Личностно-ориентированный подход при формировании личности посредством занятий физической культурой и спортом
статья по физкультуре по теме

Моя педагогическая концепция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannyy_podhod.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход при формировании личности посредством занятий физической культурой и

спортом.

Концепция учителя физической культуры МОУ СОШ №38

Стоякиной Наталии Михайловны

Моя педагогическая концепция.

Педагогическая концепция каждого учителя - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Сегодня нам, нашей стране нужны физически, морально здоровые, с нравственными устоями личности, которые смогут ставить цели и достигать их.

Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. .Моя концепция основывается на личностно- ориентированном подходе к детям. Ведь каждый из них - это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными.

Перед собой я поставила следующие цели:

анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время;

  1. создание комфортной образовательной среды на основе личностно- ориентированного подхода к работе с учащимися;
  2. создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей;

и задачи:

  1. Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся 1,5,7 и 9 классов школы, участвующих в эксперименте по здоровьесберегающим технологиям.
  2. Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.
  3. Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
  4. Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
  5. Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.
  6. Создание методической копилки инноваций педагогов школы по здоровьесберегающим технологиям.

Система моей работы строится на следующих принципах:

  1. Организация системы медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников, динамики текущей и хронической заболеваемости.
  2. Осуществление контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся.
  3. Создание системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса.
  4. Развитие службы психологической помощи учителям и учащимся по преодолению стрессов, тревожности, содействующей гуманизации подходов к каждому ученику, формированию доброжелательных и справедливых отношений в коллективе.
  5. Контроль за питанием учащихся в школе.
  6. Внедрение мероприятий, направленных на укрепление здоровья школьников, создание условий для их гармоничного развития формирование физической культуры, увеличение двигательной активности учащихся на уроке, систематическая работа с родителями по организации здорового образа жизни:
  7. Учитывать:

-Право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня обучения.

  1. Оптимизация процесса обучения.
  2. Наличие постоянной обратной связи в системе "учитель - ученик".

  1. Доверие и взаимопомощь между обучаемыми и учителем.
  2. Постоянная коррекционно-развивающая работа по укреплению здоровья детей и ликвидации (компенсации) отставания в обучении.

Рассматривая некоторые из этих направлений деятельности подробнее, следует отметить следующее:

Организация мониторинга включает в себя комплекс диагностических мероприятий по изучению состояния здоровья детей, количественной и качественной характеристике контингента школы, выявлению факторов риска, состояния учебной и внеучебной нагрузки, уровня образования в области здоровья.

Как правило, обследование по выбранным параметрам проводится в начале и в конце учебного года. Отслеживаются следующие параметры: -особенности физического здоровья; -диагностика заболеваний, имеющихся у учащихся; -анализ пропусков учебных дней по болезни;

-диагностика нарушений осанки, зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие;

-наблюдение за состоянием детей, состоящих на диспансерном учете; -оценка организаций учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели;

-состояние психического здоровья по поведенческим реакциям и оценке напряженности;

-изучение эмоционального состояния ребенка, настроения в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми;

-субъективная оценка состояния учащихся; -динамика школьной мотивации; -динамика режима дня учащихся;

Мониторинг проводится совместно с фельдшером, врачами детской поликлиники, психологом. Первичный мониторинг и анализ полученной в его результате информации позволяет мне создать банк данных по заболеваемости учащихся и составить комплексную систему мер для изменения ситуации в лучшую сторону.

В сотрудничестве с психологом, с целью психолого-педагогической диагностики, применяю разнообразные методики, в частности: "Мой портрет" - изучение отношений со сверстниками в школе, на улице, с учителями. Методика "На улице", "В школе" - изучение поведения в определённой ситуации, целенаправленности деятельности. Методика " Дом, дерево, человек" и т.д.

На первом этапе своей работы по программе в школе мониторинг начинаю с динамического изучения состояния здоровья учащихся 1-х классов, т.к. ожидаемые результаты работы по созданию здоровьесберегающего пространства ярче всего покажут себя поэтапно по мере взросления младших школьников.

Я считаю, что неотъемлемой частью оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на охрану жизни детей и достижение гигиенического благополучия внутришкольной среды как наиболее управляемого фактора формирования здоровья школьников.

С этой целью всегда выполняются требования СанПиНов, разумно организуется режим жизнедеятельности учащихся. Составляется комплекс мероприятий по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития заболеваний, улучшение организации питания, эстетизация школьной среды.

Хочу также остановиться еще на одном из направлений моей работы по профилактике заболеваний позвоночника и формированию осанки на уроках лечебной физкультуры (ЛФК).

Осанка.

Понятие «осанка» имеет много толкований. В специальных медицинских руководствах осанка характеризуется в различных вариациях. По определению профессора В.К.Добровольского, осанка - это «привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения». Осанка человека является одной из характеристик его физического развития, аккумулирует в себе не только антропометрическую часть физического развития, но и биомеханическую составляющую физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятиями гармонии теля и человеческой этикой, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенческих навыков и самоконтроля.

Лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура направлена на профилактику нарушений осанки - длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных школьников осуществляется на занятиях и т.д.; у школьников - на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

- обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

  1. укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
  2. нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
  3. осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и трестировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа.

Средства и формы ЛФК.

Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезо-терапия; дополнительным — лечение положением.

Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять

упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов — на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступен и дошкольникам — при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы — модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

Физические упражнения.

Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп — с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно симметричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и. п. лежа на спине, рука за головой — согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и. п. лежа на животе — приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища — припод нимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей. К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников — на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

  1. обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
  2. укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
  3. нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
  4. осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Особое внимание в своей работе я уделяю:

поиску творческих приемов совершенствования навыков базовых двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры;

  1. формированию навыков и умений в выполнении физических упражнений на основе широкого использования подвижных игр;
  2. расширению границ двигательной активности школьников за счет использования подвижных игр;
  3. активизации и совершенствованию основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников.

Практическая значимость моей деятельности состоит в переосмыслении имеющегося арсенала индивидуальных и дифференцированных работ на уроках физической культуры, наполнение их новым содержанием в: .

  1. диагностике заболеваний, имеющихся у учащихся;
  2. анализе пропусков учебных дней по болезни;
  3. диагностике нарушений осанки, зрения, хронические заболевания, сколиоз, плоскостопие;
  4. наблюдении за состоянием детей, состоящих на диспансерном учете;
  5. оценке организаций учебного процесса, учебной и внеучебной нагрузки, режима в течение дня, недели;
  6. состояние психического здоровья по поведенческим реакциям и оценке напряженности;
  7. изучении эмоционального состояния ребенка, настроения в отношениях со сверстниками и взрослыми людьми;
  8. субъективной оценки состояния учащихся;
  9. динамике школьной мотивации;
  10. динамике режима дня учащихся.

Я, как учитель физической культуры, активно внедряю на своих уроках здоровьесберегающие технологии, используя личностно-ориентированный подход, учитывая группу здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, на уроках учащиеся работают по отделениям, каждое из которых соответствует определенной группе здоровья, а, значит, при выполнении заданий ученики получают дозированную нагрузку.

На уроках физической культуры школьники самостоятельно осуществляют контроль за своим пульсом, обучаясь, таким образом, прислушиваться к своему организму. На уроке должны активно работать и временно освобожденные от занятий по состоянию здоровья учащиеся, оценивая выполнение одноклассниками заданий учителя.(Приложение 1,2,3) В своей работе я придерживаюсь следующих основных направлений здоровьесберегающей деятельности, а также механизмов их реализации:

  1. Уменьшение влияния факторов внешней среды, способных оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические, социальные и т.п.);
  2. Нормализация факторов школьной среды - состояния школьных зданий, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований санитарных правил и норм;
  3. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, с учетом его психологического и физиологического воздействия на организм учащихся;
  4. Рациональная организация физического воспитания и физкультурно- оздоровительной работы - двигательной активности учащихся, включающая предусмотренные программой уроки физкультуры, динамические перемены и активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу. Для реализации данного направления в нашей школе особое внимание уделяется проведению физкультминуток во время учебного процесса.
  5. Система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Физкультурные минуты.

Эти занятия проводятся в классе во время уроков, за 10—20 мин до их окончания.

Физкультурные минуты — эффективное средство снижения утомления и повышения умственной работоспособности учащихся на уроках. Кроме того, они благоприятно влияют на организм ребенка и являются действенным средством профилактики нарушений осанки и деформаций в строении тела.

В течение учебного дня постепенно нарастает утомление школьников и снижаются их внимание, работоспособность, увеличивается число ошибок при выполнении заданий. Длительное сидение за партой вызывает утомление мышц спины, шеи, ног. Утомившись, школьник опускает плечи и голову, перекашивает туловище влево или вправо. Все это отрицательно влияет на формирование правильной осанки ребенка.

Исследованиями М.В. Антроповой установлено, что проведение физкультурных минут на всех уроках в начальных классах значительно повышает умственную работоспособность школьников. Проведение этих мероприятий следует практиковать и в средних классах.

В комплексы физкультурных минут включают простые, удобные для выполнения в классе упражнения. Они должны способствовать активному отдыху тех групп мышц и частей тела, которые утомляются от однообразной позы сидения за партой.

Эффективными в этом отношении являются упражнения в потягивании, выпрямлении и прогибании позвоночника, расправлении грудной клетки. От длительного сидения возникают застойные явления в ногах, областях таза и живота. С целью устранения этого рекомендуется выполнять упражнения для ног. Такие упражнения улучшают кровообращение, дыхание, повышают умственную работоспособность, положительно влияют на эмоциональное состояние учащихся.

По моему мнению, без выполнения этого обязательного комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...

Статья "Влияние занятий Физической Культурой и Спортом на формирование положительных качеств личности."

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой....

формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом

формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом...

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов"

Важной составляющей сохранения здоровья людей является физическая активность. Она влияет на деятельность, ценностные ориентации поведения, физическое, психологическое, социальное состояние общества в ...