Внеурочная деятельность.
статья по физике

Серебренникова Марина Петровна

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaja_dejatelnost.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная  деятельность.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету.

Основными требованиями к организации внеурочной работы со школьниками являются:

  • вовлечение учащихся с учетом их интересов и способностей;
  • единство учебной и внеучебной деятельности;
  • увлекательность внеурочных занятий.

Общей отличительной чертой внеурочных занятий по физике должен быть признак добровольный выбора занятий учащимися, по их интересам. Организация различных форм работы по интересам дает учащимся возможность проявить свои индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности, получить первоначальные представления об особенностях трудовой деятельности работников определенных профессий.

Одним из ведущих принципов организации внеурочной работы по физике является тесная связь с обязательными занятиями по физике. Эта связь имеет две стороны:

  • опора во всей внеурочной работе по физике на знания и умения учащихся, приобретенные на уроках
  • направленность всех форм внеурочной работа на развитие интереса учащихся к физике, на постепенное расширение круга учащихся, интересующихся физикой и ее практическими приложениями.

Чтобы внеурочная работа способствовала развитию познавательного интереса к физике, в ее основе должна быть ориентация на активную самостоятельную познавательную и практическую деятельность учащихся.

Итак, важнейшая задача внеурочной работа по физике - развитие познавательной деятельности, познавательного интереса учащихся. Как писал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслу, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться». Конечно, развитие познавательного интереса является задачей не только внеурочной работы, но и всей учебной деятельности. Но внеурочная работа по физике имеет ряд особенностей в решении этой задачи:

- во-первых, на внеурочных занятиях по физике имеется возможность большей индивидуализации работы с учащимися;

- во-вторых, предоставление каждому школьнику возможность выбора занятий по его интересам и темп работы, соответствующий его желаниям и возможностям.

Большое значение имеет и тот факт, что эта деятельность не регламентируется условиями обязательного достижения каких-то заданных результатов.

Однако перед учителем не стоит задача привлечения к внеурочной работе по физике всех учащихся, независимо от их успеваемости по предмету, но каждого учащегося, проявляющего интерес к физике, учитель должен заметить и найти соответствующую его индивидуальным особенностям форму удовлетворения и развития интереса.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

Внеурочная работа по физике может быть организована в следующих формах:

- индивидуальной

- групповой

- массовой.

Так как эти виды внеурочной работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное.

Индивидуальная работа обычно связана с углубленным изучением теоретических вопросов, решением задач повышенной сложности, выполнением заданий заочных физико-математических школ при высших учебных заведениях, работой с научно-технической литературой.

Групповая внеурочная работа осуществляется на факультативных занятиях, в физических кружках и на занятиях элективных курсов.

Массовые формы внеурочной работы - это физические олимпиады, КВН, викторины, физические вечера и диспуты, недели и декады физики, и т.д.

Из всего многообразия форм внеурочной работы учитель должен выбрать те, которые наиболее подходят в данных условиях.

При организации внеурочной работы по физике ведущим должен быть принцип предоставления всем учащимся, проявляющим интерес к физике, к ее приложениям в практической жизни, возможности удовлетворения их интересов и развития способностей. Ведь физика как наука вызывает интерес у значительной части учащихся, но еще большее число учащихся интересуется ее практическими приложениями.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ

Учебный процесс в школе устроен таким образом, что учитель должен придерживаться /строго / спущенной сверху программы по предмету и учащиеся при этом соответственно должны приобрести требуемой программой знания, умения и навыки. Существенно ограничивают инициативу учителя и учащихся и жесткие рамки учебного времени, отведенного учебным планом, на изучение физики.

И вот, когда после окончания высшего учебного заведения стала работать в школе учителем физики, я поняла что одних только уроков физики недостаточно, чтобы выявить творческий потенциал и способности учащихся и развить их дальше. И еще так не хотелось видеть сельских школьников в какой-то с степени обделенными по сравнение с городскими, передать им много интересного и полезного, чем могла я с ними поделиться. Вот тогда и я стала вплотную заниматься над проблемой организации внеурочной работы по физике. Сперва встал вопрос, в какой форме организовать эту работу? Решила использовать следующие формы организации внеурочной работы по физике (хотя эти формы работы очень тесно связаны друг с другом):

индивидуальная форма работы;

групповая форма работы;

массовая форма работы.

А теперь коротко остановимся на каждой из этих форм работы.

Индивидуальная форма организации внеурочной работы по физике

Итак, первый урок физики в 7-м классе. Как много зависит от учителя именно с этого момента, с этого урока, сумеет ли он привить учащимся любовь к физике, увлечь и заинтересовать их этим предметом. А для учителя это еще и время для выявления тех учащихся, которые действительно хотят заниматься физикой. Если всё это не проделать на первых уроках, и именно в  7-м классе, то многое можно упустить. И если у ученика нет желания заниматься физикой - заставлять его не нужно и не надо - пользы не будет. К концу изучения курса физики 7-го класса станет ясно, с кем нужно индивидуально работать в дальнейшем.

Индивидуальную работу с учащимися во внеурочное время я веду в следующих направлениях:

подготовка учащихся к выступлению на районных олимпиадах по физике. В это время я предлагаю учащимся задачи олимпиад прошлых лет, решаем  задачи из книги Лукашика «Физическая олимпиада»,  задачи повышенной сложности из других задачников, отвечаем на различные занимательные вопросы и задания.

Проектная и  исследовательская  деятельность, подготовка учащихся к выступлению на школьной и районной конференции «Шаг в будущее»

Групповая форма организации внеурочной работы по физике

Групповая форма организации внеурочной работы по физике наиболее приемлема на факультативных и кружковых занятиях и на занятиях элективных курсов. Эти часы мы использовали для углубления знаний по отдельным темам физики, решению экспериментальных задач, подготовки к олимпиадам по физике, составлению физических задач по образцу, подготовка к ЕГЭ и ГИА.

Провожу в 10-11 классах факультатив  «Физика в задачах ».

Массовая форма организации внеурочной работы по физике

Массовая форма организации внеурочной работы по физике предполагает проведение недель или декад физики, физических вечеров и викторин и т.д. Ниже приводится план проведения недели физики, проведённой в нашей школе в прошлом учебном году. Обычно эта неделя проводится в апреле месяце и посвящена Дню Космонавтики. В прошлом году в нашей школе состоялось грандиозное событие пресс конференция с монгольским космонавтом –       Жугдэрдэмидийн Гуррагча.

Программа недели физики:

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Начало недели. Ознакомление с программой недели. Просмотр кинофильмов о достижениях отечественной космонавтики.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Конкурс рисунков и макетов  на тему «Космос» (для 6 -7 классов).

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Конкурс физических газет, посвященный Дню Космонавтики(9-10 классы).

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ. Классные часы для 6-7-х классов на тему «Удивительный мир космоса».

ДЕНЬ ПЯТЫЙ. КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА (для 8 классов)

ДЕНЬ ШЕСТОЙ. Подведение итогов. Награждение.

В начале недели в школе вывешивается красочно оформленное объявление о проведении недели с программой её проведения.

В течении всей недели учащиеся отвечают на вопросы физической викторины, решают занимательные задачи, рисуют рисунки, выпускают стенгазеты, ученики 11-х классов вместе с учителем проводят викторины, проводят классные часы в 5-х классах на тему «Удивительный мир космоса».

Самым важным этапом всей недели является подведение итогов и награждение. Стараемся заметить и поощрить всех, кто участвовал при проведении недели. В качестве призов готовим книги научно-технического содержания, а также используем самодельные вымпелы. Всё это вносит свой колорит в организацию и проведение недели.

При хорошей организации всех мероприятий ребята принимают активное участие при проведении всех мероприятий, и они надолго запоминаются им.