Рабочая программа лаборатории "Популярная механика"
элективный курс по физике
Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности.
Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту.
Во время учебных занятий ученики выполняют лабораторные работы только те, которые предусмотрены по программе. А знать физику - значит уметь применять усвоенные на уроках сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем.
Физическая лаборатория «Популярная механика» позволяет учащимся 7классов, самостоятельно ставить перед собой проблемы и их решать.
Актуальность данной лаборатории состоит в том, она открывает новые возможности для углубленного изучения физики.
Направленность программы – научно – техническая.
Занятия дают знания и умения, позволяющие реализовать практическую деятельность и выработать навыки проведения физического эксперимента. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию в ходе самостоятельной практической деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира, но и для использования в практической деятельности.
Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами явления природы и закономерности, которым они подчиняются, но и многочисленные примеры применения физических знаний в науке, производстве, быту.
Во время учебных занятий ученики выполняют лабораторные работы только те, которые предусмотрены по программе. А знать физику - значит уметь применять усвоенные на уроках сведения о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем.
Физическая лаборатория «Популярная механика» позволяет учащимся 7классов, самостоятельно ставить перед собой проблемы и их решать.
Актуальность данной лаборатории состоит в том, она открывает новые возможности для углубленного изучения физики.
Направленность программы – научно – техническая.
Занятия дают знания и умения, позволяющие реализовать практическую деятельность и выработать навыки проведения физического эксперимента. Основой программы является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию в ходе самостоятельной практической деятельности.
Цель: Формирование устойчивого интереса к физике через умение задавать исследовательский вопрос и давая ему опытные обоснования.
Задачи
- развитие интереса к миру научного эксперимента;
- выявление способностей ребенка для ориентации в направлении технического творчества;
- возбуждение потребности в получении дополнительных знаний для развития творческой личности;
- выработка навыков планирования и конструирования через создание простейших измерительных приборов;
- развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты :
К концу обучения учащиеся должны научиться
- использовать знания об измерительных приборах и единицах измерения в повседневной жизни для продуктивной работы с приборами и техническими устройствами;
- приемам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
- планировать и проводить эксперимент, обрабатывать, анализировать и представлять результаты выполненных исследований.
Степень сложности, выбор отдельных форм, темпы прохождения работы в лаборатории могут быть различными.
Программа рассчитана на 10 практических часов. Будет проведено 5 занятий по 2 академических часа.
Занятия проводятся в занимательной и научно-популярной формах. Главная особенность освоения материала - применение лабораторных заданий, поддерживаемые теоретическим материалом.
При организации образовательного процесса используются всё разнообразие методов обучения:
• словесные, наглядные, практические (по источнику знаний)
• объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности);
На занятиях используются следующие формы:
• лекции-беседы с использованием дидактических материалов и технических средств обучения;
• практические работы.
Для реализации программы подготовлены следующие методические материалы:
• подобран комплект фотографий, презентаций,
• лабораторное оборудование,
• дидактические и раздаточные материалы.
Ожидаемые результаты:
- Выбраны три основных направления из предложенных тем;
- Сформирован исследовательский вопрос и выбраны задачи его выполнения.
- Проведен исследовательский практикум:
- Выполнены три работы по темам:
Плотность вещества.
Измерительные приборы.
Измерение физических величин.
- Оформление полученных результатов.
- Выступление на школьной конференции проекта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы. | Всего часов |
1. | Введение. Методы изучения природы | 2 |
2. | Язык науки физики | 2 |
3. | Прямые и косвенные измерения | 2 |
4. | Сам себе лаборант | 3 |
5. | Заключительное занятие. | 1 |
Всего: | 10 | |
Тематическое планирование
№ занятия | Содержание | Основные виды деятельности | Формируемые УУД | Лабораторное оборудование |
Тема 1. Введение Методы изучения природы | ||||
1/1/1 1/2/2 | Как человек познает мир? Наблюдения и опыты. | Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения – гипотезы. | Смыслообразование, постановка и решение проблемы. | Тела разной массы, одинаковой формы |
Тема 2. Язык науки физики | ||||
2/1/3 | Научные термины. Физические величины и их единицы. Старые русские меры длин и весов. | Представлять результат измерения в разных единицах. Использовать старые русские меры для измерений | Знаково-символические действия. Применение методов информационного поиска. | Термометр, пружинные весы, секундомер |
2/2/4 | Международная система единиц (СИ). Инструменты для измерения длин и расстояний. | Измерять длины с помощью различных инструментов: линейки, рулетки. | Целеполагание, планирование. | Линейка, рулетка |
Тема 3.Прямые и косвенные измерения | ||||
Планирование и выполнение эксперимента. Обработка результатов измерений. Написание отчета. | Выбирать методы измерений и измерительные приборы. Записывать результаты измерений и вычислений | Планирование учебного сотрудничества. | ||||||
3/1/5 | Измерение объема тела с помощью мензурки. Измерение размеров малых тел. | Определять объем тела погружением в измерительный цилиндр. Находить способы измерения объема тела, превышающего размеры мерного цилиндра. Измерять размеры малых тел (диаметр проволоки, длину и ширину рисового зерна). | Участие в коллективном решении проблем, выдвижение гипотез и их обоснование. | Мензурка, тела разной формы и объема | ||||
3/2/6 | Измерение массы малых тел. Измерение плотности тел. | Измерять массу малых тел (канцелярской скрепки, капли воды). Вычисление плотности тел. | Скрепки, весы, пипетка, стакан | |||||
Тема 4. Сам себе лаборант | ||||||||
4/1/7 | Изготовление самодельных весов. | Использовать подручные средства для изготовления весов. | Постановка и решение проблемы, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы. | Весы, как эталон | ||||
Измерение массы тел с помощью самодельных весов. | Проверять точность изготовленного оборудования. | |||||||
4/2/8 | Изготовление самодельного мерного цилиндра. | Использовать подручные средства для изготовления весов. | Мензурка, как эталон | |||||
4/3/9 | Измерение объема тела с помощью самодельного мерного цилиндра. | Проверять точность изготовленного оборудования. | ||||||
Заключительное занятие. | ||||||||
Список использованной литературы:
- «Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения», Том Тит, Москва 2008.
- «Физические фокусы», В. И. Елькин, 2001, Москва, «Школа-Пресс»
- «Сборник задач по физике 7-9», В. И. Лукашик, Е. В. Иванова,2008, Москва «Просвещение»
- Учебник «Физика-7», Перышкин, Москва, «Школа-Пресс»
- «Сборник задач по физике 7-9», В. И. Лукашик, Е. В. Иванова,2008, Москва «Просвещение»
- Учебник «Физика-7», Перышкин
Процедура оценивания умения формулировать исследовательский вопрос и его обосновывать у учащихся 7 класса
Умение генерировать исследовательские вопросы и их обосновывать является востребованным умением в современной социокультурной ситуации, так как формирует основы культуры исследовательской и проектной деятельности.
Рабочая группа поставила цель: найти наиболее оптимальные способы оценивания умения задавать исследовательский вопрос и его обосновывать. Проработав достаточно литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что это непросто, так как нет готовых программ, критериев оценивания данного метапредметного результата.
Рабочая группа разработала Программы микролабораторий по разным областям, в которых учащиеся учились формулировать исследовательские вопросы. Лаборатории работали на развитие познавательного интереса учащихся основной школы, весь материал очень тесно связан с жизнью, с какими-то интересными и удивительными фактами, для ребят неизвестными. Сначала мы разобрались, какие вопросы считать исследовательскими, какие проблемными, какие уточняющими и т.д.
На первых 2 занятиях вопросов не было вообще. Учащиеся внимательно слушали руководителей, погружаясь в мир загадок истории, жизни птиц, мир камня, механики (что кому интересно). Впоследствии мы поняли, что ребята так и будут пассивными слушателями. Дальнейший шаг - познакомили ребят с типами вопросов по классификации Блума. Озадачили ненавязчиво, что после занятия нужно будет сформулировать исследовательский вопрос. И обосновать его.
Какой вопрос считать исследовательским? В литературе нет готовых формулировок. Мы пришли к выводу, что исследовательский вопрос рождается из проблемной ситуации. Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент умения видеть проблему;
Исследовательский вопрос проверяется в ходе проведения исследования. Как данное умение отследить? Какие критерии включить?
В ходе проекта мы прищли к выводу, что критерии должны быть одинаковы для всех лабораторий, они не должны быть избыточны. Мы попытались разработать критерии по уровням и создали оценочные листы учащихся. Отдельные учащиеся не смогли перейти с одного уровня на другой.
1 уровень – учащиеся знают типологию вопросов и умеют отличить один тип вопросов от другого; умеют задать вопрос, исходя из типологии Блума;
2 уровень – учащиеся задают вопрос, который возникает из проблемы, то есть учащийся видит проблему; формулируют возможный вариант решения проблемы, который решается в ходе небольшого исследования; проводят простейшие опыты для подтверждения результата;
3 уровень – учащиеся делают выводы по решению вопроса, умеют применить полученные знания в новой ситуации; защищают результаты в форме сообщения и презентации.
Оценку умения формулировать исследовательский вопрос и его обосновывать мы зафиксировали в таблице:
Критерии | Показатели | Баллы |
1 уровень: 1.Различение типов вопросов, выделение из типов вопросов вопроса, в котором установлены причинно-следственные связи | 1.Не различают тип вопросов | 0 |
2.Различают, но не могут привести примеры | 5 | |
3.Различают типы вопросов, приводят свои примеры | 10 | |
4.Различают из всех вопросов вопрос, в котором есть причинно-следственные связи | 20 | |
2 уровень 2.Формулирование вопроса, который вытекает из проблемы | 1.Не видят проблему | 0 |
2.Понимают и видят проблему | 20 | |
3.Формулирование возможного варианта решения проблемы | 3.Не умеют решить проблему | 0 |
4.Подбирают варианты решения проблемы через небольшое исследование | 30 | |
5.Проводят простейшие опыты для подтверждения результата | 35 | |
3 уровень 4.Применение полученных знаний в новой ситуации | 1.Нет выводов по решению проблемы | 0 |
2.Умеют применить полученные знания в новой ситуации | 40 | |
3.Представляют исследовательский вопрос в форме презентации или готового продукта исследовательского вопроса | 45 |
Для формирования и последующей оценки исследовательского вопроса мы организовали 4 микролаборатории; «Популярная механика», «На древней Вишерской земле», «Юный геолог», «По следам орнитологических экспедиций». На внеурочных занятиях формировалось умение задавать исследовательский вопрос. Апробация модуля оценивания проводилась в 6-7 классах. Работу мы проводили поэтапно:
1 этап: Диагностико-организационный и теоретический.
На данном этапе учащиеся по своим интересам выбрали лаборатории. Многие учащиеся посещали все лаборатории. Далее мы познакомили ребят с типами вопросов. Использовали типы вопросов по Блуму. Особое внимание уделили исследовательскому вопросу.
2 этап: Деятельность лабораторий. Практика показала, что учащиеся с удовольствием включились в работу, с огромным интересом выполняли небольшие исследования на лабораториях: выращивали кристаллы соли и медного купороса, подсчитывали птиц в городских условиях и условиях, приближенных к заповеднику.
3 этап: Презентация исследовательских вопросов.
Каждая из лабораторий презентовала исследовательские вопросы.
Затруднения у учащихся вызвало умение применить полученные знания в новой ситуации.
Результаты наших наблюдений мы представили в таблице:
Фамилия имя учащегося | 1 уровень | 2 уровень 3 уровень | Всего баллов | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технической механике
Рабочая программа по учебной дисциплине Техничсекая механика...

Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса»
Рабочая программа элективного курса по физике «Решение нестандартных задач по разделу «Механика» для 9 класса».Рабочая программа элективного курса «Решение нестандартных задач ...

Рабочая программа по дисциплине "Техническая механика"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживани...
Рабочая программа элективного курса "Элементы небесной механики"
Рабочая программа элективного курса "Элементы небесной механики" с КТП...

Рабочая программа элективного курса по физике в 10 классе "Механика в задачах"
Аннотация к элективному курсу по физике «Механика в задачах» в 10 классе Рабочая программа элективного курса по физике «Механика в задачах» для 10 класса составлена на осн...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 26.01.04 «Слесарь-механик судовой»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 26.01.06 «Судоводитель-помощник механика маломерного судна»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования...
