Рабочая программа 9 кл физика
рабочая программа по физике (9 класс)

Рабочая программа 9 кл физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_9.docx50.3 КБ

Предварительный просмотр:

Амурская область Константиновский район село Константиновка

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

“Утверждено”

решением педагогического

совета от ___            20___г

протокол №

Директор: Бянкина Н.А.

________________________

“Согласовано”.

Заместитель директора по УМР Черникова Л.Е. ____________

______________ 20___  года

“Рассмотрено”.

Протокол №  заседания методического объединения учителей математики СОШ

от ___________ 20___ года

Дутова Н.В. ____________

Рабочая программа

По физике

Уровень обучения- основное общее образование, 9а класс               

Количество часов – 68 часов

Учитель -Масличенко  Елена Владимировна

Программа разработана на основе: примерной учебной программы основного общего образования по физике и авторской программы У.М. Гутника, А.В. Перышкина.  Физика. Астрономия. Программы для общеобразовательных учреждений. 7–11 классы. /составитель В.А. Коровин, В.А. Орлов. – 3-е изд., пересмотр.  – М.: Дрофа, 2014. – 334 с.


2021 – 2022 учебный год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе:

  1. Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации».
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 с изменением от 31.12.2015г. №1577.
  3. Примерной программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №1.
  5. Положения МАОУ СОШ №1 «О разработке педагогами учебных рабочих программ», утвержденного на педагогическом совете (протокол №4 от 04.05.2016г.)

С учетом:

  1. Федерального перечня учебников (Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018)
  2. Информационного письма ГУ ДПО «ИРО Забайкальский край» №76 от 06.02.2019 «Об использовании учебников учебно-методических комплектов, не входящих и исключенных из Федерального перечня учебников в образовательных организациях «Забайкальского края»

При  реализации рабочей программы используется учебник «Физика 9 класс» авторов Перышкин А.В, Гутник Е.М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством просвещения  РФ.

Планируемые  результаты  изучения  физики  в  9  классе

В  результате  изучения  физики в 9 классе

ученик   научится:

  1. соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  2. понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  3. распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  4. ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений;
  5. при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента;
  6. собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы;
  7. при проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется;
  8. понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  9. проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра);
  10. при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений;
  11. проводить прямые измерениями всех перечисленных физических величин;
  12. проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  13. проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  14. анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  15. понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  16. использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Ученик  получит  возможность  научиться:

  1. осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  2. использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  3. сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  4. самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  5. воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  6. создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  1. Учебно-тематическое  планирование

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 9-м классе отводится 105 часов 3 часа в неделю, в том числе 6 часов на проведение контрольных работ и 8 часов на проведение лабораторных работ.

п/п

Название  раздела,  темы

Количество

часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

1

Законы  взаимодействия  и  движения  тел

36

2

2

2

Механические  колебания и волны.   Звук

16

1

1

3

Электромагнитное  поле

26

2

1

4

Строение атома и атомного ядра

21

3

1

6

Итоговое повторение

6

1

Всего

105

8

6

Содержание  программы

Тема  I. Законы  взаимодействия  и  движения  тел  (36  часа)

Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. (Искусственные спутники Земли.)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации

Относительность движения. Прямолинейное и криволинейное движение. Стробоскоп. Спидометр. Сложение перемещений. Падение тел в воздухе и разряженном газе (в трубке Ньютона). Определение ускорения при свободном падении. Направление скорости при движении по окружности.

Лабораторные  работы

1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

Тема  II. Механические колебания  и  волны.  Звук.  (16  часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания).

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. (Интерференция звука).

Демонстрации

Свободные колебания груза на нити и на пружине. Зависимость периода колебаний груза на пружине от жесткости пружины и массы груза. Зависимость периода колебаний груза на нити от ее длины. Вынужденные колебания. Резонанс маятников. Применение маятника в часах. Распространение поперечных и продольных волн. Колеблющиеся тела как источник звука. Зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Зависимость высоты тона от частоты колебаний.

Лабораторные  работы

3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.

Тема  III. Электромагнитное  поле  (26 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле.

        Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.

        Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации

Обнаружение магнитного поля проводника с током. Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника с током. Усиление магнитного поля катушки с током введением в нее железного сердечника. Применение электромагнитов. Движение  прямого проводника и рамки с током в магнитном поле. Устройство и действие электрического двигателя постоянного тока. Модель генератора переменного тока. Взаимодействие постоянных магнитов.

Лабораторные  работы

4. Изучение явления электромагнитной индукции.

Тема  IV. Строение атома и атомного ядра  (21  часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа -, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел. Экспериментальные методы исследования частиц.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа - и бета-распада.

Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторные  работы

5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

6. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.

7. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.

8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. (Выполняется дома)

Тема  V.  Итоговое  повторение  (6 часов)

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.

  1. Календарно - тематическое  планирование  уроков  по  физике  в  9 классе  (105 часов)

урока

Дата

проведения

Тема урока

Количество

часов

Домашнее

задание

Примечание

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

ТЕМА  I. Законы  взаимодействия  и  движения  тел (36 часов)

1

Первичный инструктаж по технике безопасности. Материальная точка. Система отсчета.

1

§ 1, вопросы

2

Перемещение.

1

§ 2  вопросы

3

Определение координаты движущегося тела.

1

§ 3, вопросы  

4

Скорость прямолинейного равномерного движения.

1

§ 4, вопросы  

5

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

1

§ 4, вопросы

6

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении.

1

§ 6

7

Средняя скорость.

1

§ 5

8

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

§ 5, вопросы

9

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1

§ 6

10

Перемещение при прямолинейном

 равноускоренном движении.

1

§ 7

11

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

1

§ 8

12

Лабораторная работа №1 «Исследование равно-ускоренного движения без начальной скорости»

1

Отчет о работе

13

Решение задач.

1

§ 9

14

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

1

§ 6, 7

15

Решение задач.

1

§ 9

16

Контрольная работа  №1

«Прямолинейное равноускоренное движение»

1

Повторить § 9

17

Относительность движения.

1

§ 9

18

Инерциальные системы отсчета.

Первый закон Ньютона.

1

§ 10

19

Второй закон Ньютона.

1

§ 11

20

Третий закон Ньютона.

1

§12

21

Свободное падение тел.

1

§13

22

Решение задач.

1

§ 9-13

23

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

1

§ 14.  Упр. 14

24

Лабораторная работа  №2

«Исследование свободного падения».

1

Отчет о работе

25

Закон всемирного тяготения.

1

§ 15

26

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

1

§ 16

27

Сила упругости

§17

28

Сила трения

§18

29

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

1

§  19, 20

30

Решение задач. Искусственные спутники Земли.

1

§ 17

31

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

1

§ 22

32

Реактивное движение. Ракеты.

1

§ 23

33

Решение задач.

1

§ 22- 23

34

Работа силы. Потенциальная и кинетическая энергия.

§24. 25

35

Вывод закона механической энергии.

1

§ 26

36

Решение задач.

1

§ 19-26

37

Контрольная работа  №2

«Законы сохранения в механике»

1

§ 21 – 26

Тема  II.  Механические  колебания  и  волны.  

Звук  (16 часов)

38

Колебательное движение.

1

§ 27. Работа над ошибками

39

Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

1

§ 27.

40

Величины, характеризующие колебательное движение.

1

§ 28

41

Гармонические колебания.

1

§ 29

42

Решение задач.

1

§ 25-27

43

Лабораторная работа  №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных коле-баний математического маятника от его длины»

1

Отчет о работе

44

Затухающие колебания.

Вынужденные колебания.

1

§ 30

45

Резонанс.

1

§ 31

46

Распространение колебаний в среде. Волны.

1

§ 31, 32

47

Длина волны. Скорость распространения волн.

1

§ 33

48

Источники звука. Звуковые колебания.

1

§ 34

49

Высота, тембр и громкость звука.

1

§ 35

50

Распространение звука. Звуковые волны.

1

§ 36.

51

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

1

§ 37

52

Решение задач на механические колебания и волны.

1

§ 30-37

53

Контрольная работа №3 

«Механические колебания и волны. Звук»

1

§38 прочитать

Тема  III.  Электромагнитное  поле  (26 часов)

54

Магнитное поле и его графическое изображение.

1

§ 38

55

Однородное и неоднородное магнитное поле.

§38

56

Направление тока и направление линий его магнитного поля

§39

57

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой  руки.

1

§ 40

58

Индукция магнитного поля.

1

§ 41

59

Магнитный поток.

1

§ 42

60

Явление электромагнитной индукции.

1

§ 43

61

Лабораторная работа  №4 

«Изучение явления электромагнитной индукции»

1

Отчет о работе

62

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

1

§ 44

63

Явление самоиндукции.

1

§ 45

64

Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

1

§ 46

65

Электромагнитные поле.

1

§ 47

66

Электромагнитные волны.

1

§ 48

67

Решение задач.

1

§ 44-48.Задачи в тетради

68

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Конденсатор.

1

§ 49

69

Принцип радиосвязи и телевидения.

1

§ 50

70

Интерференция и дифракция света

§51

71

Электромагнитная природа света.

1

§ 52

Вопросы

72

Преломление света.

1

§ 53

73

Дисперсия света. Цвета тел.

1

§ 54

74

Спектроскоп и спектрограф.

1

§ 54

75

Типы оптических спектров.

1

§ 54

76

Лабораторная работа  №5 

«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

1

Отчет о работе

77

Решение задач: Типы оптических спектров

1

§ 51-55Задачи в тетради

79

Контрольная работа  №4

«Электромагнитное поле»

1

§ 44 -53

повторить

Тема  IV.  Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных яядер.  (21  часов)

80

Радиоактивность. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

1

§ 56

81

Поглощение и испускания света атомами. Происхождение линейчатых спектров

§ 57

82

Решение задач

1

83

Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц.

1

§ 58-59

84

Лабораторная работа  №6 «Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром»

1

Отчет о работе

85

Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы.

1

§ 60,§ 61

86

Энергия связи. Дефект масс. Решение задач.

1

§ 62

87

Деление ядер урана. Цепная реакция Решение задач.

1

§ 60-63

88

Лабораторная работа  №7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

Отчет о работе

89

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

1

§ 64

90

Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

1

§ 65

§ 66

91

Термоядерные реакции. Элементарные частицы. Античастицы. Решение задач.

1

§ 67

92

Контрольная работа  №5

«Строение атома и атомного ядра»

1

§ 56-67

93

Лабораторная работа  №8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома)

1

Отчет о работе

Тема V: Строение и эволюция вселенной

94

 Состав и строение и происхождение Солнечной системы.

1

§ 68.

95

Большие планеты солнечной системы. Малые планеты солнечной системы.

1

§69-70

96

Строение, излучение эволюции Солнца м звезд.

1

§71

97

Строение и эволюция Вселенной.

1

§72

ТемаVI :Повторение

98

Повторение темы:

«Электромагнитное поле»

1

.

99

Повторение темы:

«Законы движения и взаимодействия тел»

1

100

Итоговая контрольная работа.

1

101

Анализ ошибок итоговой контрольной работы.

1

102

Повторение и обобщение материала.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11классов (базовый уровень) к комплекту учебников «Физика» авт.Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский

Данная рабочая программа реализуется через комплект учебников физики 10-11 класса авторов Г.Я. Мякишев и Б.Б. Буховцев, который наиболее полно отражает идеи «Обязательного минимума содержания физическ...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...