мысли о здоровье
статья по физкультуре на тему

Накусов Сергей Муссаевич

В заметке дается критический взгляд  на положение современного учителя, предлагаются ряд положений по формированию здоровья детей. Кроме того, кратко транслируется личный  опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koncepciya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

О жизни, о здоровье, о себе,  или концепция сердитого учителя

Думая над своей концепцией, поймал вдруг себя на мысли, что  в свете модернизации образования  мои идеи будут нужны кому-либо также, как и хороший аппетит в семье, которая голодает…

На мой взгляд, для того, чтобы у нас росло здоровые поколения Россиян, необходимо создание государственной идеологии здоровья, которая в свою очередь стоит на четырех китах или на четырех колесах, если хотите:

1.Профилактика детских заболеваний; 2.Отношению к  ребенку как к субьекту самостоятельно отвечающему за свое здоровье (времена государственного патернализма и заботы о всеобщем благе прошли) , здесь необходимо отметить, что мы , учителя физической культуры должны требовать от ребенка не выполнения ветхозаветных нормативов, а установок, умений, и навыков в отношении собственного здоровья. И основной задачей предмета «физическая культура» должна стать задача формирования у школьников заботы о своем здоровье. Причем , мы, личным примером должны подтверждать ценность здоровья в современном обществе;  3- необходимо распространение идеологии здорового образа жизни через СМИ (сегодня ситуация обратная: тиражируются образцы для которых ценность здоровья необязательный капитал для успешной жизни).  И наконец, 4-й фактор-это распространение идей и установок на здоровый образ жизни в семье. Последняя не достаточно выполняет функцию подготовки детей к жизни, не обеспечивает необходимого для ребенка уровня здоровья, падают нравственные устои семьи, а воспитание собственных детей передано образовательным учреждениям .

Основные составляющие концепции здоровья учителя

Состояние счастья сильно зависит от той заботы,

которую мы проявляем по отношению к своему телу.

Через гармонию тела проявляется торжество духа.

Ясность ума имеет сугубо физическую основу.

П.С. Брегг.

При написании концепции я прочитал около 30 определений здоровья и так и не решился выбрать соответствующее. Но все же,  наиболее близким мне  по духу является следующее определение:-«ЗДОРОВЬЕ –СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН, ПРОДУКТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ ПЕРИОДОМ ВРЕМЕНИ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫМИ И КУЛЬТУРНЫМИ УСЛОВИЯМИ.

Говоря, о концепции здоровья нужно отметить, что учитель прежде всего должен обладать  биофильной ориентацией(любовью к жизни).Он должен быть «ресурсным»,  иметь  способность к рефлексии, уметь понимать себя и других , отличаться развитой индивидуальностью (не нарциссически а гуманистически развитую),способность к бескорыстию подобно той, о которой говорил Ф.М. Достоевский. Он говорил, что сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, не испытывающая за себя никакого страха, не может найти себе никакого более употребления, как отдать себя всю тем, чтобы и другие были такими же полноправными и счастливыми личностями.

Еще учитель должен быть интеллигентен. Интеллигентность нужна не только самому учителю. Но и окружающим. Дмитрий Сергеевич  Лихачев говорил, что интеллигентность равна нравственному здоровью. Интеллигентность-это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру, к людям. Интеллигентность надо развивать в себе, тренировать, тренировать душевные силы, как тренируют и физические. Для здоровья и долголетия  просто необходима тренировка духовных и душевных сил. Злобная, неадекватная реакция, грубость, непонимание окружающих -это признак духовной и душевной слабости, человеческой неспособности жить  в гармонии с социумом.

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и  красивым. Анна Фрейд говорила, что дети, которых любят, более красивы, они как бы светятся…

Еще одним составляющим мировоззрения учителя является интерес к «другому». Необходима ориентация  на ценности гуманизма: либерализм, секуляризм, интерес к другим культурам, «повернутость» к обществу. В связи с этим хотелось-бы выделить такую черту, как ответственность  , ответственность за происходящее в стране  за каждого ребенка в отдельно взятой школе, за свое будущее. Умение анализировать процессы, происходящие в обществе, например: к чему может привести неэффективная система государственного управления в области здравоохранения и образования с ее архаичностью и тотальной коррумпированностью, или к чему приведет  введение системы платных кружков и спортивных секций? Считаю гражданскую позицию одной из важнейших характеристик  современного учителя. И опять не могу обойтись без цитаты. На этот раз ПетраI:- «совести наши должны быть чисты и тогда Отечество будет безбедно…»!Лозунг «за честную Россию»должен быть не только лозунгом так называемой системной оппозиции, но и каждого гражданина России.

Теперь позволю себе перейти к  идеям, которые пытаюсь транслировать своим воспитанникам.

  1. Гармония тела. (надеюсь на меня не обидятся служители церкви).В средневековье почти все думали и чувствовали одинаково, Социальная среда этого времени ориентировало общественное сознание к аскетизму, следовательно физическое воспитание того времени было отброшено на последнее место. Я пытаюсь донести до своих воспитанников, что сегодня «быть в форме» имеет не только эстетическое, гигиеническое, но и социальное значение. Здоровье и красота неразделимы (мысленно прося их перенестись в древнюю Грецию и Рим).  Более того это вызов среды, здоровье означает жить в современном ритме, быть уверенным в своем теле (что особенно важно для подростков). Часто я говорю им : «чтобы укрепить дух, нужно сначала укрепить тело»…
  2. Сила и торжество духа. Без этих составляющих  нет стержня, нет «духовной культуры» «бездуховные люди ничего не чувствуют, неспособны любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы. Человек без силы духа подвержен сиюминутным наслаждениям, гедонизму, вредным привычкам. Они –люди не духовные-(по выражению того же Лихачева) несчастны, живут скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях…». Очень важно для духовного развития использовать «катарсическое» очищение, посредством произведений искусства, историй из жизни известных спортсменов и др.
  3. Стремление к самообразованию и  самореализации . Напоминаю детям, что сегодня образование в том числе и в области теории физической культуры является «социальным лифтом». Решающая роль в постиндустриальном обществе будет отводится не столько экономическому, сколько символическому капиталу личности, т е. образовательному и культурному капиталу, включающему культурную компетенцию. Потребность в здоровье (здесь нужно вспомнить пирамиду Маслоу) является компонентом высшего уровня потребности в самореализации. Стремление к самореализации А. Маслоу считал ведущим мотивом здорового человека. В развитых европейских странах  важнейшим показателем индивидуального жизненного успеха становится состояние здоровья, которое рассматривается как ключевой ресурс самореализации. Практика поддержания ЗОЖ оказывается приоритетной сферой социальных инноваций.

Завершая основные составляющие здоровья в современном мире  необходимо отметить, что сегодня понятие здоровья приобретает социальный оттенок. Наряду с установками на здоровый образ жизни, важно-на мой взгляд-сформировать у юной личности определенные мировоззренческие позиции. Эти ценности могут заключаться в создании ситуаций, в которых он (ученик) будет чувствовать себя эмоционально включенным, рефлексирующим , чувствующим себя открытым новому  и познанию более полной картины мира. Наша задача заключается в том, чтобы поверить в него, в УЧЕНИКА  со всеми его возможностями, опасениями, ошибками, и бесценным опытом, позволяющим достичь самореализации.

Подводя итог, необходимо отметить, что основу  концепции моего здорового образа жизни составляет не только  двигательная активность, но и (извините за нескромность) духовный потенциал личности. И здесь понятие «ЗДОРОВЬЕ» идентично понятию «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ».

Аспекты личностного здоровья

Индивидуальный  физический аспект здоровья: начну с таких показателей как вес, А.Д. иЧСС. Вес мой остается неизменным-64 кг + - 1кг.уже более 15 лет (с тех пор как пришел из армии). Это связано с особенностью рациона. Мне нравится простая, произрастаемая на территории России пища с большим количеством овощей. 24 часа в сутки, раз в неделю пью только воду. Вообще потребляю много воды. А.Д. немного снижено,110-70 ,  пульс также стабилен уже несколько лет 59 -60 ударов. ЖЕЛ и др.функциональные резервы мне удалось развить еще ребенком. Рано научился плавать, лазать по скалам, и крышам соседей, кататься на коньках, велосипеде и.т.д.  Мы жили в 70 метрах от реки. Уже, будучи школьником, удивлял взрослых ребят долгим пребыванием под водой, выносливостью и ловкостью. Хорошо переношу экстремальные условия (жару, голод, неудобства, правда с возрастом хочется больше комфорта). К практической деятельности и активному отдыху я обычно приступаю летом. Отдыхать я люблю дома, в России. Обычно маршрут мой проходит через Петербург  на Кавказ, в горы, мы собираемся со всех концов страны.  Много ходим пешком.  Где бы мы ни были, изучаем обычаи и традиции местного населения. В последнее время у меня появилось хобби-собирание лекарственных растений и трав. Что-то узнаю из прочитанного, что-то перенимаю у людей, которые давно этим занимаются. Таблетки и пилюли можно забыть! Одним из действенных и приятных способов восстановления после походов, работы в огороде, физического труда  считаю баню.

Психологический аспект позволю себе не комментировать, выше я уже высказывался по данному аспекту, скажу лишь, что по второй специальности педагог-психолог. А наиболее быстрым и эффективными  компонентами восстановления психологических ресурсов, считаю 1) КАТАРСИС-обычно этого удается достичь в тетре, иногда в кино. 2) через экзистенциальную ценности, 3) путем прогрессивной мышечной релаксации. Взаимодействовать с окружающим миром мне помогают навыки, которые я получил в спорте (играл в футбол в команде мастеров), в армии, а также тот опыт социализации, который я получил за 14 лет работы в образовании, ведь школа это маленькая модель общества! Стараюсь развиваться  всеми средствами, только не телевидением, полностью отказался от просмотра телепередач года 4 назад .(не смотрю телевизор! )Основными источниками считаю книжные издания, периодику и интернет, считаю также одним из  лучших средств информации  реакции организма, которые стараюсь не игнорировать.

Социальный компонент помимо вышесказанного заключается в том, что считаю себя доверенным лицом общества, и  здесь мне трудно обойтись без идеализма. Эта категория придает моему «Я» самоуважение, позволяет осознавать себя в членстве в такой социальной группе, как педагогическое сообщество, вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым данному членству. Результат данной принадлежности плачевен - деперсонализация индивидуального сознания. И все же статус учителя - на мой взгляд - дает ощущение причастности к процессам, происходящим в стране (хотя школа одно из консервативных  учреждений), учит меня  добродетелям и дает ощущение радости жизни,  отвечает на многие  вопросы, в том числе и «кто я»?,  поэтому я согласен на некоторые «жертвы». Скажу без ложной скромности: мне нравится работать с детьми, (надеюсь, и им сотрудничать со мной).  Учитель по выражению С.Соловейчика «должен играть роль прекрасного человека». С годами эта  социальная роль становится характером. И еще добавлю:  социальное познание невозможно без воли и свободы.

Духовный компонент ассоциируется у меня с верой. Но я  не рискну рассуждать о преимуществах той или иной религии. Россия – многоконфессиональное государство. Побуждает меня к политкорректности и введение нового предмета. Нескромно говорить о духовности персонифицировано. Могу лишь сказать, что поскольку мы ваятели духовного мира юной личности, следовательно, сами должны обладать духовным потенциалом, широким познанием картины мира во всех ее проявлениях. Духовные способности также можно развивать, и они, в первую очередь, связаны с познанием культуры и творением культуры. Духовные способности-это мои поступки, а поступки (за которые, я, кстати,  несу ответственность), составляют ядро моей личности, мою индивидуальность и идентичность, которую очень легко потерять в нашем быстроменяющемся мире если не обладать (здесь я вернусь к Достоевскому) «сильно развитой личностью».

Если говорить о главном: доказательствах успешности профессиональной деятельности, то нельзя не вернуться к оптимизации образования. Однако могу  сказать: среди моих воспитанников нет курящих (наверняка). Почти все занимаются спортом, большинство из них «заражены» футболом и волейболом, (судя по количеству занимающихся в школьной секции). Мы многого добились у нас кубок префекта по футболу, мы в течении 3-х лет занимаем призовые места в первенстве округа «олимпийские надежды» , девочки наши чемпионки (I м.в ЮЗАО) по мини-футболу и гандболу. Мальчики чемпионы ЮЗАО по «большому футболу». Кроме того отдельные учащиеся ведут листок  спортивных достижений, где отражены  показатели физической подготовленности и физиологического развития. Такие формы как утренняя зарядка , дни здоровья, товарищеские встречи и мн.др. уже прочно вошли в режим детей нашей школы.

P.S. В заключении не могу обойтись без ложки дёгтя:

Условия, в которых находится учитель, вряд ли дают возможность двигаться по пути профессионального развития. Причины:-двухставочная нагрузка,которая влияет на качество работы, огромное количество документации, ненормированный рабочий график, спорадически меняющиеся требования, высокий уровень тревоги в связи с ответственностью за детей,и многое другое. Государственная политика, подогреваемая СМИ в отношении учителей оставляет желать лучшего. Власти  должны понимать, что необходимо способствовать повышению   статуса учителя как материального, так и социального. Учитель очень в этом нуждается. Ему просто необходимо признание общества. Ведь мы доверенные лица общества и, нам очень важно получать обратную связь…

Ф.И.О.

Пед.стаж

возраст

школа

должность

Тел.и @

Накусов  Сергей Муссаевич

14 лет

39 лет

ГБОУ СОШ «Школа Здоровья №521

Учитель физической культуры.

Педагог-психолог.

8-916-518-41-79. emeil: nakus 08@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мыслью и сердцем всегда с тобой, Родина.

В работе рассматриваются исторические факты о Сталинградской битве, а так же участие некоторых выпускников школы №1 имени А.М.Горького в вышеуказанных событиях....

"Язык телодвижений (как читать мысли по жестам)"

Это великолепная книга, написанная Алланом Пизом, известенейшим специалистом в области языка телодвижений. Она приоткрывает завесу тайны над мыслями людей, так как она показывает, как можно понимать м...

Урок-семинар"Мысль народная" и воля истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир".

Урок-семинар проводится после изучения романа Л.Н.Толстого"Война и мир". Цели: обобщить знания учащихся по роману" Война и мир".Учащиеся должны знать содержание романа, понимать проблему национального...

Учебный проект "Из истории философской мысли"

Данный проект является зачётной работой по теме "Из истории философской мысли..."курса "Обществознание". Подготовке и презентации учащимися проекта предшествует лекция учителя с обзором основных этапо...

Презентация "Мудрые мысли о здоровье"

Презентация "Мудрые мысли о здоровье" может быть использована в работе со всеми участниками образовательного процесса....

Проектная работа «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud!)

Проектная работа ШМО иностранных языков МБОУ СОШ № 16 «Мысли! Мысли Вслух!» (Thinking Out Loud) - на основании опыта проведения мероприятий в рамках проекта «МИР ...


 

Комментарии

Маринюк Людмила Георгиевна

Сергей Муссаевич Накусов. спасибо за статью "Мысли о здоровье"! Полностью с вами согласна. Очень понравилось то, что у вас P.S. Это не "ложка дёгтя", а это реалии нашей жизни. И очень хочется, чтобы Государственная политика к предмету "Физическая культура" изменилась не на словах. а на деле!