Выступления и доклады на мероприятиях различного уровня
статья по физике

Чагдурова Эльвира Цыденовна

В докладе освещены формы и методы работы на уроках физики, которые повышают качество обучения и помогают работать в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения физике

Проблема активности личности в обучении одна из актуальных в образовательной практике. Современный ФГОС по физике требует от учителя формирования таких ключевых компетенций, которые активизируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся и их творческий потенциал. К данным компетенциям относятся следующие:

  • учебно-познавательные компетенции: планирование, анализ, самооценка своей деятельности, самостоятельный поиск учебного материла;
  • информационные компетенции: самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  • коммуникативные компетенции: умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать необходимыми способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

В основе образовательной деятельности МАОУ «СОШ № 37» лежит концепция создания оптимальных условий для получения качественного образования всеми обучающимися и воспитание творческого человека, умеющего быстро адаптироваться к новым условиям жизни. В соответствии с этой концепцией в учебном процессе  используется личностно-ориентированное обучение, так как именно ориентация на особенности личности ученика и его потребности создает оптимальные условия для развития ребенка.https://www.irgups.ru/sites/default/files/styles/img_gallery/public/uuizht/image/kab_xfs2nnw.jpg?itok=RK5f3ARi

Активизация самостоятельной познавательной деятельности является следствием целенаправленно подобранных педагогических технологий, правильно организованной педагогической среды. Как этого достичь? Правильно организованная педагогическая среда, в первую очередь, - это учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при решении образовательных и воспитательных задач.

 Урок, конечно же, остается основным элементом образовательного процесса.

Для развития у учащихся интереса на уроке необходима правильная организация работы класса, упорядоченность работы (отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени урока, «плотность» занятия и т.д.), наличие хорошо оборудованного учебного кабинета, создание у учащихся положительного отношения к учению. Названные условия являются одними из приоритетных в развитии самостоятельной познавательной активности учащихся. По мнению исследователей И.Я. Лернера, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой и др., познавательная активность находит свое выражение в сформированности познавательных мотивов, способов сознательного усвоения знаний; целенаправленности и настойчивости в поиске решения учебных проблем. Развитие этого качества личности обеспечивает возможность самостоятельно и ответственно действовать, анализировать конкретную ситуацию и находить оптимальный выход из нее.

Физика - это сложный учебный предмет, не всем ученикам он легко дается. Поэтому личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого лежит уникальная личность человека, дает ученику возможность для максимальной реализации своих (именно своих) возможностей, помогает каждому ребенку эффективно накопить свой собственный опыт. Данный подход способствует повышению уровня знаний учащихся и интереса к изучаемому предмету - физике.

Традиционные технологии обучения предполагают задания, формы работы по ним и образец их правильного выполнения, которые уже определены самим учителем, а личностно-ориентированные технологии предлагают разноуровневые, дифференцированные задания и формы работы на выбор, что позволяет ученикам делать самостоятельный поиск путей их решения. Это различные тесты, задания для самостоятельных, лабораторных работ, карточки для контрольных работ и т.д. При таком подходе учитываются особенности отдельных ребят, также и целой группы. При составлении заданий необходимо учитывать не только степень сложности заданий, но и глубину ответа или вывода, обязательность выполнения для отдельных ребят или групп. Здесь также нужно сказать и о дифференциации по степени оказания помощи со стороны учителя и по степени самостоятельности при выполнении этих заданий отдельными учащимися или группами. При этом выполняется еще одна очень важная задача – довести слабых учащихся до уровня средних, а средних дотянуть до «хорошистов». https://esstu.ru/uportal/publicImages/18/mceclip13.jpg

Так удается адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика.

В нашей педагогической практике отдается предпочтение «блочной» системе преподавания (особенно в старшем звене), в которой применяются элементы развивающего обучения, проводится анализ и оценка работы каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей. Процесс обучения физике строится  в форме поисков решения учебных проблем, творческих заданий, игр, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. В условиях блочно – модульного обучения расширяется спектр рефлексивного обучения, активизирующего индивидуальную, групповую и коллективную форму учебной деятельности. Материал подается блоками, со значительным опережением, при этом ориентация учащихся направлена на осмысление и анализ информации, а не запоминание. C:\Users\user\AppData\Local\Temp\Rar$DIa4608.18336\20180122_130630.jpg

На уроках физики используется следующая схема подачи материала: лекция, рабочие уроки, семинар, контрольная работа, зачет. На лекционных занятиях излагается содержание материала в целом, проводятся необходимые опыты, вместе с учениками составляется конспектный план изучения тем. У учащихся вырабатывается общий взгляд на проблему, они усваивают взаимосвязь понятий и логическую структуру материала.

На рабочих уроках детально рассматриваются каждое положение, каждый тезис изучаемого материала. Идет неоднократное повторение темы с углублением. Задачи предлагаются по принципу «от простого к сложному». Для класса определяются обязательные циклы задач по уровню сложности, и их решение оценивается соответствующими баллами.

Семинар углубляет и систематизирует знания. Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания; заслушиваются доклады, рефераты. Выносятся вопросы, идентичные вопросам, которые будут на зачете.

Контрольная работа проводится по вариантам, содержание задач подбирается по уровню сложности.

На зачете проверяется усвоение учебного материала; умение сворачивать полученную информацию и представление ее в виде логической схемы.

Сегодня невозможно представить работу учителя без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), т.к. в настоящее время нужно готовить учеников к жизни в условиях новых технологий и информатизации. Умение найти информацию, переработать ее для использования в определенных целях – это одно из наиважнейших умений современного человека.

Использование ИКТ на уроках живо активизирует познавательный интерес и самостоятельность учащихся, вызывает у современных учащихся большой интерес к изучаемому материалу, повышает во много раз наглядность обучения.

Организация работы со способными учениками, самообразование всех детей, независимо от их способностей, индивидуализация и дифференциация обучения, оперативная и объективная оценка знаний учащихся, экономия времени – все эти проблемы решаются с помощью ИКТ. Кроме того, ИКТ для современных учеников - их самая наилучшая среда, поэтому вызывают у них, что немаловажно, только положительные эмоции.                                                  

Внимание, симпатия, уважение к ученику к его желаниям и стремлениям – вот самая лучшая основа для развития ученика. Независимо от результатов обучения (если они сами этого желают) дети вовлекаются в различную творческую деятельность: конкурсы, проекты, интеллектуальные игры, олимпиады и т.д. Занятие научно-исследовательской работой – важный аспект развития способностей одаренных детей. Эти ученики реализуют свои возможности в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной деятельности разного уровня.

Так, наши ученики являются постоянными участниками, победителями, призерами:

- Всероссийских предметных олимпиад школьного, городского, регионального уровней по физике и информатике;https://esstu.ru/uportal/publicImages/18/mceclip1.jpg

- городской олимпиады «МИФ»;

- городского турнира юных физиков;

- дистанционных олимпиад «Международная олимпиада по основам наук»,

- Всероссийской предметной олимпиады по физике.

Одной из важнейших задач учителя также является формирование у учащихся ответственности за свое здоровье, потому что только здоровый человек может достичь поставленных целей. Для реализации этой задачи на  уроках используются такие методы и приемы здоровьесбережения, как смена видов деятельности: разноуровневые учебные задания, оптимальная длительность применения технических средств, динамические дидактические материалы, свободное обсуждение материала или дискуссии. 

Разумное и целесообразное использование совокупности всех рассмотренных нами методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает массу положительных переживаний и эмоций, способствует лучшему усвоению знаний и формированию компетенций.

 https://www.irgups.ru/sites/default/files/styles/img_gallery/public/uuizht/image/jfbkyulqpve.jpg?itok=F-zmqz_3                          https://www.irgups.ru/sites/default/files/styles/img_gallery/public/uuizht/image/iwybplsnwbg.jpg?itok=1QDz6Sbh

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Э.Ц. Чагдурова, учитель физики

МАОУ «СОШ № 37»

670018, Россия, г. Улан-Удэ, Аэропорт, 3 +7(3012)227944

e-mail: chagdurova@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Аннотация

Статья посвящена описанию опыта работы по использованию современных технологий преподавания физики в средней школе. Образовательные и воспитательные задачи обучения физике решаются с учетом возрастных особенностей учащихся. Автор отдает особое предпочтение «блочной» системе преподавания с использованием элементов развивающего обучения, с проведением анализа и оценки работы каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей.

В статье доказывается эффективность использования современных образовательных технологий в учебном процессе. Современные образовательные технологии способствуют повышению эффективности обучения и обогащает методическую и содержательную базу учебного процесса.

Проблема: поиск различных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения физике.

Ключевые слова: технологии, учебный процесс, опыт, компетенции, интерес.

E.T. Chagdurova, teacher of Physics

School №37

670000, Russia, Ulan-Ude, Airport, 3,

3 +7(3012)227944

e-mail: chagdurova@mail.ru

ORGANISATION OF TEACHING AND LEARNING ACTIVITIES AT THE LESSONS OF PHYSICS

The article is devoted to the description of peculiarities of teaching Physics at secondary school. Problems of upbringing and education are solved in accordance with the age categories of the pupils. The author takes into consideration the ‘block system’ of teaching with elements of developing teaching, analysis and assessment of each pupil’s work, as well as pupils’ individual skills.

Efficiency of using modern education technologies in teaching process is proved, as it lets to enlarge the methodology of teaching Physics. It is stated in the article that there is a problem of finding new forms of teaching, which would stimulate the conscious responsibility of pupils in learning Physics.

Key words: technologies, academic activities, experience, competence, interest.

Задача повышения качества обучения неразрывно связана с проблемой активизации познавательной деятельности и познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей, потребности и умения самостоятельно пополнять свои знания. Современный ФГОС по физике требует от учителя формирования таких ключевых компетенций, которые активизируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся и их творческий потенциал. Это следующие компетенции:

  1. учебно-познавательные компетенции: планирование, анализ, самооценка своей деятельности, самостоятельный поиск учебного материла;
  2. информационные компетенции: самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
  3. коммуникативные компетенции: умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать необходимыми способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

В основе образовательной деятельности МАОУ «СОШ № 37» лежит концепция создания оптимальных условий для получения качественного образования всеми обучающимися и воспитание творческого человека, умеющего быстро адаптироваться к новым условиям жизни. В соответствии с этой концепцией в учебном процессе мною используется личностно-ориентированное обучение, так как именно ориентация на особенности личности ученика и его потребности создает оптимальные условия для развития ребенка.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности является следствием целенаправленно подобранных педагогических технологий, правильно организованной педагогической среды. Как этого достичь? Правильно организованная педагогическая среда, в первую очередь, - это учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при решении образовательных и воспитательных задач.

 Урок, конечно же, остается основным элементом образовательного процесса. Для развития у учащихся интереса на уроке необходима правильная организация работы класса, упорядоченность работы (отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени урока, «плотность» занятия и т.д.), наличие хорошо оборудованного учебного кабинета, создание у учащихся положительного отношения к учению. Названные условия являются одними из приоритетных в развитии самостоятельной познавательной активности учащихся. По мнению исследователей И.Я. Лернера, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой и др., познавательная активность находит свое выражение в сформированности познавательных мотивов, способов сознательного усвоения знаний; целенаправленности и настойчивости в поиске решения учебных проблем. Развитие этого качества личности обеспечивает самостоятельно и ответственно действовать, анализировать конкретную ситуацию и находить оптимальный выход из нее.

Физика - это сложный учебный предмет, не всем ученикам он легко доступен. Поэтому личностно-ориентированный подход, в центре внимания которого лежит уникальная личность человека, дает ученику возможность для максимальной реализации своих (именно своих) возможностей, помогает каждому ребенку эффективно накопить свой собственный опыт. Данный подход способствует повышению уровня знаний учащихся и интереса к изучаемому предмету - физике.

Традиционные технологии обучения предполагают задания, формы работы по ним и образец их правильного выполнения, которые уже определены самим учителем, а личностно-ориентированные технологии предлагают разноуровневые, дифференцированные задания и формы работы на выбор, что позволяет ученикам делать самостоятельный поиск путей их решения. Это различные тесты, задания для самостоятельных, лабораторных работ, карточки для контрольных работ и т.д. При таком подходе учитываются особенности отдельных ребят, также и целой группы. При составлении заданий необходимо учитывать не только степень сложности заданий, но и глубину ответа или вывода, обязательность выполнения для отдельных ребят или групп. Здесь также нужно сказать и о дифференциации по степени оказания помощи со стороны учителя и по степени самостоятельности при выполнении этих заданий отдельными учащимися или группами. При этом выполняется еще одна очень важная задача – довести слабых учащихся до уровня средних, а средних дотянуть до «хорошистов». Так мною учебный процесс адаптируется к познавательным возможностям каждого ученика.

В своей педагогической практике отдаю предпочтение «блочной» системе преподавания (особенно в старшем звене), используя элементы развивающего обучения, проводя анализ и оценку работы каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей. Процесс обучения стараюсь строить в форме поисков решения учебных проблем, творческих заданий, игр, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. В условиях блочно – модульного обучения расширяется спектр рефлексивного обучения, активизирующего индивидуальную, групповую и коллективную форму учебной деятельности. Материал подается блоками, со значительным опережением, при этом ориентация учащихся направлена на осмысление и анализ информации, а не запоминание.

Используется следующая схема подачи материала: лекция, рабочие уроки, семинар, контрольная работа, зачет. На лекционных занятиях излагается содержание материала в целом, проводятся необходимые опыты, вместе с учениками составляется конспектный план изучения тем. У учащихся вырабатывается общий взгляд на проблему, они усваивают взаимосвязь понятий и логическую структуру материала.

На рабочих уроках детально рассматриваются каждое положение, каждый тезис изучаемого материала. Идет неоднократное повторение темы с углублением. Задачи предлагаются по принципу «от простого к сложному». Для класса определяются обязательные циклы задач по уровню сложности, и их решение оценивается соответствующими баллами.

Семинар углубляет и систематизирует знания. Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, закрепляющие полученные знания; заслушиваются доклады, рефераты. Выносятся вопросы, идентичные вопросам, которые будут на зачете.

Контрольная работа проводится по вариантам, содержание задач подбирается по уровню сложности.

На зачете проверяется усвоение учебного материала; умение сворачивать полученную информацию и представление ее в виде логической схемы.

Сегодня невозможно представить работу учителя без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), т.к. в настоящее время нужно готовить учеников к жизни в условиях новых технологий и информатизации. Умение найти информацию, переработать ее для использования в определенных целях – это одно из наиважнейших умений современного человека.

Использование ИКТ на уроках живо активизирует познавательный интерес и самостоятельность учащихся, вызывает у современных учащихся большой интерес к изучаемому материалу, повышает во много раз наглядность обучения. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Организация работы со способными учениками, самообразование всех детей, независимо от их способностей, индивидуализация и дифференциация обучения, оперативная и объективная оценка знаний учащихся, экономия времени – все эти проблемы решаются с помощью ИКТ. Кроме того, ИКТ для современных учеников - их самая наилучшая среда, поэтому вызывают у них, что немаловажно, только положительные эмоции.

Внимание, симпатия, уважение к ученику к его желаниям и стремлениям – вот самая лучшая основа для развития ученика. Независимо от результатов обучения (если они сами этого желают) мои дети вовлекаются в различную творческую деятельность: конкурсы, проекты, интеллектуальные игры, олимпиады и т.д. Занятие научно-исследовательской работой – важный аспект развития способностей одаренных детей. Эти ученики реализуют свои возможности в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной деятельности разного уровня.

Так, мои ученики являются постоянными участниками, победителями, призерами:

- Всероссийских предметных олимпиад школьного, городского, регионального уровней по физике и информатике;

- городской олимпиады «МИФ»;

- городского турнира юных физиков;

- дистанционных олимпиад «Международная олимпиада по основам наук»,

- Всероссийской предметной олимпиады по физике.

Одной из важнейших задач учителя считаю формирование у учащихся ответственности за свое здоровье, потому что только здоровый человек может достичь поставленных целей. Для реализации этой задачи на своих уроках говорю с детьми об общих принципах, современных системах и методах охраны и укрепления здоровья. Говоря с учениками о важности укрепления и охраны здоровья нельзя допускать, чтобы урок превращался в демонстрацию халатного, легкомысленного отношения человека к своему здоровью. Поэтому на своих уроках использую такие методы и приемы здоровьесбережения, как смена видов деятельности, разноуровневые учебные задания, оптимальная длительность применения технических средств, динамические дидактические материалы, свободное обсуждение материала или дискуссии.  

Библиография

  1. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. 
  1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1991.  
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.

Bibliography

1. Skorobogatov, G. G., Problematic, project, modular, and modular construction technology in the work of the teacher. M.: Moscow Institute of open education, 2002.

2. Tretyakov P. I., I. B. Senkowski Technology of modular training in the school. — M.: New school, 1997.

3. Bespalko V. P. composed pedagogical technology. - M.: Education, 1991.

4. Selevko G. K. Modern educational technologies: study guide. – Moscow: National education, 2004



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Чагдурова Эльвира Цыденовна

 учитель физики, e-mail: chagdurova@mail.ru

Борхонов Вячеслав Асалханович

учитель физики, e-mail: borkhonovv@mail.ru 

МАОУ «СОШ № 37»

670018, Россия, г. Улан-Удэ, Аэропорт, 3 +7(3012)227944

Аннотация

Статья посвящена описанию опыта работы по использованию демонстрационного эксперимента в преподавании физики в средней школе. В статье доказывается важность использования лабораторного физического практикума в учебном процессе.

Проблема: вовлечение учащихся в процесс обучения, используя задания проблемного типа.

Ключевые слова: демонстрация, эксперимент, учебный процесс, опыт, компетенции, интерес. 

ORGANIZATION OF A SCHOOL PHYSICAL EXPERIMENT

 Chagdurova Elvira T,

teacher of Physics, e-mail: chagdurova@mail.ru

Borkhonov Vyacheslav A,

 teacher of Physics

School №37

670000, Russia, Ulan-Ude, Airport, 3,

3 +7(3012)227944

Annotation

The article describes the experience of using a demonstration experiment in teaching physics at high school. The article proves the importance of using laboratory physical practice in the educational process.

Problem: involving students in the learning process with the help of problem-type tasks.

Keywords: demonstration, experiment, learning process, experience, competence, interest.

Одной из профессиональных задач учителя физики, является задача использования современных научно-обоснованных приемов, методов и средств обучения физике, в том числе электронных средств обучения, информационных и компьютерных технологий. На протяжении всей педагогической деятельности работаем над проблемой поиска и широкого использования различных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения физике. В данной работе рассмотрим особенности и последовательность демонстрационного  эксперимента на уроках физики в средней школе.

Многие явления природы трудно объяснить, пользуясь словесными описаниями. Этим и объясняется, что демонстрационный эксперимент, как метод обучения, появился практически одновременно с началом преподавания курса физики, подчеркивая экспериментальный характер этой науки. Демонстрационный эксперимент используется для показа физический явлений, для показа связей между изученными явлениями и возможных путей использования явлений и закономерностей в современной технике.

Как известно, для постановки демонстрационных опытов необходимы такие приборы, которые бы обеспечивали наглядность, доступность восприятия изучаемого явления одновременно всеми учащимися класса, безопасность при проведении демонстрационного эксперимента, повторяемость опытов, экономию учебного времени. Большое значение имеет оснащенность учебного процесса. В рамках Национального приоритетного проекта “Образование” некоторые школы города Улан-Удэ, в том числе и наша школа, получили лабораторию L-микро. В состав оборудования входят демонстрационные комплекты по основным разделам физики (Механика, Тепловые явления, Электричество, Оптика), комплекты физического оборудования, привязанные к возможностям компьютера, которые выполняют функцию регистрации результатов измерений и обработку данных в режиме реального времени. Компьютер выступает как часть исследовательской установки, лабораторного практикума, нам нем можно моделировать различные физические процессы.  

Еще К.Д. Ушинский говорил: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».

При таком подходе учитываются особенности отдельных ребят, также и целой группы. При составлении заданий необходимо учитывать не только степень сложности заданий, но и глубину ответа или вывода, обязательность выполнения для отдельных ребят или групп. Здесь также нужно сказать и о дифференциации по степени оказания помощи со стороны учителя и по степени самостоятельности при выполнении этих заданий отдельными учащимися или группами. При этом выполняется еще одна очень важная задача – довести слабых учащихся до уровня средних, а средних дотянуть до «хорошистов».

Для проведения демонстрационного физического эксперимента и лабораторных работ будем использовать лабораторию L-микро.  Набор «Электричество1» предназначен для демонстрации основных закономерностей, изучаемых по теме «Постоянный электрический ток» курса физики средней общеобразовательной школы, а также для знакомства учащихся с принципами построения электрических цепей и проведением простейших измерений.

Далее представим блок уроков, необходимых для последовательного проведения демонстрационного физического эксперимента по теме «Постоянный электрический ток» в 10 классе.

Урок 1.Электрическая цепь и ее составные части

Демонстрации. Составление электрической цепи.

Цель демонстрации: продемонстрировать последовательность сборки и разборки электрической цепи, особенности обращения с основными частями электрической цепи (источником тока, выключателем, нагрузкой).

Оборудование. Выпрямитель В-24 (учебный), модульдля подключения источника тока, лампа 12В, 21 Вт, ключ.

Урок 2. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках».

Цель работы: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединённых участках цепи одинакова.

Оборудование. Источник питания, низковольтная лампа, ключ, амперметр, соединительные провода.

Урок 3.«Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Цель работы: измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединенных спиралей и сравнить его с напряжением на концах каждой спирали.

Оборудование. Источник питания, спирали-резисторы 2 шт., низковольтная лампа, ключ, вольтметр, соединительные провода.

Урок 4.Зависимость силы тока от напряжения

Демонстрации. Зависимость силы тока от напряжения

показать зависимость силы тока от величины напряжения, приложенного к участку электрической цепи, если сопротивление участка цепи не изменяется.

Оборудование. Выпрямитель ИП-24 (учебный), модуль для подключения источника тока, резистор 2 Ом, переменный резистор, ключ, цифровой амперметр, цифровой вольтметр.

Урок 5. Закон Ома для участка цепи.

Демонстрации. Зависимость силы тока от сопротивления участка цепи

Цель демонстрации: продемонстрировать зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при неизменном напряжении, приложенному к этому участку.

Оборудование. Выпрямитель ИП-24 (учебный), модуль для подключения источника тока, резисторы 1 Ом, 2 Ом, 3 Ом, ключ, цифровые амперметр и вольтметр.

Урок 6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Цель работы: убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.

Оборудование. Источник питания, спираль-резистор, реостат, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.

Урок 7. Реостаты.

Цель работы. Познакомить с одним из приемов регулирования силы тока в цепи.

Оборудование. Источник питания, реостат, ключ, амперметр, соединительные провода.

Урок 8. Параллельное соединение проводников

Демонстрации. Параллельное соединение проводников.

Цель демонстрации. Доказать, что сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме токов в каждом из параллельно соединенных проводников.

Оборудование. Выпрямитель ИП-24 (учебный), модуль для подключения источника тока, ключ, цифровой амперметр, резисторы 1 Ом, 2 Ом.

Урок 9. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Цель работы. Определение потребляемой электроприбором мощности и работы на основе измерения напряжения и силы тока.

Оборудование. Выпрямитель ИП-24 (учебный), модуль для подключения источника тока, ключ, цифровые амперметр и вольтметр, лампа 12 В, 21 Вт.

 Набор «Электричество1» обеспечивает наглядность и доступность восприятия демонстрационных опытов с любой точки класса, позволяет поддерживать высокий темп урока за счет быстрой сборки электрических цепей, быстро менять параметры эксперимента, обеспечивает хорошую повторяемость и безопасность опытов.

На примере темы «Расчет сопротивления проводников» подводим итог выполнением творческими заданиями, связанные с практическими работами по физике.

Экспериментальная работа в группах (4 группы)

Каждая группа собирает электрическую цепь по схеме, которая начерчена в тетради. Затем по очереди демонстрируют опыт, объясняют его и делают вывод, ведут записи в тетради.

Задания для групп

Вывод

1 группа

Как проверить, зависит ли сопротивление проводника от длины проводника, если у вас имеется еще один проводник с таким же сопротивлением?

Длина проводника увеличилась в 2 раза, и сопротивление увеличилось в 2 раза, т.е. сопротивление проводника прямо пропорционально его длине.

2 группа

Зависит ли сопротивление проводника от площади его поперечного сечения? Как определить это опытным путем?

Площадь поперечного сечения увеличилась в 2 раза, сопротивление уменьшилось в 2 раза, т.е. сопротивление проводника обратно пропорционально площади его поперечного сечения.

3 группа

Зависит ли сопротивление проводника от материала, из которого изготовлен проводник?

Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника.

4 группа

Зависит ли сопротивление проводника от температуры проводника?

Сопротивление металлов возрастает при нагревании R=R0(1+αt), α- температурный коэффициент сопротивления.

Использование в ряде случаев демонстрационного эксперимента на занятиях по физике для постановки проблемы способствует развитию и тренировки логического мышления, навыков самостоятельной деятельности.

№ урока

Отчет

№ урока

Отчет

Урок 1.

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123175206.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123180159.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123180958.jpg

Урок 4.

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123184625.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\2.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123184603.jpg

Урок 2.

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123182146.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123181352.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123181530.jpg

Урок 5.

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230124165936.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230124170119.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230124170225.jpg

Урок 3.

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123183455.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123182344.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230123182604.jpg

Урок 8.

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230124171335.jpg

C:\Users\user\Desktop\публикация фото\IMG20230124171438.jpg

Таким образом, в ходе проведения эксперимента формируется у учащихся целостных представлений о том или ином разделе физики. Считаем эксперимент успешным, так как эти занятия приучают учащихся к вниманию, мышлению, осмыслению происходящего, формирует критический подход. Вовлечение учащихся в процесс обучения представляет собой огромную ценность. Поэтому на уроках физики стараемся строить процесс обучения в форме поисков решения учебных проблем, творческих заданий, которые позволяют каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность.

Библиография

  1. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. 
  2. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
  3. Байбородова Л.В., БровкинИ.Б., Крайнова Т.М., 2007.

Bibliography

1. Skorobogatov, G. G., Problematic, project, modular, and modular construction technology in the work of the teacher. M.: Moscow Institute of open education, 2002.

2. Tretyakov P. I., I. B. Senkowski Technology of modular training in the school. — M.: New school, 1997.

3.  Bayborodova L.V., BrovkinI.B., Krainova T.M., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БЛАНК "РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧАСТИЯ ПЕДАГОГОВ В КОНКУРСАХ И МЕРОПРИЯТИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ"

Для эффективного отслеживания  участия педагогов дополнительного образования в конкурсах и выплат стимулирующего характера и других методических мероприятиях, мною разработан бланк "Результативно...

Отчёт о проведении и участия в мероприятиях различного уровня за 2009-2010 уч.год.

Школьные конкурсы и выставки, городские и международный конкурсы....

Отчёт о проведении и участия в мероприятиях различного уровня за 2010-2011 уч.год.

Участие учеников в конкурсах и выставках различного уровня (городские, областные, всероссийские, международные)....

Отчёт о проведении и участия в мероприятиях различного уровня за 2011-2012 уч.год.

Участие учеников в конкурсах и выставках различного уровня (городские, областные, всероссийские) в 2011 – 2012 учебном году....

Отчёт о проведении и участия в мероприятиях различного уровня за 2012-2013 уч.год.

Участие учеников в конкурсах и выставках различного уровня (городские, областные, всероссийские) в 2012 – 2013 учебном году....

Отчёт о проведении и участия в мероприятиях различного уровня за 2013-2014 уч.год.

Участие учеников в конкурсах и выставках различного уровня (городские, областные, всероссийские) в 2013 – 2014 учебном году....