урок по физике " Атмосферное давление. Вес воздуха".
методическая разработка по физике (7 класс)

Степанова Наталья Николаевна

Методическая разработка урока по физике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ves_vozduha._atmosfernoe_davlenie.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.

Урок открытия нового знания 

Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Цели:

  • Объяснить наличие массы у газов.
  • Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление.
  • Выявить влияние земной атмосферы на окружающий мир.

Задачи урока:

  • Образовательные: 
  • Из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления.
  • Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление.
  • Экспериментально доказать его наличие.
  • Обосновать существование веса воздуха.
  • Развивающие:
  • Развивать умение выделять главное. 
  • Аргументировать свой ответ, приводить примеры. 
  • Формулировать выводы.
  • Анализировать и систематизировать предлагаемую информацию.
  • Давать полный развёрнутый ответ. 
  • Способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
  • Воспитательные:
  • Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения. 
  • Показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека. 
  • Формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.

Планируемые результаты:

Предметные: Учащиеся должны знать/понимать: смысл физической величины – атмосферное давление.

Уметь:

  • Описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами;
  • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления;
  • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные: 

Коммуникативные:

  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной;
  • Формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.

Познавательные:

  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • Владеть рядом общих приемов решения задачи.

Личностные:

  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, экран; виртуальная модель « Измерение веса воздуха», презентация “Атмосферное давление”; рабочая карта урока для каждого ученика.
  • Приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: шприц, стакан с водой, пробирки,
  • Оборудование для фронтального эксперимента: стакан с водой, лист бумаги
  • Использованная литература, источники информации: 
  1. Физика. 7 кл. : / А. В. Перышкин. – 3-е изд., доп. – М. : Дрофа, 2014. 224. : ил.;
  2. Физика. Сборник вопросов и задач. 7 кл.: учебное пособие. / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – 2-у изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 80 с. : ил. А.Е.
  3. Физика : Дидактические материалы. 7 класс : учебно – методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 123, с. : ил.
  4. Физика. 7 кл. : тетрадь для лабораторных работ к учебнику А. В. Перышкина / Н. Ф. Филонович, А. Г. Восканян. – М. : Дрофа, 2015. – 48 с.
  5. Физика : Диагностические работы к учебнику А. В. Перышкина “Физика. 7 класс” : учебно – методическое пособие / В. В. Шахмаева, О. Р. Шефер. – М. : Дрофа, 2015. – 124, с. : ил.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  1 мин

Организационный  момент.

2. 3-5 мин Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Создать благоприятный психологическй настрой на совместную работу.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Обеспечение мотивации учения у уч - ся, принятие ими целей урока.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Что мы изучали на прошлых нескольких уроках?

Зачем нам надо знать о давлении в разных средах?

Сегодня мы продолжим работу по изучению давления.Повторим пройденный материал:                                         Физический

Давление производимое на   ……………………     или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.5. Вставьте пропущенные слова: Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной давление …………………….. . Удивительное дело – жить в воздушном океане, Голубом, огромном, чистом, «пить» его и не тонуть. Без него, без океана, жизнь была бы очень странной, впрочем, даже и не странной: просто не было б её. О чём речь? А мы сейчас с вами изучаем тему давление. Какое давление мы сегодня будем изучать? Кто знает, что такое атмосфера?

Включаются в деловой ритм урока.

Изучали давление твердых тел, жидкостей и газов.

Чтобы использовать в повседневной  жизни и т.д.

Разгадывают: называют, объясняют, формулируют. Получают ключевое  слово “Атмосфера”.

 Воздушная оболочка Земли.

Наблюдают. Ответ: Равновесие нарушилось.              

Делают вывод: воздух обладает массой.

Записывают в тетрадь: Р=mg, Р=1,29 кг * 9,8 Н/кг = 13Н. Знакомятся с примерами, приведенными на слайде.

Личностные: самоопреде ление.  Регулятивные: инициативность, управление своей деятельностью. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассник.

Коммуникативные.: умение кратко и точно отвечать на вопросы. Познавательные: логические - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением   недостающих компонентов.

Личностные:убежденность в возможности познания природы.

Регулятивные: целеполагание, управление своей деятельностью.  

3. 5-6 мин Целеполагание и мотивация

Проблема: 

Как вы думаете, атмосфера действует своим весом на поверхность Земли и тела на Земле?

Ребята, скажите, вы как-то ощущаете на себе действие атмосферы. Вам тяжело?

Нет? Так существует ли оно?  

Обратимся к опыту: “Перевернутый стакан”. Прошу выйти  одного ученика  к доске и  проделать опыт

Что наблюдаете? Почему это произошло?

Объясняя подобные явления, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое и является темой нашего урока. Мы показали ранее, что воздух имеет вес, значит, он оказывает давление.

Запишем тему урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.        

 Какова цель нашего урока?

Делают предположения о действии атмосферы на поверхность Земли.

Высказывают свои ощущения: Нет.

Один ученик выходит к доске. Выполняет просьбу.

Отвечают: Высказывают свои мысли: Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на лист бумаги, больше , чем вес воды внутри стакана. Поэтому лист бумаги плотно прижат к стакану, не позволяя воде вылиться.

Воздух оказывает давление  во всех направлениях, даже снизу вверх.

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока: мы будем изучать атмосферное давление и доказывать его  существование.

Коммуникативные: умение сотрудничать, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; подведение под понятие, выведение следствий, выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации .Личностные: убежденность в возможности познания природы. Коммуникативные: взаимное сотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника

4. 10-12 мин Изучение нового материала. Усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы:

Ребята, если мы хорошо поработаем на уроке, то сможем ответить на вопросы относительно существования и применения атмосферного давления.  Попробуем дать определение и объяснение атмосферному давлению.  Что такое атмосферное давление?

Почему возникает атмосферное давление?

Докажем существование атмосферного давления на опытах.

Обращают внимание на материал слайда.

Ответ: Давление воздушной оболочки на Землю и тела на ней.

Ответ: Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их.

Наблюдают за опытом. Пробуют объяснить происходящее: при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.

Отвечают: Грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы.

Познавательные: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, самостоятельного выделение-формулирование познавательной цели и проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; док - во.

Регулятивные: планирование прогнозирование, управление своей деятельностью.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция

5. 12-15 мин Закрепление изученного (первичное и последующее).

Установление правильности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, для самостоятельной работы по новому материал

А теперь объединитесь в группы (по 4-5 чел.) и вместе продолжите доказывать присутствие атмосферного давления, выполняя задания:

Для изучения новых знаний я предлагаю поделиться на группы теоретиков и экспериментаторов.

Каждая группа получает задание, которое нужно выполнить в течение 7-10 минут.

Учащимся раздаются карточки с заданиями.

1 группа( теоретики):

1.  Какую роль играет атмосфера для нашей планеты? Имеет ли массу атмосфера?

2. Как определить массу воздуха? Вследствие чего создается атмосферное давление?

Презентация « Воздушный дом»

2 группа (экспериментаторы):

1. Докажите, имеет ли вес воздух?

Выполнение виртуальной лабораторной работы «Измерение веса воздуха»

3 группа (экспериментаторы)

Опыт 1 . “Самый простенький фонтан”

Берем шприц, закрываем отверстие пальцем и перемещаем поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните.

Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан.

4группа (экспериментаторы)

Опыт 2. “Непослушная пробирка”

Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления.

Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку.

Внутренняя пробирка удерживается атмосферным давлением и силами взаимодействия между молекулами воды и стекла. Вода является смачивающей жидкостью по отношению к стеклу, поэтому она стекает по поверхности пробирки. Под действием же вышеуказанных сил пробирка поднимается вверх.

Физминутка. (2 минуты)

Ребята, сядьте прямо, расслабьте плечевой пояс и сделайте 4-5 глубоких вдохов-выдохов. И ответьте на вопрос:  почему воздух поступает в легкие?          Молодцы! Атмосферное давление играет значительную роль в нашей жизни. Будьте наблюдательны и вы увидите, как часто   атмосферное давление проявляется и используется на практике.

Ребята объединяются в группы, выполняют задания,  делают предположения и обосновывают свои ответы. Ответ:

1. Значение атмосферы огромно. Она защищает всё живое на Земле от разрушительного действия ультрафиолетовых лучей, от быстрого нагревания лучами Солнца и остывания. Она является передатчиком звука, рассеивая солнечный свет, она освещает те места, куда не попадают прямые лучи Солнца. Один из слоёв её – термосфера – даёт возможность установить дальнюю связь на коротких волнах. Человек использует движущийся воздух для получения электрического тока (ветряные электростанции), в атмосфере пролегают трассы авиалиний. Получается, что атмосфера определяет все жизненные процессы на Земле и оказывает большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли. Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства. Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов. Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине. Атмосфера – крыша  нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу.

2. Беру шприц, закрываю отверстие пальцем и перемещаю поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните.

Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан.

3. Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления.

Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку. Почему внутренняя пробирка не падает, а поднимается вверх?

Внутренняя пробирка удерживается атмосферным давлением и силами взаимодействия между молекулами воды и стекла. Вода является смачивающей жидкостью по отношению к стеклу, поэтому она стекает по поверхности пробирки. Под действием же вышеуказанных сил пробирка поднимается вверх.

.Познавательные: умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, решения проблемы, приобретение опыта по получению, преобразованию и применению нового знании. Коммуникативные: умение работать в группе, управление своим поведением и поведением партнеров в группе, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

6. 3 мин

Подведение итога урока.

Выявление  уровня усвоения знаний, недостатков в знаниях. Установление причин выявленных недостатков.  Оценка работы класса и отдельных уч-ся.

Подведем итоги урока.

Для этого в предложения вставьте пропущенные слова:

осстановите предложения, заполнив пропуски .

Вокруг Земли существует _________________, которая удерживается благодаря ________________. Воздушный слой, прилегающий к Земле, сжат и по закону ___________ передает производимое на него ___________ по всем направлениям. С увеличением высоты атмосферное давление _____________________.

Отвечают, вставляют пропущенные слова.

Ответ: ( силе притяжения, давление, атмосфера, уменьшается, Паскаля)

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. 2 мин Информация о домашнем задании.

8. 1 мин.

Рефлексия

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоциональногосостояния,  мотивации.  их собственной деятельности и взаимодействия  с «У» и «у» учителем и учащ

Д/з: 1.Обязательный уровень: §§ 42, 43; Упр. 19, 20.

2. Желающие могут приготовить доклад или опыт о проявлении атмосферного давления. Опыты можно найти в книгах “Занимательная физика” Перельмана и других ,а также на сайтах http://vpl54.narod.ru/FOKUS.html  http://www.lmagic.info.

Лист самоанализа: (нужное подчеркнуть)

  1. Чувствую вдохновение, подавленность .
  2. Интересно, неинтересно.
  3. Не устал(ла), устал(ла).
  4. Доволен(довольна), недоволен(недовольна).
  5. Вызвало затруднения(перечислить)………….

Молодцы! СПАСИБО за урок.

Записывают в дневники д/з

Выполняют желаемые действия.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...

Презентация к уроку по физике на тему: " Вес воздуха. Атмосферное давление "

Данная презентация предназначена для подготовки к уроку в 7 классе по теме: " Вес воздуха. Атмосферное давление."...

Разработка урока "Атмосферное давление. Вес воздуха"

План урока для учащихся. Урок в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха." Урок построен по ФГОС...

Технологическая карта к уроку "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Урок по ФГОС в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха"...

Урок физики в 7 классе. Тема: "Атмосферное давление. Вес воздуха"

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление. Вес воздуха"...