ККОС для профессии 13.01.10
рабочая программа по физике

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины Физика для профессии СПО: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kkos_fizika.docx259.18 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Комплект

контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

ООД.06 Физика

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

для профессии СПО

13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

2023


Одобрена и рекомендована

Предметной цикловой комиссией

Естественнонаучного профиля

Протокол № 10 от15.06.2023 г.

Председатель предметной цикловой

комиссии

_________________ Э.Ш. Кутлуахметова

Согласовано:

Зам. директора по УР

________________Е.С. Засова

Разработчик:

Кутлуахметова Элина Шафкатовна, преподаватель ГБПОУ «Магнитогорский строительно-монтажный техникум»


Содержание

1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств…………………..........................

1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств.............................

1.2. Система контроля и оценки освоения программы УД……………………………….

1.2.1. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины ………………........................................................

2. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы ……..

3. Задания для оценки освоения умений и усвоения знаний………………………………


1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины (далее УД) основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) для профессии СПО: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»

Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценивать:

1. Формирование элементов профессиональных компетенций (ПК) и элементов общих компетенций (ОК):

Таблица 1.

Код и наименование формируемых компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; 

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; 

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; 

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем 

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; 

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; 

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; 

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; 

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; 

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- сформированность представлений о роли и месте физики и астрономии в современной научной картине мира, о системообразующей роли физики в развитии естественных наук, техники и современных технологий, о вкладе российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание физической сущности наблюдаемых явлений микромира, макромира и мегамира; понимание роли астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

- владеть основополагающими физическими понятиями и величинами, характеризующими физические процессы (связанными с механическим движением, взаимодействием тел, механическими колебаниями и волнами; атомно-молекулярным строением вещества, тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями, электрическим током, электромагнитными колебаниями и волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями, строением атома и атомного ядра, радиоактивностью); владеть основополагающими астрономическими понятиями, позволяющими характеризовать процессы, происходящие на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде; движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;

- владеть закономерностями, законами и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярно-кинетическую теорию строения вещества, газовые законы, первый закон термодинамики; закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон сохранения энергии, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного распада); уверенное использование законов и закономерностей при анализе физических явлений и процессов;

- сформировать умения решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью, используя физические законы и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать физическую модель, выделять физические величины и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины; решать качественные задачи, выстраивая логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой на изученные законы, закономерности и физические явления

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; 

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; 

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

-сформировать умения учитывать границы применения изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета, идеальный газ; модели строения газов, жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд, ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра при решении физических задач;

- сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников, уметь использовать цифровые технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации; развить умения критического анализа получаемой информации

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

В области духовно-нравственного воспитания:

-- сформированность нравственного сознания, этического поведения;

- способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;

- осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

- ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;

Овладение универсальными регулятивными действиями:

а) самоорганизация:

- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;

- давать оценку новым ситуациям;

способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;

б) самоконтроль:

использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;

в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;

- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;

- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты

- владеть основными методами научного познания, используемыми в физике: проводить прямые и косвенные измерения физических величин, выбирая оптимальный способ измерения и используя известные методы оценки погрешностей измерений, проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений, объяснять полученные результаты, используя физические теории, законы и понятия, и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда при проведении исследований в рамках учебного эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с использованием цифровых измерительных устройств и лабораторного оборудования; сформированность представлений о методах получения научных астрономических знаний

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- овладеть умениями работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы, рационально распределять деятельность в нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из участников группы в решение рассматриваемой проблемы

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

В области эстетического воспитания:

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;

- способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;

- убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;

- готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

а) общение:

- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств

- сформировать умения распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе изученных законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней кинетической энергии теплового движения молекул с абсолютной температурой, повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами состояния газа в изопроцессах; электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны, прямолинейное распространение света, отражение, преломление, интерференция, дифракция и поляризация света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое давление, возникновение линейчатого спектра атома водорода, естественная и искусственная радиоактивность

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; 

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; 

- расширение опыта деятельности экологической направленности; 

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

ПК 1.1. Выполнять сборку, монтаж и установку основных узлов электрических аппаратов, электрических машин, электрооборудования трансформаторных подстанций и цехового электрооборудования

- выбирать инструменты и приспособления, соответствующие производимым работам на цеховом электрооборудовании

- выполнять сборку соединений цехового электрооборудования с натягом, запрессовкой и тепловой сборкой

- знать назначение, конструктивное исполнение, технические характеристики и область применения электрических аппаратов

- назначение и устройство силовых трансформаторов, типы, конструкцию и классификацию электродвигателей мощностью до 10 кВт

- грузоподъемные механизмы и приспособления, используемые при ремонте цехового электрооборудования

ПК 1.2. Выполнять монтаж электрических сетей

- проверять величину сопротивления изоляции сетей цехового рабочего и аварийного освещения, дежурного освещения

- производить разметку мест установки цеховых осветительных электроустановок и трасс электропроводки в соответствии с рабочей документацией

- читать электрические схемы и чертежи кабельных линий

- знать устройство осветительных электроустановок

- знать устройство системы заземления и зануления

-знать свойства обрабатываемого материала; требования безопасности выполнения электромонтажных работ

ПК 1.3. Принимать в эксплуатацию электрические аппараты, электрические машины, электрооборудование трансформаторных подстанций и цеховое электрооборудование

- измерять емкость, индуктивность и частоту устройств электроснабжения, электрооборудования и электрической части технологического оборудования

- измерять ток, напряжение, мощность и коэффициент мощности цеховых устройств электроснабжения, электрооборудования и электрической части технологического оборудования

- определять степень увлажненности изоляции устройств электроснабжения, электрооборудования и электрической части технологического оборудования

- знать виды, конструкция, назначение, возможности и правила использования инструментов и приспособлений для производства работ по регулировке и сдаче устройств электроснабжения, электрооборудования и электрической части технологического оборудования

ПК 2.1. Выполнять плановые осмотры и испытания устройств электроснабжения и электрооборудования, в том числе электрических машин и аппаратов, электрооборудования трансформаторных подстанций и цехового электрооборудования

- уметь читать электрические схемы и чертежи

- выбирать инструменты для производства работ по техническому обслуживанию устройств электроснабжения, электрооборудования и технологического оборудования

- знать общие сведения о распределительных устройствах силовых электроустановок

- знать общую классификацию измерительных приборов; схемы включения приборов в электрическую цепь

ПК 2.2. Осуществлять контроль состояния электрооборудования и устройств электроснабжения с помощью измерительных приборов в процессе технического обслуживания

- измерять ток, напряжение, мощность, коэффициент мощности, определять чередование фаз на электрооборудовании, устройствах электроснабжения и технологическом оборудовании

- проверять электрооборудование на соответствие чертежам, электрическим схемам, техническим условиям

ПК.3.2. Выполнять работы по ремонту и замене устройств электроснабжения и электрооборудования

- уметь производить межремонтное техническое обслуживание электрооборудования

- знать виды и причины износа электрооборудования

2. Освоение умений и усвоение знаний

Таблица 2.

Освоенные умения, усвоенные знания

Показатели оценки результата

№№ заданий

для проверки

1

2

3

Знания:

З1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная и др.

демонстрация уверенных знаний смысла понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная и др.

К.р.№1(з.1)

К.р.№2(з.1)

К.р.№3 (з.1)

К.р.№4(з.1)

П.з.№1-27

Л.р.№1-6

коллоквиум

З2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд и др.

демонстрация уверенных знаний смысла физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд и др.

К.р.№1 (з.1,2,3,4, 6,8,10)

К.р.№2 (з. 1-6)

К.р.№3(з. 1-6)

К.р.№4(з.2,3)

П.з.№1-27

Л.р.№1-6

коллоквиум

З3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, молекулярной физики и термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта

демонстрация точных знаний формулировок физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта и др. при решении задач.

К.р.№1( з.4-10)

К.р.№2(з.1-6)

К.р.№3(з. 1-6)

К.р.№4(з. 2)

П.з.№1-27

Л.р.№1-6

коллоквиум

З4 вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

демонстрация достаточного уровня знаний значения вклада российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

семинар №1 – 3

Умения:

У1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект

физически грамотно описывать и объяснять        физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.

К.р. №1(з.4,6)

К.р.№2(з.1)

К.р.№3 (з.5)

К.р.№4(з.1,8,10)

У2. отличать гипотезы от научных теорий

твердо отличать гипотезы от научных теорий

коллоквиум

У3 делать выводы на основе экспериментальных данных;

точно делать выводы, полученные на основе экспериментальных данных

К.р.№4(з.6)

Л.р.№1-6

У4. приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления

грамотно оформлять отчеты по лабораторным работам, уверенно приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов.

Л.р.№1-6

семинар №1 – 3

У5. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, молекулярной физики и термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и теле- коммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.

уверенно приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и теле- коммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.

К.р.№3(з.1,4,6)

семинар №1 -3

коллоквиум

У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

сознательно воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

семинар №1 – 3

У7 применять полученные знания для решения физических задач.

осознанно и точно применять полученные знания для решения физических задач.

К.р.№1( з.4-10)

К.р.№2(з.1-6)

К.р.№3(з.1-6)

К.р.№4(з.3,7,8,10,11)

П.з.№1-27

коллоквиум

У8. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

грамотно и точно определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

К.р.№1( з.1-3)

К.р.№2(з.5,6,8,9)

К.р.№3(з.4)

К.р.№4 (з.4)

П.з.№1-27

коллоквиум

У9. измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

физически грамотно и точно измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей

Л.р.№1-6

У10.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды

смело использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

К.р.№2(з.11-13)

К.р.№3(з.10)

К.р.№4(з.10)

семинар №1 - 3

коллоквиум

1.2 Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

1.2.1. Организация текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины

Текущий контроль знаний и промежуточная аттестация являются основным механизмом оценки качества подготовки обучающихся по дисциплине «Физика» в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Текущий контроль по УД проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину.

В начале изучения дисциплины проводится входной контроль с целью проверки уровня предварительных знаний обучающихся на начальном этапе освоения дисциплины.

Данные текущего контроля необходимы для эффективной учебной работы обучающихся, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания дисциплины.

Формами текущего контроля знаний по дисциплине Физика являются: практическое занятие, лабораторная работа, коллоквиум, семинарское занятие, контрольная работа.

Практические и лабораторные занятия проводятся на уроках, отведенными рабочей программой дисциплины.

Семинарские занятия проводятся по завершению изучения раздела. Цель проведения – проверка внеаудиторной самостоятельной работы.

Коллоквиум проводится по завершению изучения раздела курса. Цель проведения –. проверка уровня знаний и навыков, полученных на учебных занятиях, а также в результате самостоятельного изучения материала. Проводится в письменной форме.

По дисциплине Физика предусмотрены виды контрольных работ: рубежная контрольная работа и тематическая проверочная контрольная работа. Рубежная контрольная работа проводится по завершению изучения раздела курса. Тематическая проверочная контрольная работа проводится по завершению изучения отдельной темы раздела. Представляют собой комплект заданий 1,2,3 уровня.

Промежуточная аттестация является обязательной. Она проводится в установленные учебным планом сроки по окончании освоения программы дисциплины «Физика». Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся за 1 учебный год.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в сроки, предусмотренные рабочим учебным планом.

Формой промежуточной аттестации по дисциплине является:

экзамен по УД.

2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
  2. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровень. — М., 2018.

Дополнительные источники:

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб.пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.
  2. Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2019.
  3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2018.
  4. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: Сборник задач. — М., 2018.
  5. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно - научного профилей: Решения задач. — М., 2018.
  6. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2019.

Интернет- ресурсы

  1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
  2. www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
  3. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
  4. www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
  5. www.ru/book (Электронная библиотечная система).
  6. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
  7. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  8. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
  9. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
  10. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
  11. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).

3. Задания для оценки умений и усвоения знаний

3.1 Текущий контроль

Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по дисциплине. Данный вид контроля должен стимулировать стремление к систематической самостоятельной работе по изучению программы курса, овладению профессиональными и общими компетенциями, позволяет отслеживать положительные/отрицательные результаты и планировать предупреждающие/ корректирующие мероприятия.

3.2 Формы текущего контроля

Формами текущего контроля знаний по дисциплине Физика являются:

  • практическое занятие;
  • лабораторная работа;
  • коллоквиум;
  • семинарское занятие;
  • контрольная работа.

По дисциплине Физика предусмотрены виды контрольных работ:

  • рубежная контрольная работа,
  • тематическая проверочная контрольная работа.

Входной контроль

Вариант 1

Каждое задание (1- 5)оценивается в 1 балл.

Выберите единственно верный вариант ответа:

1)Указать, в каких из приведенных ниже случаях изучаемое тело можно принять за материальную точку:

А) вычисляют давление трактора на грунт;

Б) определяют высоту поднятия ракеты;

В) рассчитывают работу, совершенную при поднятии ракеты.

2) Какая единица является основной единицей массы в Международной системе исчисления?

А) миллиграмм; Б) грамм; В) килограмм; Г) тонна.

3) Тело массой m движется со скоростью υ. Какова кинетическая энергия тела?

4) Какую скорость переменного движения показывает спидометр автомобиля?

А) среднюю;

Б) мгновенную;

В) максимальную;

Г) среди ответов, а, б, в нет правильного

5) Какая из приведенных ниже формул выражает закон всемирного тяготения?

Каждое задание (6- 10)оценивается в 2 балла.

6) Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в системе СИ:

А) работа                 1) килограмм

Б) вес                         2) Ньютон

В) сила                 3) Джоуль

Решите задачи:

7) Под действием силы 10 Н тело движется с ускорением 5 м/с2. Какова масса тела?

8) Какова кинетическая энергия автомобиля массой 1т, движущегося со скоростью 36км/ч?

9) Закончите предложение:

 Физическая величина, численно равная изменению координаты тела за единицу времени, называется…

10) Выделите из перечисленных понятий единицы измерения, физические величины, приборы, явления. Ответ представьте в виде таблицы.

метр, длина, путь, линейка, м/с, килограмм, весы, инерция, спидометр, скорость, время, взаимодействие; плотность, мензурка, объем, кг/м3 , масса, весы, килограмм, , м/с2, кН, вес.

Единицы измерения

Физические величины

Приборы, устройства

Явления, процессы


Вариант 2

Каждое задание ( 1- 5)оценивается в 1 балл.

Выберите единственно верный вариант ответа:

1) Можно ли принять Землю за материальную точку при расчете:

А) расстояния от Земли до Солнца;

Б) пути, пройденного Землей по орбите вокруг Солнца;

В) длины экватора.

2) Какая единица является основной единицей длины в Международной системе исчисления?

А) миллиметр; Б) сантиметр; В) метр; Г) километр.

3) Пружина жесткостью k под действием силы F, растянута на х метров. Какова потенциальная энергия пружины?

4) Какую скорость переменного движения показывает спидометр автомобиля?

А) среднюю;

Б) мгновенную;

В) максимальную;

Г) среди ответов, а, б, в нет правильного

5) Какая из приведенных ниже формул соответствует определению ускорения?

Каждое задание (6- 10 )оценивается в 2 балла.

6) Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения этих величин в системе СИ:

А) работа 1) килограмм

Б) вес 2) Ньютон

В) сила 3) Джоуль

Решите задачи:

7) Под действием силы 10 Н тело движется с ускорением 5 м/с2. Какова масса тела?

8) Какова кинетическая энергия автомобиля массой 1т, движущегося со скоростью 36км/ч?

9) Закончите предложение:

Движение, при котором тело движется по прямой линии в данной системе отсчёта, называется …

10) Выделите из перечисленных понятий единицы измерения, физические величины, приборы, явления. Ответ представьте в виде таблицы.

плотность, сила, динамометр, диффузия, Ньютон, масса, тяготение, килограмм, кН, вес, сила тяжести; давление, Паскаль, площадь, тонна, мензурка, Н, диффузия, м2, Ньютон, сила, килопаскаль.

Единицы измерения

Физические величины

Приборы, устройства

Явления, процессы

Критерии оценки:

Задания

Баллы

Примечание

1-5

5

Каждый правильный ответ 1 балл

6-10

10

Каждый правильный ответ 2 балла

Максимальный балл за работу – 15 баллов

Шкала перевода баллов в отметки

Отметка

Число баллов, необходимое для получения отметки

« 5» (отлично)

14– 15

« 4» (хорошо)

11 – 13

« 3» (удовлетворительно)

 8– 10

« 2 « (неудовлетворительно)

менее 8


3.2.1 Контрольные работы

Контрольная работа №1

Раздел «Механика», тема «Кинематика»

Формируемые знания и умения

З2. смысл физических величин: скорость, ускорение.

З3. смысл физических законов классической механики.

У7.применять полученные знания для решения физических задач.

У8.определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

I вариант.

Часть 1. Выберите единственно верный вариант ответа:

1. На рисунке 1 представлен график зависимости ускорения тела от времени t. Какой из графиков зависимости скорости от времени t, приведенных на рисунке 2, может соответствовать этому графику?

2. По графику зависимости модуля скорости велосипедиста от времени t (рис. 3) определите модуль его ускорения  в течение первых трех секунд движения.

А. З м/с2        Б. 4 м/с        В. 4 м/с2        Г.б м/с2        Д. 12 м/с2.

3. По графику зависимости скорости от времени (рис. 3) определите среднюю скорость велосипедиста за время = 6 с.

А. 2 м/с         Б 4 м/с        В. 6 м/с         Г. 7 м/с        Д. 8 м/с.

4. Теннисный мяч, брошенный горизонтально с высоты 4,9 м, упал на землю на расстоянии 30 м от точки бросания. Какова начальная скорость мяча и время его полета?

А. 30 м/с, 1с          Б. 26 м/с, 1,5 с        В. 20 м/с, 2 с        Г. 15 м/с, 25         Д. 10м/с, 3с.

5. Тело свободно падает с высоты 24,8 м. Какой путь оно проходит за 0,5 с до падения на землю?

А. 12,4м         Б. 10,2м         В.9,8м         Г.9м         Д.8,2м.

Часть 2.

Дополните:

6. Скорость первого автомобиля относительно второго 30 км/ч, а относительно Земли 120 км/ч. Скорость второго автомобиля относительно Земли ____________ км/ч. (Автомобили движутся в одном направлении.)

Решите задачи:

7. Стрела выпущена из лука вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Рассчитайте максимальную высоту подъема стрелы.

8. Мотоциклист совершает поворот по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение и угловая скорость мотоциклиста?

9. Каретка спускается по наклонной плоскости, длиной 15 см в течение 0,26 с. Определите ускорение каретки, если движение начинается из состояния покоя.

10. Охотник стреляет в птицу, летящую на расстоянии 36 м от него со скоростью 15 м/с в направлении перпендикулярном линии прицеливания. Какой путь пролетит птица от момента выстрела до попадания в нее дроби, если скорость дроби при вылете из ружья 400 м/с?

II вариант.

Часть 1. Выберите единственно верный вариант ответа:

1. Наездник проходит первую половину дистанции со скоростью 30 км/ч, а вторую — со скоростью 20 км/ч. Какова средняя скорость наездника на дистанции?

А. 22 км/ч        Б. 24 км/ч        В. 25 км/ч        Г. 26 км/ч        Д 28 км/ч

2. На рисунке 1 представлен график зависимости скорости тела от времени t. Какой из графиков движения на рисунке 2 может соответствовать этой зависимости?.

3. Какой из графиков зависимости ускорения тела  от времени t (рис. 3) соответствует зависимости скорости от времени (рис. 1)?

4. Какой путь проходит свободно падающая (без начальной скорости) капля за третью секунду от момента отрыва?

А. 24,5м         Б. 27,4м        В. 30,2м        Г. 32,6 м        Д. 33,1м.

5. Упругий шар падает вертикально на наклонную плоскость со скоростью. 5 м/с. На каком расстоянии шар второй раз ударится об эту плоскость? Угол наклона плоскости к горизонту равен 30°.

А. 6,1м        Б. 5,9м        В. 5,5м        Г. 5,3м        Д. 5,1м.

Часть 2.

Решите задачи:

6. Поезд длиной 350 м двигается равномерно со скоростью 15 м/с. Он проходит мост за 2 мин. Определите длину моста.

7. Аварийное торможение автомобиля заняло 4 с и происходило с постоянным ускорением 4 м/с2. Найдите тормозной путь.

8. Скорость пули при вылете из ствола пистолета равна 250 м/с. Длина ствола 0,1 м. Определите примерно ускорение пули внутри ствола, если считать ее движение равноускоренным.

9. К.Э. Циолковский в книге «Вне Земли», описывая полет ракеты, отмечал, что через 8 с после старта ракета находилась на расстоянии 3,2 км от поверхности Земли. С каким ускорением двигалась ракета?

10. В течение 20 с ракета поднимается с постоянным ускорением 8 м/с2 после чего двигатели ракеты выключаются. Через какое время после этого ракета упадет на Землю?

Критерии оценки:

Задания

Баллы

Примечание

Часть 1 (задания 1-5)

5

Каждый правильный ответ 1 балл

Часть 2 (задания 6-10)

10

Каждый правильный ответ 2 балла

Максимальный балл за работу – 15 баллов

Шкала перевода баллов в отметки

Отметка

Число баллов, необходимое для получения отметки

« 5» (отлично)

14– 15

« 4» (хорошо)

11 – 13

« 3» (удовлетворительно)

 8– 10

« 2 « (неудовлетворительно)

менее 8


Контрольная работа № 2

Раздел: «Основы молекулярной физики и термодинамики».

З2. смысл физических величин: абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты.

З3. смысл физических законов молекулярной физики.

У1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел.

У5. приводить примеры практического использования физических знаний: законов молекулярной физики.

У7.применять полученные знания для решения физических задач.

Вариант 1.

  1. Для выполнения сварочных работ используют кислородные баллоны емкостью 90л, который содержит 5,5 кг кислорода. При какой температуре возникает опасность взрыва, если баллон выдерживает до 6 .106 Па? Молярная масса кислорода М= 32.10-3 кг/моль.
  2. Давление газа в электрических лампах при накаливании равно 0,45Па. Рассчитайте концентрацию молекул газа при указанном давлении и температуре 27°С.
  3. Рассчитайте среднюю кинетическую энергию молекул газа при давлении 8.105 Па и концентрации 3. 1024.
  4. Чему равна средняя квадратичная скорость молекул углекислого газа при температуре 300К?
  5. Чему равна температура по шкале Кельвина, если по шкале Цельсия она равна 00?

6*. Почему температура выхлопных газов на выходе из глушителя низкая, несмотря на то, что она в цилиндре двигателя достигает 1800º С? Ответ представьте в виде письменного рассуждения.

Вариант 2.

  1. Для выполнения сварочных работ используют кислородные баллоны емкостью 100 л, который содержит 5,76 кг кислорода. При какой температуре возникает опасность взрыва, если баллон выдерживает до 5*106Па? Молярная масса кислорода М= 32.10-3 кг/моль.
  2. Рассчитайте среднюю кинетическую энергию молекул газа при давлении .105 Па и концентрации 3.1024.
  3. Средняя квадратичная скорость молекул азота 600 м/с. Если его давление 0,28 МПа, то концентрация молекул равна… .
  4. Рассчитайте концентрации молекул газа при давлении 105 Па, имеющих среднюю кинетическую энергию молекул 800Дж.
  5. Сколько градусов Цельсия содержится в 600К?

6*. Почему при сгорании (окислении) горючей смеси давление в цилиндре двигателя сильно увеличивается? Ответ представьте в виде письменного рассуждения.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится за правильно выполненные 5 заданий, из которых обязательно должна быть решена задача 6*;

Оценка «4» ставится за правильно выполненные 4 задания;

Оценка «3» ставится за правильно выполненные 3 задания;

Оценка «2» ставится, если выполнено 2 или меньше заданий.


Контрольная работа №3

Раздел: «Колебания и волны»

З1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие.

З2. смысл физических величин: период, частота, амплитуда, скорость звука.

У7. применять полученные знания для решения физических задач.

У8. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

Вариант 1.

1*. По графику, представленному на рисунке, определите амплитуду, период и частоту колебаний. Запишите уравнение колебаний.

2. Определите, как изменится период колебаний математического маятника при увеличении длины нити в 4 раза.

3. Кинематическое уравнение колебательного движения имеет вид: х=0,6Cos50πt. Каковы амплитуда, период и частота колебаний?

4. Тело совершает свободные колебания вдоль прямой ОХ, максимальное смещение тела относительно положения равновесия 10 см, за одно колебание тело проходит путь 40 см. Какова амплитуда колебаний?

5. Пружинный маятник за 4 с совершил 16 полных колебаний. Определите период и частоту колебаний этого маятника.

Вариант 2.

1*. По графику, представленному на рисунке, определите амплитуду, период и частоту колебаний. Запишите уравнение колебаний.

2. Определите, как изменится частота колебаний математического маятника при уменьшении длины нити в 9 раз.

3. Кинематическое уравнение колебательного движения имеет вид: х=10Cos50πt. Каковы амплитуда, период и частота колебаний?

4. Тело совершает свободные колебания вдоль прямой ОХ, максимальное смещение тела относительно положения равновесия 5 см, за одно колебание тело проходит путь 20 см. Какова амплитуда колебаний?

5. Грузик, колеблющийся на пружине, за 8 с совершил 32 колебания. Найдите период и частоту колебаний.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится за правильно выполненные 4 задания,

из которых обязательно решена задача 1*;

Оценка «4» ставится за правильно выполненные 3 задания;

Оценка «3» ставится за правильно выполненные 2 задания;

Оценка «2» ставится , если выполнено 1 или меньше заданий.


Контрольная работа №4

Раздел: «Строение Вселенной»

З1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие.

З2. смысл астрономических понятий, позволяющих характеризовать процессы.

З3. знать основополагающие астрономические понятия, теории и законы для анализа и объяснения физических процессов, происходящих на звездах, в звездных системах, в межгалактической среде, движения небесных тел, эволюции звезд и Вселенной.

У3. делать выводы на основе экспериментальных данных.

У7. применять полученные знания для решения физических задач.

У8. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле.

1 вариант

1. Планетой земной группы является:

    1) Венера;    2) Сатурн;   3) Юпитер;   4) Плутон.

2.   Самая большая планета Солнечной системы — это

    1) Нептун;    2) Сатурн;    3) Юпитер;    4) Марс.

3.   Самая большая планета в земной группе:

    1)Меркурий;   2) Венера;   3)Земля;  4) Марс.

 4.  Температура на поверхности Венеры составляет:

    1) - 20°С;    2) + 500;   3) +400°С;     4) - 140 °С.

5.   В честь римской богини любви и красоты была названа планета:

     1) Сатурн;    2) Венера;   3) Уран;      4) Марс.

6.   В честь римского царя всех богов была названа планета:

    1) Сатурн;    2) Юпитер;   3) Уран;      4) Нептун.

7.   В 1781 г. В. Гершелем была открыта планета:

    1) Юпитер;   2) Сатурн;    3) Уран;      4) Плутон.

8.   Рекордное число спутников имеет планета:

     1) Юпитер;   2) Уран;      3) Нептун;    4) Сатурн. 

9. Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны.

1.   Масса Юпитера превышает массу всех других планет Солнечной системы, вместе взятых.

2.   Самая большая планета Солнечной системы — Сатурн.

3.   Все планеты-гиганты имеют кольца.

4.   Вокруг своей оси Земля вращается за 365 дней .

5.   Все планеты-гиганты имеют твердую поверхность.

6.   Меркурий — самая маленькая планета Солнечной системы.

7.   Температура на поверхности Сатурна приближается к -170 "С.

8.   Расположение Урана на небосклоне сначала было вычислено на бумаге, а потом планета была открыта с помощью телескопа.

10. «ЛИЧНОСТЬ». Сопоставьте и найдите пары:

А) Константин Эдуардович Циолковский

Б) Сергей Павлович Королев

В) Юрий Алексеевич Гагарин

Г) Алексей Архипович Леонов

Д) Валентина Владимировна Терешкова

  1. Конструктор ракетно-космической техники
  2. Первый космонавт в истории человечества
  3. Первая женщина-космонавт
  4. Первый космонавт, вышедший в открытый космос
  5. Ученый, доказавший, что осваивать космос можно с помощью ракеты

  1. Какие события связаны с этими датами?

а) 12 апреля 1961 г.

б) 21 июля 1969 г.

в) 16—19 июня 1963 г.

12. Дайте определение терминам

а) звезда

б) астероид

в) комета

2 вариант

 1. Самой близкой от Солнца планетой Солнечной системы является:

    1) Плутон;    2) Меркурий;     3) Земля;    4) Юпитер.

2.   Большое Красное пятно находится:

    1)  на Сатурне     2)  на Нептуне;     3) на Юпитере;    4) на Уране.

3.   У какой планеты Солнечной системы атмосфера состоит из азота, кислорода, углекислого газа:

    1)  Меркурий      2) Венера;   3) Земля;    4) Марс.

4.  Планетами-«близнецами» являются:

   1)  Уран и Плутон    2)  Нептун и Плутон;     3) Сатурн и Уран;    4) Уран и Нептун.

5.   В честь древнеримского бога моря была названа планета:

    1)  Нептун       2)  Уран;         3) Сатурн;        4) Юпитер.

6.   Планетой-гигантом является:

    1)  Венера        2)  Марс;       3) Юпитер        4) Земля.

7.   В честь греческого божества, владыки подземного мира, была названа планета:

    1)  Сатурн        2)  Плутон;       3) Уран;          4) Нептун.

8.   Спутником Земли является:

    1)  Тритон       2)  Ио;          3) Луна          4) Миранда. 

9. Прочитайте утверждения и решите, какие из них верны.

1.   Нептун — самая маленькая планета Солнечной системы.

2.   Плутон — самая удаленная от Солнца планета Солнечной системы.

3.   Большое Красное пятно находится на Юпитере.

4.   Самая большая планета Солнечной системы — Уран.

5.   Только Сатурн имеет кольца.

6.   Температура   на   поверхности   Меркурия составляет + 130 °С.

7.   Плутон — это единственная планета, «окрестности» которой еще не посетили земные космические аппараты.

8.   Уран и Нептун часто называют планетами-«братьями».

 10. «ЛИЧНОСТЬ». Сопоставьте и найдите пары:

А) Константин Эдуардович Циолковский

Б) Сергей Павлович Королев

В) Юрий Алексеевич Гагарин

Г) Алексей Архипович Леонов

Д) Валентина Владимировна Терешкова

  1. Конструктор ракетно-космической техники
  2. Первый космонавт в истории человечества
  3. Первая женщина-космонавт
  4. Первый космонавт, вышедший в открытый космос
  5. Ученый, доказавший, что осваивать космос можно с помощью ракеты

  1.  Какие события связаны с этими датами?

а) 19 августа 1960 г.

б) 12 апреля 1961 г.

в) 18 марта 1965 г.

  1.  Дайте определение терминам

  1. Звезда
  2. Созвездие
  3. Метеорит

Критерии оценки:

Задания

Баллы

Примечание

1-8

8

Каждый правильный ответ 1 балл

9-12

12

Каждый правильный ответ 3 балла

Максимальный балл за работу – 20 баллов

Шкала перевода баллов в отметки

Отметка

Число баллов, необходимое для получения отметки

« 5» (отлично)

19– 20

« 4» (хорошо)

14 – 18

« 3» (удовлетворительно)

 9– 13

« 2 « (неудовлетворительно)

менее 9


3.2.2 Семинар

Формируемые знания и умения

З4.вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

У2. отличать гипотезы от научных теорий.

У4. приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления

У5. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, молекулярной физики и термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и теле- коммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.

У6 воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

У10.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды

Вопросы семинара №1

Тема: Кинематика

1. Исаак Ньютон-создатель классической физики.

2. Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

3. Физические законы и величины, названные в честь ученых.

4. Значение открытий Галилея.

5. Ученые современности.

6. Роль механики при выполнении такелажных работ.

7. Границы применимости законов механики в профессии.

Вопросы семинара №2

Тема: Электростатика

1. А. Ампер – основоположник электродинамики.

2. М. Фарадей - создатель учения об электромагнитном поле.

3. Н. Тесла: жизнь и необычные открытия.

4. История открытия и развития электродинамики.

5. Физические процессы, происходящие при замыкании на землю токоведущих частей электроустановок.

6. Применение диэлектриков в электроустановках.

7. Принцип действия и назначение заземляющих устройств.

Вопросы семинара №3

Тема: Оптика

1. Использование интерференции в науке и технике.

2. Понятие о голографии.

3. Примеры появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света.

4. Глаз человека как оптическая система.

Критерии оценки:

Оценка «отлично» ставится:

  • Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине, доказательно раскрыты основные положения вопроса, отражены основные концепции и теории по данному вопросу, описанные теоретические положения иллюстрируются практическими примерами;
  • в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений;
  • знание по предмету демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей.
  • ответ изложен в соответствии с требованиями культуры речи и с использованием соответствующей системы понятий и терминов (могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа).

Оценка «хорошо» ставится:

  • Дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи, однако студент испытывает затруднения при иллюстрации теоретических положений практическими примерами.
  • Ответ четко структурирован, логичен, изложен в соответствии с требованиями культуры речи и с использованием соответствующей системы понятий и терминов.
  • Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится:

  • Дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Студент не может проиллюстрировать теоретические положения практическими примерами.
  • Логика и последовательность изложения имеют нарушения; допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов, которые студент способен исправить после наводящих вопросов (допускается не более двух ошибок, не исправленных студентом).
  • Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи, сделать выводы.
  • Речевое оформление требует поправок, коррекции, не используются понятия и термины соответствующей научной области.

Оценка «неудовлетворительно» ставится:

  • Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками по вопросу, присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения.
  • Студент не осознает связь обсуждаемого вопроса по билету с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения.
  • Речь неграмотная, необходимая терминология не используется, студент не дает определения базовым понятиям.
  • Отсутствие ответов на вопросы, дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ошибочных ответов студента.


3.2.3 Коллоквиумы

З1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле и др.

З2. смысл физических величин: количество теплоты, элементарный электрический заряд и др.

З3. смысл физических законов: законов электродинамики.

У5. приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики.

У7. применять полученные знания для решения физических задач.

У8. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле

У10.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Вопросы для коллоквиума

Раздел «Электродинамика»

1.Закон Ома для полной цепи.

2.Закон Кулона.

3.Закон Джоуля-Ленца.

4.Характеристики электростатического и электрического полей.

5.Магнитное поле и его свойства.

6. Сила Ампера. Сила Лоренца.

7.Электромагнитная индукция. Правило Ленца.

8. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

Коллоквиум по разделу «Электродинамика»

Вариант 1.

Часть 1. Запишите:

  1. формулировку закона Ома для полной цепи.
  2. формулировку закона Фарадея, правило Ленца.
  3. формулировку закона Кулона.
  4. формулировку закона Джоуля-Ленца.
  5.  определение напряженности электрического поля.
  6. определение эквипотенциальной поверхности.
  7. определение конденсатора; формулы для расчета электроемкости и энергии заряженного конденсатора.
  8. условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
  9. определение самоиндукции.
  10. определение напряженности электрического поля, формулу для расчета напряженности.
  11. определение электродвижущей силы источника тока и формулу для ее расчета.
  12. правило буравчика.
  13. определение индуктивности, формулу для ее расчета.
  14. определение и основные свойства магнитного поля.
  15. определение соленоида, изобразите соленоид и запишите формулу для расчета индукции магнитного поля соленоида.
  16. определение магнитной проницаемости среды и формулу для ее расчета.
  17. виды веществ по способности намагничиваться.
  18. определение силы Лоренца и формулу для ее расчета.
  19. виды носителей заряда в различных средах.
  20. определение электромагнитной индукции.

Часть 2.

  1. Перечислите и изобразите способы определения направления вектора магнитной индукции.
  2. Перечислите приборы, действие которых основано на явлении электромагнитной индукции.
  3. Опишите механизм взаимодействия двух проводников с током в магнитном поле.
  4. Опишите механизм поляризации полярного диэлектрика.

Вариант 2.

Часть 1.Запишите:

  1. формулировку закона сохранения электрического заряда.
  2. формулировку закона Ома для участка цепи.
  3. формулировку закона Ампера.
  4. формулировку закона Лоренца.
  5. определение потенциала электрического поля.
  6. определение электрического тока.
  7. определение плоского конденсатора; перечислите виды соединений конденсаторов.
  8. определение силы тока и формулу для расчета силы тока.
  9. определение магнитного потока.
  10. виды соединений проводников в электрическую цепь.
  11. формулы для расчета работы и мощности электрического тока.
  12. правило левой руки.
  13. определение индукции магнитного поля и формулу для ее расчета.
  14. определение удельного сопротивления проводника и формулу для его расчета.
  15. определение тороида, изобразите тороид и запишите формулу для расчета индукции магнитного поля тороида.
  16. виды веществ по способности проводить электрический ток.
  17. определение электростатического поля.
  18. определение полярных и неполярных диэлектриков.
  19. определение электризации тел.
  20. определение силовых линий магнитного поля.

Часть 2.

  1. Перечислите и изобразите условное обозначение элементов электрической цепи на схеме.
  2. Перечислите области применения конденсаторов.
  3. Опишите опыты Фарадея, объясняющие механизм явления электромагнитной индукции.
  4. Опишите механизм поляризации неполярного диэлектрика.

Критерии оценки:

Задания

Баллы

Примечание

1-20 (часть 1)

20

Каждый правильный ответ 1 балл

1,2,3,4 (часть 2)

20

Каждый правильный ответ 5 баллов

Максимальный балл за работу – 40 баллов

Шкала перевода баллов в отметки

Отметка

Число баллов, необходимое для получения отметки

« 5» (отлично)

35– 40

« 4» (хорошо)

26 – 34

« 3» (удовлетворительно)

13 – 25

« 2 « (неудовлетворительно)

менее 12


3.2.4 Практические занятия

Практическое занятие № 1: Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение»

Практическое занятие № 2: Решение задач по теме «Равнопеременное прямолинейное движение»

Практическое занятие № 3: Решение задач по теме «Закон Гука»

Практическое занятие № 4: Решение задач по теме «Динамика»

Практическое занятие № 5: Решение задач по теме «Работа силы»

Практическое занятие № 6: Решение задач по теме «Механика»

Практическое занятие № 7: Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ»

Практическое занятие № 8: Решение задач по теме «Газовые законы»

Практическое занятие № 9: Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»

Практическое занятие № 10: Решение задач по теме «Первое начало термодинамики»

Практическое занятие № 11: Решение задач по теме «Основы термодинамики»

Практическое занятие № 12: Решение задач по теме «Влажность воздуха»

Практическое занятие № 13: Решение задач по разделу: «Основы молекулярной физики и термодинамики».

Практическое занятие № 14: Решение задач по разделу: «Закон сохранения заряда».

Практическое занятие № 15: Решение задач по теме: «Закон Кулона».

Практическое занятие № 16: Решение задач по теме «Характеристики электрического поля»

Практическое занятие № 17: Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи».

Практическое занятие № 18: Решение задач по теме: «Законы постоянного тока».

Практическое занятие № 19: Решение задач по теме: «Электрический ток в средах».

Практическое занятие № 20: Решение задач по теме «Сила Ампера»

Практическое занятие № 21: Решение задач по теме «Сила Лоренца»

Практическое занятие № 22: Решение задач по теме: «Магнитное поле».

Практическое занятие № 23: «Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции»

Практическое занятие № 24: «Решение задач по теме «Электродинамика»

Практическое занятие № 25: Решение задач по теме «Уравнение плоской бегущей волны»

Практическое занятие № 26: «Решение задач по теме «Закон Ома для электрической цепи переменного тока»

Практическое занятие № 27: «Законы отражения и преломления света»

3.2.5 Лабораторные работы

Лабораторная работа №1: «Измерение силы трения (скольжения)»

Лабораторная работа №2: «Определение влажности воздуха»

 Лабораторная работа №3: «Исследование последовательного и параллельного соединения проводников»

Лабораторная работа №4: «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника»

Лабораторная работа №5: «Определение мощности электрического тока, потребляемого лампочкой»

Лабораторная работа №6: «Моделирование радиоактивного распада»


3.3 Промежуточная аттестация

Примерный перечень экзаменационных вопросов

1.Механическое движение. Относительность механического движения. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.

2. Ускорение, скорость и перемещение при равноускоренном прямолинейном движении.

3. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

4.Масса и её измерение. Сила. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

5.Закон всемирного тяготения, сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

6. Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механических процессах.

7.Механическая работа и мощность.

8. Импульс тела. Закон сохранения импульса.

9. Свободные и вынужденные механические колебания. Резонанс.

10.Звуковые волны: характеристики и применение.

11.Основные положения молекулярно – кинетической теории и их опытное обоснование, масса и размер молекул. Броуновское движение.

12. Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории.

13.Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в термодинамике.

14.Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

15.Принцип действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей.

16.Агрегатное состояние вещества. Расчет количества теплоты при парообразовании и конденсации.

17. Явления на поверхности жидкости. Свойства жидкостей. Капиллярные явления.

18.Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность.

19. Кристаллические и аморфные тела. Виды деформации.

20. Тепловые свойства твердых тел. Тепловое расширение, теплопроводимость и их учет в строительстве.

21. Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Механическое напряжение.

22.Электризация тел. Электрический заряд, закон сохранения электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона.

23.Электроемкость, конденсаторы. Электроёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.

24. Передача электрической энергии на расстояние. Трансформатор.

25. Сила тока. Напряжение. Сопротивление проводника. Закон Ома для участка цепи.

26. Работа и мощность постоянного тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

27.Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

28.Электрический ток в электролитах, законы электролиза. Применение электролиза в технике.

29.Электрический ток в вакууме. Термоэлектронная эмиссия. Электровакуумные приборы.

30. Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитное поле.

31.Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды. Виды газовых разрядов.

32.Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы и их применение.

33.Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Лоренца. Действие магнитного поля на заряженную частицу.

34.Вещество в магнитном поле. Магнитная проницаемость.

35.Электромагнитная индукция. Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.

36.Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Частота и период колебаний контура.

37. Электромагнитные волны и их свойства. Принцип радиосвязи. Развитие средств связи.

38.Закон отражения и преломления света. Полное отражение.

39. Дисперсия света. Спектроскоп.

40. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома.

41. Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами.

42.Фотоэффект и его законы. Уравнение Эйнштейна. Применение фотоэффекта в технике.

43. Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома.

44.Цепная ядерная реакция. Условия ее осуществления.

45.Термоядерная реакция. Перспективы и проблемы ядерной энергетики.

46.Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений. Биологическое действие ионизирующих излучений.

47.Методы регистрации ионизирующих частиц.

48.Шкала электромагнитных излучений. Зависимость свойств электромагнитных излучений от их частоты. Применение различных видов излучения.

49. Понятие дифракции света. Формулировка принципа Гюйгенса – Френеля. Дифракционные решетки и их применение.

50. Виды линз. Построение изображений в линзе. Устройство и области применения простых оптических приборов.

Примеры экзаменационных задач

  1. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Определите, какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки.
  2. Аккумуляторная батарея имеет заряд равный 12 В, сопротивление в электрической цепи – 1,5 Ом. Определите силу тока в цепи.
  3. Объясните, как включается в электрическую цепь электрооборудования амперметр и вольтметр.
  4. Какова мощность лампочки, если напряжение в электрической цепи составляет 12 В, а сила тока равна 2 А?
  5. Определите вес пачки электродов массой 800 г.

ГБПОУ

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Одобрено и рекомендовано:

Предметной цикловой комиссией

Естественнонаучного профиля

Протокол № _______ от _______ г.

Председатель предметной цикловой

комиссии

_________________ Э.Ш. Кутлуахметова

Согласовано:

Зам. директора по УР

________________Е.С. Засова

УД «Физика»

БИЛЕТ № 1

ОК 1 ,ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 7

  1. Понятие механического движения. Характеристики механического движения: определения, формулы. Относительность движения (примеры).
  2. Понятие электрической проводимости различных веществ. Особенности электропроводности для различных агрегатных состояний.
  3. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Определите, какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки.

Преподаватель ____________ Кутлуахметова Э.Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары. Презентация «Опыт создания ККОС ПМ 01 Сварщик»

Презентация   Опыт создания  ККОС   ПМ 01  Профессия:  150709.02     Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)    -  ...

ККОС по английскому языку для студентов СПО 2 курс, 4 семестр для специальности 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Комплект оценочных средств содержит  задания для текущего и тематического контроля по УД "Английский язык" за 4 семестр. Данный комплект предназначен для проверки результатов освоения У...

ККОС ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности

Комплект контрольно-оценочных средствпо учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельностиПрограммы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)по специальности СПО 23.02.07...

ККОС для профессии 23.01.06

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины Физика для профессии СПО: 23.01.06 «Машинист дорожных и строительных машин»...

ККОС для профессии 23.01.17

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины Физика для профессии СПО: 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...

ККОС для профессии 23.01.07

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины Физика для профессии СПО: 23.01.07 «Машинист крана (крановщик)»...