урок по физике " Атмосферное давление. Вес воздуха".
методическая разработка по физике (7 класс)
Методическая разработка урока по физике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.
Урок открытия нового знания
Форма организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Цели:
- Объяснить наличие массы у газов.
- Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление.
- Выявить влияние земной атмосферы на окружающий мир.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления.
- Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление.
- Экспериментально доказать его наличие.
- Обосновать существование веса воздуха.
- Развивающие:
- Развивать умение выделять главное.
- Аргументировать свой ответ, приводить примеры.
- Формулировать выводы.
- Анализировать и систематизировать предлагаемую информацию.
- Давать полный развёрнутый ответ.
- Способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
- Воспитательные:
- Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.
- Показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека.
- Формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.
Планируемые результаты:
Предметные: Учащиеся должны знать/понимать: смысл физической величины – атмосферное давление.
Уметь:
- Описывать и объяснять физические явления: передачу давления жидкостями и газами;
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления;
- Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с его собственной;
- Формулировать собственное мнение и позицию.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.
Познавательные:
- Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- Владеть рядом общих приемов решения задачи.
Личностные:
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран; виртуальная модель « Измерение веса воздуха», презентация “Атмосферное давление”; рабочая карта урока для каждого ученика.
- Приборы для демонстрации опытов, доказывающих существование атмосферного давления: шприц, стакан с водой, пробирки,
- Оборудование для фронтального эксперимента: стакан с водой, лист бумаги
- Использованная литература, источники информации:
- Физика. 7 кл. : / А. В. Перышкин. – 3-е изд., доп. – М. : Дрофа, 2014. 224. : ил.;
- Физика. Сборник вопросов и задач. 7 кл.: учебное пособие. / А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. – 2-у изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 80 с. : ил. А.Е.
- Физика : Дидактические материалы. 7 класс : учебно – методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 123, с. : ил.
- Физика. 7 кл. : тетрадь для лабораторных работ к учебнику А. В. Перышкина / Н. Ф. Филонович, А. Г. Восканян. – М. : Дрофа, 2015. – 48 с.
- Физика : Диагностические работы к учебнику А. В. Перышкина “Физика. 7 класс” : учебно – методическое пособие / В. В. Шахмаева, О. Р. Шефер. – М. : Дрофа, 2015. – 124, с. : ил.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. 1 мин Организационный момент. 2. 3-5 мин Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Создать благоприятный психологическй настрой на совместную работу. Актуализация опорных знаний и способов действий. Обеспечение мотивации учения у уч - ся, принятие ими целей урока. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Что мы изучали на прошлых нескольких уроках? Зачем нам надо знать о давлении в разных средах? Сегодня мы продолжим работу по изучению давления.Повторим пройденный материал: Физический Давление производимое на …………………… или …………. , передается в любую точку ………………………. во всех направлениях.5. Вставьте пропущенные слова: Внутри жидкости существует……………. и на одном и том же уровне оно………………. по всем направлениям. С глубиной давление …………………….. . Удивительное дело – жить в воздушном океане, Голубом, огромном, чистом, «пить» его и не тонуть. Без него, без океана, жизнь была бы очень странной, впрочем, даже и не странной: просто не было б её. О чём речь? А мы сейчас с вами изучаем тему давление. Какое давление мы сегодня будем изучать? Кто знает, что такое атмосфера? | Включаются в деловой ритм урока. Изучали давление твердых тел, жидкостей и газов. Чтобы использовать в повседневной жизни и т.д. Разгадывают: называют, объясняют, формулируют. Получают ключевое слово “Атмосфера”. Воздушная оболочка Земли. Наблюдают. Ответ: Равновесие нарушилось. Делают вывод: воздух обладает массой. Записывают в тетрадь: Р=mg, Р=1,29 кг * 9,8 Н/кг = 13Н. Знакомятся с примерами, приведенными на слайде. | Личностные: самоопреде ление. Регулятивные: инициативность, управление своей деятельностью. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассник. Коммуникативные.: умение кратко и точно отвечать на вопросы. Познавательные: логические - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Личностные:убежденность в возможности познания природы. Регулятивные: целеполагание, управление своей деятельностью. |
3. 5-6 мин Целеполагание и мотивация | Проблема: Как вы думаете, атмосфера действует своим весом на поверхность Земли и тела на Земле? Ребята, скажите, вы как-то ощущаете на себе действие атмосферы. Вам тяжело? Нет? Так существует ли оно? Обратимся к опыту: “Перевернутый стакан”. Прошу выйти одного ученика к доске и проделать опыт Что наблюдаете? Почему это произошло? Объясняя подобные явления, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое и является темой нашего урока. Мы показали ранее, что воздух имеет вес, значит, он оказывает давление. Запишем тему урока: Вес воздуха. Атмосферное давление. Какова цель нашего урока? | Делают предположения о действии атмосферы на поверхность Земли. Высказывают свои ощущения: Нет. Один ученик выходит к доске. Выполняет просьбу. Отвечают: Высказывают свои мысли: Это потому, что давление воздуха, оказываемое снизу на лист бумаги, больше , чем вес воды внутри стакана. Поэтому лист бумаги плотно прижат к стакану, не позволяя воде вылиться. Воздух оказывает давление во всех направлениях, даже снизу вверх. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока: мы будем изучать атмосферное давление и доказывать его существование. | Коммуникативные: умение сотрудничать, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника. Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; подведение под понятие, выведение следствий, выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации .Личностные: убежденность в возможности познания природы. Коммуникативные: взаимное сотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника | |
4. 10-12 мин Изучение нового материала. Усвоение новых знаний. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | Ребята, если мы хорошо поработаем на уроке, то сможем ответить на вопросы относительно существования и применения атмосферного давления. Попробуем дать определение и объяснение атмосферному давлению. Что такое атмосферное давление? Почему возникает атмосферное давление? Докажем существование атмосферного давления на опытах. | Обращают внимание на материал слайда. Ответ: Давление воздушной оболочки на Землю и тела на ней. Ответ: Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их. Наблюдают за опытом. Пробуют объяснить происходящее: при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода. Отвечают: Грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы. | Познавательные: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, самостоятельного выделение-формулирование познавательной цели и проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; док - во. Регулятивные: планирование прогнозирование, управление своей деятельностью. Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция |
5. 12-15 мин Закрепление изученного (первичное и последующее). | Установление правильности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, для самостоятельной работы по новому материал | А теперь объединитесь в группы (по 4-5 чел.) и вместе продолжите доказывать присутствие атмосферного давления, выполняя задания: Для изучения новых знаний я предлагаю поделиться на группы теоретиков и экспериментаторов. Каждая группа получает задание, которое нужно выполнить в течение 7-10 минут. Учащимся раздаются карточки с заданиями. 1 группа( теоретики): 1. Какую роль играет атмосфера для нашей планеты? Имеет ли массу атмосфера? 2. Как определить массу воздуха? Вследствие чего создается атмосферное давление? Презентация « Воздушный дом» 2 группа (экспериментаторы): 1. Докажите, имеет ли вес воздух? Выполнение виртуальной лабораторной работы «Измерение веса воздуха» 3 группа (экспериментаторы) Опыт 1 . “Самый простенький фонтан” Берем шприц, закрываем отверстие пальцем и перемещаем поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните. Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан. 4группа (экспериментаторы) Опыт 2. “Непослушная пробирка” Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления. Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку. Внутренняя пробирка удерживается атмосферным давлением и силами взаимодействия между молекулами воды и стекла. Вода является смачивающей жидкостью по отношению к стеклу, поэтому она стекает по поверхности пробирки. Под действием же вышеуказанных сил пробирка поднимается вверх. Физминутка. (2 минуты) Ребята, сядьте прямо, расслабьте плечевой пояс и сделайте 4-5 глубоких вдохов-выдохов. И ответьте на вопрос: почему воздух поступает в легкие? Молодцы! Атмосферное давление играет значительную роль в нашей жизни. Будьте наблюдательны и вы увидите, как часто атмосферное давление проявляется и используется на практике. | Ребята объединяются в группы, выполняют задания, делают предположения и обосновывают свои ответы. Ответ: 1. Значение атмосферы огромно. Она защищает всё живое на Земле от разрушительного действия ультрафиолетовых лучей, от быстрого нагревания лучами Солнца и остывания. Она является передатчиком звука, рассеивая солнечный свет, она освещает те места, куда не попадают прямые лучи Солнца. Один из слоёв её – термосфера – даёт возможность установить дальнюю связь на коротких волнах. Человек использует движущийся воздух для получения электрического тока (ветряные электростанции), в атмосфере пролегают трассы авиалиний. Получается, что атмосфера определяет все жизненные процессы на Земле и оказывает большое влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли. Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства. Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов. Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине. Атмосфера – крыша нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу. 2. Беру шприц, закрываю отверстие пальцем и перемещаю поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните. Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан. 3. Беру две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальём немного воды, а затем вставим в неё короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления. Узкая пробирка не падает, а, наоборот, по мере вытекания воды поднимается вверх, втягиваясь в широкую пробирку. Почему внутренняя пробирка не падает, а поднимается вверх? Внутренняя пробирка удерживается атмосферным давлением и силами взаимодействия между молекулами воды и стекла. Вода является смачивающей жидкостью по отношению к стеклу, поэтому она стекает по поверхности пробирки. Под действием же вышеуказанных сил пробирка поднимается вверх. | .Познавательные: умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, решения проблемы, приобретение опыта по получению, преобразованию и применению нового знании. Коммуникативные: умение работать в группе, управление своим поведением и поведением партнеров в группе, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; |
6. 3 мин Подведение итога урока. | Выявление уровня усвоения знаний, недостатков в знаниях. Установление причин выявленных недостатков. Оценка работы класса и отдельных уч-ся. | Подведем итоги урока. Для этого в предложения вставьте пропущенные слова: осстановите предложения, заполнив пропуски . Вокруг Земли существует _________________, которая удерживается благодаря ________________. Воздушный слой, прилегающий к Земле, сжат и по закону ___________ передает производимое на него ___________ по всем направлениям. С увеличением высоты атмосферное давление _____________________. | Отвечают, вставляют пропущенные слова. Ответ: ( силе притяжения, давление, атмосфера, уменьшается, Паскаля) | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
7. 2 мин Информация о домашнем задании. 8. 1 мин. Рефлексия | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Инициировать рефлексию детей по поводу психо-эмоциональногосостояния, мотивации. их собственной деятельности и взаимодействия с «У» и «у» учителем и учащ | Д/з: 1.Обязательный уровень: §§ 42, 43; Упр. 19, 20. 2. Желающие могут приготовить доклад или опыт о проявлении атмосферного давления. Опыты можно найти в книгах “Занимательная физика” Перельмана и других ,а также на сайтах http://vpl54.narod.ru/FOKUS.html http://www.lmagic.info. Лист самоанализа: (нужное подчеркнуть)
Молодцы! СПАСИБО за урок. | Записывают в дневники д/з Выполняют желаемые действия. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-131098-1352019797.jpg)
конспект урока на тему: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок содержит видеофрагменты опытов, опрос в виде тестов, демонстрация опытов, иллюстрации применения атмосферного давления животными....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-857033-1480143562.jpg)
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Конспект урока на тему "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/22/picture-1033084-1524418969.jpg)
Конспект урока «Решение задач по теме атмосферное давление. Вес воздуха»
Конспект урока в 7 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-1241914-1616411483.jpg)
Презентация к уроку по физике на тему: " Вес воздуха. Атмосферное давление "
Данная презентация предназначена для подготовки к уроку в 7 классе по теме: " Вес воздуха. Атмосферное давление."...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/09/picture-1247727-1589008063.jpg)
Разработка урока "Атмосферное давление. Вес воздуха"
План урока для учащихся. Урок в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха." Урок построен по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/09/picture-1247727-1589008063.jpg)
Технологическая карта к уроку "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Урок по ФГОС в 7 классе "Атмосферное давление. Вес воздуха"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/14/picture-1501191-1702559487.jpg)
Урок физики в 7 классе. Тема: "Атмосферное давление. Вес воздуха"
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку физики в 7 классе по теме "Атмосферное давление. Вес воздуха"...