Влияние уровня математической подготовки на успешность изучения физики.
статья по физике

Ковалева Светлана Геннадьевна

Данная статья позволяет обратить внимание педагогов, обучающихся и их родителей на неразрывную связь таких предметов как физика и математика. Качественное изучение физики невозможно без нужно подготовки по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние уровня математической подготовки

на успешность изучения физики.

Учитель физики ГБОУ СОШ № 707

Ковалева Светлана Геннадьевна

Математика и физика обычно считаются наиболее трудными предметами школьного курса. С древнейших времен эти направления научной мысли развивались взаимосвязано, стимулируя обоюдный прогресс. Непонимание школьниками какого-либо вопроса из курса физики или неумение решить физическую задачу часто связаны именно с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составлением и решением математических уравнений, неумением проводить алгебраические и геометрические построения.

Связи между науками математики и физики многообразны и постоянны. Объектом чистой математики является весьма реальный материал: пространственные формы и количественные отношения материального мира. Основным методом математики является метод абстракции. По способу отражения действительности она является аспектной наукой. Её предметной областью является вся действительность, то есть, нет ни одной материальной области, в которой не проявились бы закономерности, изучаемые математикой.

Физика, как наука, имеет своей предметной области фундаментальные свойства материи в двух её формах - в форме вещества и поля. Они представляют собой комплекс самостоятельных областей знания, объединённых исходными принципами, фундаментальными теориями и методами исследования.

В начале физика главным образом исследовала свойства окружающих нас тел. Однако уже на этом этапе изучались и некоторые общие проблемы - движение, взаимодействие тел, строение вещества, природа и механизм ряда явлений, например, тепловых, звуковых, оптических. Следовательно, первоначально физика была в основном объектной наукой. Но в ХХ веке главным объектом физики становятся фундаментальные явления природы и описывающие их законы.

Математика как наука сформировалась первой, но по мере развития физических знаний математические методы находили всё большее применение в физических исследованиях.

 Физика ставит задачи и создает необходимые для их решения математические идеи и методы, которые в дальнейшем служат базой для развития математической теории.

Математическая теория с её идеями и математическим аппаратом используется для анализа физических явлений, что часто приводит к новой физической теории, которая в свою очередь приводит к развитию физической картины мира и возникновению новых физических проблем.

Развитие физической теории опирается на имеющийся определенный математический аппарат, но последний совершенствуется и развивается по мере его использования в физике.

Современный курс математики построен на идеях множества, функции геометрических преобразований, охватывающих различные виды симметрии. Школьники изучают производные элементарных функций, интегралы и дифференциальные уравнения. Математика не только дает физике вычислительный аппарат, но и обогащает её в идейном плане.

На уроках математики школьники учатся работать с математическими выражениями, а задача преподавания физики состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с переходом от физических явлений и связей между ними к их математическому выражению и наоборот.

Одно из центральных математических понятий в школьном курсе физики - понятие функции. Это понятие содержит идеи изменения и соответствия, что важно для раскрытия динамики физических явлений и установления причинно-следственных отношений.

В школьном курсе математики рассматривают координатный метод, изучают прямую и обратную пропорциональные зависимости, квадратичную, кубическую, показательную, логарифмическую и тригонометрические функции, строят их графики, исследуют и применяют их основные свойства.

Все это позволяет школьникам осмысливать математические выражения физических законов, с помощью графиков анализировать физические явления и процессы, например, всевозможные случаи механического движения, изопроцессы в газах, фазовые превращения, колебательные и волновые процессы и др.

Усвоение координатного метода помогает также сознательно пользоваться понятием системы отсчета и принципом относительности движения при изучении всего курса физики и особенно основ теории относительности и релятивистских эффектов.

Знание понятия производной позволяет количественно оценить скорость изменения физических явлений и процессов во времени и пространстве, например, скорость испарения жидкости, радиоактивного распада, изменения силы тока и др.

Пользуясь идеями симметрии, с которыми учащиеся знакомятся на уроках математики, можно физически содержательно рассмотреть строение молекул и кристаллов, изучить построение изображений в плоских зеркалах и линзах, выяснить картину электрических и магнитных полей.

 В ряде случаев новые математические понятия вводятся на уроках физики раньше, чем математики:

Понятия аргумента и приращения функции вводятся в математике в10 классе, а в курсе физики в 9 классе при изучении мгновенной скорости.

С радианным измерением углов учащиеся также знакомятся раньше на уроках физики, а не математики: в математике о радианном измерении углов впервые говорится в 10 классе, а в физике оно рассматривается уже в 9 классе в связи с изучением угловой скорости.

Имеют место случаи, когда чисто математические понятия в математике не рассматриваются, а в физике вводятся и используются. В геометрии подробно рассматриваются операции сложения вычитания векторов, умножение вектора на число, и совершенно отсутствует понятие проекции вектора на ось.

Анализ научно-методических публикаций по методике преподавания физики в средней школе показал, что в большинстве случаев предлагаемые подходы в обучении физики являются традиционными, направленными на усвоение физических понятий и закономерностей, определённых программой. А так как объем и содержание учебного материала, составляющие основу современного образования велики, то они могут быть усвоены учащимися только в системном единстве.

В общеобразовательной школе изучение математики и естественных дисциплин происходит параллельно, и таким образом, математика часто используется в физике и в определённой мере даже определяет ход физического образования. Преподавание физики и математики необходимо строить на взаимном использовании элементов математики в курсе физики и физических представлений при изучении алгебры и начала анализа. Это способствует решению трех главных дидактических задач:

1. Повышение научности последовательности учебной информации;

2. Стимулирование познавательных интересов и активного отношения школьников к усвоению знаний и вследствие этого ускорение их умственного развития;

3. Формирование у учащихся научного мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики в 7 классе и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности – это разработка более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить,...

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне...

Педагогическая диагностика как одно из средств изучения уровня математической подготовки учащихся

Тема "Педагогическая диагностика как одно из средств изучения уровня математической подготовки учащихся" будет полезна учителям при формировании УУД....

Исследовательская работа на тему: «Изучение влияния уровня шума на организм учащихся».

С развитием  техники шум стал неотъемлемой частью жизни человека и в то же время одним из наиболее важных факторов, уничтожающих его здоровье.Люди постоянно находятся в мире окружающих их различн...

Выступление на педсовете по теме: «Успешная подготовка к ЕГЭ при изучении физики на разных уровнях.»

Выступление на педсовете по теме: «Успешная подготовка к ЕГЭ при изучении   физики на профильном уровне.»...

Психологические аспекты успешности изучения математических основ информатики

В статье раскрывается критерии успешности изучения раздела математические основы информатики....

Мотивация деятельности учащихся на уроках физики и дома в 7 классе  и создание условий для формирования ощущения успешности при изучении физики

Диалог с родителями по теме  "Мотивация  деятельности  семиклассников на уроках  физики  и дома " О создании  условий для формирования ощущения успешн...