Линзы. Оптическая сила линзы.
план-конспект урока по физике (8, 9 класс)

Конспект урока в 9 классе по теме «Линзы. Оптическая сила линзы.»

Автор: Лазукова Наталия Сергеевна.

Учебный предмет: физика

Класс: 9

УМК: Грачев А. В., Погожев В. А

Тема урока:  Линза. Оптическая сила линзы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: получат первичные знания о  линзах, их физических свойствах и характеристиках, познакомятся с понятием оптическая сила линзы.

Задачи урока:

а) учащиеся сформируют представление о линзах, усвоят основные понятия по данной теме, получат возможность формировать научное мировоззрение (предметный результат).

б) получат возможность развивать и генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации  (метапредметный результат).

в) сформируют умения управлять своей учебной деятельностью, сформируют интерес к физике при анализе физических явлений, получат возможность развивать внимание, памятиь, логическое и творческое мышления; сформируют умение управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование по разделу «Геометрическая оптика»,  набор линз на подставке, экран,  , компьютер, проектор, Интернет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon linzy.zip1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе по теме «Линзы. Оптическая сила линзы.»

Автор: Лазукова Наталия Сергеевна.

Учебный предмет: физика

Класс: 9

УМК: Грачев А. В., Погожев В. А

Тема урока:  Линза. Оптическая сила линзы.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: получат первичные знания о  линзах, их физических свойствах и характеристиках, познакомятся с понятием оптическая сила линзы. 

Задачи урока:

а) учащиеся сформируют представление о линзах, усвоят основные понятия по данной теме, получат возможность формировать научное мировоззрение (предметный результат).

б) получат возможность развивать и генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации,  формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника, использовать умения и навыки различных видов познавательной деятельности, применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать различные источники для получения информации  (метапредметный результат).

в) сформируют умения управлять своей учебной деятельностью, сформируют интерес к физике при анализе физических явлений, получат возможность развивать внимание, памятиь, логическое и творческое мышления; сформируют умение управлять своей познавательной деятельностью (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, демонстрационное оборудование по разделу «Геометрическая оптика»,  набор линз на подставке, экран,  , компьютер, проектор, Интернет.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент

     Здравствуйте. ребята. Улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением начнём работать.

     В древнегреческой пьесе Аристофана «Облака», описывается фрагмент, где с помощью выпуклого стекла и солнечного света добывали огонь. 

Из произведений Плиния Старшего следует, что такой способ разжигания огня был известен и в Римской империи.

 Известно, что Нерон смотрел гладиаторские бои через вогнутый изумруд для исправления близорукости. 

Сенека описал увеличительный эффект, который даёт стеклянный шар, заполненный водой. 

Вопрос: Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке?

Приветствие.

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Постановка проблемного вопроса

Ответ на приветствие учителя.

Ответ на вопрос учителя. Выдвижение предположения о теме урока  «Линзы»

Выделение существенной информации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательное цели.

Взаимодействие с учителем

Взаимодействие с учителем

     

Слушание учителя

Слушание учителя и одноклассников, построение высказываний.

 

Целеполагание

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение настраиваться на занятие

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

2. Актуализация знаний

Вспомним  основные законы преломления и отражения света.

Остальные учащиеся  отвечают устно на вопросы:

  1. Сформулируйте законы отражения света?

  1. Сформулируйте законы преломления света?

Задаёт вопросы.

Обучающиеся отвечают на вопросы карточек.

1.Угол падения равен углу отражения.

2.Луч падающий, луч отраженный и перпендикуляр, проведенный в точку касания лучей, лежат в одной плоскости.

1.Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред.

2.Луч падающий, преломленный и перпендикуляр, проведенный к границе раздела  двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности

Взаимоконтроль выполнения задания в парах.

Регуляция учебной деятельности.

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

Вопрос: что такое линзы?  На столах линзы. Обучающиеся внимательно смотрят и вводят понятие линзы с помощью  учебника.

Определения: Линзой называют  

прозрачное тело, хотя бы одна из поверхностей которого не является плоской. А значит другую поверхность будет называть сферической.

 Вопрос: линзы на столах у вас одинаковые или чем-то отличаются?

      Ребята разглядывают линзы и делают вывод: линзы отличаются формой сферических поверхностей.
Линза может быть ограничена двумя выпуклыми поверхностями (двояковыпуклая линза), выпуклой сферической поверхностью и плоскостью (плосковыпуклая), выпуклой и вогнутой  сферическими поверхностями (вогнуто-выпуклая линза). Эти линзы посредине толще, чем у краёв, и все они называются 
выпуклыми, они являются собирающими.

Линзы, которые посредине тоньше,  чем у краёв называются вогнутыми. Соответственно: двояковогнутая, плосковогнутая, выпукло-вогнутая, они являются  рассеивающими.

Таким образом, линзы по своим оптическим свойствам делятся на собирающие и рассеивающие.

Основные точки и линии в линзе:

Прямая, проходящая через центры  сферических поверхностей, которые ограничивают линзу, называют главной оптической осью. Точку О на этой оси называют оптическим центром.  Любую другую прямую, проходящую через оптический центр, называют побочной оптической осью. Точка,  в которой пересекаются после преломления в собирающей линзе лучи, падающие на неё параллельно главной оптической оси, называют главным фокусом линзы.  У линзы два главных фокуса.  Они располагаются по обе стороны линзы на одинаковых расстояниях от неё. Эти расстояния называют фокусным расстоянием линзы.

Рассмотрите линзы и ответьте на следующие вопросы:

Вопрос: от чего зависит фокусное расстояние  линзы?

Вопрос:  Какая линза преломляет  лучи  сильнее?

Характеристики линз

Фокусное расстояние линзы обозначают  буквой  F. Величину, обратную фокусному  расстоянию называют  оптической силой линзы и обозначают буквой  D:

D = 1\ F.

[D]=[1/м]=[дптр]     Т.е. 1 дптр — это оптическая сила линзы с фокусным расстоянием F = 1 м.

Оптическая  сила выпуклой линзы выражается числом положительным, а вогнутой – отрицательным. (Слайд 9, 10)

Вопрос: как зависит оптическая сила линзы от фокусного расстояния?

Обобщая ответы, делаем вывод: чем меньше фокусное расстояние, тем линза сильнее преломляет лучи, т.е. оптическая сила линзы будет больше.  

Оптическая сила собирающих линз D>О, т.к. F > 0. Для рассеивающих линз D <О, т.к. F<0.

В случае  плотно прижатых друг к другу тонких линз оптическая сила системы линз равна сумме (обязательно с учетом знака) оптических сил отдельных линз:

 

 

Практическая работа «Измерение фокусного расстояния и е оптической силы собирающей линзы»

Объясняет новый материал, демонстрирует физический эксперимент:

Демонстрация ЭОР.

Демонстрация рассеивающей и собирающей линз.

Демонстрация фокусов линзы.

Выполняют практическую работу.

Учитель индивидуально консультирует работу обучающихся.

Слушание учителя.

Читают параграф, выделяют существенную информацию.

Объясняют наблюдаемые явления во фронтальной беседе.

Наблюдение за материалом ЭОР.

Ответ:    Фокусное  расстояние  зависит от  кривизны  ее  поверхностей

Ответ:   Линзы с  более  выпуклыми поверхностями

Отвечают на вопрос учителя.

Формирование исследовательских действий, исследовательской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Умение  строить речевое высказывание.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Установление  причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Обсуждают выводы.

В группах по два человека объединяют усилия на решение поставленной экспериментальной проблемы.

Слушание.

Умение слушать и вступать в диалог.

Чтение.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

Контроль правильности ответов обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

4. Первичное закрепление

Решение качественных и количественных задач

  1. Определите оптические силы линз, фокусные расстояния которых 25 и 50 см.
  2. Оптические силы линз равны 5 дптр и 8 дптр. Каковы их фокусные расстояния?
  3. Какое изменение оптической силы получили глаза мартышки, если она надела две пары очков по –3 дптр каждая и три пары очков с фокусным расстоянием 50 см?

Формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач.

Решение задач.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля.

6. Домашнее задание

§46-§47 ,  подготовить сообщение или презентацию (по желанию) по теме «Применение линз».

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности.

Регуляция учебной деятельности.

7. Подведение итогов занятия

  1. С чем познакомились на уроке, на что следует обратить внимание?
  2. Почему в жаркий летний день растения не советуют поливать водой сверху?
  3. Оценки за работу на уроке.

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос учителя: с понятием линзы, основными характеристиками линз, построением изображения в линзах.

Потому что капельки воды являются маленькими линзами и могут повредить растение.

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

8. Рефлексия

Лестница успеха

Обучающиеся оценивают результаты своей работы: ставят смайлик на ступеньку.

Проводит рефлексию, анализирует выбранные ответы

Рефлексируют.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Саморегуляция.

Рефлексия.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "линзы.Оптическая сила линзы"

урок с использованием Образовательного комплекса "Физика 8" "1С:Образование 4. Дом"...

Урок физики в 8 классе "Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения даваемые линзой"

ФИО (полностью): Беденко Сергей Владимирович  Место работы:  МОУ «Харьковская СОШ» Ровеньского района Белгородской  области  Должность:  учитель...

План-конспект цикла уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.

План-конспект уроков. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Карты заданий к каждой теме....

Линзы. Оптическая сила линзы

презентация по физике на тему "Линзы. Оптическая сила линзы" дляучащихся  класса....

Линзы. Оптическая сила линз. 8 класс

Урок изучения нового материала по теме: "Линзы. Оптическая сила линз"...