Домашние задания по методу круговой тренировки
статья по физкультуре на тему

Малкова Елена Юрьевна

Трех уроков физической культуры в неделю явно не­достаточно для удовлетворения двигательных потреб­ностей школьников. Значит, необходимы до­машние задания по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  ДОМАШНИЕ  ЗАДАНИЯ   ПО   МЕТОДУ

                              КРУГОВОЙ   ТРЕНИРОВКИ

 Трех уроков физической культуры в неделю явно не достаточно для удовлетворения двигательных потреб ностей школьников. Как бы ни была высока моторная плот ность уроков, учитель не в состоянии обеспечить растущий  запрос организма. А ведь формирова ние здорового опорно-двигательного аппарата и внутренних органов ребенка требует не менее двухчасовой активной мы шечной деятельности ежесуточно. Значит, необходимы до машние задания по физической культуре. Однако сегодняш нее материальное положение школ и большинства учащих ся не дает нам возможности приобрести нужный инвентарь и оборудовать спортивные площадки для полноценного вы полнения домашних заданий. В нашей сложной ситуации следует исходить из «нулевого» варианта, который не тре бует ничего, кроме элементарных знаний и желания повы сить уровень своих физических данных.

Этим требованиям отвечает методика круговой тренировки, материалом для которой служат в основном технически несложные упражнения, в большинстве своем имеющие ациклическую структуру. Им придают циклический харак тер путем серийных слитных повторений. Простота движе ний позволяет повторять их многократно, а сами движения подбирают по специальной схеме так, чтобы обеспечить пос ледовательное воздействие на основные мышечные группы и дать достаточную нагрузку на все внутренние органы.

Не стоит также забывать, что повторная нагрузка на следующей станции не должна задействовать с большой интенсивностью группы мышц, несших на предыдущей станции максимальное усилие. Напомним, что «основу кру говой тренировки составляют многократное выполнение предписанных движений, действий в условиях точного до зирования нагрузки и точного порядка ее изменения и че редования с отдыхом. дей ствий». При применении круговой трениров ки на занятиях необходимо строго индивидуально подбирать нагрузку, соответствующую уровню способностей и физической подготовленности каждого ребенка.

Работая в школе с детьми разных возрастных групп, я пришла к выводу, что использование круговой тренировки при выполнении домашнего задания уже приемлемо для ре бят, достигших десятилетнего возраста, т.е. учащихся V—VI классов. В начальной школе закладываются основы умений и навыков, учащиеся знакомятся с элементами самоконтро ля и техникой выполнения упражнений. Использовать фрон тальный количественный метод выполнения круговой трени ровки при жестком контроле учителя за дозированием нагрузки и правильностью выполнения упражнений можно уже в конце первого года обучения. Желательно, чтобы подобные упражнения проводились как сюжетное игровое занятие.

При отставании в физическом развитии того или ино го ученика целесообразно разработать индивидуальный комплекс   упражнений.   Тут   не   обойтись   без   помощи   и контроля родителей ребенка, поскольку ему одному труд но без посторонней помощи вести таблицу самоконтроля. К тому же следует учитывать психологию своих воспи танников. Вряд ли кто-либо из них станет тренироваться самостоятельно в период летних каникул — ведь ребятам вечно кажется, что впереди еще огромный отрезок вре мени. Самоподготовка откладывается на потом, а тут на ступает 1 сентября, и дети появляются в школе загорев шими, внешне поздоровевшими, но на 25—30 % сбавив шими свои результаты в отдельных видах силовых тестов.

Проведя статистическую обработку данных по 30 маль чикам и девочкам в четырех видах тестов за период с 2003 по 2005 гг., я на всех графиках за исключением теста на силу мышц брюшного пресса (выполнять в тече ние 1 мин с положением рук за головой) обнаружила за метный спад после летних каникул. Это вполне естествен но, поскольку только очень сильная личная мотивация или жесткий контроль со стороны родителей могут заста вить ребенка посвятить свой отдых способу повышения физических  качеств.

С 1 сентября школьники постепенно входят в учебную колею, и в зависимости от возраста и темперамента ребен ка период адаптации составляет 2—4 недели. Осенью за нятия, как правило, проводят на свежем воздухе, и они посвящены легкой атлетике и контрольному тестированию. Домашние задания в это время целесообразно давать не в комплексе, а с четкой целевой установкой. Например: «На следующей неделе зачет по бегу на 1000 м, поэтому по старайтесь научиться пробегать в медленном темпе дистан цию примерно такой же и большей длины без перехода на шаг, начав с 5 мин и прибавляя ежедневно по 1 мин. Старайтесь контролировать свое дыхание и болевые ощу щения в области правого подреберья. Помните, что боль возникает из-за нетренированности вашей печени, и поста райтесь акцентировать внимание на дыхании именно для профилактики неприятных ощущений». Таким же образом ребята готовятся самостоятельно к бегу на короткие дис танции, отрабатывая низкий старт и стартовое ускорение, к метанию теннисного мяча или прыжкам в длину.

В сентябре и октябре стоит еще достаточно теплая по года и дети, поскорее выполнив текущие домашние зада ния по учебным предметам, стараются как можно боль ше времени провести со своими сверстниками на улице. В этот период о гиподинамии не может быть и речи: ре бенок полностью удовлетворяет потребности своего расту щего организма за счет игр и беготни на улице.

В конце октября занятия по физической культуре пе реносят в спортивные залы. Для прогулок после уроков времени остается все меньше: темнеет рано, теплая одеж да сковывает движения, и двигательная активность резко снижается. Долгий период до весны необходимо заполнить дополнительными занятиями, позволяющими не только возместить дефицит двигательной активности, но и поста раться извлечь из заданий на дом максимальную пользу для целенаправленного развития физических качеств уча щихся. Именно поэтому я считаю, что круговую трени ровку при выполнении домашних заданий наиболее при емлемо использовать с ноября по март включительно. Причем подбор упражнений в комплексах должен отве чать требованиям программного материала на данный от резок времени. Например, учитывая, что в декабре пред стоят опорные прыжки через гимнастического козла «ноги врозь», я ввожу в комплекс упражнений для VII класса упражнение «вынос прямых ног за линию кистей из положения упор присев». Сдача нормативов включает в себя наклоны вперед (тест на гибкость), поэтому в мартовские комплексы круговой тренировки я ставлю помимо силовых 1—2 упражнения на растягива ние задних мышц бедер. Домашнее задание, проводимое по методу круговой тренировки, служит в основном раз витию силы.

На уроках предлагаю комплексы из 4—5 станций, вы полняемые фронтально. При занятиях на улице это раз новидности перемещений, упражнения в парах, силовые и др. При плохой погоде, работая в спортивном зале, мы используем скакалки, гимнастическую стенку, гимнастические скамейки.  В процессе совершенствования и адаптации к нагрузкам коли чество упражнений или время их выполнения постепенно увеличивается.

Каждый школьник приносит на урок тетрадь и оформляет «Дневник са моконтроля», с которым ему предстоит работать в тече ние ряда лет. Помимо комплексов круговой тренировки в этом дневнике найдут место личные спортивные дости жения, результаты тестирований, построенные учениками диаграммы динамики развития их двигательных качеств. В старших классах школьники примут участие в разра ботке индивидуальных комплексов круговой тренировки для коррекции фигуры и развития физических качеств на основе показателей тестов.

Дети записывают определения тер минов, которые будут необходимы в нашей работе (опре деления сформулированы мной в расчете на десятилетне го ученика). 

Круговая тренировка (КТ) — комплекс упражнений, выполняемых заданное количество раз в неизменном по рядке при определенном числе повторов. КТ можно прово дить, исходя из количества заданных упражнений или из выполнения их за определенный промежуток времени.

Максимальный тест (МТ) — количество правильно вы полненных за 30 с упражнений на каждой станции дан ного комплекса. МТ-1 проводится в начале каждого ново го комплекса круговой тренировки для определения ин дивидуальной исходной нагрузки; МТ-2 — в конце цик ла круговой тренировки для определения прироста пока зателей по каждому из упражнений выполненного комп лекса.

Исходная нагрузка — результат деления показателей МТ-1 на 2 (или 4), с которого начинаются самостоятель ные занятия.


Шутливый девиз спортсменов, применяемый для раз вития силы: «Делаю, сколько могу, а потом еще три раза», возможно, и уместен для достаточно физически развитых  людей,   но при  занятиях с детьми  он  вряд ли подходит: энтузиазм ребят может привести к нежелатель ным последствиям. Именно поэтому при расчете исход ной нагрузки результаты МТ-1 ученики из группы слабо подготовленных будут делить на 4, а не на 2, что позво лит им обеспечить более плавный переход к нагрузке и сосредоточить внимание на правильности выполнения уп ражнений.

Рассмотрим, как надо распределять нагрузку по дням в течение месяца, чтобы обеспечить достижение макси мального результата и не допустить перегрузки. В пер вые 7 дней количество повторений каждого упражнения комплекса ежедневно увеличивается на 1, поэтому в кон це недельного цикла нагрузка на каждой станции возра стет на б единиц.

По окончании тренировки показания пульса заносят в соответствующую графу. На второй день второго недель ного цикла нагрузка на каждой станции комплекса сно ва возрастает на 1, и так до конца недели. На третьей и четвертой  неделе  занятия  проводят  по  той  же  схеме  — возвращение к исходной нагрузке в первый день недель ного цикла, но при возрастании числа кругов в трени ровке (3 круга на третьей неделе самостоятельных заня тий, 4 — на четвертой).

Уникальность круговой тренировки — в ее дифференцированности, дающей возможность индивидуального под хода к каждому ребенку в зависимости от уровня его фи зического развития и релаксации при заданной нагрузке. Для этого достаточно подобрать оптимальное соотношение работы и отдыха (пауз) между кругами во время трени ровки. На первом занятии объясняю учащимся связь между показателем ЧСС и самочувствием человека. Напо минаю, что пульс 30 ударов и более за 10 с говорит о нежелательной перегрузке, которой следует избегать, при меняя паузы для расслабления. Я не рекомендую делать паузы между кругами более 3 мин, иначе при повторном подходе может улучшаться техника выполнения, но не качества силы и выносливости. Сильные ребята при нор мальном пульсе работают без перерывов во втором и тре тьем недельном цикле, менее подготовленные занимаются по своей методике. Например: отдых 1 мин после перво го круга, 1,5 мин после второго, 2 мин после третьего (вариант для последнего, четвертого недельного цикла).

Или же ученик обма нывал сам себя: вносил в таблицу «липовые» данные пульса и ничего не делал весь месяц (редко, но случает ся). Когда же результат падает, это почти всегда связано с травмой или продолжительной болезнью.

После выполнения работы собираю дневники самокон троля на проверку. Оценку ставлю с учетом правильнос ти расчетов, оформления схемы и таблицы. Что же каса ется улучшения результатов, то их прирост определяю во время текущих зачетов, которые провожу в спортивном зале 3—4 раза в год. Все достижения моих учеников фиксирую в «Таблицах результатов», которые веду для каждого класса.

Несколько слов о дополнительных тестах. Я рекомен дую школьникам, у которых относительно слабо развиты двигательные качества, проводить пульсомитрию в конце каждого не дельного цикла, что позволяет им сравнивать данные свое го пульса в свете адаптации к высокой нагрузке.

Используя круговую тренировку, не стоит забывать, что  это  лишь  один  из  способов  развития  двигательных качеств и навыка самостоятельного применения нагрузки и самоконтроля. Нельзя замыкаться только на оценках и выполнении нормативов. Если ребенок со слабым физи ческим развитием благодаря своим регулярным самостоя тельным занятиям начинает улучшать показатели, то за работанная им оценка «10» за прогресс в личных дости жениях, думаю, с моральной точки зрения так же право мерна, как и такая же оценка, выставленная ученику с отличными данными, отработавшему на сверхпрограммный результат. Необходим стимул к самосовершенствованию. Любой из нас — неповторимая индивидуальность, и все же слабых и сильных физически людей объединяет без граничность процесса самопознания и самосовершенство вания.

При правильно разработанном теоретическом базисе и умении применять свои знания на практике каждый ре бенок, выполняя домашнее задание, при известной доле самолюбия и упорства в состоянии достичь высоких по казателей в развитии своих волевых и физических ка честв. И именно круговая тренировка как эффективное и доступное средство может помочь в решении этой зада чи.

 В заключение приведены примерные комплексы кру говой тренировки, используемые для домашних заданий учащимися V—VII классов с ноября по март.

НОЯБРЬ

1.Прыжки через короткую скакалку.

2.Наклон вперед с прямыми ногами.

3.Отжимания от пола.

4. «Велосипед».

ДЕКАБРЬ

1.Прыжки через короткую скакалку.

2. «Складка».

3.Отжимания от пола.

4.Выпрыгивание из приседа.

ЯНВАРЬ

1.Прыжки горнолыжника.

2.Наклоны вперед со скручиванием туловища.

3.Отведение руки в упоре.

4.Подьем ног с медленным опусканием.

ФЕВРАЛЬ

1.Прыжки в приседе.

2.Наклон вперед с захватом коленей.

3.Усложненные отжимания ноги на возвышенность.

4.Сед на бедро.

ЯНВАРЬ

1.Прыжки: по 4 на пр.,по 4 на лев.

2.Наклоны вперед.

3.Выпрыгивание из приседа.

4.Отжимания от пола.