Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
методическая разработка по физике (8 класс)

Лыкова М.Л.

Методическая разработка урока физики в VIII классе

Тема урока: «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

Учитель физики ГБОУ СОШ № 367, Лыкова Марина Лазаревна.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных знаний и умений.

УМК: «Физика 8» Автор: А.В.Перышкин

Применяемая технология:  Технология проблемного обучения, исследовательская деятельность учащихся, эвристическая беседа.

Цели  урока: формирование представлений о магнитном поле постоянного магнита и Земли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postoyannye_magnity.teh_.karta_uroka.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 367

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Городской конкурс методических разработок

«Современный урок физики и астрономии»

Номинация: Способы формирования универсальных учебных  действий на уроке физики.

Методическая разработка урока физики в VIII классе

Тема урока: «Постоянные магниты»

УМК: «Физика 8» Автор: А.В.Перышкин

Лыкова Марина Лазаревна,

учитель физики

высшей квалификационной категории

Санкт – Петербург

2021

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный этап.

Приветствует учащихся.

Готовят рабочее место.

Отвечают на приветствие учителя.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие.

Актуализация знаний

1.Раздаёт графическую форму для физического диктанта (приложение 1).

2.Показывает  на экране утверждения физического диктанта (слайд 2-6).  
3. Проверка правильности ответов.

Выслушивает мнения учащихся.

1.Каждый учащийся заполняет графическую форму (приложение 1), ставя в отведенную ячейку букву правильного ответа. Сдают работы учителю.

2. Учащиеся проверяют работу одноклассника, озвучивают классу свои варианты ответов, аргументируя их. Подробно рассматриваются утверждения, вызвавшие  наибольшее затруднение. Проводится оценка работы одноклассника. Оценка соответствует количеству правильных ответов.

Познавательные:  умение анализировать, сравнивать, обобщать изученные понятия;

Коммуникативные:  Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные: критичное отношение к собственному мнению, признание своих ошибок и корректировка знаний.

Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока

Учитель задаёт вопрос учащимся класса: «Обобщив свой жизненный опыт, ответьте, только ли проводники с током являются источниками магнитного поля?»

Совместно с учащимися формулирует цель урока.

Учитель пишет тему урока на доске или демонстрирует её на слайде. Тема урока:                    « Постоянные магниты» (слайд 7).

Вспоминают, думают, предлагают свои варианты ответов.

Учащиеся фиксируют тему урока в тетради.

Познавательные: ставить проблему, аргументировать её актуальность;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Личностные:  формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Новый материал

Учитель задаёт вопрос учащимся класса:                      « Посмотрите, пожалуйста, на тему урока с точки зрения лексического значения и попробуйте дать определение постоянного магнита».

На слайде показывает определение  постоянного магнита (слайд 7).

На слайде  8 показывает физическую карту России, задаёт вопрос: «Какой регион страны вы видите на карте и что вы можете про него рассказать?»

Учитель задаёт вопрос учащимся класса:                      « Постоянные магниты могут быть получены только как полезные ископаемые?»

Показывает на слайде  9 классификацию постоянных магнитов.

Учитель задаёт вопрос учащимся класса: «Какие магниты лучше? Какие магниты чаще используются?»

(слайд 10,11)

Демонстрирует на слайде классификацию магнитов по форме (слайд 12).

Читают, обдумывают, формулируют и предлагают свои варианты определений. Одноклассники обсуждают предложенные формулировки.  

Учащиеся фиксируют определение в тетради.

Рассматривают карту, вспоминают материал из курса географии, отвечают на вопрос.

Учащиеся фиксируют классификацию в тетради.

Думают, предлагают свои версии ответов, аргументируют их.

Учащиеся фиксируют классификацию в тетради.

Познавательные: трансформировать информацию  из одного вида в другой,

Коммуникативные: умение слушать окружающих, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, владение монологической и диалогической формами речи.                                            

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Применение знаний в новой ситуации. Первичное закрепление

Предлагает провести исследование магнитного поля постоянного магнита (слайд 13). Выдаёт лист бумаги, постоянный магнит (полосовой или дугообразный) и стрелку компаса.

Демонстрирует слайд 14  с выводом: «Магнитные линии направлены от северного полюса постоянного магнита к южному».

Учащиеся работают в микрогруппах по 2-4 человека.

Кладут магнит на лист бумаги, обводят его, с помощью магнитных стрелок исследуют и изображают  магнитные линии поля. Результаты исследования обобщают и демонстрируют одноклассникам. Одноклассники обсуждают предложенные варианты, выявляют трудности, с которыми столкнулись. Сравнивают со своим вариантом.

Учащиеся записывают вывод в тетради.

Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Познавательные:              трансформировать информацию  из одного вида в другой, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Первичная проверка понимания

Демонстрирует взаимодействие магнитов (один магнит подвешен на нитях, а другой подносят к нему). Помогает сформулировать вывод:  Одноимённые полюса постоянных магнитов отталкиваются, а разноимённые – притягиваются.

Задаёт вопрос: Если постоянный магнит разделить пополам, значит ли это, что одна половина станет только северным полюсом, а другая южным?

Проверим это на опыте.

Сохранение северного и  южного полюсов при делении магнита.

Полюс магнита - это область наиболее сильного магнитного действия.

Самый большой постоянный магнит – это Земля.

Работа с текстом.

Учащимся выдаются цветные листы с фрагментами текста и вопросами по тексту. (Листы одного цвета имеют одинаковый уровень сложности, разного цвета – различный.)

Смотрят эксперимент, думают, делают выводы, озвучивают их.

Учащиеся могут провести подобное исследование с оборудованием, находящимся на партах.

Записывают вывод в тетрадь.

Думают, предлагают свои версии ответов.

Учащиеся читают текст, находят в тексте ответы на вопросы, обсуждают  ответы в микрогруппе, формулируют полные ответы. Озвучивают ответы. Слушают ответы одноклассников.

Личностные: умение конструктивно разрешать конфликты, готовность к самообразованию и самовоспитанию;

Коммуникативные: уважение  к личности и её достоинству, доброжелательное отношение  к окружающим, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения,  работать в коллективе, с достаточной точностью выражать свои мысли, основы саморегуляции эмоциональных состояний.

Познавательные: трансформировать информацию  из одного вида в другой,

Рефлексия

На листе, где проводили исследование  написать, что удивило на уроке.

Домашнее задание

§ 59,60

Регулятивные: планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, постановка новых целей;

Личностные: готовность к самообразованию, готовность к выбору профильного образования.

Приложение 1

Форма для физического диктанта

Фамилия,имя                                                  Класс_____                

1

2

3

4

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Полная разработка урока по новым ФГОС второго поколения, физика 8 класс. Можно использовать в 9 классе....

Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

Урок 8 класс. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.

Урок изучения новой темы с использованием дополнительного материала...

урок-практикум по физике 8 класса по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли"

Занятие содержит конспект открытого урока - практикума, презентацию. Цель урока: Ввести понятие постоянного магнита и магнитного поля Земли.Задачи урока: перед вами задачи нашего урока. Все...

Тест. Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс ( к учебнику А.В.Перышкина)

Тест.  Постоянные магниты.Магнитное поле Земли.Действие магнитного поля на проводник с током.8 класс.Содержит 2 варианта работы....