Открытый урок по физике на тему "Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Недогонова Лилия Николаевна

Цель урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить , от каких факторов она зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила.(экспериментальный метод:

- выдвигается вопрос, который раскрывается на основе опыта;

- формулируется рабочая гипотеза;

-проводится планирование эксперимента;

- проводится экспериментальная работа; дается теоретический вывод на основе экспериментальных данных.

(изучаемый материал ученики получают из эксперимента наглядным образом и практическими действиями.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arhimedova_sila.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Архимедова сила. 7-й класс

Недогонова Лилия Николаевна, учитель физики

Цель урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить , от каких факторов она зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила.(экспериментальный метод:

- выдвигается вопрос, который раскрывается на основе опыта;

- формулируется рабочая гипотеза;

-проводится планирование эксперимента;

- проводится экспериментальная работа; дается теоретический вывод на основе экспериментальных данных.

(изучаемый материал ученики получают из эксперимента наглядным образом и практическими действиями.)

Задачи урока:

Образовательная

- освоение знаний о выталкивающей силе, действующей на тело, погруженное в жидкость ;

- освоение знаний о методах познания природы;

- овладение умениями проводить экспериментальные исследования и обобщать результаты опытов;

- применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений.

Воспитательная

- воспитание убежденности в возможности познания природы;

- формирование навыков коллективной работы над общей проблемой;

Развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении экспериментальных исследований.

На уроке осуществляется: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность учащихся.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: (у каждого ученика) сосуд с водой, динамометр, набор грузов.

(у учащихся 1 ряда ) сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры (тела равного объема, но разной массы) из набора тел для калориметров, нить.

(у учащихся 2 ряда ) сосуд с водой, динамометр, три тела равной массы, но разного объема, нить.

(у учащихся 3 ряда ) сосуд с водой, сосуд с соленой водой, сосуд с растительным маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

Мензурка с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.

Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, кусочек пластилина.

Портрет Архимеда. Наглядные задачи.

Описание хода урока

1. Организационный момент.

2. Опыты по обнаружению выталкивающей силы.

1. По плану, записанному на доске, каждый ученик приступает к выполнению эксперимента:

А) определите вес данного вам тела в воздухе: Р1

Б) определите вес данного вам тела в воде: Р2

В) сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р2 < Р1.

Г) дайте объяснение полученному выводу.

Вопрос: Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?

Ответ: Существует сила, действующая на тела в воде и направленная вертикально вверх.

Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Вопрос: а как можно найти величину выталкивающей силы?

Ответ: из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.

Запись формулы на доске. F=Р1* Р2

3. Опыты, изучающие выталкивающую силу?

Задания учащимся по рядам:

1 ряд. Определите выталкивающие силы, действующие на тела, сравните результаты и сделайте вывод.

Вывод: тела имеют разный вес в воздухе, но равные объемы, выталкивающие силы одинаковы в воде, выталкивающая сила не зависит от плотности тел.

2 ряд. Определите выталкивающие силы, действующие на тела, сравните результаты и сделайте вывод.

Вывод: тела имеют одинаковый вес в воздухе, разные объемы и разные выталкивающие силы, у тела большего объема большая выталкивающая сила.

3 ряд. Определите выталкивающие силы, действующие на тело в разных жидкостях, сравните результаты и сделайте вывод.

Вывод: выталкивающая сила в разных жидкостях для одного и того же тела разная, в соленой воде наибольшая, а в масле наименьшая, в жидкости с большей плотностью выталкивающая сила больше.

4. Опыты изучающие выталкивающую силу?

(индивидуальный эксперимент учащихся).

Вопрос 1: зависит ли архимедова сила от глубины погружения тела в жидкость?

Провести эксперимент, используя необходимое оборудование на демонстрационном столе.

Измеряем архимедову силы, действующую на тело в воде в мензурке на разных глубинах.

Вывод: архимедова сила не зависит от глубины погружения.

Вопрос 2: зависит ли архимедова сила от формы тела?

Провести эксперимент используя необходимое оборудование на демонстрационном столе.

Изменяем форму кусочка пластилина (куб, шар, цилиндр) не изменяя объем. Измеряем архимедовы силы сравниваем результаты и делаем вывод.

Вывод: архимедова сила не зависит от формы тела.

Выводы записываем в таблицу.

Архимедова сила

Не зависит от:

  • плотности тела;
  • формы тела;
  • глубины погружения.

Зависит от:

  • объема тела;
  • плотности жидкости.

5. Закрепление материала.   Решение качественных задач: наглядные задачи.

Изменится ли равновесие весов? Пояснить.                                                                         Какая из пружин сократится     больше и почему?

Почему собака - водолаз легко вытаскивает тонущего человека из воды, но дотащив до берега, не может сдвинуть его с места?                      Благодаря чему многие водоросли располагаются в воде вертикально, несмотря на то что они имеют мягкие стебли?                       6. Итог урока: анализ таблицы – архимедова сила.                                                                   7. Домашнее задание: параграфы 48, 49 прочитать, ответить на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

План- конспект урока физики в 7 классе по теме: Сила. Явление тяготения сила тяжести....

Открытый урок по физике "Сила трения"

Открытый урок по физике "Сила трения"...

Открытый урок по физике в 7 кл: "Выталкивающая сила" с использованием ЦОР и ИД

Открытый урок по физике в 7 кл: "Выталкивающая сила" с использованием ЦОР и ИД. Подробная разработка урока с описанием  деятельности учителя и учащихся. Презентация используется только как сопров...

Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».

Тема: Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.Обучающая цель:  закрепление   у учащихся навыков  решения задач: расчетных, качественных и...

Открытый урок по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы" (7 класс)

Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент сил»Цель урока: Познакомить  учащихся с различными видами простых м...