Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественнонаучной направленности «Физика вокруг нас»
учебно-методический материал по физике (7, 8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направ- ленности «Физика вокруг нас» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх – Майданскаясредняя школа»
Принята педагогическим советом 28 августа 2023 г. Протокол №1 | Утверждена директором МБОУ «Полх-Майданская средняя школа»А.М.Безруковым30 августа 2023 г. Протокол №151 |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
естественнонаучной направленности
«Физика вокруг нас»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Козина Т.И., учитель физики
с. Полховский Майдан, 2023
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
Пояснительная записка:
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направ- ленности «Физика вокруг нас» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утвер- ждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 10-15 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность программы. Дидактический смысл деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.
Возрастная группа: 7 класс
Курс рассчитан на 1 год обучения. 1 час в 7 классе.
1.2. Цель и задачи программы :
Цель:
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности для развития личности обучающегося.
Задачи:
Образовательные.
- способствовать самореализации обучающихся в изучении конкретных развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению тем физики;
- физики как науки и техники;
- научить решать задачи нестандартными методами;
- развивать познавательные интересы при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные:
- воспитать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники;
- воспитать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие:
- развивать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические знания в жизни;
- развивать творческие способности;
- формировать активность, инициативу и самостоятельность у обучающихся;
1.3. Содержание программы:
I Раздел «Введение .Измерение физических величин. История метрической системы мер»
(6 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 3 часа)
- Теория: введение. Инструктаж по технике безопасности.
- Теория: Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение
«Мерить на свой аршин». Рычажные весы.
Практика: Измерение длины спички, указательного пальца, , устройство рычажных весов и приемы обращения с ними.
Теория: Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ-система интернациональная.
Практика: Измерение площади дна чайного стакана., измерение объема 50 горошин.
Практика: определение цены деления прибора.
II Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества»
( 7 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 4 часа)
Теория: Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов.
Практика: Уменьшение объема при смешивании воды и спирта, расширение твердых тел при нагревании, расширение жидкостей при нагревании.
- Теория: История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения.
Практика: Модель хаотического движения молекул и броуновского движения..
- Теория: Диффузия. Диффузия в безопасности. Как измерить молекулу.
Практика: Диффузия газов и жидкостей, сцепление свинцовых цилиндров.
- Урок- игра «Понять, чтобы узнать» по теме «Строение вещества».
III Раздел «Движение и силы»
( 8 часов: теоретические занятия- 4 часа, практические занятия- 4 часа)
- Теория: Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта).
Практика: Относительность покоя и движения, прямолинейное и криволинейное движение.
Теория: Трение в природе и технике.
Практика: Зависимость силы трения от состояния и рода трущихся поверхностей, способы уменьшения и увеличения силы трения.
Теория: Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский
Практика: Понятие о силе тяжести, понятие о силе упругости, весе тела и невесомости.
- Теория: Невесомость. Выход в открытый космос
- Урок- игра «Мир движений» по теме «Движение и силы».
Раздел «Давление жидкостей и газов»
( 8 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 5 часов)
- Теория: Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.
Практика: Равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, устройство и действие фонтана, действие ливера и пипетки.
- Теория: Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин.
Практика: Сдавливание жестяной банки силой атмосферного давления, устройство и действие манометров жидкостного и металлического.
- Теория: Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел.
Практика: Демонстрация действия архимедовой силы, плавание картофелины внутри раствора соли.
Практика: устройство и применение ареометров.
- Урок - игра «Поймай рыбку».
Раздел «Работа и мощность. Энергия»
( 6 часов: теоретические занятия- 3 часа, практические занятия- 3 часа)
- Теория: Простые механизмы. Сильнее самого себя.
Практика: Равновесие сил на рычаге, применение закона равновесия рычага к блоку.
Теория: Как устраивались чудеса? Механика цветка.
Практика: Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно
- Теория: Вечный двигатель. ГЭС.
Практика: Действие водяной турбины.
Раздел заключительное занятие.
(1 час: теоретическое занятие-1 час)
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях.
1.4. Планируемые результаты:
Личностными результатами программы является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учить высказывать своѐ предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе знакомства с новым явлением;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятиях; средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(гимнастика для глаз и т.д.).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя схемы- опоры, ПК, учебный текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог); совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах;
- привлечение родителей к совместной деятельности.
Предметные результаты:
- уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- уметь высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Раздел «Введение .Измерение физических величин. История метрической системы мер» | 3 | 3 | 6 | Практическая работа. |
2 | Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества» | 3 | 4 | 7 | Создание проектной работы. |
3. | Раздел «Движение и силы» | 4 | 4 | 8 | Практическая работа. |
4. | Раздел «Давление жидкостей и газов» | 3 | 3 | 6 | Создание проектной работы. |
5. | Работа и мощность. Энергия | 3 | 3 | 6 | Практическая работа. |
6. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого: | 17 | 17 | 34 |
Тематическое планирование курса
«Физика вокруг нас»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Раздел «Введение .Измерение физических величин. История метрической системы мер» | 3 | 3 | 6 |
1.1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | |
1.2 | Вершок, локоть и другие единицы. Откуда пошло выражение «Мерить на свой аршин». Рычажные весы | 1 | 2 | 3 |
1.3 | Десятичная метрическая система мер. Вычисление в различных системах мер. СИ- система интернациональная. | 1 | 1 | 2 |
2 | Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества» | 3 | 4 | 7 |
2.1 | Представления древних ученых о природе вещества. М.В. Ломоносов | 1 | 1 | 2 |
2.2. | История открытия броуновского движения. Изучение и объяснение броуновского движения. | 1 | 1 | 2 |
2.3 | Диффузия. Диффузия в безопасности. Как измерить молекулу. | 1 | 1 | 2 |
2.4 | Урок-игра «Понять, чтобы узнать» | 1 | 1 | |
3. | Раздел «Движение и силы» | 4 | 4 | 8 |
3.1 | Как быстро мы движемся. Гроза старинных крепостей (катапульта) | 1 | 1 | |
3.2 | Трение в природе и технике. | 1 | 1 | 2 |
3.3 | Сколько весит тело, когда оно падает? К.Э. Циолковский | 1 | 1 | 2 |
3.4 | Невесомость. Выход в открытый космос | 1 | 2 | |
3.5 | Урок-игра «Мир движений» | 1 | 1 | |
4. | Раздел «Давление жидкостей и газов» | 3 | 3 | 6 |
4.1 | Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. | 1 | 1 | 2 |
4.2 | Атмосферное давление Земли. Воздух работает. Исследования морских глубин | 1 | 1 | 2 |
4.3 | Архимедова сила и киты. Архимед о плавании тел. | 1 | 1 | 2 |
4.4 | Урок - игра «Поймай рыбку» | 1 | 1 | |
5. | Работа и мощность. Энергия | 3 | 3 | 6 |
5.1 | Простые механизмы. Сильнее самого себя. | 1 | 1 | 2 |
5.2 | Как устраивались чудеса? Механика цветка. | 1 | 1 | 2 |
5.3 | Вечный двигатель. ГЭС. | 1 | 1 | 2 |
6. | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |
Подведение итогов работы за год. Поощрение учащихся, проявивших активность и усердие на занятиях. | 1 | 1 | ||
Итого: | 17 | 17 | 34 |
2.2. Календарный учебный график:
Начало занятий | 8 сентября 2023 года |
Окончание занятий | 24 мая 2023 года |
Продолжительность учебного года | 36 недель |
Форма обучения | очная |
Формы организации занятий | групповые занятия |
Количество детей в группе | 14 учащихся |
Продолжительность занятий | 45 минут |
Промежуточная аттестация | 24 мая 2022 года |
2.3 Условия реализации программы:
Условия реализации программы предполагают единство целей, содержания, форм и методов, обеспечивающих успешность процесса социальной адаптации учащихся к современному социуму.
В процессе реализации программы кружка планируется в полной мере задействовать возможности цифрового учебного оборудования составляющей комплекта центра образования естественно - научной направленности «Точка роста»
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебном кабинете. Оснащение учебного кабинета:
столы – 10 ш штук;
стулья – 20 штук; проектор– 1;
компьютер – 11;
экран – 1;
медиа-продукты;
Лабораторное оборудование:
Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по механике:
Набор № 1
- Весы электронные учебные
- Измерительный цилиндр (объѐм 250 мл)
- 2 пластиковых стакана (объѐм 300 мл каждый)
- Динамометр № 1 (предел измерения 1 Н)
- Динамометр № 2 (предел измерения 5 Н)
- Груз цилиндрический из стали: V = (25,0 ± 0,3) см3, m = (195 ± 2) г, с крючком
- Груз цилиндрический из алюминиевого сплава: V = (25,0 ± 0,7) см3, m = (70 ± 2) г
- Груз цилиндрический из специального пластика: V = (56,0 ± 1,8) см3, m = (66 ± 2) г
- Груз цилиндрический из алюминиевого сплава: V = (34,0 ± 0,7) см3, m = (95 ± 2) г
- Поваренная соль в контейнере из ПВХ
- Палочка для перемешивания, нить
Набор № 2
- Штатив лабораторный с держателем
- Динамометр № 1 (предел измерения 1 Н)
- Динамометр № 2 (предел измерения 5 Н)
- 2 пружины на планшете: жѐсткость пружины № 1 (50 ± 2) Н/м, жѐсткость пружины
№ 2 (10 ± 2) Н/м
- 3 груза массой (100 ± 2) г каждый
- Набор грузов, обозначенных № 4, № 5, № 6 и закреплѐнных на крючке
- Линейка пластиковая (длина 300 мм)
- Транспортир металлический
- Брусок деревянный массой (50 ± 5) г с крючком и нитью
- Направляющая с измерительной шкалой
Набор № 3
- Штатив лабораторный с муфтой
- Рычаг с креплениями для грузов
- Блок подвижный
- Блок неподвижный
- Нить (длина не менее 1,2 м)
- 3 цилиндрических груза из стали массой (100 ± 2) г каждый
- Динамометр планшетный (предел измерения 5 Н)
- Линейка пластиковая (длина 300 мм)
- Транспортир металлический
Набор № 4
- Электронный секундомер с датчиками (укомплектован элементами питания)
- Магнитоуправляемые герконовые датчики секундомера (датчики с круговой зоной чувствительности)
- Механическая скамья (длина 700 мм)
- Брусок деревянный: m = (50 ± 2 г)
- Штатив лабораторный с муфтой
- Транспортир металлический
- Нить (длина не менее 1,2 м)
- Лента мерная (длина 1000 мм)
- 4 цилиндрических груза из стали массой (100 ± 2) г каждый
- 2 пружины: жѐсткость пружины № 1 (50 ± 2) Н/м, жѐсткость пружины № 2 (20 ± 2) Н/м
- Груз цилиндрический массой (100 ± 2) г с крючком
- Трубка алюминиевая
Комплект сопутствующих элементов для экспериментов по молекулярной физике:
В состав комплекта входят следующие приборы и материалы.
- Калориметр
- Термометр
- Весы электронные
- Измерительный цилиндр (мензурка) с подстаканником из ПВХ (объѐм 250 мл)
- Груз цилиндрический из алюминиевого сплава массой (68 ± 2) г с крючком
- Груз цилиндрический из стали массой (189 ± 2) г с крючком
Кадровое обеспечение: Требования к кадрам установлены в соответствии с Приказом Минпросве- щения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осу- ществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразова- тельным программам».
Программу реализует педагог, имеющий соответствующее образование и уровень квалификационной подготовки.
Методическое обеспечение:
- для учителя:
- Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва,
«Просвещение»;
- И. Г. Кириллова «Книга для чтения по физике»;
- А.А. Покровский «Демонстрационные опыты по физике»;
- И.Я. Ланина «100 игр по физике».
для учащихся:
- Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
- М.И Блудов «Беседы по физике»
- А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»
- И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»
Информационное обеспечение:
- http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6400
- http://school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
- http://www.physics.ru/ (Открытая физика. Физикон)
- http://www.fizika.ru/index.htm (Сайт Физика.ру)
- http://physics.nad.ru/ (Физика в анимациях) 9. http://class-fizika.narod.ru/ (Классная физика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир вокруг нас" 1 год обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мир вокруг нас" 1 год обучения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас"....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас".
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по химии "Химия вокруг нас"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страноведение: мир вокруг нас»
Программа «Страноведение: мир вокруг нас» направлена на освоение и активное использование знаний и умений в области естественнонаучной направленности, создание благоприятных условий для со...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Занимательная физика"
Программа естественно-научной направленности, реализуемая в рамках дополнительного образования. Срок реализаии программы 1 год, предназначена для учащихся 11-12 лет...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Мир вокруг нас» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год
Данная программа «Мир вокруг нас» создана на основе авторской программы по экологическому воспитанию С.Н. Николаевой «Юный эколог» которая одобрена Экспертным советом Министерс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный физик"
Программа «Юный физик» рассчитан на изучение в 7-8 классе и идет параллельно с изучением тем школьного курса физики, дополняя и расширяя его. Отличительной особенностью программы явля...