Конспект урока "Напряжение. Вольтметр"
план-конспект урока по физике (8 класс)
Предварительный просмотр:
Электрическое напряжение. Вольтметр
Цель урока: изучить новую физическую величину «напряжение», научиться пользоваться вольтметром при измерении напряжения в цепи и выяснить, каково значение напряжения на разных лампочках.
Планируемые результаты:
Предметные: знать понятия: электрический ток, источники тока, сила тока, напряжение; правила определения цены деления измерительного прибора, составления электрических цепей; метод измерения напряжения, принцип действия вольтметра.
Метапредметные: интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; умение самостоятельно делать выводы, вести диалог; умения работать с физическими приборами.
Личностные: проявление познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, умение работать в группах, формирование жизненного и профессионального самоопределения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный с элементами исследования
Оборудование:
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Экран | 1 |
4 | Мультимедийная презентация | 1 |
6 | Распечатка задания на парту | 5 |
7 | Комплект лаборатория L-микро “Электричество” | 5 |
8 | Лоток для лабораторного оборудования | 5 |
План урока
№ п/п | Этап урока | Время, мин |
1 | Организационный момент | 1 |
2 | Актуализация знаний | 4 |
3 | Постановка цели и задач урока | 5 |
4 | Изучение нового материала | 7 |
5 | Физкультурная пауза | 2 |
6 | Закрепление знаний | 5 |
7 | Рефлексия | 4 |
8 | Подведение итогов | 1 |
9 | Домашнее задание | 1 |
Ход урока
1 этап урока: Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности к уроку
Здравствуйте! Садитесь. Сегодня 28 января погода хорошая и я думаю, что у вас тоже хорошее настроение. Меня зовут Дмитрий Александрович, и сегодня я проведу у вас урок физики. Я надеюсь, что и сегодня мы с вами откроем для себя что-то новое. А для этого мы будем сегодня «Наблюдать, изучать, работать». Наш урок хочется начать словами Рене Декарта:
1 слайд
2 этап урока: Актуализация знаний организуется в форме фронтального опроса.
Учитель: - В изучении нового как всегда помогут наши «старые знакомые» - знания. Это мостик к новым знаниям, которые помогут вам успешно выполнять лабораторные работы, решать задачи и применять полученные знания на практике.
Учитель: - Ребята, давайте вспомним, что вы уже знаете об электрическом токе?
Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, ответим на несколько вопросов и вспомним, что мы уже с вами знаем.
- Что такое электрический ток?
- Какие действия тока вы знаете?
- Из каких элементов состоит простейшая электрическая цепь?
- Какие источники тока вам известны?
- Что такое сила тока?
- В каких единицах измеряется сила тока? Слайд 2
Учащиеся: отвечают на вопросы. Вопросы и ответы выводятся на экран.
Учащиеся, которые отвечают на вопрос, отмечаются в листе.
3 этап урока: Постановка цели и задач урока
Учитель: В нашей повседневной жизни мы с вами постоянно имеем дело с электрическим током. Без него мы с вами уже не представляем нашу жизнь комфортной. Начнем изучение новой темы с небольшого эксперимента.
У вас на партах находятся листы с несколькими заданиями. Внимательно посмотрите на представленные задания и найдите задание №.1. Предлагаю вам выполнить его. Внимательно прочитайте это задание.
Задание № 1
Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.
Слайд 3
Учитель: Что вам нужно будет сделать?
Ученик: Собрать электрическую цепь по данной схеме.
Учитель: Верно. Из чего состоит данная цепь?
Ученик: две лампочки, амперметр, ключ и источник тока.
Учитель: как амперметр включается в цепь?
Ученик: последовательно, соблюдая полярность на клеммах.
Учитель: Правильно, и можно было бы приступить к сборке цепи, но прежде нам нужно вспомнить технику безопасности при работе с электрическими приборами.
Учитель: проводит инструктаж по технике электробезопасности:
- На рабочем месте оборудование располагайте аккуратно.
- После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.
- Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.
- При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.
- По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь. Слайд 4
Учитель: Можете приступать в сборке электрической цепи.
Учащиеся в парах выполняют задание №1: по данной схеме собирают цепь, используя лабораторное оборудование, находящееся в лотке на каждой парте.
Учитель: контролирует работу учащихся вместе с привлеченным специалистом. Молодцы, все справились с заданием. А теперь ответим на ряд вопросов:
Учитель: Что мы наблюдаем при замыкании цепи?
Учащиеся: При замыкании цепи обе лампочки загораются.
Учитель: одинакова ли яркость горения лампочек?
Учащиеся: нет, яркость горения ламп разная.
Учитель: Как вы думаете, почему одна лампочка горит ярче другой?
Учащиеся: (выдвигают гипотезы) мощность яркой лампочки больше, тока в яркой лампочке больше, сила тока больше в яркой лампе и т.д.
Учитель: Хорошо. У нас возникло затруднение, которое разрешиться, если вы внимательно посмотрите и запомните.
Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц, которое создается электрическим полем, а оно при этом совершает работу. Эту работу называют работой тока.
Знакомясь с различными действиями тока, вы выяснили, чем больше сила тока, тем сильнее тепловое действие. Значит, работа тока зависит от силы тока, т.е. от электрического заряда, протекающего по цепи за 1 с.
Но не только от силы тока зависит работа тока. Зависит она еще от одной величины, которую называют электрическим напряжением или просто напряжением.
Силу тока измеряют с помощью амперметра, а есть ли прибор для измерения напряжения?
Обучающиеся: думаю, что есть.
Учитель: верно, прибор для измерения тока называют вольтметром.
Итак, тема урока «Электрическое напряжение. Вольтметр». Откройте тетради и запишите тему урока. Слайд 5
Обучающиеся: записывают в тетрадях тему урока.
Учитель: Как вы думаете, какие вопросы, возможно, возникнут при изучении этой темы?
Обучающиеся: Слайд 6
1.Изучить понятие напряжения на участке цепи, его единицы измерения;
2.Научиться пользоваться вольтметром
3.Научиться применять полученные знания на практике
4 этап урока: Изучение нового материала
Индивидуальная работа с текстом учебника.
Учитель: чтобы узнать, почему одна из лампочек горит ярче другой, предлагаю выполнить задание №2 в вашем листе и самостоятельно найти ответы на вопросы.
Слайд 7
Искать ответы на вопросы вы будете в группах, у каждой группы свой вопрос, ответ на который вы записываете в ваши тетради
Учащиеся: Работают с текстом учебника.
Учитель: Оказывает помощь.
Учитель: После окончания работы приглашает одного обучающегося из каждой группы для ответа на вопросы устно у доски, в это время остальные группы конспектируют ответ отвечающего в тетрадях.
Учащиеся участвуют в беседе по составленным ответам.
Учитель: Что такое напряжение? Как обозначается напряжение? Как найти напряжение?
1 группа: Напряжение – физическая величина, показывающая, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. Оно обозначается буквой U.
Слайд 8
Учитель: Какова основная единица измерения силы тока? Каков физический смысл 1 Вольта?
2 группа: Напряжение равно отношению работы тока к эл. заряду, прошедшему по этому участку. Единицей напряжения является вольт (В), названная в честь итальянского ученого Алессандро Вольта.
Вольт равен такому электрическому напряжению между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл на этом участке равна 1 Дж.
1 В =1 Дж/1 Кл.
Слайд 8
Учитель: Каковы кратные и дольные единицы измерения силы тока?
3 группа: Кроме вольта, применяют дольные и кратные ему единицы — милливольт и киловольт.
1 мВ =0,001 В, 1 кВ =1000 В или 1 В =1000 мВ, 1 В =0,001 кВ. Слайд 8
Учитель: Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается?
4 группа: Для измерения напряжения используют прибор, который называется вольтметр.
Обозначаются все вольтметры латинской буквой V, которая наносится на циферблат приборов и используется в схематическом изображении прибора. Слайд 8
Учитель: Как вольтметр включается в цепь?
5 группа: Вольтметр включается в цепь параллельно, соблюдая полярность. Сборку электрической цепи лучше начинать со всех элементов, кроме вольтметра, а его уже подключать в самом конце. Слайд 8
Учащиеся работают на местах, обобщают изученный материал, конспектируют информацию с экрана.
5 этап: Физкультурная пауза
6 этап: Закрепление знаний
Учитель: итак, используя полученные знания, выполним экспериментальную проверку значений напряжения на каждой из лампочек. Приступаем к выполнению задания №3.
Задание № 3
а)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...
б)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...
Слайд 9
Учитель: Что вам необходимо сделать?
Обучающиеся: нарисовать электрическую схему, состоящую из двух лампочек, источника питания, ключа и вольтметра, подключенного к лампочке № 1 .
Учитель: Верно, рисуем схему в тетради.
Обучающиеся: 5 обучающихся от каждой группы выходят к доске и рисуют схему цепи (задание 1). Остальные рисуют самостоятельно в тетради.
Учитель: оценивает работу и скорость выполнения задания. Все учащиеся молодцы, отлично справились. Теперь возвращаемся на свои места и приступаем к сборке данной электрической цепи. Слайд 10
Учащиеся: собирают электрическую цепь.
Учитель: Замыкаем ключи и записываем показания вольтметра в тетради.
Учащиеся: рисуют вторую схему, собирают цепь и записывают показания напряжения на второй лампочки.
Учитель: молодцы, все справились с заданием. Прошу выйти к доске по обучающемуся от каждой группы и записать ваши показания на доске.
Обучающиеся: записывают показания и садятся на места.
Учитель: внимательно посмотрите на показания, записанные на доске. Что можно сказать о напряжении в каждой лампочке?
Обучающиеся: она разная.
Учитель: Совершенно верно, напряжение на лампочках разное. Следовательно, зависит ли яркость лампы от напряжения?
Учащиеся: Да.
Учитель: Яркость лампочки зависит от напряжения: чем больше напряжение, тем ярче горит лампочка. Слайд 11
7 этап: Рефлексия.
Слайд 12
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Чему вы научились?
3) Что особенно запомнилось на уроке?
4) С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
5) Как вы думаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни?
6) Как вы считаете, достигли ли мы поставленных в начале урока задач?
8 этап урока: Подведение итогов.
Молодцы ребята, очень хорошо потрудились, внимательно слушали и принимали активное участие в освоении новых знаний. Оценки за урок получают следующие учащиеся: ……
9.Домашнее задание Слайд 13
1. §39-41, отвечать на вопросы после параграфов
Задание № 1
Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.
Задание № 2
1 группа
- Что такое напряжение?
- Как обозначается напряжение?
- Как найти напряжение?
Задание № 3
а)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...
б)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...
Задание № 1
Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.
Задание № 2
- группа
- Какова основная единица измерения силы тока?
- Каков физический смысл 1 Вольта?
Задание № 3
а)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...
б)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...
Задание № 1
Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.
Задание № 2
- группа
- Каковы кратные и дольные единицы измерения силы тока?
Задание № 3
а)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...
б)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...
Задание № 1
Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.
Задание № 2
- группа
- Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается?
Задание № 3
а)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...
б)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...
Задание № 1
Соберите электрическую цепь, пользуясь схемой электрической цепи. Используйте лампочку №1, лампочку №2, амперметр, ключ и источник тока. Обратите внимание на яркость горения лампочек.
Задание № 2
- Как вольтметр включается в цепь?
- группа
Задание № 3
а)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока в первой лампе и запишите результат измерения U1 = ...
б)
1. Начертите схему электрической цепи, включающей в себя источник тока, ключ, две лампочки и вольтметр, подключенный к лампочке № 1.
2. Соберите электрическую цепь, пользуясь этой схемой.
3. Измерьте силу тока во второй лампе и запишите результат измерения U2 = ...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Электрическое напряжение. Вольтметр»
Разработка урока по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр", 8 класс...
Урок физики в 8 классе по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр"
Материал предназначен для учителей физики. Представлена методическая разработка урока, а также презентация к нему...
Конспект урока по физике для 8 класса "Вольтметр. Измерение напряжения"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по физике для 8 класс по теме "Вольтметр. Измерение напряжения"...
План-конспект урока по физике для 8 класса по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр".
План-конспект урока по физике для 8 класса по теме "Электрическое напряжение. Вольтметр"....
Конспект урока по физике в 8 классе " Электрическое напряжение. Вольтметр"
Данный урок проводится с целью сформировать у обучающихся понятие «напряжение»; ввести единицы измерения напряжения; познакомить обучающихся с правилами измерения вольтметром; совершенствовать п...
Конспект урока физики 8 класс. Электрическое напряжение. Вольтметр
Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Электрическое напряжение. Вольтметр».Задачи урока:- обеспеч...