Оздоровительные упражнения на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (10 класс) по теме

Письменная Ирина Леонидовна

Здоровье - одно из главнейших компонентов человеческого благополучия.  Пэтому одним из важнейших компонентов в моей работе является ипользование приемов здоровьесберегающей технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                   

МЕТОДИКА

оздоровительных занятий

(в рамках занятий физической культурой), разработана учителем физической культуры Письменной Ириной Леонидовной

МОУ СОШ №38 г. Абинск Краснодарского края

                                                   Пояснительная записка

 В наше время никого не удивишь  использованием учителем  физической культуры физических  упражнений  оздоровительно - корригирующей направленности. Отдельные учителя используют их  на занятиях с учащимися как во время основной части урока при развитии двигательных качеств, так и на протяжении целого урока.

      За последнее десятилетие в России наметились неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детского населения. Результаты обследования детей  показывают, что многие дети отстают в физическом развитии, имеют низкий уровень физического подготовленности. Этим детям необходим  дифференцированный подход,  их  необходимо научить, самостоятельно выполнять простейшие упражнения дома.

     Система оздоровительных упражнений содержит теоретический раздел, который интересно и доступно информирует учащихся о значимости физических упражнений для организма.

     Практические занятия гармонично  вкрапляются  в процесс  урока, их можно использовать в вводной, в основной и заключительной части урока,  в зависимости от поставленных учителем задач.

Комплекс  растягивающих упражнений для приобретения правильной осанки.

    Этот комплекс можно использовать как в подготовительной, так и в заключительной части урока.

     Сами упражнения предназначены не для укрепления различных  мышечных групп, а для того чтобы показать основные приемы формирования правильной осанки и помочь приобрести полезные навыки, которые можно использовать в повседневной физической активности.

     Упражнения выполняются в медленном темпе, контролируя  каждое движение. Дома желательно выполнять данные упражнения перед зеркалом. Упражнения желательно выполнять ежедневно

В положении стоя

1.И.п.-О.с., ноги  на ширине плеч. Напрягая мышцы брюшного пресса, поднимите руки перед собой выше головы. Вернитесь в и.п.

4 раза

Руки держать на ширине плеч.

2.И.П.- расставив ноги по шире и слегка развернув носки в стороны, руки опущены вниз.

Согнуть левую ногу в колене, сместить т4уловище влево. Выпрямить ногу и повторить упражнение влево.

10 раз

Спину держать прямо.

3.И.П.- Стать прямо, ноги слегка расставить, левая нога впереди правой. Согнуть левую ногу в колене, наклониться вперед.

Выпрямить ногу, вернуться в исходное положение.

Повторить 5 раз, потом сменить положение ног и выполнить его снова.

Следить, чтобы во время наклона спина оставалась прямой.

4.И. п.- Стоять прямо, ноги на ширине плеч.

Согнуть в коленях обе ноги и наклониться вперед.  Встать прямо.

5 раз

Во время наклона позвоночник остается прямым, туловище сгибается в тазобедренных суставах, руки расслаблены.

5.И.п. – стать прямо, ноги на ширине плеч, руки скрещены перед собой. Медленно поднимая руки, замкните круг над головой, затем развести руки в стороны и опустить их по бокам.  Вернуться в и.п.

5 раз

Дыхание не задерживать.

5.И.П. – ноги на ширине плеч, руки поднять вверх. Поочередно вытягивать вверх то правую, то левую руку.

10 раз

Одновременно с вытягиванием руки напрягайте мышцы брюшного пресса.

6.Выпрямив, позвоночник и свободно опустив руки по бокам, походите.

1 минута

Через каждые четыре шага поочередно напрягайте или расслабляйте мышцы брюшного пресса.

В положении сидя (выполнять дома при выполнении домашнего задания).

1.И.П. – сидя на стуле(спина не опирается  о спинку стула), руки лежат на коленях. Сначала необходимо посутулиться,  наклонив голову вперед. Потом как можно сильнее  прогнуться в пояснице и затем принять среднее положение между предыдущими экстремальными позами.

3 раза

Упражнения выполняйте медленном темпе.

2.И.П.- тоже, правую ладонь положить на затылочную часть шеи. Смотреть прямо вперед, аккуратно прижаться  шеей к ладони, сосредоточить внимание на максимальном удлинении шеи и всего позвоночника.

Удержать 5 секунд, повторить 3 раза.

3.И.П. – то же, ноги на ширине плеч, руки на коленях, спина прямая. Посмотреть вниз, вверх, затем поочередно в стороны.

5 раз

Следить за тем, чтобы во время поворотов позвоночник оставался прямым.

4.И.П. – то же, руки свободно свесить по бокам. Поднять руки и вытянуть их в стороны, затем – верхи согнуть их в локтях, чтобы предплечья слегка касались головы. Вытянуть шею и позвоночник, руки вверх и, в стороны, пустить вниз.

3 раза

Плечи держать ровно.

5.И.п.- то же, выполнить круговые движения плечами, перемещая их вверх, назад, вниз, вперед.

5 раз

Позвоночник держите выпрямленным.

6.И.П.- то же. Руки покоятся на бедрах, позвоночник вытянут вверх. Не прикладывая значительных усилий, напрягите мышцы брюшного пресса.

5 раз

7.И.П. – то же поднять согнутые  в локтях руки на высоту плеч. Отвести плечи назад, затем вернуться  и.п.

5 раз

При отведении, плечи максимально сблизить.

В положении лежа

И.п. – лежа на полу, руки на животе, полностью расслабиться. Согнуть ноги  в коленях. Зафиксировать бедра, вытянуть позвоночник, прижимая нижнюю часть спины к полу и отодвигая затем по нему плечи и голову от бедер.

Считать до 10, затем вернуться в и.п.

Дыхание не задерживать.

Комплекс   растягивающих упражнений для спины.

(используются в заключительной части)

Упражнения для повышенной подвижности в суставах.

1.И.П.- лежа на спине, ноги вытянуть. Согнуть правую ногу в колене, обхватить руками, подтянуть к груди. Поменять ногу. После согнуть обе ноги и подтянуть  к груди.

Удерживать ноги по 10 сек. Выполнить три – пять подходов.

Движения выполнять в медленном темпе.

2.И.п.- лежа на животе, руки согнуть в локтях, чтобы ладони находились примерно в 15 см впереди плеч. Плавно разогнуть руки до конца.

10 раз

Упражнение выполняется в медленном темпе.

Повышается подвижность суставов нижней части спины.

3.И.П.-упор на коленях, спина прямая. Опуская голову и, выгибая спину, сместите туловище немного назад. Затем, прогибая спину вниз и поднимая голову, сместите туловище вперед

Удерживать 10 секунд, повторять 5 раз

Улучшается гибкость поясничного отдела позвоночника.

4.И.П.-упор на коленях и предплечья. Максимально выпрямив позвоночник, включая и его верхнюю часть. Сместить туловище вперед, мягко прогибая спину. Затем, опуская голову вниз и выгибая спину, сметив туловище назад.

Оставаться в таком положении 10 секунд, повторить 5 раз.

Улучшается подвижность в грудном отделе позвоночника.

5.И.П.- стать  в упор на колени, ноги сдвинуты вместе. Сметить туловище назад и опереться ягодицами о пятки. Опустить голову и лечь грудью на бедра потянуться за руками.

Удерживать 30 секунд

Дыхательная гимнастика.

     В основной части урока,  после интенсивных упражнений,    для снятия напряжения и чередования нагрузки полезно использовать дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой (см. газету «Спорт в  школе», №14 /2008, с.14-15). Все спинные мышцы, прилегающие к ребрам, вовлечены в процесс дыхания. Правильная техника дыхания позволяет этим мышцам периодически расслабляться и обеспечивает им прекрасное снабжение кислородом. В действительности, если  правильно дышать, то тем

самым мы помогаем своим мышцам расслабиться и решить проблему напряженности – боли в мышцах. Мне больше всего понравились упражнения «Кошка» и «Обними плечи».

Упражнение «Кошка».

И.П. -  встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделать танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо и при                                                                                                

этом резкий, короткий вдох, затем такое же приседание с поворотом влево и  то же шумный вдох носом: вправо – влево, вдох справа- вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибаются и выпрямляются (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать), руки делают хватательное движение справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютна прямая, поворот – только в талии. Выполнить 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение «Обними плечи».

И.П. – руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч. Надо бросать руки навстречу одна другой до отказа, как обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым объятием резко шмыгать носом. Руки в момент объятия идут параллельно одна другой (а не крест-накрест), их ни в коем случае не следует менять (при этом все равно, какая рука сверху – правая или левая), широко в стороны не разводить и не напрягать. Выполнить 12 раз.

                                                   Самомассаж.

      Каждый, кто ощутил благодатный эффект растирания любых участков тела, знает, что поглаживание кожи приносит чувства облегчения и удовольствия. Расслабление,  вызываемое массажем, имеет как физиологические, так и психологические аспекты и воздействует  практически на все системы  организма. Массаж помогает снять стресс, ослабит боль, очистить мышцы от «токсинов усталости». Самомассаж особенно подходит   при  внезапных болях и снимает послетренировочную болезненность мышц. Используется в основном поперечный массаж, т.к. выполняющий не имеет достаточно  свободой движений.

1.Широкий поперечный массаж (дельтовидной мышцы). Левой рукой обхватите свою правую руку ниже плеча. Большим пальцем прокатайте мышцу наружу, перемещаясь  вверх.

2.Местный поперечный массаж (локоть, пальцем на пальце). Слегка согнув руку в локте, найдите сухожилия чушь выше локтя и продвигайте пальцы вперед-назад поперек сухожилий.

3.Местный поперечный массаж (предплечья, четырьмя пальцами). Согните руку и обоприте ее о бедро. Вращая пальцы, обработайте в поперечном направлении сухожилия и мышцы предплечья.

4.Местный поперечный массаж (запястье). Согните руку в запястье назад и большим пальцем поперечно обработайте сгибающие сухожилие внутри запястья и помассируйте наружные сухожилия.

5.Местный поперечный массаж (бедренные суставы). Сядьте, вытянув левое бедро. Вращением пальцев левой руки обработайте область сустава.

6. Местный поперечный массаж (паховые мышцы). Вытянуть левую ногу. Обхватить бедро изнутри и прокатать большими пальцами.

7. Местный поперечный массаж (колено). Слегка согнуть колено и зажать его выше и ниже сустава. Двигать большими пальцами вперед-назад.

8. Местный поперечный массаж (икроножная мышца). Уложить согнутую ногу так, чтобы мышца находилась сзади. Обхватить и прокатать мышцу.



Предварительный просмотр:

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

     Основная цель моей педагогической деятельности, как учителя физической культуры  это содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры  личности школьника. Достижение своей цели сводится к овладению самостоятельных занятий физическими упражнениями и сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.

    Методическая система этого направления сроится по следующим принципам:

  1. не преподносить ученикам новое задание в готовом виде, а организовывать обучение так, чтобы они добыли это знание в процессе учебно – тренировочной  деятельности;
  2. соблюдать возрастные психологические и физические особенности детей;
  3. формировать знания  и способность  к  адекватному принятию решения выбора  игровой ситуации;
  4. создать условия для приобретения учащимися опыта правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  5. создать доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;
  6. предлагать ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и  обеспечивать при этом на уровне государственного стандарта знаний;

  С целью формирования и отслеживания у учащихся самостоятельных занятий физическими упражнениями  проводится мониторинг  физических способностей разных возрастных групп

Двигательные качества

Класс

5-6

7-8

9

Виды упражнений

Быстрота

Бег на месте  высоко поднимая бедро

Подвижные игры на развитие скорости

Линейные эстафеты

Варианты челночного бега, бег с ускорением 60-80м

Бег с ускорением

100м; 200м

Скоростно-силовые

Разновидности прыжков

Разновидности прыжковых упражнений

с использованием гимнастического инвентаря

Выполнение простейших прыжковых программ с отягощением

Сила

Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (увеличить кол-во раз и подходов)

Подтягивание из виса

Упражнения с отягощением

Упражнения в висах и упорах

Гибкость

ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночника

ОРУ с повышенной амплитудой движения  для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночника

ОРУ с повышенной амплитудой движения  для плечевых, локтевых и тазобедренных суставов и позвоночник

Выносливость

Круговая эстафета, минутный бег

Выполнение простейших прыж.программ с отягощением

Кроссовый бег

 3 км

Развитие физических способностей фиксируются в начале и конце  учебного года через мониторинг физического развития учащихся.

      Тестирование по физической подготовленности выполняли учащиеся 8»А» класса в течение трех учебных лет. В диаграммах представлены проценты полученных результатов по итогам тестирования.

       Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся.

      Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнений на учебный год, а учащихся,  ориентировать в том, как они физически развиты, в чём состоят их слабые и сильные стороны. Всё это позволяет выявить результативность проводимой работы, определить,  насколько эффективна применяемая система, удачно ли подобраны средства и соответствующим образом откорректировать учебный процесс.  

    Тестирование проводится в начале и в конце учебного года,  по пяти контрольным упражнениям: бег 30 м, прыжок в длину с места, см, подтягивание на высокой  перекладине (юноши), кол-во раз, подъем туловища в сед, кол-во раз за 30 с (девушки), бег 1000 м (оценка по бальной системе).                                                                                                                                                                       

Сравнительная характеристика уровня физической подготовленности учащихся 8»А» класса за три года.

Оценка уровня физической подготовленности  учащихся 8»А» класс   

    Проведем сравнительный анализ физической подготовленности учащихся 8»А» класса. По данным тестирования,  оценка уровня физической подготовленности на май 2012 года такова: 13% учащихся имеют высокий уровень физической подготовленности, 43% -  в/среднего уровня физической подготовленности, 30% -средний уровень физической  подготовленности и 8,6%-  н/среднего уровня физической подготовленности. По сравнению с прошлыми учебными годами общий уровень физической  подготовленности учащихся 8»А»  повысился:   высокий уровень – на 5%,  в/среднего на 4%, средний уровень снизился на 4%,  низкий уровень снизился  -  на 13% .  Данные анализа позволяют сделать вывод, что правильный педагогический контроль за физической подготовленностью школьников повысил уровень физического состояния школьников и дает возможность более рационально распределять уровень нагрузки на каждого конкретного занимающегося.

Уровень физической подготовленности учащихся.

  С целью выявления уровня физической подготовленности учащихся 8 «А» класса с помощью оценочной шкалы был проведен анализ тестирования, приведенный в диаграммах:

                              Мальчики (юноши): бег 30м

      Задачей теста №1 являлась проверка уровня развития быстроты

Мальчики (юноши): бег 1000м

Тест № 2 оценивает уровень развития физического качества выносливость

Мальчики (юноши): подтягивание из виса на высокой перекладине,

кол-во раз

В задании 4 проверялся уровень силовой подготовки. Согласно результатам большая часть учащихся имеет низкий уровень силовой подготовки. Начиная с 2010 года, выделилась группа учащихся, которая показала рост силовой подготовки.

                       

                   Мальчики (юноши): прыжок в длину с места (см)

В тестовом задании №4 определялся уровень скоростно-силовых качеств

Девочки (девушки): бег 30м

Задачей тестового задания являлась проверка  скоростных качеств у учащихся. Из данных диаграммы наблюдается не стабильность показателей

Девочки (девушки): бег 1000м

 

                                      Тестовое упражнение на выносливость

              Девочки (девушки): подъем туловища в сед, кол-во раз за 30с.

Согласно результатам, учащиеся на протяжении 3-х лет успешно       справляются  с заданием.

                 

                             Девочки (девушки): прыжок с места в длину, см

Данное тестовое задание рассчитано на проверку скоростно-силовых качеств.

                               

                                           Анализ и рекомендации:

Анализируя данные показатели физической подготовленности, можно сделать выводы, что на улучшение уровня физической подготовленности во всех группах в значительной степени влияет, прежде всего, организованная форма физкультурно- оздоровительных мероприятий, их эмоциональность, соблюдение режима, сочетание различных видов учебных занятий и внеурочной деятельности.

Тем не менее, выявлен низкий рейтинг, который показали учащиеся в тестировании:

           - в подтягивании у  мальчиков (юношей)

         Рост рейтинга показали учащиеся в тестировании:

             - в прыжке с места у  мальчиков и девочек;

         Стабильность в результатах показали учащиеся  в беге на 1000м (мальчики, девочки) и тестовом задании «подъем туловища в положение «сед»»- девочки.

           Решения по организации учебного процесса, прежде всего,  должны быть связаны с преподаванием предмета «физическая культура», который должен обеспечить гармоничное физическое развитие детей.

    Необходимо также ознакомить с результатами мониторинга физического развития педагогический и родительский школьные коллективы с целью выстраивания стратегии по повышению  эффективности образовательного процесса и воспитанию грамотности общефизического развития ребенка в семье.

Следует выработать конкретные рекомендации для учащихся и родителей по изменению режима для школьника, комплексы упражнений по развитию  двигательных качеств.

Регулярный мониторинг позволяет вести постоянное слежение за изменением физического состояния школьников, осуществлять диагностику их состояния и вносить соответствующие коррективы в процесс воспитания гармонически развитого человека и способствует укреплению здоровью обучающихся. Определяется главный результат в работе учителя физической культуры и всего педагогического коллектива – содействие здоровью учащихся.

Выводы:

По итогам анализа результатов мониторинга можно разработать систему поощрений лучших учеников, имеющих положительную динамику уровня знаний и показателей здоровья:

- дети с высоким уровнем физической подготовленности отбираются для участия в соревнованиях различных рангов, вовлечения в различные спортивные секции;

- для учащихся с низким и н/средним уровнем физической подготовленности на летний период разработать комплексы упражнений по развитию двигательных качеств.
        Таким образом, мониторинговое исследование выступает в современных условиях как эффективное средство сбора и анализа информации о функциональном состоянии, физическом развитии и физической подготовленности школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительный бег на уроках физической культуры

Конспект урока по лёгкой атлетике в 10 классе. Способствует развитию скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции....

Презентация "Оздоровительный бег на уроках физической культуры"

Проектная деятельность, завершающаяся в итоге массовым мероприятием "День бега"...

Физкультурно-оздоровительная работа на уроках физической культуры

Физкультурно – оздоровительная работа является ведущим направлением внеурочной деятельности, так как двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетвор...

Презентация" Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры в школе"

В презентации дается определение аэробики, ее классификация, основные направления и стили оздоровительной аэробики, краткая характеристика классической аэробики, степ-аэробики и фитбол-аэробики. Приво...

Информационная карта инновационного опыта "Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры"

В информационной карте кратко рассказывается о педагогическом опыте использования аэробики в школе....

Информационная карта инновационного опыта "Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры"

В информационной карте кратко рассказывается о педагогическом опыте использования аэробики в школе....

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....