Основные понятия теории и методики физическойй культуры
статья по физкультуре по теме
В данной статье даны определения основных понятий теории и методики физической культуры, такие как "физическая культура", "спорт", "физические упражнения", "НФО", "двигательная реабилитация", "физическая рекреация" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу о терминологии в области теории физической культуры.
Проблема дефиниции в науке наблюдается в науке практически постоянно. Это обусловлено развитием науки, появлением в ней новых направлений, формированием различных научных концепций и др. Такая ситуация в области теории физической культуры сложилась в середине 20 века с возникновением теории культуры с её новым понятийным аппаратом. Существовавшие термины и понятия потребовали пересмотра. В связи с новой методикой определения структуры физической культуры возникла необходимость разработки нового определения сущности самой физической культуры, а так же разработка определений ряда понятий, таких, как «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «адаптивная физическая культура» и др.
Терминология имеет большое научное, учебное и практическое значение. Она отражает развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывает специфику каждой профессии или области научных знаний. Специалистам в любой сфере профессиональной деятельности необходимо свободное владение терминами и понятиями. Иначе они не смогут вести научные исследования, дискуссии, изучать специальную литературу. В теории физической культуры используются различные понятия, а главным и наиболее общим из них является «физическая культура». В учебно-научной литературе дается множество различных, часто не совпадающих определений. Исходя из современных концепций теории культуры потребностно - деятельного подхода наиболее актуальные определения, на наш взгляд, приведены ниже.
Физическая культура - это вид культуры, специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую её формы и содержание, а так же собственное специфическое функционирование. Её компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Исходя из концепции потребностно – деятельного подхода, можно выделить следующие структурные элементы (части) в системе физической культуры, как вида культуры: непрофессиональное физкультурное образование (НФО), физическая рекреация, спорт, двигательная реабилитация, адаптивная физическая культура.
- Непрофессиональное (неспециальное) физкультурное образование (НФО) представляет собой процесс чаще всего самостоятельного образования (формирования) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а так же образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку от рождения (гребля, гимнастика и др.). Физическая подготовка – вид НФО: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника и др.) Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка гимнаста, пловца, боксера и др.)
- Физическая рекреация (лат. — recreation, — «восстановление — это вид физической культуры: использование физических упражнений, а так же видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой. Она составляет основу массовой физической культуры. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.
- Спорт - это вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов.
- Двигательная реабилитация - вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Это восстановительная деятельность.
- Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности – с одной стороны. А с другой – метод (способ) физического развития человека. «Сквозное» средство всех видов физической культуры.
В данной работе нами рассмотрены основные понятия, используемые в области физической культуры. Они носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, возникают из определений более общих категорий.
Литература.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник.- 4-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2010. С. 5 – 224.
- Федотов Ю.Ф. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник, Издательство: Советский спорт, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Основные понятия теории вероятноятей"
Идея урока родилась при подготовке очередного одинадцатого класса к ЕГЭ по математике. Захотелось все объяснить легко и просто. Научить решать задачи.Для урок была создана презентация и разработана ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-255299-1368814641.jpg)
Решение комбинаторных задач.Основные понятия теории вероятности
Решение комбинаторных задач. Основные понятия теории вероятности...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-255299-1368814641.jpg)
Решение комбинаторных задач.Основные понятия теории вероятности
Решение комбинаторных задач. Основные понятия теории вероятности...
Основные понятия теории и методики физического воспитания
Как показывает практика проведения аттестационных мероприятий среди преподавателей, наиболее частые затруднения вызывают вопросы, касающиеся владения специальным понятийным аппаратом научной области «...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/23/picture-505216-1716469926.jpg)
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/23/picture-505216-1716469926.jpg)
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/23/picture-505216-1716469926.jpg)
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2
Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2...