Открытый урок физики в 8 классе «влияние влажности воздуха на здоровье человека»
учебно-методический материал по физике (8 класс)

Цель: Знакомство с физической величиной:       влажность воздуха.

Задачи:

  • Познакомиться с понятием влажность воздуха, выяснить от каких параметров она зависит, как вычисляется.
  • Рассмотреть принцип действия приборов, с помощью которых измеряют влажность воздуха.
  • Изучить влияния влажности воздуха на жизнедеятельность человека и  функционирование оборудования.
  • Предложить варианты по нормализации влажности воздуха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока98.82 КБ
Файл Раздаточный материал122.77 КБ
Файл презентация1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Цели урока: познакомить учащихся с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, точка росы; со способами измерения влажности; ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.

Задачи:

Образовательные:

1.     Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.

2.     Продемонстрировать различные способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра.

3.     Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний.

4.     Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер.

Развивающие:

1.     Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы.

2.     Развивать умение анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками.

3.     Развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.

Воспитательные:

Показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: урок с элементами системно-деятельностного подхода.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах постоянного состава, индивидуальная.

Планируемые результаты:

1)    предметные:

·        знать, что такое влажность воздуха, абсолютная и относительная влажность, точка росы;

·        объяснять зависимость давления и плотности насыщенного пара при различной температуре;

2)    личностные:

·         коммуникативные умения, творчество;

·        умение добывать информацию в ходе эксперимента;

3)    метапредметные:

·        овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

·        развитие экспериментальных умений;

4)    межпредметные:

·        осознание целостности, неразрывности изучаемых дисциплин (физики с литературой, биологией, ОБЖ).

 

Формируемые УУД:

регулятивные: постановка и формулирование цели, определение проблемы, планирование последовательности действий, контроль и оценивание достигнутых результатов, анализ и систематизация информации представленной различными способами; осуществление самоконтроля за уровнем освоения знаний изученного материала;

познавательные: углублять знания о насыщенном паре, объяснять причину

                           появления росы, тумана, ориентироваться в учебнике, определять тему;

 

коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в      диалоге, формулировать свои мысли и высказывать свое мнение,

 

 Тип урока:  Комбинированный урок

 

Оборудование: психрометрическая таблица, таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре, изображение гигрометра и психрометра, психрометр, губка, миска с водой ,пипетка, интерактивная доска, компьютер, проектор, учебники, рабочие тетради.

План урока:

Приветствие:

Давайте друг друга поприветствуем (встают).

- Здравствуйте ребята, присаживайтесь.

Для начала давайте вспомним:
Какую тему мы сейчас проходим?  - Тепловые явления
Что мы изучали на прошлом уроке? - Испарение, конденсация, насыщенный /

не насыщенный пар.  Динамическое равновесие
Дать определения. 


Теперь давайте рассмотрим вот такую жизненную ситуацию:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Понял - тяжело дышать:
В горле сухость, нос болит.
Что же это?  Вдруг КОВИД?

Ребята, давайте подумаем, чем может вызвано такое состояние, если он не болеет?
//воздух сухой … (если заминка - он забыл выключить обогреватель на ночь)

Чтоб стало полегче он пошёл принять горячий душ.
Пока  был в ванной комнате заметил, что стены и предметы стали влажными.

- Как вы думаете - Почему это произошло?

// т.к. стены и предметы были холодными и на них образовался конденсат.
//по рассуждать что пар это вода.

Верно, от горячей воды образовалось много пара, пар остыл - образовался конденсат. Как  раз то что мы изучали.

Ребята мы рассмотрели с вами вот такой случай.
Как вы думаете, как будет называться
тема нашего урока?

Влажность воздуха.

Давайте выберем цель урока:

//дети предлагают определить понятие влажности, какой буквой обозначается, единица измерения, приборы которыми измеряется влажность воздуха.

Цель: Знакомство с физической величиной:       влажность воздуха.

Задачи:

  • Познакомиться с понятием влажность воздуха, выяснить от каких параметров она зависит, как вычисляется.
  • Рассмотреть принцип действия приборов, с помощью которых измеряют влажность воздуха.
  • Изучить влияния влажности воздуха на жизнедеятельность человека и  функционирование оборудования.
  • Предложить варианты по нормализации влажности воздуха.

.

Ребята как вы думаете, что такое влажность воздуха (своими словами)
// ответы

И так, мы пришли к выводу что влажность воздуха — это содержание водяного пара в атмосфере.

Давайте подумаем всегда ли количество водяного пара в воздухе одинаково или может меняться с течением времени?

// ответы.

Мы с вами выяснили, что влажность воздуха связана с содержанием паров воды в атмосфере.
 Как вы думаете, влажность воздуха – важное для нас явление или нет?

(Учащиеся отвечают и аргументируют ответ на основе сделанных записей).

Да, влажность воздуха – важное явление, поэтому необходимо научиться её определять. В воздухе содержаться водяные пары, и мы можем определить, например, массу водяных паров в 1 м3 воздуха. Это абсолютная влажность воздуха. Учащиеся самостоятельно, индивидуально выясняют единицу измерения абсолютной влажности.

№2

Вопрос

Ответ

Назовите единицы измерения массы?

 г

Назовите единицы объёма?

 м3

В каких единицах измерения удобнее выразить массу водяных паров в единицы объёма?

 г/м3 

В чём будет измеряться влажность?

 


Учащиеся:
 Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м3 и обозначается так же, как и плотность.


Учитель:  Например, абсолютная влажность воздуха 50 г/м3.
Много это или мало? Какой прогноз нас ожидает? 
(Учащиеся затрудняются).
Вы правы - Для ответа недостаточно данных. Нужно сравнить это число с чем-нибудь.


Абсолютная влажность просто показывает сколько в воздухе находится водяного пара.

Поэтому бОльшее практическое применение имеет именно значение относительной влажности воздуха.

Давайте вспомним какое математическое действие позволяет сравнивать однородные величины друг с другом? (Деление). Во сколько раз.

Верно, нужно найти отношение двух величин, поэтому влажность, которую мы сейчас определим, будет называться 
относительной. 

Значит мы вычисляем отношение плотности насыщенных паров к плотности воздуха при данной температуре.

РО

Чтобы вычислить влажность воздуха по этой формуле нам нужно будет выполнить очень много вычислений и поэтому существуют приборы, с помощью которых относительную влажность воздуха можно быстро определить.

 Для измерения относительной влажности в классе используем психрометр.

Заметим показания сухого и влажного термометров и определим значение влажности в группах по таблицам.

они определили.
как вы думаете какая это влажность нормальная или нет?

Чтобы это выяснить давайте проведём небольшую исследовательскую работу.
7 минут.

1 группа влияние влажности воздуха на здоровье человека 
2 группа
влияние влажности на технику и оборудование 
3 группа ищет информацию о
методах изменения влажности воздуха

ребята пока вы находите ответы на вопросы сразу определитесь кто у вас в группе будет докладчиком

ищут информацию

перед докладами – какая же влажность норма? 
Оптимальной относительной влажности воздуха считаются показания от 40% до 60% но в нашей жизни не всегда получаются такие условия.

Обсуждаем то что нашли.

Учитель: Вернёмся к вопросам, которые мы обсудили, и кратко ответим на них.

  • В чем причина появления влажности?
  • Как она себя проявляет?
  • Что такое влажность воздуха?
  • На что влияет влажность?
  • Зачем нам нужны знания о влажности?
  • Какие величины её характеризуют?
  • Как её можно определить?

  • VIII Домашнее задание
  • 1. §19 учебника
    2. Опорный конспект
    3. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку  доклад по теме: «Значение влажности воздуха в жизни природы и человека»

IX Рефлексия

  • Что нового узнали?
  • Что является важным?
  • Оцените степень своей самостоятельности на уроке?
  • Что было сложным?

Благодарю всех за активную работу. До свидания.



Предварительный просмотр:

https://ferma-biz.ru/wp-content/uploads/2020/04/028.jpg

\____________________________________________________________________________________________________https://ferma-biz.ru/wp-content/uploads/2020/04/028.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

Влажность воздуха

Слайд 3

Цель: Знакомство с физической величиной: влажность воздуха. Задачи: Познакомиться с понятием влажность воздуха, выяснить от каких параметров она зависит, как вычисляется. Рассмотреть принцип действия приборов, с помощью которых измеряют влажность воздуха. Изучить влияния влажности воздуха на жизнедеятельность человека и функционирование оборудования. Предложить варианты по нормализации влажности воздуха. 3

Слайд 4

Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере. 4

Слайд 5

Абсолютная влажность воздуха- фактическое содержание паров в атмосфере. Абсолютную влажность принято выражать в единицах г/м 3 и обозначается так же, как и плотность. 5

Слайд 6

Относительная влажность воздуха- отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного пара при данной температуре, выраженная в процентах . 6

Слайд 7

Измерение влажности 7

Слайд 8

8 Волосной гигрометр Человеческий волос при увеличении влажности воздуха удлиняется; при уменьшении влажности воздуха длина волоса уменьшается. Стрелка, соединённая с натянутым волосом, показывает относительную влажность воздуха.

Слайд 9

9 Психрометр 1 2 3 1 - «Сухой» термометр – показывает температуру воздуха 2 - «Влажный» термометр – показывает «точку росы» 3 - Психрометрическая таблица Как измерить влажность: 1. Определить температуру сухого термометра. 2. Определить температуру влажного термометра. 3. На пересечении столбцов «температура воздуха» (по вертикали) и Δ t ( по горизонтали ) найти значение относительной влажности воздуха

Слайд 10

Работа в группах 10

Слайд 11

Воздух Сухой Нормальный Сырой Меньше 40% 40%- 60% Больше 60% 11

Слайд 12

Значение влажности воздуха 12 Предсказание погоды Производство тканей, конфет, табака и др. Библиотеки, музеи Картинные галереи Нормальная влажность воздуха 40-60 % Хранение овощей, фруктов и др. Больницы, поликлиники, аптеки

Слайд 13

Таблица оптимальной влажности Человек 45-65% Компьютерная аппаратура и бытовая техника 45-65% Мебель и музыкальные инструменты 40-60% Библиотеки, экспонаты картинных галерей и музеев 40-60% 13

Слайд 14

Причина влажности воздуха В атмосфере- испарение с поверхности рек, озер, морей и океанов В помещениях- Источники испарения г/ч Горячий душ 2000 Кипящая на плите кастрюля с открытой крышкой 900 Работающая на сильном огне газовая плита 400 Потоотделение человека при физической нагрузке 400 Кастрюля с закрытой крышкой 350 Теплый душ 300 5 кг белья для сушки 200 Газовая плита (слабый огонь) 100 Горячее блюдо на столе 60 Дыхание человека в состоянии покоя 50 деятельность человека 14

Слайд 15

Вывод. Поддержание определенной влажности, является необходимым для человека. 15

Слайд 16

Вопросы Что такое влажность воздуха? Как измерить влажность? Какая влажность является оптимальной ? Откуда берется влажность? Как достичь оптимальной влажности? 16

Слайд 17

Домашнее задание § 19, ответить на вопросы. Желающие могут подготовить к следующему уроку доклад (5 мин) по теме: «Значение влажности воздуха в жизни природы и человека» 17

Слайд 18

Что нового узнали? Что является важным? Оцените степень своей самостоятельности на уроке? Что было сложным? 18

Слайд 19

Спасибо за внимание! 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"

Открытый урок в 5 классе "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Презентация по теме урока "Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Япония 19 век"...

Влияние влажности воздуха на организм человека

Влияние влажности воздуха на организм человека....

Открытый урок в 9 классе по произведению М. Шолохова "Судьба человека"

Урок по произведению М. Шолохова "Судьба человека" заставляет учащихся задуматься о смысле человеческой жизни, а также помогает воспитать патриотов...

Конференция в 10 классе "Влияние атмосферного давления на здоровье человека".

18 ноября в МКОУ "Ростошинская СОШ", в Точке Роста, по физике состоялась конференция в 10 классе на тему: " Влияние атмосферного давления на здоровье человека". Участие приняли и 1...

Конспект урока: МОП 5 класс «Влияние моющих веществ на здоровье. Техника безопасности при работе с моющими средствами»

Цель урока: узнать как влияют моющие средства на здоровье, познакомить с разнообразием моющих средств, научить пользоваться моющими средствами, соблюдая технику безопасности. Методическое рснащение ур...

Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"

Урок с применением элементов технологии критического мышления....