить. Основное средство исправления осанки – гимнастические упражнения (при необходимости лечебная физкультура) и регулярные занятия общедоступными видами спорта.

Цель проекта: Привлечь учеников к проблеме не правильной осанки и обогатить их багаж для формирование правильной осанки.

Задачи проекта:

  • Привлечь обучающихся 1-4 классов к проблеме неправильной осанки
  • Проинформировать об последствиях искривления позвоночника
  • Привлечь к использованию комплекса упражнений на формирование правильной осанки

Комплекс упражнений на формирование правильной осанки

Исходное положение – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног – прямое.

1. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища; вернуться в исходную позицию. Повторить 4-6 раз.

2. Сохраняя положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги, разогнутые в коленных суставах, поднять. Повторить 4-6 раз.

3. Поднять голову и грудь, поднять вверх прямые руки (при поднятии – прямые ноги), сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться. Повторить 4-6 раз.

Как симметричные упражнения могут быть использованы другие упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины с и.п. лежа, при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника.

4. Исходное положение – стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его вглубь на стороне вогнутости грудного сколиоза. Повторить 4-6 раз.

5. Исходное положение – лежа на животе, руки вверх, держась за рельс гимнастической стенки. Поднять напряженные ноги и отвести их в сторону. Повторить 4-6 раз.

6. Ходьба на гимнастической скамье с мешочком на голове и отведением ноги в сторону. Повторить 4-6 раз.

7. Исходное положение – стоя, руки за головой. С силой отвести руки в стороны и, подняв руки вверх, прогнуться. Пауза 2-4 секунды и вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

8. Исходное положение – стоя и держа за спиной гимнастическую палку (верхний конец прижат к голове, нижний – к тазу). Присесть, вернуться в исходное положение. Наклон вперед, вернуться в исходное положение. Наклон вправо, потом влево. Повторить 4-6 раз.

9. Исходное положение – лежа на животе. Упор на руки и, не отрывая бедер от пола, прогнуться. Пауза в этом положении на 3-5 секунд, потом вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

10. Исходное положение – стоя на шаг от стены. Коснувшись руками стены, прогнуться назад, подняв руки вверх, и вернуться в исходное положение. Стоя возле стены, прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Потом отойдите от стены и старайтесь по возможности дольше удерживать это положение тела. Повторить 4-6 раз.

Исходное положение – сидя на стуле со спинкой. Периодически «вдавливать» спиной и поясницей в спинку стула, а если есть высокий подголовник, с усилием упереться в него головой. Повторить 4-6 раз.

В связи с тем, что дети, которые страдают сколиозом, жалуются на боли в ногах, повышенную утомляемость при физической нагрузке в мышцах ног, на занятиях физической культурой необходимо включать специальные упражнения, направленные на укрепление связочного мышечного аппарата стоп, восстановление опорной способности конечностей.