Проект по методике обучения физике Методика изучения темы « Электрические явления » в 8 классе
методическая разработка по физике (8 класс)

Зеленова Анастасия Васильевна

Раздел «Электрические явления» является одним из важнейших при изучении физики  в основной школе. На него отводится треть учебных занятий в 8 классе. Закладываются основные знания, умения и навыки, на основе которых в старших классах будет накладываться новый материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenova.docx667.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Физический факультет

Кафедра кристаллографии и экспериментальной физики

Проект

по методике обучения физике

Методика изучения темы

«   Электрические явления »

в 8 классе

Выполнила:

Студент 1-го курса магистратуры

Зеленова Анастасия Васильевна

Нижний Новгород – 2023


Содержание

Анализ требований нормативных документов к результатам изучения темы

3

Анализ рекомендаций методической литературы к изучению темы «Электрические явления»

11

Анализ учебный литературы

18

Роль физического эксперимента в изучении темы «Электрические явления»

20

Научно-методический анализ содержания темы «Электрические явления»

29

Тематическое планирование

31

Поурочное планирование

42

Литература

64


Анализ требований нормативных документов к результатам изучения темы «Электрические явления» в 8 классе.

Раздел «Электрические явления» является одним из важнейших при изучении физики  в основной школе. На него отводится треть учебных занятий в 8 классе. Закладываются основные знания, умения и навыки, на основе которых в старших классах будет накладываться новый материал. Особенность данного раздела заключается в насыщенности практическими работами как лабораторными, так и демонстрационными.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312)[1];
  • учебниками (включенными в Федеральный перечень);
  1. Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2020[2];
  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений;
  1. Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2005[3].
  2. Перышкин А.В. сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Экзамен, 2020 [4]

Новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Но можно отметить, что в них появилась профориентационная составляющая. Рассмотрим изменения подробнее.

В таблице представлено сравнение ФГОС 2 поколения и ФГОС 3 поколения по предмету физика.

ФГОС 3 поколения

ФГОС 2 поколения

 понимание роли физики в научной картине мира, сформированность базовых представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, о роли эксперимента в физике, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и технологий, об эволюции физических знаний и их роли в целостной естественнонаучной картине мира, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, развитие техники и технологий;

формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

 знания о видах материи (вещество и поле), о движении как способе существования материи, об атомно-молекулярной теории строения вещества, о физической сущности явлений природы (электромагнитных); умение различать явления (электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание)по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление; умение распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки;

 формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (электромагнитных), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

 владение основами понятийного аппарата и символического языка физики и использование их для решения учебных задач, умение характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя фундаментальные и эмпирические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца); умение описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины;

 приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

 умение проводить прямые и косвенные измерения физических величин( сила тока, напряжение, сопротивление) с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей физических измерений; умение находить значение измеряемой величины с помощью усреднения результатов серии измерений и учитывать погрешность измерений;

 понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

 владение основами методов научного познания с учетом соблюдения правил безопасного труда:

наблюдение физических явлений: умение самостоятельно собирать экспериментальную установку из данного набора оборудования по инструкции, описывать ход опыта и записывать его результаты, формулировать выводы;

проведение прямых и косвенных измерений физических величин: умение планировать измерения, самостоятельно собирать экспериментальную установку по инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности результатов измерений;

проведение несложных экспериментальных исследований; самостоятельно собирать экспериментальную установку и проводить исследование по инструкции, представлять полученные зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, учитывать погрешности, делать выводы по результатам исследования;

 осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

 понимание характерных свойств физических моделей и умение применять их для объяснения физических процессов;

 овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических полей во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

 умение объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи и строить объяснение с опорой на изученные свойства физических явлений, физические законы, закономерности и модели;

 развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов электродинамики с целью сбережения здоровья;

 умение решать расчетные задачи (на базе 2-3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины, в частности, записывать краткое условие задачи, выявлять недостающие данные, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, использовать справочные данные, проводить расчеты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины; умение определять размерность физической величины, полученной при решении задачи;

 формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

 умение характеризовать принципы действия технических устройств, в том числе бытовых приборов, и промышленных технологических процессов по их описанию, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение основными доступными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

 умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: владение доступными методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

 опыт поиска, преобразования и представления информации физического содержания с использованием информационно-коммуникативных технологий; в том числе умение искать информацию физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос; умение оценивать достоверность полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников; умение использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владение приемами конспектирования текста, базовыми навыками преобразования информации из одной знаковой системы в другую; умение создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников;

 умение проводить учебное исследование под руководством учителя, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе, следить за выполнением плана действий и корректировать его;

 представления о сферах профессиональной деятельности, связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической науки, позволяющие обучающимся рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной деятельности.

В рабочей программе озвучены представленные ниже цели изучения физики в 8 классе:

- формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;

- формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

- формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и научных доказательств;

- формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

- приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических и магнитных явлениях;

- описание и объяснение физических явлений с использованием полученных знаний;

- освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практико-ориентированных задач;

- развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;

- освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое оценивание информации;

При проведении уроков физики в 8 классе используются методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация презентаций), практические (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы), активные (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.). В рамках урока физики используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы учащихся.

К уровню подготовки при изучении темы «Электрические явления» в 8 классе предъявляются следующие требования:

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики

1.1 Знание и понимание смысла понятий: физическое явление: электризация, физический закон, вещество, взаимодействие зарядов, электрическое поле, атом, атомное ядро

1.2 Знание и понимание смысла физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока

1.3 Знание и понимание смысла физических законов: сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля – Ленца

1.4 Умение описывать и объяснять физические явления: электризация тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока

2 Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями

2.1 Умение формулировать (различать) цели проведения (гипотезу) и выводы описанного опыта или наблюдения

2.2 Умение конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой

2.3 Умение проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе выраженных в виде таблицы или графика

2.4 Умение использовать физические приборы и измерительные инструменты для прямых измерений физических величин (силы тока, электрического напряжения) и косвенных измерений физических величин (электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока)

2.5 Умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных: зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника;

2.6 Умение выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы

3 Решение задач различного типа и уровня сложности

4 Понимание текстов физического содержания

4.1 Понимание смысла использованных в тексте физических терминов

4.2 Умение отвечать на прямые вопросы к содержанию текста.

4.3 Умение отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста

4.4 Умение использовать информацию из текста в измененной ситуации

4.5 Умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую

5 Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни

5.1 Умение приводить (распознавать) примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях

5.2 Умение применять физические знания: для обеспечения безопасного обращения с электробытовыми приборами, защиты от опасного воздействия на организм человека электрического тока.


Анализ рекомендаций методической литературы к изучению темы «Электрические явления»

Среди существующих пособий для преподавателей физике мне хотелось бы выделить пособие Дюндина А.В. «Физика. Поурочные методические рекомендации. 8 класс» [5]. Данное пособие входит в учебно-методический комплекс «Физика» линии «Сферы». Оно даёт очень полезные и применимые на практике рекомендации. Присутствуют советы по увеличению эффективности, экономии времени и расставлению приоритетов в изучении темы «Электрические явления». К каждому уроку даются задачи урока, планируемые результаты обучения, достигаемые образовательные результаты, ресурсы урока, домашние задания, рекомендации методиста, информационные ресурсы, технологическая карта урока.

В этом пособии рекомендуется отвести на изучение темы «Электрический заряд. Электрическое поле»  5 уроков. Данная тема в курсе физики 8 класса изучается на качественном уровне, и основное внимание в процессе её изучения следует уделить формированию представлений, необходимых для изучения темы «Электрический ток» и дальнейшего изучения электрического поля в старших классах. Изучаемые понятия довольно абстрактны, поэтому важно обеспечить правильное понимание сути явлений, уделить особое внимание проведению демонстраций или рассмотрению медиаобъектов ЭП. Следующие демонстрации желательно провести с использованием демонстрационного оборудования:

– электризация тел;

 – взаимодействие заряженных тел;

 – электроскоп;

 – проводники и диэлектрики;

 – деление электрического заряда;

 – электризация тел влиянием;

 – силовые линии электрического поля;

– громоотвод.

Если нет возможности проводить полноценный демонстрационный эксперимент, то можно воспользоваться медиаобъектами ЭП. Эти же объекты целесообразно использовать во время развёрнутых ответов учеников в качестве опорного сигнала. Лабораторный практикум по данной теме в 8 классе не предусмотрен, однако учащиеся могут в домашних условиях или на факультативе собрать баночный электроскоп. Большая часть задач, предлагаемых учащимся для решения, качественные. При решении этих задач учащиеся должны опираться на результаты наблюдений за демонстрациями учителя или на ЭП, иллюстрируя тем самым свои ответы. Если есть такая возможность, то можно дополнить ответ с помощью демонстрационного оборудования. Все уроки в данной теме комбинированные (за исключением обобщающего), предусматривают изучение теоретического материала и решение задач.

Итоговое занятие по теме проводится в форме урока повторяющего обобщения, на котором учащиеся выступают с сообщениями и обсуждают практическое применение изученного ранее материала: защита от атмосферного электричества, статических разрядов, получение высоких напряжений с помощью генератора Ван-де-Граафа и др.

Изучение темы «Электрический ток» рассчитано на 10 ч, однако за счёт объединения лабораторных работ по измерению силы тока и напряжения и замены лабораторной работы № 16 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра». Так как темы «Электрический ток» и «Расчёт характеристик электрических цепей» взаимосвязаны, то при необходимости можно не проводить обобщающий урок в конце темы, сразу начав изучение следующей темы. В процессе изучения темы «Электрический ток» ученики опираются на усвоенный материал предыдущих параграфов. В данной теме ученики получают не только теоретические, но и практические знания и умения, которые востребованы в повседневной жизни. В данной теме и следующей на каждом уроке необходимо уделять внимание соблюдению правил техники безопасности. Понятие «электрический ток» является довольно абстрактным, поэтому в данной теме, как и в предыдущей, особое внимание уделяем демонстрационному эксперименту и его объяснению. Во время работы с электрическими цепями целесообразно пояснить, какие их элементы соответствуют реальным приборам. В процессе изучения темы «Электрический ток» необходимо провести следующие демонстрационные эксперименты, по возможности не заменяя их медиаобъектами ЭП:

 – гальванический элемент;

 – электрический ток в электролитах и газах;

 – электролиз;

 – действия электрического тока;

 – измерение силы тока и напряжения;

 – зависимость силы тока от напряжения на участке цепи.

 Основные расчётные задачи в данной теме связаны с определением силы тока, напряжения и с применением закона Ома для участка цепи. При решении задач необходимо каждый раз повторять формулы, законы, на которые опираются ученики при решении. Большие возможности для подобного повторения даёт ЭП. Практическую часть изучаемого материала целесообразно дополнить заданиями на определение цены деления приборов и их показаний. Обобщающий урок можно отвести более подробному освещению действий электрического тока с помощью кратких выступлений учеников с демонстрациями (подготовленными на основе материала книг, Интернета и ЭП). С помощью технической литературы можно указать встречающиеся в технике напряжения и силы тока. На этом же уроке учащиеся могут ещё раз продемонстрировать соблюдение правил техники безопасности.

На изучение темы «Расчёт параметров электрических цепей» отводится 9 ч, однако, учитывая большую значимость этой темы для дальнейшего изучения курса физики, предлагается дополнить планирование ещё одним уроком решения задач, предваряющим выполнение контрольной работы, а также переставить местами некоторые уроки. В теме «Расчёт характеристик электрических цепей» ученики продолжают изучение постоянного электрического тока, расширяя и углубляя знания, полученные ранее. Как и в предыдущей теме, теоретический материал тесно связан с практикой и повседневной жизнью. Учащиеся получают умения по расчёту электрических цепей, оценке совершаемой током работы и его мощности.

 В процессе изучения темы необходимо выполнить следующие демонстрации или рассмотреть соответствующие медиаобъекты:

– изучение зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала;

 – измерение силы тока и напряжения в разветвлённых электрических цепях. внутреннее сопротивление амперметра;

– внутреннее сопротивление вольтметра.

Лабораторную работу № 18 «Исследование зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади и материала. Определение удельного сопротивления проводников», лабораторные работы № 23, 24 целесообразно предложить ученикам в виде демонстраций. В процессе изучения темы необходимо выполнить две лабораторные работы: № 20–21 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» (на одном уроке) и № 22 «Измерение работы и мощности электрического тока». В этой теме учащиеся встречаются с большим числом формул, чем раньше, поэтому необходимо уделить внимание работе с формулами, выражению тех или иных параметров. Проверить правильность выполнения заданий ученики могут с помощью ЭП. Значительные сложности вызывает выделение параллельных и последовательных участков в разветвлённых электрических цепях. В связи с этим предлагается в процессе решения задач выделять цветом разные участки и обязательно проговаривать причины, по которым мы делаем тот или иной вывод. По темам «Последовательное и параллельное соединение проводников» и «Работа и мощность электрического тока» целесообразно провести проверку знаний и умений с помощью контрольного тестирования. Завершает изучение темы контрольная работа в виде теста с дополнительными задачами. В некоторые из задач можно включить материал теста, предложенного в предыдущей теме.

В пособии «Физика. 8 класс. Методическое пособие» Н. В. Филоновича[6] не даются общие рекомендации и практические советы. К каждому из 29 уроков  прописаны цель, демонстрации, содержание нового материала, закрепление материала, домашнее задание, планируемые результаты обучения, методические рекомендации. Данные рекомендации подробны и полезны. Они также учитывают ограниченность времени урока.

        Физика, 8 класс, Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина, Филонович Н.В., 2020

        Также мною были рассмотрены выпуски журналов «Физика в школе»[7]. Периодически в них печатаются полезные статьи с новыми технологиями и  методиками проведения уроков физики, а также любопытные факты из истории открытий, в том числе связанные с электрическими явлениями.

        К примеру, в 7 выпуске 2013 года М.А.Бражниковым была выпущена любопытная статья о строении атомов и молекул «Быть может, эти электроны миры, где пять материков….»[8]. Она построена как заметки учителя физики к урокам об открытии постулатов Бора и модели водорода с упором на становление и развитие физической теории.

        В 1 выпуске 2010 года и в 5 выпуске 2009 года Ю.А.Королёвым была выпущены статьи об Андре Мари Ампере и о Георге Симоне Оме [9], [10]. Эти исторические экскурсы можно использовать на уроках физике в качестве тем для докладов или рассказать детям о жизни выдающихся учёных при знакомстве с новыми физическими величинами.

        В 8 выпуске 2008 года был выложен нестандартный конспект урока-соревнования повторения темы «Электрические явления» [11]. Урок состоит из просмотра фильма «Чудесная сила», командной игры «Дальше, дальше» (две команды соревнуются, отвечая на большее количество вопросов по теме; если ответ им неизвестен, они говорят : «Дальше, дальше….»), выполнения экспериментально-теоретического задания( построения цепи с параллельным соединением проводников одной командой и последовательным – другой), игрой «Найди ошибки в схемах» и т.д. На своих уроках я тоже использую активные методы работы учеников, поэтому данный конспект добавлю в свою «копилку полезных идей».

        В выпусках журнала «Физика в школе» редко встречаются статьи, освещающие раздел «Электрические явления». Чаще всего это исторические справки, но хотелось бы чаще встречать конспекты нестандартных уроков, новые методы и технологии для повышения интереса и мотивации у учеников 8 классов.

        Как раз такую информацию я нашла в книге С.В.Бобровой «Физика. 7-10 классы: Нестандартные уроки» [12]. В пособии представлен материал по проведению нестандартных уроков по теме «Электрические явления». К примеру: урок-соревнование по обобщении темы «Удивительное электричество», кроссворды по теме «Электричество» и различные конкурсы.


Анализ учебный литературы

Мною был проведён анализ темы в трех УМК для 8 классов, рекомендованных для изучения физики Министерством просвещения РФ.

УМК

+

-

  1. «Физика. 8 класс» В.Г.Разумовский.2003 года [13]

  1. В учебнике на раздел «Электрические явления» выделено 12 параграфов.
  2. После каждого параграфа предложены исследования по данной теме.
  3. Предусмотрены домашние исследования.
  4. В учебнике много качественных иллюстраций и схем.
  5. Дана обширная таблица условных обозначений.
  1. В связи с обилием дополнительных исследований, лабораторные работы отсутствуют.
  2. В предложенных домашних исследованиях велик риск получить травму.
  3. Также для выполнения домашних экспериментов необходимо покупать самостоятельно дополнительное оборудование.
  4. Каждый параграф разделён на части, но возникают проблемы с ориентацией т.к. определения никак не выделены.
  1. «Физика.8 класс» А.В.Грачёв.2011 год [14]

  1. В данном учебнике на тему «Электрические явления» также выделено 12 параграфов.
  2. На имеющихся схемах хорошо отражена аналогия электродинамики с гидродинамикой
  3. Все определения выделены.

  1. После параграфов выделены итоги.

  1. Присутствуют главы для дополнительных занятий.
  2. В конце учебника даны все основные лабораторные работы.
  1. Мало иллюстраций
  2. В перечне задач практически нет качественных

  1. «Физика. 8 класс» А.В.Пёрышкин. 2011 год

  1. В данном учебнике присутствуют условные обозначения.
  2.  Определения выделены жирным курсивом.
  3. Достаточное количество иллюстраций.
  4. В конце учебника перечислены темы для докладов
  5. Присутствуют качественные задачи.
  1. Параграфов гораздо больше, т.к. они очень маленькие и рассматривают отдельно физическую величину и единицы её измерения.
  2. Прописаны только итоги всего раздела.

В своей практике я использую УМК А.В. Пёрышкина. Так как он отвечает всем требованиям:

  1. Учебник насыщен материалом, полезными иллюстрациями, схемами. Описаны все основные лабораторные. После каждого параграфа упражнения для закрепления материала (качественные и вычислительные задачи). Присутствуют странички «Для любознательных»;

  1. Сборник задач вмещает в себя задачи для закрепления всех формул раздела «Электрические явления». Но частично задания дублируют упражнения из учебника, поэтому приходится использовать в работе несколько сборников задач.

Роль физического эксперимента в изучении темы

«Электрические явления»

Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики в форме числа. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления.

Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.

Следовательно, без эксперимента нет, и не может быть, рационального обучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Первые мысли учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках. Однако если учащиеся будут проделывать различные опыты и наблюдать за демонстрацией опытов, выполняемых учителем, но не будут слышать продуманных ярких рассказов преподавателя, не будут решать задач, не будут читать учебника и знакомиться с литературой, то такую работу учителя еще нельзя назвать удовлетворительной.  Преподавание предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение со школьниками особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.

Демонстрационный эксперимент является одной из составляющих учебного физического эксперимента и представляет собой воспроизведение физических явлений учителем на демонстрационном столе с помощью специальных приборов. Он относится к иллюстративным эмпирическим методам обучения. Роль демонстрационного эксперимента в обучении определяется той ролью, которую эксперимент играет в физике-науке как источник знаний и критерий их истинности, и его возможностями для организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Значение демонстрационного физического эксперимента заключается в том, что:

-учащиеся знакомятся с экспериментальным методом познания в физике, с ролью эксперимента в физических исследованиях (в итоге у них формируется научное мировоззрение);

-у учащихся формируются некоторые экспериментальные умения: наблюдать явления, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент, анализировать результаты, устанавливать зависимости  между величинами, делать выводы и т.п.

Демонстрационный эксперимент, являясь средством наглядности, способствует организации восприятия учащимися учебного материала, его пониманию и запоминанию; позволяет осуществить политехническое обучение учащихся; способствует повышению интереса к изучению физике и созданию мотивации учения. Но при проведении учителем демонстрационного эксперимента учащиеся только пассивно наблюдают за опытом, проводимым учителем, сами при этом ничего не делают собственными руками. Следовательно, необходимо наличие самостоятельного эксперимента учащихся по физике.

В разделе «Электрические явления» очень важно проводить демонстрационные эксперименты при изучении каждой новой темы. Так как этот раздел очень абстрактен и сложен для восприятия детьми этого возраста. Вот несколько примеров демонстрационных экспериментов, которые можно провести в первой части исследуемого раздела «Электростатика».

  1. Электризация тел трением:

Прикоснитесь стеклянной палочкой к электрометру и покажите, что в исходном состоянии она не заряжена;

Потрите палочкой о мех и покажите, что в результате трения о поверхность другого тела она получает электрический заряд;

Повторите опыт с эбонитовой палочкой;

Подвесьте на штативе кусок пластиковой трубки или еще одну палочку, как показано на рисунке. Приближая к ней поочередно сначала стеклянную палочку, а затем эбонитовую, покажите, что знак заряда, возникающего у тела при трении, зависит от вещества из которого тело изготовлено;

  1. Электризация тел посредством электростатической индукции:

Соедините кондукторы двух электрометров разрядником;

Поднести одной рукой к кондуктору одного из электрометров наэлектризованную палочку не касаясь его. Удерживая палочку вблизи электрометра, другой рукой удалите разрядник, соединяющий электрометры. После этого палочку удалите;

По отклонению стрелок покажите, что электрометры получили одинаковые по модулю заряды без непосредственного контакта с заряженным телом;

Соединив электрометры разрядником покажите, что электрометры зарядились зарядами противоположных знаков;

  1. Взаимное притяжение тел, имеющих электрические заряды разных знаков:

Подвесьте на изолирующих штативах два электростатических маятника;

Один из маятников зарядите от эбонитовой палочки, другой от стеклянной;

Покажите, что при сближении маятников они начинают отклоняться от вертикали навстречу друг другу;

Покажите, что сила взаимодействия маятников зависит от расстояния между ними;

  1. Взаимное отталкивание тел, имеющих электрические заряды одного знака:

Наэлектризуйте оба маятника от стеклянной палочки и покажите их взаимное отталкивание;

Повторите опыт, электризуя оба маятника от эбонитовой палочки;

  1. Делимость электрического заряда:

Установите на электрометрах одинаковые кондукторы;

Зарядите один из них так, чтобы стрелка отклонилась на возможно больший угол;

Соедините разрядником кондукторы электрометров и покажите, что заряд при этом распределился между ними поровну;

Разъедините электрометры и разрядите один из них;

Еще раз замкните разрядником электрометры и покажите, что оставшийся на одном из них заряд вновь разделился поровну.

Фронтальные лабораторные работы - это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.

Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К первой группе относятся умения: определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ко второй группе относятся умения: собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.

Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у учащихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.

Фронтальные лабораторные работы выполняются чаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда имеется возможность организовать индивидуальную работу. Соответственно в кабинете должно быть 15-20 комплектов приборов для фронтальных лабораторных работ. Общее количество таких приборов будет составлять около тысячи штук. Названия фронтальных лабораторных работ приводятся в учебных программах. Их достаточно много, они предусмотрены практически по каждой теме курса физики. Перед проведением работы учитель выявляет подготовленность учащихся к сознательному выполнению работы, определяет вместе с ними ее цель, обсуждает ход выполнения работы, правила работы с приборами, методы вычисления погрешностей измерений. Фронтальные лабораторные работы не очень сложны по содержанию, тесно связаны хронологически с изучаемым материалом и рассчитаны, как правило, на один урок.

В разделе «Электрические явления» ученики могут проводить фронтальные эксперименты  с первых уроков знакомства с электростатическими явлениями. К примеру: обнаружения электрического поля путём электризации нитей «султанчиков». Но в разделе «Постоянный ток» у учеников будет возможность участвовать во фронтальном эксперименте только после инструктажа и разбора правил работы с амперметром и вольтметром.  

В пособии Васильевой Е. Е. «Фронтальный эксперимент на уроках физики в восьмом классе»[15] подробно разобраны эксперименты, которые можно провести в классе, не имея специального оборудования. А ведь часто это бывает проблемой, так как оно необходимо в большом количестве, чтобы поучаствовать смог каждый ученик.

Вот один из представленных опытов.

Урок 21/2. Электрическое поле.

Делимость электрического заряда

 Оборудование: 1) полоска полиэтиленовая –2 шт., 2) полоска бумажная.

 Порядок выполнения работы: 1. Возьмите две полиэтиленовые полоски и положите их на стол параллельно друг другу.

2. Слегка придерживая полоски, проведите по ним один раз рукой.

 3. Теперь поднимите полоски за концы, разведите их и, медленно сближая, наблюдайте за их взаимодействием .

 4. Как зависит сила взаимодействия заряженных полосок от расстояния между ними?

5. Повторите опыт с этими же полосками, натерев их рукой сильнее.

6. Как изменилась сила взаимодействия полосок?

 7. Возьмите полиэтиленовую и бумажную полоски.

8. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую и слегка потрите их рукой.

9. Поднимите полоски за концы и разведите их.

10. Теперь медленно поднесите полоски друг к другу.

 11. Внимательно наблюдайте за их взаимодействием.

12. Вновь положите на бумажную полоску полиэтиленовую и на этот раз сильнее потрите их рукой.

13. Повторите опыт самостоятельно.

Физический практикум проводится с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента; формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом. Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда - в конце первого и второго полугодий и включает серию опытов по той или иной теме. Работы физического практикума учащиеся выполняют в группе из 2-4 человек на различном оборудовании; на следующих занятиях происходит смена работ, что делается по специально составленному графику. Составляя график, учитывают число учащихся в классе, число работ практикума, наличие оборудования. На каждую работу физического практикума отводятся два учебных часа, что требует введения в расписание сдвоенных уроков по физике. Это представляет затруднения. По этой причине и из-за недостатка необходимого оборудования практикуют одночасовые работы физического практикума. Следует отметить, что предпочтительными являются двухчасовые работы, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные работы, выполняются они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ. К каждой работе учитель должен составить инструкцию, которая должна содержать: название, цель, список приборов и оборудования, краткую теорию, описание неизвестных учащимся приборов, план выполнения работы. После проведения работы учащиеся должны сдать отчет, который должен содержать: название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунок установки, план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по которым вычислялись значения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы. При оценке работы учащихся в практикуме  следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.              

Изучение электрических явлений невозможно без экспериментальной составляющей, так как у детей данного возраста сильно развито именно наглядно-образное мышление. Данный раздел самый большой в программе 8 класса и богат на демонстрации, практические исследования и лабораторные работы, которые представлены ниже.

Лабораторные работы: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»,  «Измерение электрического напряжения на различных участках цепи», «Регулирование силы тока реостатом», «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра»,  «Измерение мощности и работы в электрической лампе».


Научно-методический анализ содержания темы

«Электрические явления»

Взаимодействие зарядов изучается индуктивным методом, от частного к общему, от эмпирического к теоретическому:

- на основе явления электризации вводится понятие о заряженном теле; на основе разного взаимодействия заряженных тел вводится понятие о двух родах зарядов; делимость электрического заряда позволяет говорить о его величине (сообщается, что единица заряда 1 Кл), а затем и о минимальном заряде и частице — электроне;

- в конце первой части темы на основе теоретических сведений (строение атома) осуществляется объяснение физических явлений электризации, существования проводников и непроводников, электризация через влияние (перераспределение зарядов внутри проводника под действием поля), заземление;

-электрическое поле вводится как вид материи, о существовании которой можно судить по его действию на заряд. Сила, с которой электрическое поле действует на электрический заряд, называется электрической силой. Понятие поля используется при объяснении электризации через влияние.

2. Электрический ток рассматривается в основном от общего к частному (логика распределения материала), но широко применяется экспериментальный метод:

- теоретически вводится понятие об электрическом токе как направленном движении заряженных частиц, т. е. дается самое общее определение. Сразу же следует конкретизация: в металлах необходимо создать поле, поддерживать поле с помощью источника тока. Изучение источников тока при такой методике подчиняется логике теоретического обобщения (знакомство с миром электрических явлений);

- понятие об элементах электрической цепи;

- вновь теоретическое рассмотрение — электрический ток в металлах;

-действие тока — явления. С использованием элементов электронной теории вводятся эмпирические характеристики тока: сила тока, напряжение, сопротивление. Например, так объясняется существование электрического сопротивления.

- законы вводятся на основе экспериментального метода. Например, введение работы опирается на понятие напряжения, а на понятии работы основывается введение закона Джоуля — Ленца.

Положение содержания темы «Электромагнитная индукция» в структуре физической теории

Тематическое планирование

Содержание

Цель

Тип урока

Методы обучения

Формы организации учащихся

Средства обучения

Эксперимент

1.

Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.

Уметь объяснять механизм электризации тел при соприкосновении и взаимодействие заряженных тел.

Урок изучения нового материала

словесный,наглядный/объяснительно-иллюстративный/под руководством учителя

фронтальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для проведения эксперимента(Эбонитовая палочка, палочка из органического стекла, материал из меха и шелка, резиновая трубочка, гильзы, электрометры, линейка на лампочке, стакан для создания струи воды, резиновые шары, султанчики, электрофорная машина кусок капроновой ткани)

1)Демонстрация  электризации тел, типы электризации (соприкосновение, влияние);

2)Демонстрация  существования двух видов электрических зарядов

2.

Проводники и непроводники электричества. Электроскоп

Знать устройство и принцип действия простейшего электроскопа и электрометра

Урок изучения нового материала

словесный, наглядный/объяснительно-иллюстративный/под руководством учителя

Фронтальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/ оборудование для проведения эксперимента (Два электрометра, металлическая палочка, каучуковая палочка, эбонитовая и стеклянная палочка)

Демонстрация проводников и диэлектриков

3.

Электрическое поле.

Уметь объяснять взаимодействие заряженных тел наличием электрического поля вокруг каждого из них. Знать понятие «электрическое поле», его графическое изображение

Урок изучения нового материала

словесный, наглядный/объяснительно-иллюстративный/под руководством учителя

фронтальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для проведения эксперимента(султанчики)

Демонстрация электрического поля с помощью нитей «султанчика»

4.

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

Знать/понимать строение атомов, уметь объяснять на этой основе процесс электризации, передачи заряда

Урок изучения нового материала

Словесный, наглядный/объяснительно-иллюстративный/под руководством учителя

Фронтальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат, модель атома))/оборудование для проведения эксперимента(Электрометры, эбонитовая и стеклянная палочка металлический шарик, схема планетарной модели атома, таблица Менделеева)

1)Демонстрация переноса электрического заряда с одного тела на другое;

2)Демонстрация модели атома

5.

Объяснение электрических явлений.

Знать понятие проводника и непроводника электрического заряда. Уметь объяснять на основе знаний о строении атома: Электризацию тел при соприкосновении;  передачу части электрического заряда от одного тела к другому;

Обобщение и систематизация

Словесный,наглядный,практический/объяснительно-иллюстративный,репродуктивный/под руководством учителя

Групповые(в парах)

оборудование для проведения эксперимента(Два электрометра, проволока, бумажная гильза, металлический шарик, эбонитовая и стеклянная палочка)

Фронтальный эксперимент: электризация шарика электроскопа в электрическом поле, электризация двух электроскопов в электрическом поле заряженного тела.

6.

Кратковременная контрольная работа №4 по теме «Электризация тел. Строение атомов».

Проверить и оценить качество усвоения пройденного материала

Контроля и коррекции

Репродуктивный/самостоятельная работа

Индивидуальная

Дидактические материалы(раздаточный материал)

7.

Электрический ток. Источники тока.

Будут знать о существование электрического тока и его физическую природу, роль источников тока

Изучение нового материала

Словесный или наглядный /Объяснительно-иллюстративный/

Под руководством учителя

Фронтальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для демонстрации(источники тока)

1) Демонстрация источников тока.

8.

Электрическая цепь.

Электрический ток в металлах.

Будут знать составные элементы электрической цепи и их обозначения на схемах, выяснят механизм электрического тока в металлах на основе электронных представлений

Изучение нового материала

Словесный или наглядный /Объяснительно-иллюстративный/

Под руководством учителя

Фронтальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для проведения эксперимента(Источник тока, амперметр, ключ, лампочка, соединительные провода)

Фронтальные опыты с элементами электрической цепи

9.

Действия электрического тока. Направление электрического тока

Будут знать по каким признакам можно определить наличие тока в проводнике

Изучение нового материала

Словесный или наглядный /Объяснительно-иллюстративный/

Под руководством учителя

Фронтальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для проведения эксперимента(Источник тока, амперметр, ключ, лампочка, соединительные провода, фотоэлемент, динамомашина, катушка с железным сердечником, железные стружки, магнитная стрелка)

Фронтальные опыты по действиям электрического тока

10.

Сила тока. Амперметр.

Узнают о понятии силы тока и единицах ее измерения и научатся применять знания при решении задач

Комбинированный (урок изучение нового материала/ обобщения и систематизации)

Словесный или наглядный+ практический /Объяснительно-иллюстративный+ Репродуктивный/

Под руководством учителя

Фронтальная/ индивидуальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для проведения эксперимента(Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода)

Демонстрация взаимодействия проводников

11.

Л/р «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»

Проверят экспериментально, что сила тока в различных последовательно соединенных участках цепи одинакова

Формирование умений и навыков

Практический/

Репродуктивный/

Самостоятельно

Групповая (в парах)

Учебная литература(учебник)/оборудование для проведения эксперимента(Источник питания, низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода)

Лабораторная работа

12.

Электрическое напряжение. Вольтметр.

Узнают о понятии напряжения и единицы его измерения и научатся применять знания при решении задач

Комбинированный (урок изучение нового материала обобщения и систематизации)

Словесный или наглядный+практический/

Объяснительно-иллюстративный+ Репродуктивный /Под руководством учителя

Фронтальная/ индивидуальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для проведения эксперимента(Электрическая схема с лампочками от карманного фонарика и осветительной сети, вольтметр, источник тока, ключ, лампочка)

Проблемный эксперимент(Демонстрация измерения напряжения вольтметром)

13.

Л/р «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Проверят экспериментально напряжение на различных участках электрической цепи

Формирование умений и навыков

Практический/

Исследовательский/

Самостоятельно

Групповая (в парах)

Учебная литература(учебник)/оборудование для проведения эксперимента(Электрическая схема с лампочками от карманного фонарика и осветительной сети, вольтметр, источник тока, ключ, лампочка)

Лабораторная работа

14.

Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление.

Узнают понятие сопротивления проводника, выяснят, от каких факторов оно зависит

Комбинированный (урок изучение нового материала обобщения и систематизации)

Словесный или наглядный+ практический/

Объяснительно-иллюстративный+Репродуктивный /Под руководством учителя

Фронтальная/ индивидуальная

Учебная литература(учебник)/наглядное пособие(плакат)/оборудование для проведения эксперимента(Источник питания, лампочка, вольтметр, ключ, соединительные провода, амперметр)

1)Фронтальные эксперименты

2)Демонстрация зависимости силы тока в цепи от напряжения, от сопротивления проводника при постоянном напряжении)

15.

Закон Ома для участка цепи.

Узнают зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка

Изучение нового материала

Словесный или наглядный /Объяснительно-иллюстративный/

Под руководством учителя

Фронтальная

Учебная литература(учебник)/оборудование для проведения эксперимента(Источник питания, лампочка, вольтметр, ключ, соединительные провода, амперметр)

Демонстрация зависимости силы тока от напряжения

16.

Удельное сопротивление проводника.

Научатся рассчитывать сопротивление участка цепи, узнают понятие удельного сопротивления проводника

Комбинированный (урок изучение нового материала обобщения и систематизации)

Словесный или наглядный+ практический.

Объяснительно-иллюстративный+Репродуктивный /Под руководством учителя

Фронтальная/ индивидуальная

Оборудование для проведения эксперимента(Источник питания, лампочка, вольтметр, ключ, соединительные провода, амперметр, проводники различной длины, площади поперечного сечения и материала, источник питания, лампочка, вольтметр, ключ, соединительные провода, амперметр, реостат, магазин сопротивлений)

Фронтальный эксперимент с различными проводниками(разное сопротивление)

17.

Л/р «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»

Выведут экспериментально , как установить зависимость сопротивление проводника от силы тока в нем и напряжения на его концах

Формирование умений и навыков

Практический/

Исследовательский/

Самостоятельно

Групповая (в парах)

Оборудование для проведения эксперимента(Источник питания, лампочка, вольтметр, ключ, соединительные провода, амперметр)

Лабораторная работа

18.

Расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения

Научатся определять сопротивление проводника, силу тока и напряжения с использованием закона Ома для участка цепи

Формирование умений и навыков

Практический /Репродуктивный/

Под руководством учителя

Фронтальная / индивидуальная

Дидактические материалы(задачи)

19.

Последовательное сопротивление проводников

Узнают особенности последовательного соединения потребителей тока

Комбинированный (урок изучение нового материала обобщения и систематизации)

Словесный или наглядный+практический

/Объяснительно-иллюстративный+Репродуктивный /Под руководством учителя

Фронтальная / индивидуальная

Оборудование для проведения эксперимента(Лампочки, вольтметр, амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода)

Фронтальный эксперимент: Демонстрация постоянства силы тока на разных участках неразветвлённой электрической цепи

20.

Параллельное сопротивление проводников

Узнают особенности параллельного соединения проводников

Комбинированный (урок изучение нового материала обобщения и систематизации

Словесный или наглядный+ практический/

Объяснительно-иллюстративный+ Репродуктивный/ Под руководством учителя

Фронтальная / индивидуальная

Оборудование для проведения эксперимента(Лампочки, вольтметр, амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода)

Фронтальный эксперимент: Демонстрация измерения силы тока в разветвлённой электрической цепи

21.

Контрольная работа  

Проверить и оценить качество усвоения пройденного материала

Контроля и коррекции

Практический/

Репродуктивный/

Самостоятельно

Индивидуальная

Дидактические материалы(задачи)

        

Поурочное планирование

Тема урока: «Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.»( 10 урок по плану)

Класс, профиль

8, общеобразовательный класс

Тема:

Тема:  «Электрические явления»

Тема урока:

Тема урока: «Сила тока. Измерение силы тока»

Тип урока:

открытие нового знания.

Цель

Обеспечить усвоение силы тока; формировать умение решать задания; путем проведения опыта и анализа полученных данных, делать выводы о значении силы тока на различных участках цепи.

Задачи:

Предметные: 

научатся записывать формулу силы тока; решать задачи на нахождение этой силы.

Метапредметные: 

познавательные - работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения об индукции магнитного поля; исследовать магнитный поток;

регулятивные - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

коммуникативные – представлять конкретное содержание учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные: 

создание условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения; развитие настойчивости к достижения поставленной цели.

Планируемые результаты:

личностные:

  1. формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

предметные:

  • знать: определение силы тока, единицы измерения силы тока, обозначение силы тока
  • уметь: решать задачи на определение силы тока, использовать прибор для измерения силы тока - амперметр.

Формы организации работы детей:

– поисково-исследовательский метод

– работа в группах при выполнении фронтального эксперимента,  

Формы организации работы учителя – координирует работу коллектива:

  • задает вопросы,
  • направляет ход беседы;
  • на заключительном этапе проводит рефлексию.

 Оборудование

ноутбук, проектор, экран, демонстрационные амперметр, источник тока, ключ, соединительные провода. Наборы для лабораторной работы: источник питания, две низковольтных лампы на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода.

Название УМК:  

Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. -  16-е издание, доп.- М.: Дрофа, 2014

Технологическая карта урока:

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность  учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)

I. Организационный момент

(2 мин)

II. Актуализация знаний

(5 мин)

Слово учителя. Приветствие.

Проверка домашнего задания. Приём «Ромашка вопросов»

Работа с презентацией урока.

Ответы на вопросы, выполнение практических заданий.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.

Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

-Здравствуйте, ребята!

Бывают уроки похожие и разные,

Если к ним приглядеться с различных сторон,

Бывают уроки, как радостный праздник,

А бывают они как мучительный сон!

-Начинаем наш урок.

-Дома вы должны были повторить пройденный материал по теме «Электрический ток». Прежде чем начать проверку домашнего задания, хочу вас предупредить, что урок сегодняшний необычный, оценки на нём буду ставить не только я, но и вы сами. Для этого перед каждым из вас лежит «Таблица самооценки» (Приложение, таблица 1).

На каждом этапе урока вы будете ставить отметки себе и своим одноклассникам, в конце занятия таблички  мне сдадите, а я поставлю итоговую оценку.

-Начнём проверку.

Простой

Что такое электрический ток?

Уточняющий

Как направлен электрический ток во внешней части цепи?

Из каких частей  состоит простейшая электрическая цепь?

Творческий

Какие приёмники, или потребители, электрической энергии вы знаете?

Оценочный

Объясните разницу в понятиях электрическая цепь и элементы электрической цепи

Приветствуют учителя, приветствуют гостей, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Слушают учителя, выбирают лепестки с заданиями, отвечают на вопросы (повторение изученного материала).

Электрический ток - это упорядоченное движение заряженных частиц.

Направление эл. тока –  эл. ток направлен от положительного полюса источника к отрицательному.

Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, приёмника, замыкающего устройства (ключ), соединительные провода

К приёмникам или потребителям электрической энергии относятся электродвигатели, лампы, плитки, всевозможные электробытовые приборы (утюг, холодильник, микроволновая печь, фен)

Электрическая цепь –  это совокупность элементов цепи соединённых друг с другом.

А элементы это перечень приборов, из которых состоит цепь.

Самоопределение (Л)

Построение речевого высказывания(П)

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

III. Постановка учебных целей и  задач.

(6мин)

1. Беседа по вопросам.

Работа с презентацией.

Постановка целей и задач урока.

Ребята! У вас на столах стоят электрические приборы, с которыми вам предстоит поработать. Но прежде чем приступить к работе, предлагаю вспомнить технику безопасности при работе с электрическими приборами.

Имея различные электрические приборы (источник тока, 2 лампочки, ключ, соединительные провода), зарисуйте схему и  составьте цепь

Учащиеся замыкают собранные цепи только после разрешения учителя, контролирующего правильность сборки цепи.

Задаются вопросы, ведущие к выдвижению гипотезы:

-Возникает ли в цепи электрический ток после замыкания ключа?

-Как вы узнали?

-С одинаковой ли яркостью горят лампочки?

-Как вы думаете - почему одна горит ярче другой? Можем ли мы дать ответ на этот вопрос?

- Ответить точно на возникший вопрос мы не сможем. Давайте начнем предполагать, почему это наблюдается. Почему лампочка горит, когда цепь замкнута?

-Какое действие тока проявляется при проведении данного опыта?

-А что значит «горит ярче»?

-Какой же физической величиной характеризуется любое действие?

-Какой вывод можно сделать о действии электрического тока?

Это и будет нашей гипотезой.

-Давайте попытаемся, имея результаты наблюдения и различные гипотезы, выдвинутые вами, сформулировать тему урока. Так какова же тема нашего урока?

Какова цель нашего урока?

-Значит, какие цели поставим перед собой, что надо будет узнать?

-Что будем делать для этого? Какие задачи поставим?

-Предлагаю начать работу.

- На рабочем месте оборудование  располагайте аккуратно.

- После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель.

- Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания.

- При обнаружении неисправности в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

- По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

Составляют и зарисовывают цепь.

- Да

-Загораются лампочки

- Нет, одна ярче другой

- Предполагают, что в одной лампе ток больше, чем в другой

- Течет ток

-Тепловое

- Больше тепловое действие

- Силой

- Через лампочки протекает ток разной силы

- Сила тока. Измерение силы тока.

- Дать понятие силы тока, познакомить с единицей измерения.

Цели:

1. Узнать, что называют силой тока

Задачи:

1.научиться объяснять понятие сила тока

2. вычислять силу тока

3.знать единицы измерения силы тока

4. пользоваться прибором для измерения силы тока

Определение цели урока (Р)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). 

(7 мин)

V. Первичное закрепление.

(3 мин)

VI.Этап закрепления нового материала (6 мин)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

( 8мин)

 Творческая и практическая деятельность.

Работа с учебником, с таблицей-вопросником. Игровая деятельность.

Взаимоопрос.

Письменная работа в парах, параграфом учебника.

Работа с презентацией.

Работа с раздаточным материалом, с презентацией.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Проверим, какие новые знания об электрическом токе вы получили: проведём небольшой тест. Букву верного ответа выписываем в оценочный лист.

На эти вопросы вам поможет ответить параграф учебника (п.37, стр.107-109).

Прочитайте его и ответьте на вопросы, которые есть у вас в табличке раздаточного материала (Приложение, таблица 2.) Внимательно читаем задание и находим ответы на вопросы.

Если вы готовы, давайте начнём проверку, но это сделаю не я, а вы сами.

Поиграем в игру «Учитель-ученик»: тот, кого я назову, должен встать и задать вопрос своему однокласснику, назвав его по имени.

Вы сидите в парах. Я предлагаю, друг другу рассказать то, что изучили и ваш сосед должен вас оценить и поставить оценку.

Используя полученные знания на уроке предлагаю решить задачи:

№1. На столе стоит стакан с кипятильником. Чтобы проверить температуру воды Витя опускает палец в стакан при включённом кипятильнике. Почему нельзя так поступить?

№2. Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?

Тест.

  1. Сила тока – это физическая величина, равная…

А) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.

2. По какой формуле определяют силу тока?

К)

Л)

М)

3. Как названа единица силы тока?

О) Джоуль (дж)

П) Ампер (А)

Р) Кулон (Кл)

4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.

Е)  0, 5 А

Ж) 50  А

З) 2 А

5. Силу тока измеряют….

П)…гальванометром

Р)…амперметром

С)…электрометром.

Проверим результаты теста.

Если Вы правильно ответили  на вопросы теста, то у вас получилось имя французского физика, в честь которого и была названа единица измерения силы тока.

Ландау сказал, верховным судье всякой физической теории является опыт. Без экспериментаторов теоретики скисают.

-Я предлагаю проверить гипотезу.

Для измерения силы тока используют прибор, который называю амперметром, чтобы его отличить от других приборов, на шкале ставят букву А.

На схемах обозначают https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/579586/img1.gif.

Амперметр включают последовательно с тем прибором, силу тока в котором измеряют. Этот прибор включается в электрическую цепь последовательно (следом - друг за другом), так, чтобы клемма + соединялась с проводником, идущим от  + полюса источника тока.

Включим  наши амперметры в ту цепь, что мы собирали. Измерим силу тока в 2 разных местах.

Что можно сказать о силе тока в лампочках?

Оценили себя

  • Что можно сказать о гипотезе?

- Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена. Мы найдём решение нашей проблемы на следующих уроках.

Самостоятельная работа, изучение параграфа, ответы на вопросы (запись в таблицу).

Перекрёстный опрос:

Что такое сила тока?

Как обозначается сила тока? Как можно вычислить силу тока?

Основная единица измерения силы тока?

Прибор для измерения силы тока?

Что такое сила тока в 1 А?

( Если отрезки параллельных проводников длиной 1 м, находящиеся на расстоянии 1м друг от друга, взаимодействуют с силой 2∙10-7 Н, то по проводникам протекает ток 1 А)

-Вода - хороший проводник тока. Если в кипятильнике произойдёт замыкание на корпус, то Витя получит электротравму. Нужно сначала вынуть вилку из розетки

Ответ: 4,2 А

Решают тест

Андре-Мари Ампер.

Ученик рассказывают об ученом.

Учащимся предлагается по предложенной схеме собрать электрическую цепь и измерить силу тока на различных участках цепи

Измерить силу тока в лампах 1 и 2 нашей цепи и сравнить их.

Сила тока в каждой из лампочек одинаковая.

Гипотеза оказалась неверной. Проблема, почему лампы горят по-разному, не решена.

П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). 

(2-3 минуты)

Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания.

Работа с презентацией, слайд №3

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

-Какой была тема нашего урока?

  • - Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нужно уметь измерять силу тока в цепи? Знать о величине силы тока?

Оцените свою деятельность и деятельность одноклассников и поставьте себе оценку (таблица самооценки).

- Сила  тока. Измерение силы тока

-Обозначение силы тока, формулу для её вычисления, единицы измерения, способ измерения. Учились измерять силу тока в цепи

-В повседневной жизни нас окружают электроприборы, мы ими пользуемся, поэтому необходимо знать, какой должна быть сила тока в электрической цепи, чтобы приборы работали в нормальном режиме

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта)

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Домашнее задание:

(1 мин)

  1. Выучить параграф 37;

2) Составить синквейн со словом амперметр.

1.одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2. два прилагательных, выражающих главную мысль.

3. три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4. фраза, несущая определенный смысл.

5. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).  

Например:   

1. Амперметр

2. Демонстрационный, лабораторный

3. Показывает, измеряет, взаимодействует

4. Измеряет силу тока в цепи

5. Прибор

3) Упр.14(2,3)

  1. Таблица самооценки

Этап урока

Моя работа на уроке

Работа одноклассников

Оценка учителя

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Постановка учебных целей и задач.

Открытие нового знания.

Работа с параграфом учебника.

Первичное закрепление.

Работа в парах

Этап закрепления нового материала.

Решение задач

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Творческое задание

Итоговая оценка.

  1. Работа с параграфом

Сила тока. Измерение силы тока

  1. Что такое сила тока?

  1. Как обозначается сила тока?

  1. Как можно вычислить силу тока?

  1. Основная единица измерения силы тока? (кратные и дольные единицы измерения силы тока)

  1. Прибор для измерения силы тока?

  1. Что такое сила тока в 1 А?

1.Сила тока – это физическая величина, равная…

А) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника за 1 с.

Б) электрическому заряду, прошедшему в цепи через поперечное сечение проводника.

В) электрическому заряду, прошедшему по электрической цепи за время её работы.

2. По какой формуле определяют силу тока?

К) N = A/t

Л)  m = Q/L

М) I = q/t

3. Как названа единица силы тока?

О) Джоуль (Дж)

П) Ампер (А)

Р) Кулон (Кл)

4. За 10 с через поперечное сечение проводника прошёл заряд 5 Кл. Определите силу тока в проводнике.

Е)  0, 5 А

Ж) 50  А

З) 2 А

5. Силу тока измеряют….

П)…гальванометром

Р)…амперметром

С)…электрометром.

 «Контрольная работа по теме: «Электрические явления»( 27 урок по плану)

Контрольная работа по теме: «Электрические явления»  8 класс

Вариант 1

А1. В каких единицах измеряют силу тока?

1) в кулонах (Кл)                                                

2) в амперах (А)  

3) в омах (Ом)

4) в вольтах (В)

А2. Электрическим током называют:

  1. движением электронов по проводнику;
  2. упорядоченное движение электронов по проводнику;
  3. движение электрических зарядов по проводнику;
  4. упорядоченное движение заряженных частиц по проводнику.

А3.Сила тока на участке цепи с неизменным сопротивлением  при увеличении напряжения в 4 раза

  1. увеличится в 2 раза
  2. увеличится в 4 раза
  3. уменьшится в 4 раза
  4. не изменится

А4. На рисунке представлен график зависимости силы тока от приложенного к нему напряжения. Сопротивление проводника равно 50 Ом.

Определите, каким числом должна быть отмечена на оси I против сплошной линии сетки графика ( в месте, отмеченном кружком).

1)0,5

2)2

3)20

4)500

         IMG.jpg

 А5. Электрическая лампа  рассчитана на напряжение 220 В и силу тока 0,4А. Вычислите сопротивление спирали в лампе.

1) 88 Ом

2) 880 Ом

3)  55 Ом

4) 550 Ом

А6. Напряжение на реостате сопротивлением 20 Ом равно 75 В. Какова сила тока в нем

1) 1,5 А

2) 7,5 А

3) 37,5 А

4) 3,75 А

А7. Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 20 м и площадью поперечного сечения 0,4 мм2? ρ=0,4 Ом•мм2

1) 16 Ом

2) 40 Ом

3) 10 Ом

4)20 Ом

А8. Силу тока измеряют …

  1. гальванометром
  2. амперметром
  3. вольтметром
  4. реостатом

А9. Сколько омов в 0,25 кОм?

  1. 0,0025 Ом    2) 2,5 Ом       3) 250 Ом     4) 2500 Ом

В1.Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления

Физические величины

Формулы

А) сила тока

Б) напряжение

В) сопротивление

1)

2)

3)

4)

 

 

С1.Определите силу тока, проходящего через реостат, изготовленный из никелиновой проволоки длиной 50 м и площадью поперечного сечения 1 мм2, если напряжение на зажимах реостата равно 45 Ом. ρ=0,4 Ом•мм2

С2.  Какой длины нужно взять нихромовый проводник площадью поперечного сечения 0,2 мм2 для изготовления спирали нагревательного элемента сопротивлением 22 Ом? ρ=1,1  Ом•мм2

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.

2. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2009.-191с.

3. Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2005.-192с.

4. Перышкин А.В. сборник задач по физике. 7-9 кл. – М.: Экзамен, 2020.-271с.

5. Физика. Поурочные методические рекомендации. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. В. Дюндин, Е. В. Кислякова; под ред. Ю. А. Панебратцева. – 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017.-208с.

6. Физика. 8 класс. Методическое пособие / Н. В. Филонович. — М. : Дрофа, 2015.-208с.

7.  Журнал «Физика в школе»: [сайт].URL: http://www. schoolpress.ru

8. Бражников М.А. «Быть может, эти электроны миры, где пять материков…» стр.3-17: «Физика в школе», 2013,№7

9.Ю.А.Королёв «Основоположник электродинамики Андре Мари Ампер» стр.22-26: «Физика в школе», 2010, №1

10.Ю.А.Королёв «Георг Симон Ом» стр.21-24: «Физика в школе», 2009, №5

11. Г.Х.Нигматуллина «Урок повторения темы «Электрические явления»» стр.23-26: «Физика в школе», 2008, №8

12. Боброва С.В. «Физика. 7-10 классы: Нестандартные уроки».-Волгоград:Учитель,2003.-54с.

13. Физика, Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений, Пинский А.А., Разумовский В.Г., Дик Ю.И., 2005.-287с.

 14. Физика: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.В.Грачёв, В.А.Погожев, Е.А.Вишнякова- 2-е изд.дораб. и испр.-М:Вентана-Граф, 2017.-319с.

15. Васильева, Е. Е. Фронтальный эксперимент на уроках физики в восьмом классе: учебно-методическое пособие / Е. Е. Васильева, О. И Сомова, О. . А. Федоров; Под ред. Е. Е. Васильевой. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. – 76 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме «Электрические явления» 8 класс

Контрольная работа по теме «Электрические явления» 8 класс Контрольная работа состоит из заданий трех уровней Может быть использована для подготовки к ГИА...

урок обобщения по теме "Электрические явления" 8 класс , презентация

В  нетрадиционной , занимательной форме повторить основной программный материал по теме "Электрические явления",8 класс...

Методическая разработка по методике В.Ф. Шаталова для организации учебной деятельности учащихся по физике. На примере темы «Электрический ток. 8 класс»

Презентация "Методическая разработка по методике В.Ф. Шаталова для организации учебной деятельности учащихся   по физике. На примере темы «Электрический ток»".  В презентации представле...

Открытый урок по теме "Электрические явления" 8 класс

Данный разработанный урок был показан на районном конкурсе "Учитель года-2013", также материалы данного урока могут быть использованы при повторении темы "Электрические явления" в 8 классе...

Контрольная работа по теме "Электрические явления" 8 класс

Контрольная работа по теме "Электрические явления"  проводится с разными типами заданий: задания с выбором ответа, задания на соответствие, задания с развернутым отвтетом. Всего 4 варианта....

Тест формулы по теме "Электрические явления" - 8 класс

Тест на проверку знаний формул в 8 классе по теме "Электрические явления"....

Метод графических образов на уроках физики при изучении темы "Тепловые явления"

Изучение данной темы основано на методе графических образов. Содержание материала представляется в системе знаковых изображений, которые доступны восприятию учащихся данного возраста. Создание графиче...