Мастер-класс «Вовлечение немотивированных детей во внеурочную деятельность через образовательный центр естественно-технологического направления «Точка роста».
план-конспект занятия по физике (8 класс)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. И каждый учитель знает, что обучение школьника не будет успешным, если он относится к получению новых знаний равнодушно, без интереса.

Точка роста в школе играет важную роль в повышении учебной мотивации учащихся. Повышение уровня мотивации стимулирует учеников к активному изучению новых знаний, развитию навыков и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tochka_rosta.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г. Бирюсинска

Мастер-класс

«Вовлечение немотивированных детей во   внеурочную деятельность через образовательный центр естественно-технологического направления «Точка роста».

 Опыт представили:

Ветрова Елена Владимировна, учитель географии, высшая категория

Некратова Елена Федоровна, учитель физики, высшая категория

Авдеева Татьяна Дмитриевна, учитель химии и биологии, высшая категория

 Григорьева Надежда Владимировна, учитель информатики и математики, руководитель центра «Точка роста»

г. Бирюсинск, 2023 г

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. И каждый учитель знает, что обучение школьника не будет успешным, если он относится к получению новых знаний равнодушно, без интереса.

В последнее время у учащихся наблюдается низкая мотивация изучения естественно-научных дисциплин. Падает качество.  В 2021 году на базе нашей школы открылся центр образования естественно-технологической направленности «Точка роста». Это открыло новые возможности урочной и внеурочной деятельности.

Точка роста в школе играет важную роль в повышении учебной мотивации учащихся. Повышение уровня мотивации стимулирует учеников к активному изучению новых знаний, развитию навыков и умений.

Создание точки роста в школе помогает разнообразить учебный процесс и сделать его интересным для всех участников. Разнообразие методов обучения и интерактивные формы работы помогают привлечь внимание учащихся, позволяют им чувствовать свою значимость и активно участвовать в образовательном процессе.

В нашей школе 267 человек посещают кружки и занятия доп. образования центра «Точка роста»

  1. «Легоконструирование» (16 человек)
  2. «Основы векторной графики» (46 человек)
  3. «Программирование Python» (27 человек)
  4. «Окно в микромир» (25 человек)
  5. «Познавательная биология»(30 человек)
  6. «Химия вокруг нас» (49 человек)
  7. «Физика шаг за шагом» (27 человек)
  8. «СТОП» (33 человека)
  9. «Робототехника» (14 человек)

Опыт использования оборудования представили в региональном конкурсе видеороликов, лучших практик использования оборудования Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста». Стали призерами.

https://disk.yandex.ru/d/QovDDODRrA-Npw

Сегодня мы хотим представить фрагменты занятий с применением оборудования центра «Точка роста», на которых сложные темы становятся интересны и понятны.

  1. Практическая работа: «Изменение качества воды из разных источников в пластиковой бутылке за определённый промежуток времени», Ветрова Е.В., учитель географии.

Слабоуспевающий ученик - это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнение операций который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

-  пропуски занятий по болезни;

-  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

-   неблагополучная семья;

-   проблема «улицы»;

-  прогулы;

Поэтому учитель географии, да и не только географии, должен понять, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. То есть, установить конкретные причины неуспеваемости.

Что, прежде всего, необходимо предпринять в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

-своевременно оказать помощь на дополнительных занятиях;

- создать ситуацию свободного выбора и успеха.

        Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию.

        На уроках и дополнительных занятиях использую игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаю   ситуации успеха. Это очень важно для такой категории обучающихся.

В своей работе применяю индивидуально-дифференцированный подход. Хорошо помогает работа в паре (сильный - слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Большим интересом пользуются у учащихся мультимедийные презентации, лабораторное оборудование «Точки роста».

Индивидуальные дополнительные занятия дают положительные результаты в работе со слабоуспевающими обучающимися.

Практическая работа:  «Изменение качества воды из разных источников в пластиковой бутылке за определённый промежуток времени»

Методическая цель: Показать организацию исследовательской деятельности учащихся на практическом занятии экологического отряда «СТОП».

Цель: Изучение свойств воды, освоение разных способов анализа воды.

Задачи:

образовательные: - формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления учащихся, гуманистической направленности обучения;

-  теоретическое и практическое обучение учащихся основам исследовательской деятельности в лабораторных условиях;

развивающие:     -   личностное развитие школьников;

-   развитие познавательных интересов учащихся в области географии, экологии и мотивация к исследованию экологических проблем города;

воспитательные:   -  совершенствование нравственных основ культуры учащихся;

-   воспитание бережного отношения к природе родного края.

Методы: проблемное изложение; исследовательский; словесно-иллюстративный;

экспериментально-поисковый.

Форма работы: беседа, фронтальный опрос, дискуссия, работа в группах.

Оборудование: биологическая мини лаборатория для школьников «Точка роста», компьютер, проектор.

Практическая работа: «Оценка качества образцов питьевой воды, взятых из разных источников».

Определяем алгоритм действия: Проблема – гипотеза – исследование – решение

Проблема: Изменяется ли качество природных вод со временем в пластиковой бутылке?

Гипотеза: Пластик изменяет качество воды.

Параметры исследования: кислотность, электропроводность

Исследование: Групповая работа по инструктивным карточкам. Каждая группа выполняет свое задание и делает соответствующий вывод, полученные  результаты озвучиваем и заполняем сводную таблицу.

Выводы: Сравниваем полученные результаты с предыдущими и делаем вывод.

Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими обучающимися:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.

2) Лабораторный опыт по химии «Измерение тепловых эффектов растворения неорганических веществ», учитель химии и биологии Авдеева Т.Д.

Единственный путь, ведущий к познанию,

 это деятельность.

 Б.Шоу

В своей деятельности использую реактивы, приборы, цифровую лабораторию, которая обеспечивает автоматический сбор и обработку данных прямо во время опыта.

 Учебный эксперимент по химии, проводимый на традиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не может позволить в полной мере решить все задачи в современной школе. Причины следующие: 1) традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования

2)химические эксперименты по   длительности не согласуются с длительностью учебного занятия.

Цифровая лаборатория решает вышеперечисленные проблемы и позволяет учащимся знакомиться с параметрами химического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. Цифровая лаборатория позволяет вести длительный эксперимент в отсутствии экспериментатора с очень высокой чистотой их измерений.

Цифровая лаборатория существенно экономит время на уроке, дети заинтересованы экспериментом.

Сегодня мы представим вашему вниманию лабораторный опыт «Измерение тепловых эффектов растворения неорганических веществ»

Цель работы.  Исследование тепловых эффектов при растворении различных веществ в воде.

Реагенты и оборудование: хлорид аммония твердый, серная кислота 30 %,, 3 колбы демонстрационные с дистиллированной водой по 25мл , мерный цилиндр, стеклянная палочка, мульти датчик Химия. датчик температуры, регистратор данных.

Осуществить монтаж установки. Подключить температурный зонд к мульти датчику Химия. Запустить приложение.

Параметры измерений для работы. Частота –каждую секунду. Число замеров-200 замеров.

Выполнение эксперимента:

  1. В первый стакан поместили хлорида аммония 5 г , во вторую –кислоту 5мл.
  2.   В чистые колбы отмеряем по 25 мл дистиллированной воды

помещаем в нее датчик температуры, фиксируют температуру

 воды в колбе.

  1. Затем в колбы с веществами с помощью мерного цилиндра приливаем воду и растворяем вещества при перемешивании с помощью стеклянной палочки.
  2.  После растворения, измеряем температуру полученных растворов, анализируем графики.

Обработка и анализ результатов эксперимента.

  1. Откройте по очереди файлы.

Рассмотрите и проанализируйте графики. Определите минимальное максимальное значение температур для каждого случая.

  1. На основании измерений сделайте вывод о процессе растворения.

Процесс растворения сопровождается изменением температуры?

Вопросы

  1. Является ли растворение химическим процессом?
  2. Какие признаки на это указывают?
  3. Реакция растворения хлорида аммония по тепловому эффекту, к какой относится?
  4. Про реакцию с серной кислотой, что можете сказать?

 Мы с обучающимися в течение двух лет осваиваем данную лабораторию. Хочется отметить, что данное оборудование довольно просто и удобно в обращении. Используя датчики, проводим эксперименты.  По результатам эксперимента на мониторе компьютера выстраиваются графики, что наглядно демонстрирует результаты опытов.

Правда полностью освоить цифровую лабораторию нам еще не удалось, т.к. есть проблема с нехваткой реактивов, ну и цифровая лаборатория в нашей школе укомплектована минимально. Для выполнения опытов требуются другие датчики и оборудование, которое уже должно образовательное учреждение приобретать самостоятельно. А это дорогостоящее оборудование.

 Использование оборудования «Точка роста» при выполнении опытов позволяет создать условия для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области.

3) Опыт по физике 8 класс «Условия существования электрического тока»

Некратова Е.Ф., учитель физики.

 Цель проведения:

Демонстрация физического опыта по обнаружению и объяснению одного из условий существования электрического тока.

Задачи:

1 Развивать активную, творческую, познавательную деятельность учащихся.

2 Создать ситуацию успеха для каждого участника группы при выполнении лабораторного эксперимента.

3 Научить преобразовывать учебную задачу в познавательную.

Гипотеза исследования: предполагаю, что использование проблемных ситуаций при проведении физического эксперимента и простое их объяснение способствует повышению уровня познавательного интереса у учащихся.

Оборудование:

Цифровая лаборатория «Архимед», датчик электропроводности, соединительные провода, низковольтная лампа накаливания, ключ, источник тока, стакан с водой, соль.

Актуальность:

При проведении данного опыта происходит формирование логических (мыслительных) операций, направленных на выявление условий существования электрического тока. Опыт показывает, С

сложные закономерности изучаемых явлений практически можно объяснить просто и понятно.

 План проведения эксперимента:

-  наблюдение явления;

-  выявление характерных особенностей явления;

-  установление связей данного явления с другими;

-  введение новых понятий для описания явления;

-  установление закономерностей, относящихся к рассматриваемому явлению.

Ход работы:

1 Собрать цепь по схеме:

2 Замкнуть ключ и объяснить наблюдаемое явление.

3 Выяснить все ли условия существования электрического тока.

(Почему не загорелась лампа?)

4 Определить какими приборами можно определить наличие тока в цепи.

(лампа, амперметр, датчик электропроводности)

5 Сделать вывод

Вывод: благодаря использованию лабораторного оборудования и датчиков центра «Точка роста», можно объяснить зависимость между физическими величинами просто и наглядно.

Нам важно, чтобы все дети с использованием новых технологий могли получить доступное и качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по физике в 10--11 классах "Точка Роста" «Роль физики в развитии медицины» .

Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и подготовки людей к здоровому образу жизни....

Центр образования естественнонаучной направленности "Точка роста"

Центр образования естественнонаучной направленности "Точка роста"...

Масте-класс по теме «Вовлечение немотивированных детей во внеурочную деятельность через образовательный центр естественно-технологического направления «Точка роста».

Использование лабороторного оборудования центра образования "Точка роста" во внеурочной деятельности по географии....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практикум по физике с использованием оборудования "Точка роста"» для 10, 11 класса среднего общего образования...

«Образовательная и внеурочная деятельность Центра естественно-научной и технологической направленности «Точка роста»

В 2021 году школа вошла в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование».В рамках данного проекта в том же 2021 году в школе был создан и  откр...