конспект урока по физике в 8 классе "Закон Ома"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Журина Ольга Владимировна

Конспект урока по учебнику А.В.Перышкина "Физика -8

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_oma.docx101.19 КБ
Файл elektrostatika_s1.pptx450.23 КБ

Предварительный просмотр:

Закон Ома для участка цепи

Класс 8

Тип урока: обобщение и закрепление материала

Цели урока:

Формировать умения решать задачи, используя закон Ома для участка цепи и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление.

УУД:

Развивать умения «читать» схемы электрических цепей, логически мыслить;

Применять  на практике закон Ома для участка цепи;

Формировать умения собирать электрические цепи по предложенным схемам;
Формировать коммуникативные учебные действия;

Формировать познавательную активность обучающихся путём применения различных форм работы на уроке и использования исторических экскурсов.

Организационный момент.

Сегодня мы на уроке повторяем тему «Электрический ток. Закон Ома для участка цепи». Изучая эту тему, мы с вами познакомились с новыми физическими величинами, приборами для их измерения, научились на практике измерять и вычислять эти величины.

Актуализация знаний.

Применение электричества очень разнообразно. Но прежде, чем человек научился его использовать, многие учёные очень много трудились. Давайте вспомним, кому же мы обязаны тем, что уже не представляем свою жизнь без телевизоров, холодильников, компьютеров…

ф

а

р

а

д

е

й

р

и

х

м

а

н

а

м

п

е

р

н

о

л

л

е

к

у

л

о

н

л

о

м

о

н

о

с

о

в

и

о

ф

ф

е

н

и

к

о

л

а

1.Ученый, который ввел в науку представление об электрическом поле.

2. Учёный, изучавший грозовые электрические разряды.

3. Учёный, именем которого названа сила тока.

4. Французский священник и физик, пытавшийся измерить скорость тока экспериментально.

5.В честь него названа единица измерения электрического заряда.

6. Русский учёный, объяснивший электрическую природу молнии.

7. Учёный, доказавший существование электрона.

8. Имя учёного, связанного с открытием переменного электрического тока. Вспомним его фамилию(Тесла).

По вертикали мы получили фамилию ещё одного учёного. С чем связано его имя? Франклин указал, как можно построить «молниеотвод», защищающий здания от удара молнии.

Решение задач.

Теперь давайте вспомним, какие конкретно знания об электричестве оставили нам великие учёные, и будем применять некоторые из них при решении задач.

Задача 1.

При напряжении 110В, подведённом к резистору, сила тока равна 5А. Какой станет сила тока, если напряжение на резисторе увеличить на 10В?(5,45А).

-Что происходит с напряжением в данном примере?(увеличивается).

-Что происходит с силой тока?(увеличивается).

-Какая зависимость между этими величинами?(прямая).

-Что является графиком зависимости силы тока от напряжения?(прямая).

Задача 2.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513331/img4.gif

По графику зависимости силы тока от напряжения определите сопротивления проводников.(2Ом, 4Ом).

- Чем мы пользовались при решении задач(закон Ома).

-Сформулируйте закон Ома.

-Почему он так назван?

Индивидуальное сообщение «Георг Ом».

Гео́рг Си́мон Ом – немецкий физик. Он вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением (известен как закон Ома). Его именем названа единица сопротивления.

Георг Ом родился 16 марта 1789 года в немецком Эрлангене (тогда часть Римской империи). Мать Георга происходила из семьи портного, она умерла при родах, когда Георгу исполнилось девять лет. Отец его — слесарь Иоганн Вольфганг, весьма развитый и образованный человек, с детства занимался образованием сына и самостоятельно преподавал ему математику, физику и философию. Он отправил Георга учиться в гимназию, которая курировалась университетом. По окончании курса в 1805 году. Ом начал изучать математические науки в Эрлангенском университете.. Уже после трёх семестров в 1806 году, бросив университет, принял место учителя в монастыре.

В 1809 году покинул Швейцарию и, поселившись в Нейнбурге, всецело посвятил себя изучению математики. В 1811 году вернулся в Эрланген, уже в том же году сумел закончить университет, защитить диссертацию и получить учёную степень доктора философии. Более того, ему тут же была предложена в университете должность приват-доцента кафедры математики. В этом качестве он проработал до 1813 года, когда принял место преподавателя математики в Бамберге (1813—1817), откуда перешёл на такую же должность в Кёльн (1817—1826). Во время пребывания в Кёльне Ом опубликовал свои знаменитые работы по теории гальванической цепи.

Целый ряд неприятностей заставил его в 1826 году покинуть должность (по личному указанию министра образования был уволен с работы в школе за публикацию в газетах своих открытий в области физики). В течение 6 лет, несмотря на весьма стеснённые обстоятельства, Ом посвящает себя исключительно научным работам и лишь в 1833 году принимает предложение занять должность профессора физики в политехнической школе в Нюрнберге. 

В 1842 году становится членом Лондонского королевского общества. В 1849 году Ом, уже весьма известный, приглашён профессором физики в Мюнхен и назначен там же консерватором физико-математических коллекций академии наук. Он остается здесь до своей смерти, последовавшей (от удара) 6 июля 1854 года. (материал взят из Википедии).

Практическая часть.  

Задание.

Собрать цепи 1-2 в группах, ответить на вопросы. Объяснить полученный результат.

 Группа 1.

1. Изменятся ли показания амперметра, если лампочка перегорит? Проверьте, собрав сначала цепь с лампой, затем – без лампы. ( Да, цепь окажется разомкнутой).

https://otvet.imgsmail.ru/download/08ecc90cf91dfd99ab8c61badcd0cfc3_i-15.jpg

2. Повлияет ли на показание амперметра включение параллельно горящей лампочке еще одной?  Соберите цепь сначала с одной лампой, затем – с двумя. Измерьте оба раза силу тока. (Нет, т.к. включение не является последовательным).

http://globuss24.ru/sites/default/files/styles/large/public/web/userfiles/image/qa/391199/fdbbae18b5674a5eb46e0274ebc1066e.jpg

3. Что произойдёт, если по ошибке включить амперметр в цепь не последовательно, а параллельно источнику тока? ( Он измерит силу тока на источнике).

Группа 2.

1.Изменятся ли показания вольтметра, если лампочка перегорит?  Проверьте, собрав сначала цепь с лампой, затем – без лампы. ( Нет, т.к. вольтметр измеряет напряжение на источнике тока).

Картинки по запросу схема цепи, вольтметр, лампочка, источник, ключ

2. Повлияет ли на показание амперметра включение последовательно горящей лампочке еще одной? Соберите цепь сначала с одной лампой, затем – с двумя. Измерьте оба раза силу тока. (Нет, т.к. при последовательном соединении сила тока в любых участках цепи одинакова).

Картинки по запросу схема цепи, вольтметр, лампочка, источник, ключ

3. Что произойдёт, если по ошибке включить вольтметр в цепь не параллельно, а  последовательно, с лампочкой?( Он измерит силу тока на источнике).

Заслушиваем результаты работы и обсуждаем их.

Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания.

№ 1276, 1278, 1280, 1296(Сборник задач по физике В.И.Лукашик, Е.В.Иванова)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

электростатика Задачи для подготовке к ЕГЭ

Слайд 2

№ 1 Вариант10,2011г. (вариант 10, 2012) , вариант 10, 2013 (вариант 10, 2014) Легкая трубочка из тонкой алюминиевой фольги подвешена к штативу на тонкой шелковой нити. Что произойдет с трубочкой, когда вблизи нее окажется отрицательно заряженный шар? Трубочка не заряжена, длина нити не позволяет трубочке коснуться шара. Решение Электрическое поле шара перемещает свободные носители заряда (электроны) в фольге так, что на ближней к шару стороне трубочки оказываются положительные заряды, а на дальней – отрицательные. Но вблизи шара напряженность его поля сильнее, чем вдали, поэтому сила притяжения к шару положительных зарядов окажется больше силы отталкивания отрицательных зарядов. В результате, оставаясь в целом электрически нейтральной, трубочка притянется к шару, и нить подвеса станет наклонной.

Слайд 3

№ 2 Вариант9, 2010г Лёгкая трубочка из тонкой алюминиевой фольги подвешена к штативу на тонкой шёлковой нити. Что произойдёт с трубочкой, когда вблизи неё окажется отрицательно заряженный шар, Трубочка не заряжена. Длина нити не позволяет трубочке коснуться шара. Решение . В результате электростатической индукции часть свободных электронов в трубочке переместится на противоположную от шара сторону трубочки. Трубочка притянется, но не дотянется до шара (не хватит нити) и зависнет в этом положении, в котором сумма всех сил, действующих на гильзу, будет равна нулю.

Слайд 4

№ 3 Вариант10, 2010г Две одинаковые металлические пластинки заряжены противоположными зарядами Q и – Q . Пластины установлены параллельно друг другу, площадь каждой пластины равна S . Расстояние между пластинами и их толщина много меньше их длины и ширины. Чему равен заряд на нижней стороне нижней пластины ? Решение: Пластины одинаковы, заряд на них по модулю одинаков. Заряды, под действием кулоновских сил переместятся на внутренние стороны пластин. На внешних сторонах пластин заряд будет равен 0.

Слайд 5

№ 4 С1 Между двумя близко расположенными металлическими пластинами, укрепленными на изолирующих подставках, положили металлический шарик. Когда пластины подсоединили к клеммам высоковольтного выпрямителя, подав на них заряды разных знаков, шарик пришёл в движение. Опишите и объясните движение шарика . Возможное решение : Под действием электрического поля пластин изменится распределение электронов в шарике и произойдет его электризация : шарик приобретёт тот же заряд, что и пластина, на которой он лежит, — отрицательный. Отрицательно заряженный шарик будет отталкиваться от нижней и притягиваться к верхней пластине. Если масса шарика достаточно мала , он поднимется к положительно заряженной пластине и, коснувшись ее, поменяет знак заряда. В результате он начнёт отталкиваться от верхней пластины и притягиваться к нижней — шарик вернется к первой пластине и вновь поменяет знак своего заряда на отрицательный. Такое движение вверх

Слайд 6

№ 5 На рисунке изображены три металлические пластины большой площади. Пластины расположены параллельно друг другу, расстояние между пластинами много меньше их размеров. Внизу указаны заряды пластин. Какой заряд находится на правой плоскости третьей пластины? Ответ обоснуйте . Решение Электрического поля внутри проводника нет. Весь электростатический заряд металлической пластины сосредоточен на его поверхности. Поле зарядов, которые находятся левее третьей металлической пластины, должно быть компенсированным полем зарядов, расположенных справа от нее. Общий заряд трех пластин должен быть распределен так, чтобы общий «левый заряд» равнялся общему правому заряду. Общий заряд всех трех пластин равен нулю (3q — 4q + q = 0). Значит, справа и слева от третьей пластины должен находиться заряд, равный нулю. Это достигается в том случае, если на правой поверхности третьей пластины находится заряд, равный нулю.

Слайд 7

№ 6 1. Вариант7, 2011г(вариант5, 2010), вариант8, 2012 Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на длинной шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее положительный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы и объясните его, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано. Решение : Под действием электрического поля пластины изменится распределение электронов в гильзе, и ее поверхность электризуется: сторона, ближайшая к пластине приобретет отрицательный заряд, а противоположная сторона — положительный (электростатическая индукция) . Поскольку поле небольшой пластины неоднородно , и ближе к пластине напряженность поля больше, сила притяжения гильзы к пластине, действующая на ее левую сторону, больше силы отталкивания, действующей на правую сторону. Равнодействующая этих сил направлена к пластине, и гильза будет притягиваться к ней. Если нить достаточно длинная, а гильза достаточно легкая, то гильза коснется пластины. В момент касания часть электронов перейдет с гильзы на положительно заряженную пластину, гильза приобретет положительный заряд, оттолкнется от пластины и остановится в положении, в котором равнодействующая сил электростатического отталкивания, тяжести и натяжения нити станет равной нулю . Если длина нити недостаточна для того, чтобы гильза коснулась пластины, или гильза достаточно тяжелая, то она остановится в положении, в котором равнодействующая сил электростатического притяжения, тяжести и натяжения нити равна нулю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"

План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...