Конспект урока "Напряжение. Вольтметр"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Степанов Дмитрий Александрович

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochnyy_etap._urok.docx82.51 КБ

Предварительный просмотр:

Электрическое напряжение. Вольтметр

Цель урока: изучить новую физическую величину «напряжение», научиться пользоваться вольтметром при измерении напряжения в цепи и выяснить, каково значение напряжения на разных лампочках.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия: электрический ток, источники тока, сила тока, напряжение; правила определения цены деления измерительного прибора, составления электрических цепей; метод измерения напряжения, принцип действия вольтметра.

Метапредметныеинтеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; умение самостоятельно делать выводы, вести диалог; умения работать с физическими приборами.

Личностные: проявление познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, умение работать в группах, формирование жизненного и профессионального самоопределения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный с элементами исследования

Оборудование:

№ п/п

Название

Количество, шт.

1

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

3

Экран

1

4

Мультимедийная презентация

1

6

Распечатка задания на парту

5

7

Комплект лаборатория L-микро “Электричество”

5

8

Лоток для лабораторного оборудования

5

План урока

№ п/п

Этап урока

Время, мин

1

Организационный момент

1

2

Актуализация знаний

4

3

Постановка цели и задач урока

5

4

Изучение нового материала

7

5

Физкультурная пауза

2

6

Закрепление знаний

5

7

Рефлексия

4

8

Подведение итогов

1

9

Домашнее задание

1

Ход урока

1 этап урока: Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку

Здравствуйте! Садитесь. Сегодня 28 января погода хорошая и я думаю, что у вас тоже хорошее настроение. Меня зовут Дмитрий Александрович, и сегодня я проведу у вас урок физики. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое. А для этого мы будем сегодня «Наблюдать, изучать, работать». Наш урок хочется начать словами Рене Декарта:

1 слайд

2 этап урока: Актуализация знаний организуется в форме фронтального опроса. 

Учитель: - В изучении нового как всегда помогут наши «старые знакомые» - знания. Это мостик к новым знаниям, которые помогут вам успешно выполнять лабораторные работы, решать задачи и применять полученные знания на практике.

Учитель: - Ребята, давайте вспомним, что вы уже знаете об электрическом токе?

 Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, ответим на несколько вопросов и вспомним, что мы уже с вами знаем.

- Что такое электрический ток?

- Какие  действия тока вы знаете?

- Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?

- Какие источники тока вам известны?

- Что такое сила тока?

- В каких единицах измеряется сила тока? Слайд 2

Учащиеся: отвечают на вопросы. Вопросы и ответы выводятся на экран.  

Учащиеся, которые отвечают на вопрос, отмечаются в листе.

3 этап урока:  Постановка цели и задач урока

             Учитель:               В нашей повседневной жизни  мы с вами постоянно имеем дело с электрическим током. Без него мы с вами уже не представляем нашу жизнь комфортной.   Начнем изучение новой темы с небольшого эксперимента.

У вас на партах находятся листы с несколькими заданиями. Внимательно посмотрите на представленные задания и найдите задание №.1. Предлагаю вам выполнить его. Внимательно прочитайте  это задание.

Задание № 1

Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.

Слайд 3

Учитель: Что вам нужно будет сделать?

Ученик: Собрать электрическую цепь по данной схеме.

Учитель: Верно. Из чего состоит данная цепь?

Ученик: две лампочки, амперметр, ключ и источник тока.

Учитель: как амперметр включается в цепь?

Ученик: последовательно, соблюдая полярность на клеммах.

Учитель: Правильно, и можно было бы приступить к сборке цепи, но прежде нам  нужно вспомнить технику безопасности при работе с электрическими приборами.

Учитель: проводит инструктаж по технике электробезопасности:

- На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно.

- После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

- Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

- При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

- По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь. Слайд 4

Учитель: Можете приступать в сборке электрической цепи.

Учащиеся в парах выполняют задание №1: по данной схеме собирают цепь, используя лабораторное оборудование, находящееся в лотке на каждой парте.

Учитель: контролирует работу учащихся вместе с привлеченным специалистом. Молодцы, все справились с заданием. А теперь ответим на ряд вопросов:

Учитель: Что мы наблюдаем при замыкании цепи?

Учащиеся: При  замыкании цепи обе лампочки загораются.

Учитель: одинакова ли яркость горения лампочек?

Учащиеся: нет, яркость горения ламп разная.

Учитель: Как вы думаете, почему одна лампочка горит ярче другой?

Учащиеся:  (выдвигают гипотезы) мощность яркой лампочки больше, тока в яркой лампочке больше, сила тока больше в яркой лампе и т.д.

Учитель: Хорошо. У нас возникло затруднение, которое разрешиться, если вы внимательно посмотрите и запомните. 

Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц, которое создается электрическим полем, а оно при этом совершает работу. Эту работу называют работой тока.

Знакомясь с различными действиями тока, вы выяснили, чем больше сила тока, тем сильнее тепловое действие. Значит, работа тока зависит от силы тока, т.е. от электрического заряда, протекающего по цепи за 1 с.

Но не только от силы тока зависит работа тока. Зависит она еще от одной величины, которую называют электрическим напряжением или просто напряжением.

Силу тока измеряют с помощью амперметра, а есть ли прибор для измерения напряжения?

Обучающиеся: думаю, что есть.

Учитель:  верно, прибор для измерения тока называют вольтметром.

 Итак, тема урока «Электрическое напряжение. Вольтметр». Откройте тетради и запишите тему урока. Слайд 5

Обучающиеся: записывают в тетрадях тему урока.

Учитель:  Как вы думаете, какие вопросы, возможно, возникнут при изучении этой темы?

Обучающиеся: Слайд 6

1.Изучить понятие напряжения на участке цепи, его единицы измерения;

2.Научиться пользоваться вольтметром

3.Научиться применять полученные знания на практике

4 этап урока: Изучение нового материала

Индивидуальная работа с текстом учебника.

Учитель: чтобы узнать, почему одна из лампочек горит ярче другой, предлагаю выполнить задание №2 в вашем листе и самостоятельно найти ответы на вопросы.  

Слайд 7

Искать ответы на вопросы вы будете в группах, у каждой группы свой вопрос, ответ на который вы записываете в ваши тетради

Учащиеся: Работают с текстом учебника.

Учитель: Оказывает помощь.

Учитель: После окончания работы приглашает одного обучающегося из каждой группы для ответа на вопросы устно у доски, в это время остальные группы конспектируют ответ отвечающего в тетрадях.

Учащиеся участвуют в беседе по составленным ответам.

Учитель: Что такое напряжение? Как обозначается напряжение? Как найти напряжение?  

1 группа: Напряжение – физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. Оно обозначается буквой U. 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/04f6/0005aa45-de5bfc98/hello_html_6bfdb78e.gif

Слайд 8

Учитель: Какова основная единица измерения силы тока? Каков физический смысл 1 Вольта?

2 группа: Напряжение равно отношению работы тока к эл. заряду, прошедшему по этому участку. Единицей напряжения является вольт (В), названная в честь итальянского ученого Алессандро Вольта. 

Вольт равен такому электрическому напряжению между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл на этом участке равна 1 Дж.

1 В =1 Дж/1 Кл.

 Слайд 8

Учитель:  Каковы кратные и дольные единицы измерения силы тока?

3 группа: Кроме вольта, применяют дольные и кратные ему единицы — милливольт и киловольт.

1 мВ =0,001 В, 1 кВ =1000 В или 1 В =1000 мВ, 1 В =0,001 кВ. Слайд 8

Учитель: Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается?

4 группа: Для измерения напряжения используют прибор, который называется вольтметр.

Обозначаются все вольтметры латинской буквой V, которая наносится на циферблат приборов и используется в схематическом изображении прибора. Слайд 8

v.png

Учитель: Как вольтметр включается в цепь?

5 группа:  Вольтметр включается в цепь параллельно, соблюдая полярность. Сборку электрической цепи лучше начинать со всех элементов, кроме вольтметра, а его уже подключать в самом конце. Слайд 8

Учащиеся работают на местах, обобщают изученный материал, конспектируют информацию с экрана.

5 этап: Физкультурная пауза

6 этап: Закрепление знаний

Учитель: итак, используя полученные знания, выполним экспериментальную проверку значений напряжения  на каждой из лампочек. Приступаем к выполнению задания №3.

Задание № 3

а)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2.  Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...

б)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...

Слайд 9

Учитель: Что вам необходимо сделать?

Обучающиеся: нарисовать электрическую схему, состоящую из двух  лампочек, источника питания, ключа и вольтметра, подключенного к лампочке № 1 .

Учитель: Верно, рисуем схему в тетради.

Обучающиеся: 5 обучающихся от каждой группы выходят к доске и рисуют схему цепи (задание 1). Остальные рисуют самостоятельно в тетради.

Учитель: оценивает работу и скорость выполнения задания. Все учащиеся молодцы, отлично справились. Теперь возвращаемся на свои места и приступаем к сборке данной электрической цепи.  Слайд 10

Учащиеся: собирают электрическую цепь.

Учитель: Замыкаем ключи и записываем показания вольтметра в тетради.

Учащиеся: рисуют вторую схему, собирают цепь  и записывают показания напряжения на второй лампочки.

Учитель: молодцы, все справились с заданием. Прошу выйти к доске по обучающемуся от каждой группы и записать ваши показания на доске.

Обучающиеся: записывают показания и садятся на места.

Учитель: внимательно посмотрите на показания, записанные на доске. Что можно сказать о напряжении в каждой лампочке?

Обучающиеся: она разная.

Учитель: Совершенно верно, напряжение на лампочках разное. Следовательно, зависит ли яркость лампы от напряжения?

Учащиеся: Да.

Учитель: Яркость лампочки зависит от напряжения: чем больше напряжение, тем ярче горит лампочка. Слайд 11

7 этап: Рефлексия.

Слайд 12

1) Что вы узнали нового на уроке?

2) Чему вы научились?

3) Что особенно запомнилось на уроке?

4) С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

5) Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

6) Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока задач?

8 этап урока: Подведение итогов.

Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, внимательно слушали и принимали активное участие в освоении новых знаний. Оценки за урок получают следующие учащиеся: ……

9.Домашнее задание Слайд 13

1. §39-41, отвечать на вопросы после параграфов

Задание № 1

 Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.

Схема 1

Задание № 2

1 группа

  1. Что такое напряжение?
  2.  Как обозначается напряжение?
  3. Как найти напряжение?  

Задание № 3

а)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2.  Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...

б)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...

Задание № 1

 Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.

Схема 1

Задание № 2

  1. группа
  1. Какова основная единица измерения силы тока?
  2. Каков физический смысл 1 Вольта?

Задание № 3

а)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2.  Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...

б)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...

Задание № 1

 Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.

Схема 1

Задание № 2

  1. группа
  1. Каковы кратные и дольные единицы измерения силы тока?

Задание № 3

а)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2.  Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...

б)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...

Задание № 1

 Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.

Схема 1

Задание № 2

  1. группа
  1. Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается?

Задание № 3

а)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2.  Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...

б)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...

Задание № 1

 Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.

Схема 1

Задание № 2

  1. Как вольтметр включается в цепь?
  1. группа

Задание № 3

а)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2.  Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...

б)

1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.

2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.

3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Электрическое напряжение. Вольтметр»

Разработка урока по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр", 8 класс...

Урок физики в 8 классе по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр"

Материал предназначен для учителей физики. Представлена методическая разработка урока, а также презентация к нему...

Конспект урока по физике для 8 класса "Вольтметр. Измерение напряжения"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по физике для 8 класс по теме "Вольтметр. Измерение напряжения"...

План-конспект урока по физике для 8 класса по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр".

План-конспект урока по физике для 8 класса по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр"....

Конспект урока по физике в 8 классе " Электрическое напряжение. Вольтметр"

Данный урок проводится с целью сформировать у обучающихся понятие «напряжение»; ввести единицы измерения напряжения; познакомить обучающихся  с правилами измерения вольтметром; совершенствовать п...

Конспект урока физики 8 класс. Электрическое напряжение. Вольтметр

Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Электрическое напряжение. Вольтметр».Задачи урока:- обеспеч...