методическая разработка "Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры"
методическая разработка по физкультуре по теме

Соревнования по адаптированным зимним видам спорта для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: биатлон, хоккей, кёрлинг, скелетон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10.paralimpigry2011.doc380.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры

Введение

        В настоящее время нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) наблюдаются у 5-7% детей и могут носить как врождённый, так и приобретённый характер различной степени выраженности. Выделяют следующие виды нарушений ОДА (Н.Л. Литош, 2002):

1) Заболевания нервной системы:

- детский церебральный паралич;

- полиомиелит.

2) Врождённая патология ОДА:

- врождённый вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей;

- артрогриппоз.

3) Приобретённые заболевания и повреждения ОДА:

- травматические повреждения спинного, головного мозга и конечностей;

- полиартрит;

- заболевания скелета (туберкулёз, опухоли костей, остеомиелит);

- системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).

        Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который обусловлен действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания. Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации).

        Большинство детей с нарушениями ОДА страдают церебральным параличом (ДЦП) (89%). Двигательные расстройства у них могут сочетаться с сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, а также с речевыми и психическими отклонениями. Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде расстройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности и особенностей личности.

Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения для последующей их интеграции в обществе.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированной школе имеет свои особенности. Учитель должен ориентироваться в медицинских аспектах патологии и при подборе упражнений учитывать психофизиологические особенности занимающихся, а также вести индивидуальную работу с учащимися по формированию знаний,  мотивации к самостоятельному передвижению, самообслуживанию, занятиям физическими упражнениями, в том числе с использованием вспомогательных средств передвижения.

 В нашей школе в неделю спорта проводятся  зимние Паралимпийские девятковские игры. Игры названы Паралимпийскими, т.к. учащиеся распределяются на группы по остаточному здоровью, т.е. по физическим возможностям:

1 группа - самостоятельно передвигающиеся;

2 группа - передвигающиеся с помощью разных приспособлений, а девятковские, т.к. школа-интернат №9.

                                                     - 15 -

Цель: создать систему физкультурно-оздоровительной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

- адаптация образовательной программы с учётом реализации инновационного продукта;

- разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий;

- интеграция физической активности в структуру дневного пребывания учащихся в школе-интернате;

- развитие компетенций учащихся в области активного образа жизни;

- отработка программ популяризации Паралимпийских видов спорта;

- укрепление психического здоровья учащихся.

          За месяц до начала игр, учащимся даётся домашнее задание для совместного выполнения с родителями – придумать слоган и нарисовать талисман для игр. За две недели до начала игр проводится конкурс слоганов и рисунков талисманов: лучший слоган выбирают учителя физической культуры и лечебной физической культуры, а талисман выбирают учащиеся методом голосования (опускают записки в ящик для голосования).

         Начинаются игры с открытия, где происходит и вынос Олимпийского флага, и зажжение Олимпийского огня, и выступление президента Паралимпийского комитета в лице директора школы Матюхиной Е.В., а также показательные выступления.

              В программу игр входят адаптированные виды спорта: биатлон, хоккей, кёрлинг, скелетон. Учащиеся распределяются по группам с учётом не только физических возможностей, но и возраста. В каждой группе проводится личное первенство по всем 4 видам, заработанные очки складываются, кто больше наберёт очков тот и выиграл. 

                                                     ОТКРЫТИЕ ИГР

                                               

                                                            - 16 -

- биатлон:

1 группа - спортсмен проходит круг 50 м скандинавской ходьбой, затем стреляет из пистолета пластмассовыми шариками в мишень 5 раз, сколько раз не попадает, столько идёт штрафных кругов (круг 20м), место определяется по времени. Учащийся, занявший I место, получает количество очков равное количеству участников группы, учащийся, занявший последнее место, получает 1 очко;

2 группа – спортсмен проходит 10м с помощью сопровождающего до места стрельбы, выполняет стрельбу из пистолета пластмассовыми шариками в мишень 5 раз, количество попаданий в мишень соответствует количеству набранных очков;

                             

- хоккей:                                         

забивание шайбы клюшкой в ворота 5 раз. Расстояние до ворот: 1 группа – 5 метров, 2 группа – 3 метра. Сколько раз попал, столько очков

                             

                                                      - 17 -

- кёрлинг:

1 группа -  учащийся ударом ноги загоняет круглые мягкие модули 5 штук в круг (дом) диаметром 2м, сколько модулей в круге, столько и очков, расстояние до круга 5 метров;

 2 группа – если учащийся может выполнять движения ногой, то ударом ноги загоняет круглые мягкие модули 5 штук в круг (дом) диаметром 2 метра, если не может ногой, то забрасывает руками.

 Расстояние до круга  3 метра, сколько модулей в круге, столько и очков.

- скелетон:

 учащийся ложится на санки-ватрушки на живот головой вперёд, и, отталкиваясь руками, продвигается вперёд к финишной линии на время. 1группа проходит расстояние 20 метров, 2 группа – 10 метров, место определяется по времени, I место получает количество очков равное количеству участников группы, последнее место получает 1 очко.

       Соревнования проходят на высоком эмоциональном уровне – кто-то в восторге от того,  что впервые победил в спортивных соревнованиях, кто-то плачет, потому что не смог показать хорошего результата. После соревнований учащиеся лепят снежки и бросают их в снеговика, которого делают вместе с учителями.

      После проведения соревнований проходит закрытие игр с выносом Олимпийского флага и с гашением Олимпийского огня. На закрытии игр все участники соревнований, а также авторы  лучшего слогана и рисунка талисмана  награждаются специально созданными учителями грамотами и дипломами.

                                   

                                                              - 18 -