Нестандартное спортивное оборудование для физического развития обучающихся
материал по физкультуре по теме

В условиях модернизации образования значительно вырастает роль массовой физической культуры и спорта в деле воспитания: молодого пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает  дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме того, возрастает необходимость усвоение и переработка разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). 

Опыт работы в  школе  полного дня показывает, что одними общеразвивающими упражнениями и легкой атлетикой, на занятиях физкультуры, нельзя достичь высокого физического совершенства учеников. В отсутствии специальных спортивных снарядов (тренажеров), спортивного оборудования в спортзале и на спортплощадках школы, пропадает желание и интерес у детей к занятию спортом и к физкультуре, к уроку. 

Но где взять разные спортивные снаряды, тренажеры и оборудование , цены которых состоят из трех-четырехзначных цифр? Не каждая школа  может иметь такую «роскошь». Таким образом, проявляя свой жизненный опыт и способности, подключая учеников на уроках труда, за 1,5-2 года в школе изготовлены разнообразные, самодельные, нестандартные спортивные снаряды и оборудование как в спортзале, так и на спортгородоке школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakumenko_nestandartnoe_oborudovanie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартное спортивное оборудование для физического развития обучающихся

                                                                                                         Бакуменко В.И учитель

                                                                                                      физической культуры

МОУ СОШ № 16 г. Тамбов

В условиях модернизации образования значительно вырастает роль массовой физической культуры и спорта в деле воспитания: молодого пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает  дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме того, возрастает необходимость усвоение и переработка разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Малоподвижность существенно ухудшает функциональное состояние сердца (работа его становиться неэкономной, менее стабильной), происходит нарушение осанки (сутулости, ассиметрии плеч, крыловидных лопаток, сколиозов), способствует возникновению гипокинезии (плохой координации движения, неподготовленности к самостраховке).

В месте с тем в период обучения    в школе происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные факторы, ухудшающие здоровье, так и на оздоравливающие меры. В частности, систематическая мышечная деятельность усиливает импульсы, несущие сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга (обо всех изменениях), протекающие в организме. Эти сигналы воспринимаются нервными окончаниями

- рецепторами, заложенными в мышцах, сухожилиях, во внутренних органах (интерорецепторах), в органах слуха, зрения и вестибулярного лабиринта (экстерорецепторах). Они являются естественными стимуляторами, активизирующими деятельность всех физиологических систем организма. Рациональное занятие физическими упражнениями на спортивных снарядах не только повышает здоровье школьников, но н развивает такие качества как повышение выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитание волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений, с которыми связаны творческий и высокотфонзводительньш труд ученика на занятиях е школе.

Опыт работы в  школе  полного дня показывает, что одними общеразвивающими упражнениями и легкой атлетикой, на занятиях физкультуры, нельзя достичь высокого физического совершенства учеников. В отсутствии специальных спортивных снарядов (тренажеров), спортивного оборудования в спортзале и на спортплощадках школы, пропадает желание и интерес у детей к занятию спортом и к физкультуре, кате к уроку.

Но где взять разные спортивные снаряды, тренажеры и оборудование , цены которых состоят из трех-четырехзначных цифр? Не каждая школа  может иметь такую «роскошь». Таким образом, проявляя свой жизненный опыт и способности, подключая учеников на уроках труда, за 1,5-2 года в школе изготовлены разнообразные, самодельные, нестандартные спортивные снаряды и оборудование как в спортзале, так и на спортгородоке школы.

Основным назначением этих приспособлений является:

- укрепление здоровья и улучшение физического развития;

- расширение диапазона функциональных возможностей систем организма;

  1. повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
  2. воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.

Основные требования к нестандартному спортивному оборудованию:

  1. обеспечение безопасности учащихся при эксплуатации спортивных снарядов:
  2. установка и уборка спортивного сооружения в максимально короткое время (2-4 мин.)
  3. трудозатраты на сборку и разборку  снаряда малыми силами (4-6 человек, 7-8 лет)
  4. комплектность оборудования  в условиях спортзала;
  5. возможность дозирования нагрузки на обучающихся.

Чередование занятий с общеразвивающими упражнениями на нестандартных спортивных снарядах, положительно выражается в развитии доброты, жизнерадостности, энергичности, собранности и уверенности в себе.

Нестандартные спортивные снаряды в зале:

1. "Рельсы здоровья" - состоит из 5 частей:

  1. одинаковые стальные трубы (ф-бсм., длина-8м.) -2пгт.
  2. фиксирующие деревянные подставки для труб(6рус-10*10см., длина 90см., с ячейками под трубы) -Зпгг.

Для установки спортивного сооружения необходимо 2-Зт мин. и усилие 5-6

учеников (7-8 дет.)

Занятие на спортивном снаряде определено для учеников 1-4 классов.

Упражнения на «Рельсах здоровья».

1.        «Прохождение стоя» с разве денными ногами;

По двум параллельно уложенным трубам, расстояние между ними 70 см., ученики проходят стоя, форма туловища прямой. Имеется 4-5 вариантов выполнения упражнения. Нагрузка регулируется скоростью прохождения, дополнительных движений руками, чередованием различных способов выполнением (на носках, по сигналам, подуприсядь и т.д.)

2.        «Прохождение на четвереньках» (2-3 варианта упражнения)

При выполнении этого упражнения, необходимо обращать внимание учеников на правильное положение тела, постановку ног и движение рук.

3.        «Параллельное прохождение в парах»- передом.

Перед прохождением подбираются пары одного роста, которые при движении шагом, каждый по своей трубе, поддерживают друг-друга и контролируют партнера и себя лично держать тела в правильном положении («осанка»).

4.        «Движение в парах»- боком.

Пары одного роста, двигаются боком лицом друг к другу, приставными шагами, держась за руки, каждый по своей трубе с элементами «Равновесия». Положительные воздействия «Рельсы здоровья»:

  1. вырабатываются координация движения тела;
  2. формируется правильная осанка ученика;
  3. участвуют большие мышечные группы, благодаря чем)? усиливается деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы;
  1. растягиваются икроножные мышцы и сухожилия стопы (предупреждения плоскостопия);
  2. развитие мышц передней и задней поверхности бедра;
  3. укрепляются опорные функции ног, положение таза и позвоночника;
  4. вырабатывается взатшопомощь, собранность, дружба, уверенность в себе.

2. Полоса препятствия в зале: состоит из 6-ти препятствий (барьеров),

сделанных  на уроке труда.

  1. малые барьеры (высота 50см. ширина-1м)- 4шт.
  2. большие барьеры (высота 80 см. ширина-1 м) - 2шт.

Занятие представляет собой ряд физических упражнении, следующих одно за другим е определенной последовательности: перепрыгивание через барьер с одной ноги на другую, пролезание под барьером, стоящий на мате, пролезание в окно больщого барьера и гладкий бег 16-18 метров в обратном направлении. Обучение этим упражнениям проводится вначале изолировано, а по мере овладения учапп-гмися отдельными движениями постепенно пристуш-гть к преодолению всей полосы. При обучении уделить внимание наиболее правильным, рациональным способам преодоления препятствий. Полоса препятствий состоит из 2-х дорожек с целью эстафетного занятия для учеников (1-4 класса)

Система оценки: на время (каждая ошибка + 2 сек)  по баллам- 10 баллов  за 1-е место (каждая ошибка -1 балл.)

Положительное воздействие «Полосы препятствия»

  1. активизирует развитие дыхательную систему;
  2. развивают координацию движения тела;
  3. совершенствует наблюдательность, внимание, восприятие и умственную работоспособность;
  4. способствует укреплению здоровья, уверенность в свои силы, выдержки и дисциплинированности.

3. Спортивный тренажер «Альпинист»

Предназначен для обучения приемам лазания по канату в условиях постепенной нагрузки на учащихся за счет изменения угла наклона скамейки. Состоит из 5-ти осноеных частей:

  1. обычной скамейки (20*5*500 см.) стоящей в зале -1 шт.
  2. металлических насадок с держателям для каната - 2шт.
  3. канат для лазания (гимнастический 6 -ти метровый) -= 1шт.
  4. подвижная тележка (на 4-х подшипниках) с боковыми ограничителями (25*10*70 см)- 1шт.

Тренажер «Альпинист» собирается в течении 2-3 мин. учениками (8-9 лет) в количестве 5-6 чел., устанавливается верхней частью, скобами, за рейку вертикальной лестницы в зале, а нижней, на деревянные подставки для жесткости сооружения. Безопасен во всех отношениях при эксплуатации. Тренажер соответствует принципу обучения перехода «от простого к сложному». Снаряд очень популярен на занятиях по теме «лазание» и оказывает большую помощь учащимся в деле освоения приемов лазания по канату. Увеличивает физические показатели в «лазании в три приема» до 90-100% в классе.

Положительное воздействие «Альпиниста»

  1. способствует условиям овладения приемов лазания:
  2. широкий диапазон нагрузок за счет изменения наклона снаряда:
  3. развитие ловкости и силы обучаемых;
  4. придает уверенность в своих силах, развивает интерес к занятию спортом.

4. Спортивное оборудование «Гимнастическая доска».

Деревянное изделие, выполненные на уроках труда, представляет собой: доска (22*3* 150см.), двух реек для рук и ног (брус 4*4*50см.) закрепленных неподвижно одна у основания доски, вторая от верхней кромки доски 35см., с обратной стороны доски и в конце верхней части закреплен брусок-крючек (6*3*22) для фиксации за решетку лестницы у стены зала.

«Гимнастическая доска» предназначена для развития атлетической гимнастики. Освоение техники большого количества упражнений на доске, в значительной степени обогащает содержание урока, делает его наиболее интересным и увлекательным, предоставляет возможность учащимся использовать «на деле» свою силу, гибкость и координацию. Наиболее популярен, е силу своей доступности, не только на уроках физкультуры, но и е часы утренней гимнастики (до начала занятий е школе), во время физкультминуток (на переменах), в часы спортивных секций е школе. Наибольшим спросом пользуется у школьников среднего звена 5-7 класса.

Выполняемые упражнения на доске:

  1. «Наклон туловища  вперед», сидя на доске, зафиксированные ноги в коленях и в стопе (руки за головой)
  2. {{Подъем ног» (прямых) лежа на доске, (10-12 вариантов)
  3. {{Подъем туловища вперед»  лежа на доске (3-4 варианта)
  4. {{Подъем тяжести»  упражнения в парах с использованием веса партнера сидящего на доске (3-4 варианта)

С помощью доски можно осуществить избирательное (локальное) Бездействие на мышцы детей, позволяет легко дозировать нагрузку за счет изменения количества повторений (мало, много), режима мышечной работы (быстро, медленно), а также выбора варианта исполнения упражнения: (простой, сложный) в зависимости от подготовки и самочувствия учеников. К£юме того, нагрузку можно регулировать дополнительно углом наклона доски к лестнице. Учителя физкультуры, которые намерены использовать данный снаряд, должны обязательно учитывать тип телосложения занимающихся и их физическое состояние при определении задаваемых нагрузок.

Положительные воздействия  «Гимнастическая доска»:

  1. гармоничное и пропорциональное развитие тела;
  2. формирование мышц пояса, спины, бедер, рук;
  3. развитие силы и выносливости, быстроты и ловкости.

4. «Гимнастическое бревно»

Состоит из деревянных сооружений (разборных)

  1. бревно (брус 18*10*500см.) -1шт.
  2. подставка с ножками -2щт.

Сборка спортивного снаряда составляет 2-3 минуты усилиями 5-6 человек (8-9 лет. Высота от пола до верхней части бревна -60 см. При использовании на занятиях безопасен для учащихся (надежно закрепляется.

Выполняемые упражнения:

  1. прелезание через бревно (4-5 вариантов)
  2. равновесие на бревне (6-8 вариантов)
  3. лазание по бревну (3-4 варианта)

Особой популярностью пользуется у девочек (8-10 лет)

Служат для развития вестибулярного аппарата, координации движения,

ловкости, самостраховки.

5. Самодельные «съемные перекладины» -2шт.

Представляют собой сварное сооружение из труб (ф-2,5смю) Г-образной формы с креплением на шведскую лестницу. Позволяет менять высоту перекладины в зависимости от роста и возраста обучаемых. Используется для развития силы, выносливости, формирование строения тела. Популярен у детей старших классов школы.

6, Самодельная (подвесная) «Гимнастическая жердь»=

Состоит из металлической трубы (ф-7см.) длинна 5м.; для безопасности, подвешена на цепь рядом с капотом и для удобства фиксации результатов имеет по длине размешу. В нерабочем состоянии закрепляется вместе с канатом в стороне от игровой площадки. Предназначена жердь, как дополнительный • спортивный снаряд и вместе сданатом обеспечивают упражнения по теме: «Лазание».

7. Самодельные резиновые «Амортизаторы». Из крепежных багажных резинок длинной - 1,5м. (в свободном состоянии) и в растянутом виде длина-2,5м. имеющие на концах, заводского изготовления, крючки делаем спортивный снаряд («тренажер»). 3акренляем прочно к стеной лестнице один конец резинки, а к другому концу (в крючке) приделываем круглую палочку (Ф-1,5см. длина-7см.)   для удобства захвата ладонью и регулируем нагрузку на мышцы плеча, рук, спины - величиной  расстояния от стены (лестницы) до обучаемого.

В зависимости от положения ученика к лестнице, можно осуществить избирательное действие на мышцы обучаемого.

8. Дополнительное спортивное оборудование:

  1. «ходули»- разных размеров в зависимости от возраста -12 пар.
  2. «настольный теннис» и «ракетки»('самодельные)
  3. хоккейные «клюшки»- силами учеников на трудах.
  4. «городки»-5 (биты-8шт.(Ф-Зсм * 100см.) (200*Ф-40мм.)

 Нестандартное спортивное оборудование на спортивном городке (занятие

на воздухе).

9, Полоса препятствий на спортгородоке.(«колесная»).

Сооружение из резиновых колес разных размеров, закопанных частично в землю, в определенных направлениях, обеспечивают не только физическое развитие, но и безопасность здоровья от травм и увечий. Полоса рассчитана на детей начальных классов и обеспечивает у школьников быстроту, выносливость, координацию движения, закаливание организма от простудных заболеваний.

Для учащихся старших классов имеется «дорожка» из более крупных колес и закопанная на удалении друг от друга в соответствии возраста учеников (1метр между колесами) (8-9 класс)

10. «Каскад перекладин» и металлическая «горка».

Сооружения из стальных труб (Ф-3 см) сваренные и вкопанные в землю предназначены для развития оздоровительной, атлетической гимнастики. Доступны для занятий любого возраста и в разное время суток и года. Основное назначение указанного оборудования:

- это укрепление здоровья, закаливание организма школьников и содействие их гармоническому физическому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о "Комплексном мониторинге динамики физического развития обучающихся в ГБОУ СОШ № 1025"

Положение о "Комплексном мониторинге динамики физического развития обучающихся" для 1-11 классов...

Обобщение педагогического опыта"Нестандартное спортивное оборудование в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ"

Обобщение педагогического опыта на тему:"Нестандартное спортивное оборудование в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ"...

Применение нестандартного спортивного оборудования- важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры

Применение нестандартного спортивного оборудования-  важное условие повышения эффективности и качества уроков физкультуры...

Оздоровительная аэробика одно из средств физического развития обучающихся на уроках физической культуры в школе

Оздоровительная аэробика как средство физической культуры. В статье приводится комплекс упражнений по оздоровительной аэробике....

Анализ спортивно – оздоровительной работы и мониторинг физического развития обучающихся за 2021-2022 учебный год

Анализ спортивно – оздоровительной работы и мониторинг физического развития обучающихся за 2021-2022 учебный год...

Анализ спортивно – оздоровительной работы и мониторинг физического развития обучающихся за 2022-2023 учебный год.

Анализ спортивно – оздоровительной работы и мониторинг физического развития обучающихся за 2022-2023 учебный год....