Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач»
методическая разработка по физике (10 класс)

Михалёва Наталия Сергеевна

Аннотация к рабочей программе

 

«Решение физических задач»

 

Программа элективного курса «Решение физических задач» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений и служит дополнением к базовому курсу физики. Основной целью курса является развитие у учащихся навыков решения физических задач, совершенствование знаний и умений, приобретённых ранее, а также помощь в профессиональном определении.

 

Программа построена таким образом, чтобы ученики могли подготовиться к успешной сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике. Курс нацелен на углубление и систематизацию знаний, полученных на предыдущих этапах обучения, а также на ознакомление с новыми методами и приёмами решения задач.

 

Особенности программы

 

Основное содержание курса сосредоточено на наиболее важных аспектах физики, таких как механика, молекулярная физика, термодинамика, электричество и магнетизм. Каждое направление сопровождается разбором задач различных уровней сложности, начиная от стандартных задач, характерных для базового уровня, заканчивая задачами повышенной сложности, такими как задачи из олимпиад.

 

Большое внимание уделяется отработке алгоритмов решения задач, улучшению навыков чтения и интерпретации текста задачи, а также развитию способности проводить качественный и количественный анализ физических ситуаций.

 

Кроме того, предусмотрены задачи, направленные на развитие творческих способностей учащихся, такие как конструкторские задачи и проектирование моделей физических явлений.

 

Методы и подходы

 

Методология курса основана на сочетании традиционных методов обучения с элементами проектной деятельности и практикумов. Учащиеся будут вовлечены в активную работу, направленную на решение реальных задач, встречающихся в повседневности, а также в научно-практической деятельности.

 

Контроль успеваемости студентов осуществляется путём проведения тестов, выполнения типовых заданий, ведения репродуктивной работы и участия в олимпиадах. Важным элементом обучения является взаимоконтроль и взаимопомощь между студентами, что стимулирует развитие навыков коммуникации и сотрудничества.

 

Предполагаемый результат

 

Программа должна привести к следующим результатам:

 

  • Повышению уровня знаний и навыков решения задач по физике.
  • Улучшению понимания взаимосвязей между физическими явлениями и соответствующими математическими моделями.
  • Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по физике.
  • Готовности к продолжению обучения в высших учебных заведениях.

 

Курс «Решение физических задач» является важным этапом в подготовке будущего поколения специалистов в области естественных наук и техники, способствуя развитию профессионального сознания и готовности к активной трудовой деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа «Решение физических задач» рассчитан на учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, где физика преподается по базовому уровню. Программа составлена на основе программ:

1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров. Программа элективного курса «Методы решения физических задач»: Программы элективных курсов. Физика. Профильное обучение 9-11 классы. / Сост. В. А. Коровин. - М.: Дрофа, 2005                                                                                            

            2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).                                                                                                                    

           

Цели курса:

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний
  • Совершенствовать полученные в основном курсе знания и умения в решении задач
  • Формировать представление о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач
  • Научить применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания

Задачи курса:

  • Углубление и систематизация знаний учащихся
  • Усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач
  • Овладение основными методами решения задач

       

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»

Программа данного курса направлена на углубление и систематизацию знаний учащихся 10 классов по физике путем решения разнообразных задач, а так же способствует их профессиональному определению.

          Основная направленность курса - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10классе.  

ОПИСАНИЕ МЕСТА

«РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая Программа «Решение физических задач» рассчитана на год обучения, 1 час в неделю, всего в объеме 35 часов в год.

Программа курса составлена с учетом Государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.

Форма проверки и контроля: тесты, выполнение типовых заданий при внешней опоре и без нее, практические (репродуктивные) работы, задачи-проблемы, проблемные вопросы, творческие работы.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

        Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Такая возможность заключается как в публичной демонстрации результатов исследовательской деятельности, так и в активных участиях в физических олимпиадах, праздниках и конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Потому возникает необходимость в метапредметной проектной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

  1. «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
  1. Личностные
  1. развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
  2. последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
  3. формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  4. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.
  5. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
  1. Метапредметные
  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных физических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
  2. умение работать с учебным текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач.

3) Предметные

  1. использовать физические формулы; примеры их применения для решения практических задач;
  2. понимать, как описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  3. значение физики как науки;
  4. значение физики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
  5. решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

10 класс

1. Введение (2ч)

        Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и в жизни.   Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения. Примеры задач всех видов.

   Общие требования при решении физических задач. Этапы решения. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчёт. Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение. Оформление решения задачи. Типичные недостатки при решении и его оформлении. Изучение примеров решения задач. Различные приёмы и способы решения физических задач: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы. Метод размерностей, графические решения и т.д.

2. Кинематика, динамика и статика (8 ч)

Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

3. Законы сохранения (4 ч)

     Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов сохранения.  Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

4. Молекулярная физика и основы термодинамики (3 ч)

Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

5. Электрическое и магнитное поля (3ч)

Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

6. Постоянный электрический ток в различных средах (4 ч)

Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др.

7. Электромагнитные колебания и волны (10 ч)

Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

      Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

«РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

№ п/п

Раздел учебного курса

Количество часов

1

Введение

2

2

Кинематика, динамика и статика

8

3

Законы сохранения

4

4

Молекулярная физика и основы термодинамики

3

5

Электрическое и магнитное поля

3

6

Постоянный электрический ток в различных средах

4

8

 Электромагнитные колебания и волны

10

Итоговое занятие

1

ИТОГО

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РЕШЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ»

10 класс – 35 часов (1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Планируемые результаты освоения материала УУД

Творческая, исследовательская, проектная деятельность

Дата

план

факти-ческая

1.Введение (2 часа)

1

Физическая задача. Классификация задач

2

Правила и приёмы решения физических задач

2. Основы механики (8 часов)

3

Графический и координатный методы решения кинематических задач

Личностные

развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.

Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

умение работать с учебным математическим

текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач;

умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

использовать физические формулы; примеры их применения для решения практических задач;

понимать, как описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

значение физики как науки.

«Математика и философия»

«Методы построения графиков тригонометрических функций»

«Загадочные графики тригонометрических функций».

«Методы решения тригонометрических уравнений»

«Диофантовы уравнения»

«Великие математики древности»

«Великое искусство и жизнь Джероламо Кардано»

«Интерактивные тесты по теме "Производная функции"»

«Применение производной»

«Производная в

4

Решение задач на сложение скоростей

5

Решение задач на движение тел по окружности

6

Решение задач на законы Ньютона по алгоритму

7

Решение задач на движение связанных тел

8

Решение задач на движение тел под действием силы тяжести

9

Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их

вычисление

10

Решение задач на определение характеристик

равновесия физической системы по алгоритму

3.Законы сохранения в механике (4 часа)

11

Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме

Личностные;

формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.

Метапредметные

умение планировать свою деятельность при решении учебных физических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач.

Предметные

использовать физические формулы; примеры их применения для решения практических задач;

понимать, как описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

значение физики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

экономике и биологии».

«Производная и ее практическое применение»

12

Решение задач на закон сохранения и превращения

энергии

13

Динамический и энергетический методы решение

задач на определение работы и мощности

14

Решение задач на гидростатику с элементами

статики динамическим способом

4.Молекулярная физика и основы термодинамики (3 часа)

15

Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия, на уравнение Менделеева-Клапейрона

Личностные

формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

умение планировать свою деятельность при решении учебных физических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения.

Предметные

использовать физические формулы; примеры их применения для решения практических задач;

понимать, как описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть).

16

Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах

17

Алгоритм и решение задач на уравнение теплового

баланса. Внутренняя энергия, работа и количество

теплоты. Решение задач на I закон термодинамики

5 Электрическое и магнитное поля (3часа)

18

Решение задач на принцип суперпозиции полей

(напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму сложения полей

Личностные

формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

умение планировать свою деятельность при решении учебных физических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения.

Предметные

использовать физические формулы; примеры их применения для решения практических задач;

понимать, как описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть).

19

Решение задач на напряженность и напряжение

энергетическим методом. Электроемкость плоского

конденсатора. Решение задач на описание систем

конденсаторов. Энергия электрического поля

20

Задачи разных видов на описание магнитного поля

тока и его действия: вектор магнитной индукции и

магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

Движение заряженных частиц в магнитных и

электромагнитных полях (алгоритм решения задач)

6 Постоянный электрический ток в различных средах (4 часа)

21

Законы последовательного соединений. Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей

(смешанных)

Личностные;

формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.

Метапредметные

умение планировать свою деятельность при решении учебных физических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач.

Предметные

использовать физические формулы; примеры их применения для решения практических задач;

понимать, как описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

значение физики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности

22

Задачи на описание постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. Задачи на описание электрических цепей постоянного электрического

тока с помощью закона Джоуля — Ленца, расчет КПД электроустановок

23

Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Решение задач на ток в металлах. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на законы электролиза

24

Электрический ток в вакууме и газах. Движение зараженных

частиц в электромагнитных полях

7 Электромагнитные колебания и волны (10 часов)

25

Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) характеристики разными методами (числовой,

графический, энергетический)

Личностные

развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;

последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;

формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;

способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.

Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

умение работать с учебным математическим

текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

применение приёмов самоконтроля при решении учебных  задач;

умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

использовать физические формулы; примеры их применения для решения практических задач;

понимать, как описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

значение физики как науки.

26

Решение задач на гармонические колебания (механические и электромагнитные) характеристики разными методами (числовой,

графический, энергетический)

27

Переменный электрический ток: метод векторных диаграмм. Решение задач на расчет электрический цепей по переменному току

28

Задачи на описание различных  свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление.

29

Задачи по геометрической оптике: отражение в зеркалах оптические схемы

30

Задачи по геометрической оптике: преломление света в призмах, оптические схемы

31

Задачи по геометрической оптике:

линзы, оптические схемы

32

Задачи на описание различных

Свойств электромагнитных волн: интерференция

33

Интерференция в тонких пленках

34

Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: дифракция

35

Итоговое занятие – 1 ч.

Рекомендуемая литература

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого

государственного экзамена 2019 года по математике.

  1. Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2019 по математике /

Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2019.

  1. Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего  повторения по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2015.
  2. ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. / А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
  3. Интернет – ресурсы:

 http://www.fipi.ru

 http://www.mathege.ru

 http://www.reshuege.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности » для 10-11 классов

Программа по внеурочной деятельности «Решение физических задач повышенной сложности рассчитана на преподавание в объеме 69 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11классы). Цель данного к...

Программа внеурочной деятельности "Решение биологических задач" ( 9 класс)

На базе центра "Точка роста" обеспечивается реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодатель...

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»

Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Решение текстовых задач» для 9 класса основного общего образования на 2024-2025 учебный год

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся на основной ступени общего образования, рассчитана на 1 год...