Главные вкладки

    Программа по плаванию
    материал по физкультуре на тему

    Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося; реализация программы способствует развитию у обучающихся выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем; формированию у детей культуры здоровья.

    Предназначена для инструкторов по плаванию и  учителей физической культуры.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_plavaniyu_skvoznaya.doc90.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     Содержание

    Пояснительная записка……..……………………………………………….

    Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 1-4 классов……………………………………………………………

    Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 5-9 классов……………………………………………………………

    Содержание программного материала занятий по плаванию для учащихся 10-11 классов…………………………………………………………

    Рекомендуемые контрольные нормативы…………………………………

    Календарно-тематический план для учащихся 1-11 классов…………….

    Литература …………………………………………………………………..

    Приложения………………………………………………………………….

    4

    8

    10

    11

    12

    13

    57

    58

    Пояснительная записка

    Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной  и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.

    Реализация данной программы стала возможной в результате заключения договора с Муниципальным учреждением «Управление по физической культуре и спорту города Белово», начальник Юртайкин Виталий Федорович, о безвозмездном пользовании бассейном, сауной и другими помещениями спортивно-оздоровительного комплекса (приложение №1).

    Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося в рамках реализации третьего часа физической культуры. За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания.

    Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов» (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич).

    Цель программы: формирование у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

    Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:

    1. Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
    2. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.
    3. Обучить учащихся технике двух-трех способов спортивного плавания, совершенствовать разнообразные плавательные умения (ныряние, старт, повороты, финиш).
    4. Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
    5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

    Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.

    Начальная ступень обучения (I-IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и плавания и формировать начальные умения и навыки. Вторая ступень (V-IX классы) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом подростков к занятиям плавания. На заключительной ступени обучения (X-XI классы) главным становится формирование у учащихся самостоятельного навыка занятий.

    Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от 1 до 11 класса. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.

           Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказания первой помощи.  Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.

    Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

    Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выпол нение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми эле ментами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

    В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники но вых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, вы полняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.

    В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное на пряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражне ния.

    Контроль

    В течение года проведение соревнований:

    1. «веселые старты» в спортивном зале;
    2. скоростное плавание в конце каждой четверти;
    3. «веселые старты» на воде;
    4. соревнования по прикладному плаванию.

    В конце года результаты обучения детей оцениваются на контрольном занятии. Критерии оценивания:

    -  1-4 классы – преодоление дистанции 25 м кролем на спине и груди;

    -  5-9 классы – преодоление дистанции 50 м любым стилем;

    -  10-11 классы – преодоление дистанции 100 м избранным стилем или комплексным способом.

    Контрольные нормативы сдают учащиеся 4-11 классов. Учащимся, справившимся с этим заданием, вручается удостоверение «Юный пловец».

    Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре и составляет 68 часов в год. Специализированная часть программы ориентирована на плавательную подготовку учащихся в течение третьего часа физической культуры и составляет 30 часов в год в 1-4 классах, 34 часа в год в 5-11 классах.

    Содержание программного материала занятий по плаванию

    для учащихся 1-4 классов

    Теоретический раздел

    Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.

    Практический раздел

    Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

    Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).

    Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).

    Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».

    Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).

    Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.

    Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе, 50 м во втором классе, 100 м в третьем классе и 200 м в четвертом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.

    Контрольные нормативы: в четвертом классе преодоление дистанции 25 м. вольным стилем.

    Содержание программного материала занятий по плаванию

    для учащихся 5-9 классов

    Теоретический раздел

    Названия упражнений и основные признаки техники спортивных способов плавания. Влияние плавания на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителя. Дистанции в соревнованиях по плаванию.

    Практический раздел

    Плавание способом «дельфин» (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием. Проплывание отрезков до 15 метров способом «дельфин» с задержкой дыхания; транспортировка «тонущего»).

    Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.

    Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег» и др.

    Комплекс специальных упражнений пловца. Имитация поворота при плавании способом «дельфин». Техника выполнения непрямого массажа сердца. Ныряние брассом и кролем.

    Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча. Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.

    Развитие выносливости: проплывание отрезков 25-50 м по 2-6 раз, 100-150 м по 3-4 раза, 400 м.

    Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Освоить технику плавания способом «дельфин». Преодоление дистанции 50 м любым стилем.

    Содержание программного материала занятий по плаванию

    для учащихся 10-11 классов

    Теоретический раздел

    Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме.

    Практический раздел

    Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми способами. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание брассом на боку и на спине. Плавание в одежде, освобождение от одежды в воде. Элементы и игра в водное поло (юноши), элементы фигурного плавания (девушки). Выполнение обязанностей судьи. Основы методики и организации занятий с младшими школьниками.

    Развитие выносливости: плавание в умеренном и попеременном темпе до 600 м,. Проплывание отрезков 25-100 м по 2-6 раз.

    Контрольные нормативы: транспортировка пострадавшего в воде. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Преодоление дистанции 50 м любым стилем.

    Рекомендуемые контрольные нормативы

    Класс

    25 м, вольный стиль, сек

    50 м, вольный стиль, сек

    мальчики

    девочки

    мальчики

    девочки

    4

    33-34

    33-34

    1,20-1,40

    1,20-1,40

    5

    32-38

    32-40

    1,18-1,35

    1,20-1,38

    6

    28-34

    30-36

    1,10-1,32

    1,16-1,36

    7

    26-32

    28-34

    1,04-1,20

    1,10-1,25

    8

    22-30

    26-32

    0,58-1,10

    1,04-1,20

    9

    21-28

    24-30

    0,56-1,08

    1,02-1,16

    10

    20-26

    22-28

    0,54-1,04

    1,00-1,10

    11

    18-22

    20-26

    0,50-1,00

    0,56-1,06

     

           

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по плаванию

    Программа по обучению плавания в начальной школе...

    Учебная программа по плаванию для учащихся СМГ 1-4, 5-9, 10-11 классы

    Данная учебная программа содержит материал по оздоровительной работе в условиях плавательного бассейна со школьниками, имеющими заболевания кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата....

    Учебная программа по плаванию

    ВВЕДЕНИЕ Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэт...

    ПРОГРАММА по плаванию Методика первоначального обучения плаванию

    Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков....

    Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

    В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

    Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

    В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...

    Презентация опыта работы МБУДО ДЮСШ № 2 г.Донецка "Реализация регионального проекта "Всеобуч по плаванию" как платформа для набора и отбора одаренных детей для обучения по дополнительным образовательным программам по плаванию"

    В презентации представлены сроки реализации регионального проекта, охват детей в городе, продолжительность обучения, методы и способы отбора. Показаны дальнейшие этапы обучения и дополнительные образо...