Мотивация и развитие интереса к творческой деятельности на уроках физики учащихся-спортсменов.
статья по физике (10 класс)

Подкорытова Елена Александровна

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится  использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Развить  эти навыки возможно через творческую деятельность учащихся. В соответствии с «Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» ФГОСа нового поколения, учащиеся обязаны овладеть не только новыми знаниями в рамках определенного учебного предмета, но и уметь практически применять полученные знания в учебно-проектных, социально-проектных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация и развитие интереса к творческой деятельности учащихся-спортсменов.

        (Слайд 1). Сегодня большое внимание в образовании уделяется развитию творческих способностей у учащихся. Развитие таких способностей представляется возможным через занятие творчеством.

Прежде всего, необходимо дать определение творческой деятельности.

(Слайд 2). Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. [1]

        (Слайд 3). В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится  использование приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Развить  эти навыки возможно через творческую деятельность учащихся. В соответствии с «Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» ФГОСа нового поколения, учащиеся обязаны овладеть не только новыми знаниями в рамках определенного учебного предмета, но и уметь практически применять полученные знания в учебно-проектных, социально-проектных ситуациях.

(Слайд 4). Таким образом, перед преподавателями специализированного спортивного учебного учреждения встаёт задача: как создать условия и побудить учащихся-спортсменов к выполнению творческих заданий самостоятельно и при этом глубоко прорабатывать пройденный материал  в условиях постоянных тренировок и соревнований.

Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других, а ещё добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать. [3]  

Как же научить всему этому учащегося - спортсмена и главное узнать, чему же на самом деле он научился?

        (Слайд 5). Одним из наиболее продуктивных способов мотивации к творческой деятельности, считает Е.А. Бершадская,  является метод интеллект карт, предложенный Тони  Бьюзеном, всемирно известным писателем, лектором и консультантом правительственных учреждений, деловых компаний, профессиональных агентств, университетов и колледжей по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

         (Слайд 6). По мнению Т. Бьюзена, интеллект – карты – это «записи, порождаемые творческим мышлением ... и в буквальном смысле представляющие собой удобочитаемый план ваших мыслей, планомерно развертывающийся по мере того, как эти самые мысли возникают у вас в голове. Это очень похоже на план городской застройки, где центр – это самая важная ваша идея, главные дороги, ведущие от центра, - наиболее существенные мысли, возникающие у вас в процессе мышления, второстепенные дороги или ответвления – менее значимые мысли и так далее. Если в плане специальными значками отмечают городские достопримечательности, то вы на вашей карте подобными способами можете указывать на особенно интересные идеи.

        (Слайд 7). Точно так же, как и любая дорожная карта, интеллект - карта

  • даст вам обобщенное представление о какой-либо обширной области или предмете;
  • позволит вам планировать или выбирать маршрут и даст вам знать, куда вы направляетесь и где уже были;
  • собирает воедино большое количество данных и хранит их в одном месте;
  • способствует решению проблемы, позволяя вам увидеть новые пути и творческие подходы;
  • на нее приятно смотреть, читать, размышлять и запоминать». [4]

         

Процесс построения интеллект - карт делает обучение интересным и увлекательным, что, несомненно, мотивирует ребят к самостоятельной творческой деятельности.

Составляя интеллект карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют сообразный с их природой (индивидуальный) способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности. [5]

(Слайд 8). Рассмотрим  особенности процедуры построения интеллект карты:

она «рисуется», а не «пишется», вписываются только ключевые слова; всегда строится вокруг центрального объекта (центральной идеи); первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей; ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.; ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию; создавая такие проекты, ребята стараются самостоятельно и охотно приобретать знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление, интеллектуальные способности.

        (Слайд 9). Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

(Слайд 10). В основу составления интеллект – карт положен принцип «радиального мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект – карте расти до бесконечности и постоянно дополняться.[6]

        (Слайды 11 – 17). При проведении занятий мною активно используются   интеллект карты. Эффективный и интересный метод дает положительные результаты. С помощью этого способа запоминания информации ребятам не так сложно усваивать новый материал.

Одним из видов творческой деятельности является проектная деятельность. Когда мы мотивируем учащихся к проектной деятельности, они испытывают волнение, потому что не вполне осознают, что от них требуется и с чего начать. В этом случае метод интеллект карт  помогает тем, что ученик, построив такую карту плана будущего проекта,  ясно видит, какие перед ним цели и что от него требуется. Чувство страха перед трудностями исчезает, и он сам хочет решать эти задачи.  

        (Слайд 18). Преимущества интеллект карт перед другими методами обучения:

Пишем:

  • с удовольствием
  • быстро
  • мало

Видим:

  • взаимосвязи
  • структуру изложения материала
  • логику

Развиваем:

  • мышление
  • память
  • воображение

Задействуем:

  • весь потенциал
  • творчество

Запоминаем:

  • сразу
  • много
  • качественно

Метод интеллект карт можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала
  • закрепление материала
  • обобщение материала 
  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
  • подготовка проекта, презентации
  • аннотирование
  • конспектирование [7]

        Применение метода интеллект-карт эффективно при изучении всех общеобразовательных предметов. Интеллект карты помогают решать такие задачи, как принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, самоанализ, собственное обучение, развитие, разработка сложных проектов.

        Обобщая  выше сказанное, важно отметить, что  работа с интеллект картами способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету, мотивирует школьника к творческой и  проектной деятельности, способствует развитию аналитических способностей учащегося – спортсмена,  позволяет воспитать разносторонне развитую личность, нацеленную на успех и высокие достижения  как в обучении, так и в спорте.  

Литература.

1.http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Human-Sciences/Psychology/10778/10993

2. Воображение, творчество и личностный рост ребёнка / Владимир Кудрявцев. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с.

3. http://netedu.ru/node/10712?page=1 Е. Бершадская. Направление "Mind maping как эффективный инструмент развития логического мышления и планирования учебы и жизни" – 2012.

4. Бьюзен Б., Бьюзен Т. Супермышление [Текст]: – М.: Попурри, 2008. – 208 с.

5. Бьюзен Т. Суперпамять [Текст]: – Минск.: Попурри, 2003. – 208 с.

6. Бьюзен.Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам [Текст]: – Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. -120 с.

7. Карты ума./авт - сост. В. И. Копыл. – Минск: Харвест, 2007. (Серия «Какие кнопки нажимать»)

        

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интереса и творческой активности на уроках математики".

Сообщение на заседании  методического объединения учителей среднего звена....

Развитие образного мышления учащихся посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках физики и во внеурочное время

Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: "Вес тела, невесомость, перегрузки"....

Развитие творческих начал и интереса к творческой деятельности у учеников коррекционных школ

Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том,что искусство, в том числе и декоративно - прикладное, обладает огромными  возможностями по развитию творческого потенциала детей. В ...

Развитие интереса и творческой активности на уроках математики.

Это моя статья на тему : "Развитие интереса и творческой активности на уроках математики". В которой я  раскрываю важность развития творческих способностей  учащихся на уроках математики....

Использование заданий открытого типа как путь к осознанному образованию: развитие мотивации к творческой деятельности на уроках русского языка.

В течение последнего десятилетия в образовании происходят изменения. Слова «реформа», «модернизация» у всех на слуху. Учителя и ученики привыкли к быстрой смене событий. Эта привычка (как к позитивным...

Методический семинар «Использование методики коллективно творческой деятельности на уроках физики»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16713222","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"316","width":"480"}}]]...