Возрастныеособенности физического воспитания.
статья (физкультура и спорт) на тему

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

Основным средством физических упражнений в школе является физическое воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание

Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание.
 При выборе физических упражнений обязательно учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Важнейшей особенностью детского организма является быстрый рост и качественные изменения всех органов тела. Особенно быстро растут ноги, что изменяет пропорции тела, Происходит довольно быстрый процесс окостенения, но костная ткань еще богата органическими веществами и относительно бедна минеральными солями, в силу чего кости отличаются гибкостью, эластичностью, в скелете еще много хрящевой ткани.
В связи с особенностями развития костной системы в детском возрасте не допускается чрезмерная физическая нагрузка, длительные статические усилия, прыжки с большой высоты и на твердый грунт. Мышцы и связки позвоночника у детей развиты слабо, хрящевые прослойки между позвонками толще, чем у взрослых. К 7 годам выражены все изгибы позвоночника, но фиксация их наступает значительно позже, к 14 – 15 годам.

Позвоночник отличается большой гибкостью, что при неблагоприятных условиях создаёт опасность его деформации. Именно в этом возрасте чаще всего наблюдаются различные искривления позвоночника сколиозы, лордозы, кифозы. Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми веществами

 В 7 – 9 лет мышечная ткань составляет только 27% общего веса тела, а к 18 годам – 40%.Мышцы развиты слабо, особенно спины и живота. Крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие. Для детей младшего школьного возраста характерно быстрое нарастание мышечной массы и при благоприятных условиях развитие мышечной силы. В этот период мышцы детей отличаются низкой работоспособностью. В связи с особенностью мышечной системы не следует допускать длительных статических напряжений, однообразных движений, односторонних нагрузок. Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, правильное чередование нагрузки на различные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры. В младшем школьном возрасте у детей сердце относительно большее, просветы кровеносных сосудов относительно шире, чем у взрослых, а стенки сосудов эластичнее. Пуль чаще, около 90 ударов в минуту. Сердечная мышца слабая, эластичная. Особенности сердечно – сосудистой системы требуют ограничения упражнений с натуживанием, поднятием тяжестей, преодолением сопротивления. Нельзя перед детьми ставить трудные для выполнения задачи, вызывающие большое нервно – мышечное напряжение, учащающее сердцебиение. Обмен веществ у детей происходит быстрее, чем у взрослых. Грудная клетка имеет более округлую форму, а рёбра менее наклонены, что создаёт неблагоприятные условия для глубокого дыхания. Дыхание частое около 20 раз в минуту, поверхностное. Дыхательные пути относительно короче и уже, чем у взрослых. Поэтому детей необходимо обучать глубокому, равномерному дыханию через нос. Выполнение упражнений должно быть согласовано с дыханием. Особенности детского возраста требуют самого большого внимания к формированию правильной осанки, являющейся значительным фактором нормальной жизнедеятельности организма. Дети отличаются большой потребностью в движениях. Если движения разнообразны и чередуются с кратковременным отдыхом, дети долго не утомляются. Координация движений, особенно у младших школьников, развита слабо. В младшем школьном возрасте наблюдаются некоторые различия в физическом развитии мальчиков и девочек. У мальчиков в среднем больше рост и вес, более широкая грудная клетка и большая ЖЕЛ. Мышечная сила мальчиков развита лучше. В связи с этим наблюдаются различия и в двигательном умении. Мальчики быстрее бегают, дальше и выше прыгают, лучше метают, они сильнее и выносливее.

Возрастные особенности 7 – 9  летних:  в этом возрасте происходит постепенное укрепление организма, что положительно сказывается на двигательных возможностях детей. Хотя мышцы ещё не окрепли и  скелет не закончил своего формирования, организм достигает в своём развитии фазы «готовность к обучению». Состояние центральной нервной системы позволяет начать изучение координационно-сложных движений и обеспечивает необходимое совершенство деятельности внутренних органов. Дети 7 – 9 лет отличаются сильным желанием двигаться и играть. В начале их движения не экономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность. Под влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с большими и длительными напряжениями. Это объясняется тем, что сердечно – сосудистая система детей постоянно функционирует с перегрузкой, вызванной большой интенсивностью обменных процессов. Минутный объём крови у детей оказывается больше за счет более высокой частоты сердечных сокращений. Широкое сосудистое русло, большая скорость кровотока и меньшая величина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и ускоряют восстановление. Поэтому дети этого возраста  легко справляются с кратковременными нагрузками переменного характера. Среди особенностей высшей нервной деятельности следует обратить внимание на повышенную возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов. Дети еще не могут длительно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приёмов, и поэтому наиболее пригодным методом здесь является комплексно – игровой, т.е. обучение через игру.

10 – 12 лет. Для детей этого возраста характерно еще большее совершенствование организма. Интенсивное развитие внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в центральной нервной системе. В этот момент происходит энергичное функциональное созревание двигательного аппарата. Одновременно происходят изменения в опорно – двигательном аппарате – укрепляется костная ткань, растут и качественно изменяются мышцы. Все это приводит к  появлению высокого совершенства двигательной координации. Возросшие двигательные возможности детей этого возраста подкрепляются улучшением деятельности сердечно – сосудистой системы. По уровню максимального потребления кислорода. 56 мл кг мин дети двигаются к взрослым 60 мл кг мин. Сердце у детей заметно увеличивается в размере, а у 11 летних девочек даже достигает  своей наибольшей величины. Под влиянием тренировки сердечно – сосудистая система еще более совершенствуется: начиная с 11 лет у занимающихся спортом отмечаются значительно большие размеры сердца. Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной системы, что позволяет лучше справляться с нагрузкой. Внешне дети этого возраста выглядят неутомимыми, но делать отсюда вывод о возможности использования больших нагрузокнельзя. Лучше всего здесь подходят прерывисто – переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на развитие большей выносливости.

Большое значение имеет коррегирующих упражнений, так как под влиянием специальных тренировок у юных спортсменов могут появиться нарушения осанки. Для предупреждения одностороннего развития в занятиях с детьми следует применять упражнения для укрепления мышц. Специально обучать выполнению игровых приемов. В этом возрасте дети еще не могут достаточно долго сосредотачивать внимание, и поэтому нужно чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную формы, проводить обучение по преимуществу целостным методом с большой долей показа и подводящих упражнений.

13 – 15 лет. В отличие от предшествующего, этот период развития характеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно лёгкой решимостью организма. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят сложные внутренние перестройки, связанные с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела в длину, в некоторой дискоординации движений. Довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности. В эти годы завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора, обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Наблюдается начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для изучения техники и тактики игр. Поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приёмов и переключается на решение тактических задач. К концу этого периода функции сердечно – сосудистой системы становятся совершенными: размеры и вес сердца, кислородная ёмкость крови, максимальное потребление кислорода достигают величины, наблюдающейся у взрослых. Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями организма. Поэтому возможности для специального развития выносливости ограничены. Интенсивные нагрузки следует применять с осторожностью и достаточными паузами для восстановления.

При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического характера. Поведение подростков определяется  все в большей мере  длительностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональному стимулу в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению. С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно здесь достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости. Закладываются основы правильной техники и тактики; формируется «спортивный характер». Решение этих задач должно быть главным содержанием учебно – тренировочного процесса.

 

16 – 18 лет. В эти годы в основном завершаются процессы глубоких  функциональных перестроек, и организм всё более приближается к состоянию, характерному для взрослого человека. Почти полностью заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутренних органов и центральной нервной системы. В психике наблюдается устойчивость интересов, способность к отвлеченному мышлению и длительной концентрации внимания. Все это позволяет поставить задачу достижения высоких спортивных результатов и использовать для этого методы, близкие тем, которые применяют в работе со взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozrastnye_osobennosti_fizicheskogo_vospitaniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Основным средством физических упражнений в школе является физическое воспитание. Физические упражнения решают задачи, связанные с формированием двигательных умений учащихся, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание

Движения, применяемые в практической работе по физическому воспитанию в школе, развивают быстроту, ловкость, гибкость, силу, выносливость и укрепляют навыки правильного выполнения таких естественных движений человека, как ходьба, бег, прыжки, равновесие, метание, лазание, плавание.
При выборе физических упражнений обязательно учитываются анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста. Важнейшей особенностью детского организма является быстрый рост и качественные изменения всех органов тела. Особенно быстро растут ноги, что изменяет пропорции тела, Происходит довольно быстрый процесс окостенения, но костная ткань еще богата органическими веществами и относительно бедна минеральными солями, в силу чего кости отличаются гибкостью, эластичностью, в скелете еще много хрящевой ткани.
В связи с особенностями развития костной системы в детском возрасте не допускается чрезмерная физическая нагрузка, длительные статические усилия, прыжки с большой высоты и на твердый грунт. Мышцы и связки позвоночника у детей развиты слабо, хрящевые прослойки между позвонками толще, чем у взрослых. К 7 годам выражены все изгибы позвоночника, но фиксация их наступает значительно позже, к 14 – 15 годам.

Позвоночник отличается большой гибкостью, что при неблагоприятных условиях создаёт опасность его деформации. Именно в этом возрасте чаще всего наблюдаются различные искривления позвоночника сколиозы, лордозы, кифозы. Мышечная ткань детей богата водой и бедна белковыми веществами

 В 7 – 9 лет мышечная ткань составляет только 27% общего веса тела, а к 18 годам – 40%.Мышцы развиты слабо, особенно спины и живота. Крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие. Для детей младшего школьного возраста характерно быстрое нарастание мышечной массы и при благоприятных условиях развитие мышечной силы. В этот период мышцы детей отличаются низкой работоспособностью. В связи с особенностью мышечной системы не следует допускать длительных статических напряжений, однообразных движений, односторонних нагрузок. Необходимо обеспечить пропорциональное развитие, правильное чередование нагрузки на различные мышечные группы. Наряду с упражнениями с большой амплитудой необходимы упражнения на точность, способствующие развитию мелкой мускулатуры. В младшем школьном возрасте у детей сердце относительно большее, просветы кровеносных сосудов относительно шире, чем у взрослых, а стенки сосудов эластичнее. Пуль чаще, около 90 ударов в минуту. Сердечная мышца слабая, эластичная. Особенности сердечно – сосудистой системы требуют ограничения упражнений с натуживанием, поднятием тяжестей, преодолением сопротивления. Нельзя перед детьми ставить трудные для выполнения задачи, вызывающие большое нервно – мышечное напряжение, учащающее сердцебиение. Обмен веществ у детей происходит быстрее, чем у взрослых. Грудная клетка имеет более округлую форму, а рёбра менее наклонены, что создаёт неблагоприятные условия для глубокого дыхания. Дыхание частое около 20 раз в минуту, поверхностное. Дыхательные пути относительно короче и уже, чем у взрослых. Поэтому детей необходимо обучать глубокому, равномерному дыханию через нос. Выполнение упражнений должно быть согласовано с дыханием. Особенности детского возраста требуют самого большого внимания к формированию правильной осанки, являющейся значительным фактором нормальной жизнедеятельности организма. Дети отличаются большой потребностью в движениях. Если движения разнообразны и чередуются с кратковременным отдыхом, дети долго не утомляются. Координация движений, особенно у младших школьников, развита слабо. В младшем школьном возрасте наблюдаются некоторые различия в физическом развитии мальчиков и девочек. У мальчиков в среднем больше рост и вес, более широкая грудная клетка и большая ЖЕЛ. Мышечная сила мальчиков развита лучше. В связи с этим наблюдаются различия и в двигательном умении. Мальчики быстрее бегают, дальше и выше прыгают, лучше метают, они сильнее и выносливее.

Возрастные особенности 7 – 9  летних:  в этом возрасте происходит постепенное укрепление организма, что положительно сказывается на двигательных возможностях детей. Хотя мышцы ещё не окрепли и  скелет не закончил своего формирования, организм достигает в своём развитии фазы «готовность к обучению». Состояние центральной нервной системы позволяет начать изучение координационно-сложных движений и обеспечивает необходимое совершенство деятельности внутренних органов. Дети 7 – 9 лет отличаются сильным желанием двигаться и играть. В начале их движения не экономичны, но постепенно они приобретают ловкость и точность. Под влиянием физической нагрузки дети быстро устают и не справляются с большими и длительными напряжениями. Это объясняется тем, что сердечно – сосудистая система детей постоянно функционирует с перегрузкой, вызванной большой интенсивностью обменных процессов. Минутный объём крови у детей оказывается больше за счет более высокой частоты сердечных сокращений. Широкое сосудистое русло, большая скорость кровотока и меньшая величина давления обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и ускоряют восстановление. Поэтому дети этого возраста  легко справляются с кратковременными нагрузками переменного характера. Среди особенностей высшей нервной деятельности следует обратить внимание на повышенную возбудимость и быструю истощаемость силы нервных процессов. Дети еще не могут длительно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приёмов, и поэтому наиболее пригодным методом здесь является комплексно – игровой, т.е. обучение через игру.

10 – 12 лет. Для детей этого возраста характерно еще большее совершенствование организма. Интенсивное развитие внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в центральной нервной системе. В этот момент происходит энергичное функциональное созревание двигательного аппарата. Одновременно происходят изменения в опорно – двигательном аппарате – укрепляется костная ткань, растут и качественно изменяются мышцы. Все это приводит к  появлению высокого совершенства двигательной координации. Возросшие двигательные возможности детей этого возраста подкрепляются улучшением деятельности сердечно – сосудистой системы. По уровню максимального потребления кислорода. 56 мл кг мин дети двигаются к взрослым 60 мл кг мин. Сердце у детей заметно увеличивается в размере, а у 11 летних девочек даже достигает  своей наибольшей величины. Под влиянием тренировки сердечно – сосудистая система еще более совершенствуется: начиная с 11 лет у занимающихся спортом отмечаются значительно большие размеры сердца. Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной системы, что позволяет лучше справляться с нагрузкой. Внешне дети этого возраста выглядят неутомимыми, но делать отсюда вывод о возможности использования больших нагрузок нельзя. Лучше всего здесь подходят прерывисто – переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на развитие большей выносливости.

Большое значение имеет коррегирующих упражнений, так как под влиянием специальных тренировок у юных спортсменов могут появиться нарушения осанки. Для предупреждения одностороннего развития в занятиях с детьми следует применять упражнения для укрепления мышц. Специально обучать выполнению игровых приемов. В этом возрасте дети еще не могут достаточно долго сосредотачивать внимание, и поэтому нужно чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную формы, проводить обучение по преимуществу целостным методом с большой долей показа и подводящих упражнений.

13 – 15 лет. В отличие от предшествующего, этот период развития характеризуются некоторой функциональной неустойчивостью и сравнительно лёгкой решимостью организма. Это объясняется тем, что в этом возрасте происходят сложные внутренние перестройки, связанные с переходом от детства к юности. Внешне эти преобразования проявляются в резком ускорении роста тела в длину, в некоторой дискоординации движений. Довольно быстрой утомляемости, неуравновешенности. В эти годы завершается функциональное созревание мышц и начинается бурное развитие мышечной силы. В центральной нервной системе ослабляются процессы иррадиации, и усиливается способность к дифференцировке. Значительно совершенствуются функции двигательного анализатора, обостряется мышечное чувство и уточняется управление движениями. Наблюдается начало автоматизации двигательных навыков, что имеет важное значение для изучения техники и тактики игр. Поскольку сознание играющих освобождается от постоянного контроля за выполнением приёмов и переключается на решение тактических задач. К концу этого периода функции сердечно – сосудистой системы становятся совершенными: размеры и вес сердца, кислородная ёмкость крови, максимальное потребление кислорода достигают величины, наблюдающейся у взрослых. Вместе с тем еще нет полного согласования между двигательными и вегетативными функциями организма. Поэтому возможности для специального развития выносливости ограничены. Интенсивные нагрузки следует применять с осторожностью и достаточными паузами для восстановления.

При развитии силы более предпочтительны упражнения динамического характера. Поведение подростков определяется  все в большей мере  длительностью второй сигнальной системы. На смену чисто эмоциональному стимулу в обучении приходит сознательное волевое усилие. Простое копирование уступает место продуманному усвоению. С точки зрения спортивной подготовки этот возраст является решающим. Именно здесь достигается наибольший прирост в развитии быстроты, силы, ловкости. Закладываются основы правильной техники и тактики; формируется «спортивный характер». Решение этих задач должно быть главным содержанием учебно – тренировочного процесса.

16 – 18 лет. В эти годы в основном завершаются процессы глубоких  функциональных перестроек, и организм всё более приближается к состоянию, характерному для взрослого человека. Почти полностью заканчивается анатомическое и функциональное развитие внутренних органов и центральной нервной системы. В психике наблюдается устойчивость интересов, способность к отвлеченному мышлению и длительной концентрации внимания. Все это позволяет поставить задачу достижения высоких спортивных результатов и использовать для этого методы, близкие тем, которые применяют в работе со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Статья "Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса" (Дарижапов М.Д., руководитель физического воспитания ГБПОУ БКТиС), 2022 г.

Исследованы возможности физической культуры в воспитании патриотизма у студентов ГБПОУ «БКТиС», определены эффективные формы патриотического воспитания с использованием средств физической ...