Основные понятия теории и методики физическойй культуры
статья по физкультуре по теме

Кизиляева Екатерина Юрьевна

В данной статье даны определения основных понятий теории и методики физической культуры, такие как "физическая культура", "спорт", "физические упражнения", "НФО", "двигательная реабилитация", "физическая рекреация" и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_voprosu_o_terminologii__v_oblasti_fizicheskoy_kultury.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о терминологии  в области теории  физической культуры.

Проблема дефиниции в науке наблюдается в науке практически постоянно. Это обусловлено развитием науки, появлением в ней новых направлений, формированием различных научных концепций и др.  Такая ситуация в области теории  физической культуры сложилась в середине 20 века с возникновением теории культуры с её новым понятийным аппаратом. Существовавшие термины и понятия потребовали пересмотра. В связи с новой методикой определения структуры физической культуры возникла необходимость разработки нового определения сущности самой физической культуры, а так же разработка определений ряда понятий, таких, как «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «адаптивная физическая культура» и др.

Терминология имеет большое научное, учебное и практическое значение. Она отражает развитие науки, уровень обобщения практики и раскрывает специфику каждой профессии или области научных знаний. Специалистам в любой сфере профессиональной деятельности необходимо свободное владение терминами и понятиями. Иначе они не смогут  вести научные исследования, дискуссии, изучать специальную литературу. В теории физической культуры используются различные понятия, а главным и наиболее общим из них является «физическая культура». В учебно-научной литературе дается множество различных, часто не совпадающих определений. Исходя из современных концепций теории культуры потребностно - деятельного подхода наиболее актуальные определения, на наш взгляд, приведены ниже.

Физическая культура - это вид культуры, специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей. Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою структуру, отражающую её формы и содержание, а так же собственное специфическое функционирование. Её компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жизнедеятельности.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Исходя из концепции потребностно – деятельного подхода, можно выделить следующие структурные элементы (части) в системе физической культуры, как вида культуры: непрофессиональное физкультурное образование (НФО), физическая рекреация, спорт, двигательная реабилитация, адаптивная физическая культура.

- Непрофессиональное (неспециальное) физкультурное образование (НФО) представляет собой процесс чаще всего самостоятельного образования (формирования) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физических качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а так же образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку от рождения (гребля, гимнастика и др.). Физическая подготовка – вид НФО: процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника и др.) Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка гимнаста, пловца, боксера и др.)

- Физическая рекреация (лат. — recreation, — «восстановление — это вид физической культуры: использование физических упражнений, а так же видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой. Она составляет основу массовой физической культуры. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

- Спорт - это вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанная на использовании физических упражнений и  направленная на достижение наивысших результатов.

- Двигательная реабилитация  - вид физической культуры: целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Это восстановительная деятельность.

- Адаптивная физическая культура  (АФК)  — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Физические упражнения  - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков. Это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности – с одной стороны. А с другой – метод (способ) физического развития человека. «Сквозное» средство всех видов физической культуры.

В данной работе нами рассмотрены основные понятия, используемые в области физической культуры. Они носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, возникают из определений более общих категорий.

Литература.

  1. Курамшин Ю.Ф.  Теория и методика физической культуры: Учебник.-  4-е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2010. С. 5 – 224.
  2. Федотов Ю.Ф. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник, Издательство: Советский спорт, 2004.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Основные понятия теории вероятноятей"

Идея урока родилась при подготовке очередного одинадцатого класса к ЕГЭ по математике. Захотелось все объяснить легко и просто. Научить решать задачи.Для урок была создана презентация и разработана ра...

Решение комбинаторных задач.Основные понятия теории вероятности

Решение комбинаторных задач. Основные понятия теории вероятности...

Решение комбинаторных задач.Основные понятия теории вероятности

Решение комбинаторных задач. Основные понятия теории вероятности...

Основные понятия теории и методики физического воспитания

Как показывает практика проведения аттестационных мероприятий среди преподавателей, наиболее частые затруднения вызывают вопросы, касающиеся владения специальным понятийным аппаратом научной области «...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ2...