Механическая работа
методическая разработка по физике (7 класс)

Евлоева Молотхан Харуновна

Цель  урока: ввести новую физическую характеристику – механическая работа; формировать умения применять ранее известные и вновь введенные формулы для решения практических и расчетных задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  •  знать определение и единицы измерения  механической работы,
  • вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
  •  знать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;
  • продолжить совершенствовать навыки решения задач с учетом теоретических знаний;
  • формировать умения объяснять происходящие действия с точки зрения совершения механической работы и применять полученные знания на примерах обыденной жизни;

Развивающие:

  • развивать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;
  • развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;
  • воспитывать уважение к себе, формировать уверенность в своих силах при фиксации  достижения целей, поставленных на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_uroku_fiziki.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

урока

Урок «открытия» нового знания.

Тема урока

Механическая работа.

Цель урока: ввести новую физическую характеристику – механическая работа; формировать умения применять ранее известные и вновь введенные формулы для решения практических и расчетных задач.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знать определение и единицы измерения механической работы,
  • вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой);
  • знать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю;
  • продолжить совершенствовать навыки решения задач с учетом теоретических знаний;
  • формировать умения объяснять происходящие действия с точки зрения совершения механической работы и применять полученные знания на примерах обыденной жизни;

Развивающие:

  • развивать умение планировать свою деятельность при выполнении заданий;
  • развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе;
  • воспитывать уважение к себе, формировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.

Планируемые результаты обучения учащихся:

Предметные:

  • знает определение, единицы измерения, формулу для расчета механической работы;
  • умеет применять теоретические знания по физике на практике, решает физические задачи на применение полученных знаний.

Метапредметные:

  • овладение навыками приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

  • целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - составление плана и последовательности действий;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения от эталона;
  • волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, преодоление препятствия.
    Познавательные:
  • самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук со звуковыми колонками, мультимедийная презентация урока, документ-камера, тележка, набор грузов, динамометр, раздаточный материал. –

Раздаточный материал: набор карточек для работы в группах, карточки с текстом задач.

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.

Мотивационный.

Проверить готовность обучающихся к уроку; мотивировать на учебную деятельность, погружение в работу.

Здравствуйте! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя новые знания о природе и окружающем мире. А сколько еще интересного и не исследованного вокруг!

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

2.

Постановка учебных задач. Подготовить обучающихся к самостоятельному формулированию темы, цели и задач урока; создать проблемную ситуацию.

-А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры? Ребята! Вопрос был один. А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о работе с точки зрения физики? Значит, нам это нужно узнать! Следовательно тема урока… (Слайд 2)

– Да, но не в широком её понятии, а с точки зрения науки физики. Запишите тему урока «Механическая работа» и откройте учебники п. 55.

-Сегодня мы будем говорить о новой физической величине. Что мы должны знать о ней?

Фиксируют проблему: уже имеющиеся знания о работе не достаточны для истолкования физического смысла этого понятия. Формулирование темы урока осуществляется через приведение примеров деятельности человека и механизмов.

Предлагают ранее изученный алгоритм:

- определение;

- обозначение;

- единицы измерения;

- от чего зависит;

- формула для расчета;

Слушают учителя.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Приводят примеры различного полезного труда.

Строят понятные для обучающихся класса высказывания.

Принимают и сохраняют учебную цель: изучить физическую величину «Механическая работа».

3.

Содержательный (усвоение новых знаний). Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися форм записи алгоритма

- В обыденной жизни словом «работа» мы называем всякий полезный труд врача ученого, рабочего и.т.д. (Слайд 3)

В народе существует множество пословиц и поговорок о труде.

- Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (заслушиваются ответы детей).

- В словаре В.Даля работа трактуется как - «труд, занятие, дело, упражненье, деланье, т.е всякое полезное действие человека или устройства».

Понятие работы в физике несколько иное. В физике прежде всего изучают механическую работу.

Термин «механическая работа» был введен в физику в 1826 г французским математиком, механиком и инженером Жаном Понселе. (Слайд 4)

Давайте обратимся к учебнику и рассмотрим примеры механической работы. Поезд движется под действием силы тяги электровоза, при этом совершается механическая работа. При выстреле из ружья сила давления пороховых газов совершает работы – перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается. Значит, механическая работа совершается, только когда на тело действует сила, и тело перемещается под действием этой силы.

Давайте выясним, как зависит работа от пройденного пути и от приложенной силы. Для этого проведем опыт.

Опыт1. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.

Опыт 2. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы.

- Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S.

Формула работы А = F S.

В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м.

Единица измерения работы в системе СИ: 1 Н×м = 1 Дж.

Она названа в честь английского физика Джоуля. Джеймс Прескотт Джоуль- английский физик (19 век) изучал природу тепла, и обнаружил её связь с механической работой. Это привело к теории сохранения энергии.

1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н. на пути в 1 м.

Производные единицы:

1 кДж= 1000Дж;

1 МДж = 1000 000Дж;

1 мДж =0,001 Дж;

Приводит пример работы в 1Дж

Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы,
что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1 см.

(Слайд 5)

-При каких условиях механическая работа не совершается?

-Ребята, оказывается совершенная механическая работа может быть не только положительной, но и отрицательной.

Если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы (силы трения скольжения), то данная сила совершает отрицательную работу. (Слайд 6)

• А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.

• А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы.

• А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.

Вспоминают и называют пословицы о поговорки о труде, работе.

Всякая работа мастера хвалит.

По работе и работника знать.

При готовой работе и работника знать.

Сообщение учащегося о Ж. Понселе: Жан Виктор Понселе г. - г.

Математик, механик и инженер Жан Виктор Понселе родился в 1788 г в бедной семье во Франции. Отличная учеба в начальной школе позволила ему получить стипендию в лицее. Далее он успешно выдержал экзамены в Политехническую школу, после её окончания поступил в Военно-инженерную школу. В1812 г. Ж. Понселе принял участие в войне Наполеона с Россией в качестве лейтенанта инженерных войск. При отступлении Наполеона из Москвы в бою он был взят в плен и почти два года, находился в плену в г. Саратове.

После возвращения во Францию стал интересоваться прикладной механикой.

Делают вывод: Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.

Делают вывод: Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа.

Делают записи в тетрадях.

Формулируют ответ: если тело не движется или движется по инерции.

Отвечают на вопросы учителя.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексируют свои действий.

Участвуют в обсуждении материала.

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

4.

Практический (проверка усвоения нового учебного материала). Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;

выявить пробелы и произвести своевременную коррекцию знаний

1. Решение задач на доске с комментированием.

Ребята, давайте попробуем применить полученные знания на практике.

Задача 1.Мешок с картошкой перетащили на 2 м, при этом совершили работу в 1кДж Какую силу для этого пришлось приложить?

2.Выразите в джоулях работу:

0,25 кДж=

2,2 кДж=

0,15 МДж=

1,2 МДж=

#1056;ешите задачу упр.28 (3)

4. Работа в группах.

-Ребята, определите какая работа совершена в каждом случае.

(Каждая группа получает конверт с заданиями. Распределяют задания между членами группы)

Решают предложенные учителем задачи. Выполняют проверку алгоритма решения задач.

Распределяют работу в группе.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

5.

Контрольно-оценочный (контроль и самоконтроль знаний). Оценить первичное усвоение новых знаний.

-А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы.

(Индивидуальная работа со взаимопроверкой по методике «Верно-неверно»).

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий. Взаимопроверка выполненных работ.

Осуществляют пошаговый контроль по результату

6.

Рефлексия. Оценить работу каждого обучающегося с обязательным указанием положительных моментов; выставить отметки за работу на уроке.

Самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.

-Достигли ли мы цели, какую поставили в начале урока?

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке итога урока по методике «Закончи предложение…»

Выставляет полученные обучающимися оценки.

- В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Спасибо за работу на уроке. Запишите домашнее задание.

Выявляют затруднения при закреплении нового материала.

Анализируют, контролируют и оценивают результат работы за урок.

Самостоятельно отвечают на вопросы.

Воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания материала.

Осуществляют пошаговый контроль по результату.

7.

Информация о домашнем задании.

Комментарии домашнего задания. (Слайд 7)

§ 55, упр.28(1-3)

Дифференцированно.

Задание 17(2).

Самостоятельная работа по закреплению изученной темы.

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс Механическая работа Сам. работа

В работе проверяется знание и умение вычислять механическую работу, кинетическую и потенциальную энергию тела....

Механическая работа. Единицы работы.

План-конспект урока физики в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы". Есть презентация к плану....

Презентация к уроку по теме : Механическая работа. Единицы работы.

Первый урок при изучении темы «Работа и мощность. Энергия». Тип урока : открытие нового знания.Цель урока: открытие, систематизация и расширение знаний обучающихся ....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Открытый урок по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Задачи урока:Знать: определения механической работы, обозначения физических величин; выяснить, когда совершается положительная работа, отрицательная и равная нулю; формулы: для нахождения работы...