ОФП 7-17 лет
рабочая программа по физкультуре по теме

Согласно современным научным взглядам на проблему физического воспитания детей и молодежи,происходит процесс переориентации от полученных только знаний и умений к духовному и физическому развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по ОФП370.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

2

Пояснительная записка

            Согласно современным научным взглядам на проблему физического воспитания детей и молодежи, происходит процесс переориентации от полученных только знаний и умений к духовному и физическому развитию личности, к её самоопределению в социуме; от усвоения готовых образцов к получению физкультурного образования, именно овладение физической культурой как естественным видом деятельности человека и как результатом физического воспитания детей с мотивацией на выбор физкультурно-спортивной деятельности.

     В основу  программы    дополнительного    образования   «Общая   физическая     подготовка»   вошли   основные  разделы программы по физической культуре общеобразовательной школы. Программа рекомендуется для дополнительных занятий с детьми 7-17 лет образовательных учреждений всех типов и видов. 

    Обучение занимающихся  по     программе  « Общая   физическая     подготовка»

осуществляется  в трех возрастных этапах:                                                          

                                           1 этап  - занимающиеся     7-10 лет,

                                           2 этап  -  занимающиеся  11-14 лет,

                                 3 этап  -  занимающиеся  14-17 лет.

          Для     реализации    данной   программы     педагог   дополнительного   образования  

подбирает учебный материал в  соответствии с возрастно-половыми особенностями  занимающихся, материально-технической оснащенностью и методическим обеспечением учебного процесса. Содержание учебного материала определяется в соответствии с учебными, оздоровительными и воспитательными целями занятий.

        Занятия  проводятся три раза в неделю по 2 академических часа.

        1.  Цель программы:

содействие всестороннему развитию личности занимающихся посредством освоения ими основ физкультурного образования с общеразвивающей направленностью, с обеспечением  прав и возможностей учащихся по удовлетворению их потребностей в двигательной деятельности.  

            Задачи.   Программа направлена  на   решение    основных задач       физического воспитания:  

    -    формирование        целостного      представления    о    духовном     и       физическом                    

          развитии   человека в социуме;      

    -     развитие   физических качества и способностей занимающихся;  

    -    формирование знаний о физкультурной деятельности, её  культурно- исторических,                

          психолого-педагогических  и  медико-биологических  основах;

  -    совершенствование  навыков   в  базовых  двигательных  действиях,  формирование

  умений    их      интегрированного   использования    в  игровой,    соревновательной

         деятельности  и   в     самостоятельных         занятиях   физическими  упражнениями;

 -     приобретение знаний и умений в выполнении физических упражнений, связанных      

       с  укреплением  здоровья  и  профилактикой  утомления, коррекцией  телосложения

       и формированием  правильной осанки;  

   -     расширение   функциональных  возможностей  систем   организма,    повышение его  

         адаптивных свойств  посредством  направленного    развития основных  физических  

         качеств и способностей;

   -    формирование прикладных умений и навыков  для     организации  досуговой

         деятельности;

 3

 -    содействие воспитанию личностных качеств:  силы воли, смелости,    настойчивости,

      дисциплинированности,  самостоятельности,     чувства  ответственности и т.д.;            

   -     привитие организаторских навыков. 

2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

УЧЕБНЫЙ    ПЛАН

для занимающихся 7-17 лет

№№

 п.п.

Содержание занятий

1 этап

2 этап

3 этап

  1.

Основы знаний

16

16

14

 2.

ОФП и СФП из них:

ОФП

СФП

220

160

60

210

120

90

200

80

120

3.

Контрольные  испытания

40

50

62

 

 

ВСЕГО:        

276

276

276

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЭТАПАМ

1 этап программы

для занимающихся 7-10 лет

 Цель 1 этапа  программы:

            мотивация     воспитанников   младшего   возраста    к занятиям   общефизической  

            подготовкой    для     укрепления     здоровья   и    улучшения    работоспособности.

Задачи  1 этапа  программы:  

  1. освоение занимающимися физических упражнений из разделов   государственной программы по физической культуре. Изучение технических элементов   легкой атлетики, волейбола, баскетбола, гимнастики, настольного тенниса, лыжной подготовки   и т.д.;
  2. улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
  3. развитие координационных способностей,  движения во времени,   пространстве. Дифференцирование временных и силовых параметров  движений (равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве). Развитие  кондиционных способностей (выносливости, гибкости, скоростных, скоростно-силовых качеств);
  4. формирование представлений об основных видах спорта, использовании спортивного оборудования и инвентаря;
  5. соблюдение правил техники безопасности во время занятий и на соревнованиях;
  6. воспитание личностных качеств в процессе занятий физическими упражнениями: дисциплинированности, доброжелательного отношения, к товарищам, честности,

     отзывчивости, смелости во время выполнения  физических  упражнений,      

     содействие  развитию психических процессов в ходе двигательной активности. 

4

ПРИМЕРНЫЙ

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН  1 этапа

для занимающихся 7-10 лет

№№

 п.п.

Содержание занятий

Теория

Практика

Всего часов

  1.

 Основы знаний:

16

 

16

       -

       -

       

 

       

-

       -

       -

       

       -

       

История физической культуры.

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Самоконтроль.

Правила техники безопасности на занятиях  

Физические качества и их связь с общим  

развитием, предупреждение травм.

Правила соревнований 

2

2

2

4

       4

2

 2.

        -

        -

ОФП и СФП из них:

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

 

220

160

60

220

3.

Контрольные  испытания

 

40

40

 

Контрольные упражнения

Тестирование

Участие в соревнованиях

Инструкторская и судейская практика

 

 

8

8

24

       -

 

 

 

        ВСЕГО:

 16

260

276

                                         1 ЭТАП ПРОГРАММЫ

для занимающихся   7-10 лет

              На первом этапе программы уделяется внимание формированию  знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использованию их в свободное время на основе формирования интересов к определенным  видам двигательной активности и выявления предрасположенности   к тем или иным видам спорта,

             На этом этапе начинается обучение технике различных видов спорта. Уделяется  внимание развитию основных физических качеств: координационных, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости.

5

1 раздел.   ОСНОВЫ ЗНАНИЙ. 

            Здоровье и физическое развитие человека. Строение человека.   Положение тела в пространстве (стойки, седы, висы, упоры). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические). Работа  органов дыхания, сердечно-сосудистой системы. Роль зрения, слуха при движениях и передвижениях. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Значение напряжения и расслабления мышц. Правила формирования осанки. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.  Приемы   измерения  пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Понятия о спортивном оборудовании, инвентаре. Правила поведения занимающихся. Техника безопасности   на занятиях и на соревнованиях. (См. инструкции №1 в приложении). Правила соревнований.

2 раздел.        ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

Гимнастика.     Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три.

Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, скакалками, гимнастическими палками).   

              Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.   

Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед. Кувырок назад. Стойка на лопатках.   «Мост». Поворот с «моста». Стойка на руках. Переворот в сторону.

Легкая атлетика. Ходьба обычная и с изменением положений рук, туловища, ног. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Бег в колонну по два,  по три человека. Беговые упражнения. Высокий   и низкий старт. Стартовый разгон. Бег на короткие дистанции 10,15,...,30, 60 м.   Медленный бег до 10 минут. Кросс  300-500-1000 м. Эстафетный бег.

Метания.    Метание  теннисного мяча в  цель  и на  дальность с места,  с  3-х шагов разбега на дальность.

 Прыжковые упражнения. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту  с прямого разбега, способом «перешагивание». Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места,  с высоты. Прыжки со скакалкой.    

Преодоление  полосы из 5-6 препятствий с помощью прыжков и бега.

Подвижные игры. Игры на внимание: «Запрещенное движение», «Что изменилось», «Отгадай, чей голосок», «Совушка».

Игры с элементами бега: «Караси и щука»», «Шишки, желуди, орехи», «Салки», «Вызов номеров», «Два мороза», линейная эстафета,  «Третий лишний», «Перебежка с выручкой»,   «Бег командами», «Ловля парами».

Игры с прыжками: «Удочка», «Прыжки по полоскам», «Волк во рву», «Через кочки и пенечки».

Игры с метанием, передачей  и ловлей мяча: «Не давай мяча водящему»,

«Охотники и утки», «Попади в мяч», «Перестрелка», «Мяч – среднему»

Игры с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната».

         6

Спортивные игры:

Настольный теннис. Правила игры. Стойка игрока. Продвижение шагами, выпадами, прыжками, способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа слева. Разновидности ударов: нападающие и защитные, по прямой и косые, короткие и средние, длинные, с низким, средним, высоким отскоком, быстрые, средней силы, медленные. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника. Выбор позиции. Игра на счет.  

Футбол. Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой: удар носком, внутренней стороной стопы, удары после остановки, ведения, удары по мячу серединой, внутренней и внешней частью подъема, удары на точность, удары с места по катящемуся мячу, удары по мячу головой.  Остановка  катящегося  мяча  подошвой  и  внутренней  стороной  стопы. Остановка опускающегося мяча внутренней и   внешней стороной, серединой подъема, бедром. Вбрасывание мяча из-за боковой линии.   Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча, меняя направление. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Финты. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мяча.   Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка.   Участие в соревнованиях с другими группами.  

Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача  мяча  двумя  руками  от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в

движении.    Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой.   Ловля и передача мяча двумя   руками. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении. Борьба за мяч.   Выбор места. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите -  личная   система защиты.  

Мини-волейбол. Правила игры. Перемещения из стойки. Перемещения по площадке. Броски, ловля мяча двумя руками. Передача мяча сверху  и снизу двумя руками, одной рукой.   Подачи мяча сверху, снизу.    Тактические действия в  нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры. Участие в соревнованиях с другими группами.  

Лыжная подготовка.  Построение, основные команды. Переноска лыж. Передвижение на лыжах. Ступающий шаг. Скользящий шаг.   Попеременный двухшажный.  Подъем на лыжах ступающим шагом, «лесенкой», «елочкой» и «полуелочкой». Прямой и косой спуск. Спуск в высокой стойке и низкой стойке.   Поворот переступанием.  Группировка при падении на лыжах. Ходьба на лыжах 2 км. Соревнования. (Лыжные гонки на 1 км.). 

 

                                         СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА                       

Упражнения для развития координационных способностей: разнообразные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с большими и малыми мячами), сочетание движений ног, туловища с одноименным и разноименным движением рук. Прыжки через скакалку и т. д. Для формирования осанки ходьба с предметами на голове.  

Упражнения   для    развития    скоростных способностей.  По зрительному  сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5.10.15…..30м. Рывки с изменением исходных положений: стойка   лицом, спиной, боком к стартовой линии; сидя, лежа на

7

спине; то же, но перемещение приставными шагами. Стартовые рывки с мячом, без мяча, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за катящимся или летящим мячом и т.д. Бег с остановкой и резким изменением направления движения. Челночный бег 5х5 м, 3х10 м  и т.д.  Отрезки   пробегаются лицом вперед, спиной вперед, приставными шагами. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного, звукового сигналов и т.д.

Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: прыжки на заданную длину по ориентирам. Метания мяча. Броски набивного мяча о груди  от головы, из-за головы, снизу и т.д. 

Упражнения на преодоление собственного веса. Выполнение упражнений  для укрепления и коррекции мышечного корсета. Для мышц верхнего плечевого пояса: мальчики - сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание из виса на перекладине; девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке, на полу и т.д.  Продвижение вперед в упоре лежа 3-5 м.  Для мышц туловища - упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в т.ч. в парах). Для мышц нижних конечностей - приседания на одной или двух ногах, для мышц голени - поднимание и опускание на передней части стопы, то же, стоя на возвышенности. Лазание по канату, висы, упоры, упражнения в равновесии.

Упражнения для развития выносливости. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с ускорениями.   Кросс   по   слабопересеченной

местности   до 6-8 минут. Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м с уменьшающимся интервалом отдыха.

 Упражнения для развития гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения на гимнастической стенке, упражнения с палкой, с набивными мячами. Упражнения  в парах.

 Требования к занимающимся, прошедшим 1 - ый этап обучения.

        В результате освоения учебного материала 1 этапа программы, занимающиеся должны достигнуть следующего уровня развития:

Знать и иметь представление:

  1. об особенностях зарождения физической культуры, истории первых олимпийских игр;
  2. о способах и особенностях движений и передвижений человека;
  3. о работе скелетных мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений. О способах простейшего контроля над деятельностью этих систем;
  4. о физических качествах и общих правилах их тестирования;
  5. об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, о профилактике нарушения осанки;    
  6. о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах их предупреждения;
  7. о правилах спортивных игр.        

8

Уметь.

  1.          Правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бегать до 60м по дорожке стадиона, бегать в равномерном темпе от 7 до 10мин., стартовать из различных исходных положений, преодолевать с помощью прыжков и бега полосу из 5-6 препятствий, прыгать в высоту с прямого и бокового разбега.
  2.         Метать небольшие предметы и мячи на дальность с места и с 1-3 шагов разбега   правой и левой рукой. Метать малый мяч в цель с расстояния 10м.
  3.          Ходить, бегать, прыгать с изменением длины, частоты, ритма.  Принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов, с предметами с соблюдением правильной осанки.  Лазать по  гимнастической стенке, канату.
  4.        Слитно выполнять  кувырок вперед, назад. Стойку па лопатках.
  5.        Прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперед, назад.  Выполнять бег с вращением скакалки вперед.
  6.        Уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Уметь ловить, вести, бросать мяч в процессе соответственно подобранных подвижных игр. Уметь  выполнять  передачи мяча на расстояние до 5 метров.  Играть в одну из  спортивных игр, предложенных программой, по упрощенным правилам.
  7.         Соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы. Быть дисциплинированными, честными, активными во время проведения игр и выполнения других заданий.
  8.         Стремиться показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических качеств (см. приложение № 3),   общей и специальной физической подготовки по одному или нескольким видам спорта  (см. приложение № 2).

3 раздел.   КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

           Для  контроля за ходом учебно-воспитательного процесса   используются контрольные упражнения, которые выполняются по  мере овладения навыками обучающимися, для коррекции содержания и логики поэтапного освоения занимающимися учебного материала. Воспитанники, занимающиеся в группах дополнительного образования, после окончания учебного года, учитывая индивидуальные возможности, должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности и  стремиться показывать результаты не ниже среднего уровня.    (Приложение № 2).                

            В октябре и апреле месяце для занимающихся проводится контрольное тестирование по общей физической подготовке.  Воспитанники  должны иметь прирост показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты не ниже среднего уровня. ( Приложение №3).             

  Результаты  контрольных испытаний фиксируются в специальных протоколах (см. приложение № 4).

  Занимающиеся по мере освоения учебного материала могут принимать участие в школьных соревнованиях по общей физической подготовке,   подвижным  играм.

 

9

2 этап программы  

для занимающихся 11-14 лет

 Цель  программы  2 этапа -  привлечение воспитанников среднего школьного возраста к занятиям    общефизической    подготовкой     для       укрепления      здоровья     и        улучшения работоспособности,  формирования адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.    

 

 Задачи программы 2 этапа:  

  1. дальнейшее освоение занимающимися физических упражнений из разделов   государственной программы по физической культуре,   углубленное изучение техники   легкой атлетики, волейбола, баскетбола, гимнастики, настольного тенниса, лыжной подготовки  и т.д.
  2. содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;          
  3. дальнейшее формирование   знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими  упражнениями на основные системы организма;
  4.  дальнейшее развитие координационных способностей  движения во времени   и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров  движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости и гибкости, силы).
  5. углубление представления   об основных видах спорта, соревнованиях, спортивном оборудовании и инвентаре.
  6. соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  7. воспитание личностных качеств в процессе занятий физическими упражнениями: дисциплинированности, инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, чувства ответственности. Содействие регулированию психических процессов и обучение основам   саморегуляции в ходе двигательной активности.
  8.  формирование адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.
  9. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранным видом спорта в свободное время;
  10. формирование организаторских навыков: проведение занятий в качестве помощника педагога, капитана команды. Выполнение роли  судьи.

10

ПРИМЕРНЫЙ

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН  2 этапа

                 для занимающихся 11-14 лет

№№

 п.п.

Содержание занятий

Теория        

Практика

Кол-во часов

  1.

 Основы знаний:

16

16

       -

       

       

       -        

       

       

       

   -  

     

         

     

     -

   

    -

-

 Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.  Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений.

Физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения, энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры (период 2 возр. этапа)

Индивидуальные способы контроля над развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья, и повышения физической подготовленности.

Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью.

Техника безопасности на занятиях. Правила использования спортивного инвентаря и  оборудования.  

Слагаемые ЗОЖ

2

4

3

2

2

2

 2.

ОФП и СФП. Из них:

210

210

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

       

120

        90

3.

Контрольные  испытания

 

50

50

Контрольные  упражнения

Тестирование

Соревновательная деятельность

Инструкторская и судейская практика

6

6

32

6

 

 

        ВСЕГО:

16

260

   276

        11

СОДЕРЖАНИЕ  2 ЭТАПА

ПРОГРАММЫ

1 раздел. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ           

               На занятиях второго этапа программы   углубляются знания о личной гигиене, режиме дня, о влиянии занятий физическими  упражнениями на     основные системы организма, на развитие волевых и нравственных качеств. Занимающиеся получают представления о физической культуре личности.  О слагаемых  здорового образа жизни  (режим дня, рациональное питание, личная и общая гигиена, самоконтроль и врачебный контроль, закаливание, смена труда и отдыха, двигательная активность). Овладевают знаниями о методике самостоятельной  тренировки. Проводится сравнительный анализ и диагностика 1 и 2 этапов. Правила поведения занимающихся. Техника безопасности   на занятиях и на соревнованиях. (См. инструкции №1 в приложении). Правила соревнований.

2 раздел.  ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:       

              Проводится углубленное обучение технике различных видов спорта.                              Продолжается обучение базовым двигательным действиям. Уделяется  внимание развитию основных физических качеств: координационных, скоростных,  скоростно-силовых,   выносливости,   гибкости, координации.   Формируется интерес к определенным  видам двигательной активности и выявляется предрасположенность  к тем или иным видам спорта.

Гимнастика.    Различные упражнения на перестроения на месте и в движении. Общеразвивающие  упражнения без предметов,  с предметами (набивными мячами, палками, скакалками, с партнером) на месте, в движении. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке. Длинный кувырок вперед. Кувырок назад. Стойка на руках. Стойка на голове (мальчики). «Мост», повороты с «моста» в сторону в упор присев (девочки).    Переворот  в  сторону.    Опорные   прыжки.      Упражнения  на   перекладине.      Силовые упражнения: лазанье, висы, упоры, упражнения в равновесии.   Преодоление полосы препятствий. Лазание по канату. Мальчики - подтягивание из виса, подъем из виса в упор переворотом, подъем силой на перекладине. Девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке, на полу и т.д. Упражнения на преодоление собственного веса. Для мышц верхнего плечевого пояса — отжимание из различных положений, продвижение вперед в упоре лежа 3-5 м.   Для мышц туловища- упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в т.ч. в парах). Для мышц нижних конечностей - приседания на одной и двух ногах, упражнения для мышц голени - стоя на возвышении и т.д.

Упражнения на тренажерах  для комплексного воздействия на организм.

Легкая атлетика. Ходьба, ходьба  с изменениями положения рук, туловища, ног. Ходьба  с изменением темпа движения. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Беговые упражнения. Высокий старт и низкий старт. Стартовый разгон. Бег на короткие дистанции  30 м и 60 м. Бег длительностью от 15 до 20 мин. Кросс 1000 м. Эстафетный бег. Прыжковые упражнения: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с разбега, в длину, в высоту, с высоты, прыжки со скакалкой.  

Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги». Техника  прыжка   в   высоту  способом  «перешагивание».  

    12

Метания:    метание  теннисного  мяча  в   вертикальную и  горизонтальную  цель, на  дальность с  4-5 бросковых шагов  с  разбега,  на дальность  отскока,  на  заданное  расстояние,  в  коридор.  

Подвижные игры.  

Игры с элементами бега:   « Ловля парами », « Вызов номеров »,   «Третий лишний», «Перебежка с выручкой»,   «Бег командами»,  встречные эстафеты, эстафеты по кругу.  

Игры с прыжками: «Веревочка под ногами», «Прыжки по полоскам», «Челнок», эстафеты с чехардой.

Игры с метанием, передачей  и ловлей мяча: «Не давай мяча водящему»,

«Охотники и утки», «Попади в мяч», «Перестрелка».  

Игры с элементами сопротивления в парах и в командах: «Перетягивание в парах», «Тяни в круг», «Борьба в квадратах », «Перетягивание каната».

Игры с элементами футбола типа эстафет с передачей мяча, ведением мяча, борьбой за мяч. Игры: «Мяч в кругу», «Салки мячом».

 Игры с элементами баскетбола типа эстафет с ведением, передачами, бросками мяча.

 Игры с элементами волейбола типа эстафет с передачами мяча.

 Эстафеты  с преодолением препятствий.

Лыжная подготовка. Скользящий шаг. Одновременный бесшажный, одношажный и  двухшажный ход. Попеременный двухшажный,  четырехшажный  ход.   Сочетание лыжных ходов. Основные элементы тактики лыжных гонок. Подъем на лыжах   «лесенкой», «елочкой» и  «полуелочкой». Прямой и косой спуск.   Торможение «плугом». Торможение «полуплугом».   Повороты на параллельных лыжах при спуске по лыжне. Поворот упором двумя лыжами («плугом»). Преодоление бугров и впадин. Падения на лыжах.  Участие в соревнованиях. (Лыжные гонки на 1,2,3,5 км.).

Спортивные игры.

        Настольный теннис. Правила игры. Стойка игрока. Продвижение шагами, выпадами, прыжками, способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа, слева. Разновидности ударов: нападающие и защитные; по прямой и косые; короткие и средние, длинные; с низким, средним, высоким отскоком; быстрые, средней силы, медленные. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника. Выбор позиции. Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры. Участие в соревнованиях с другими группами.  

        Футбол. Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой. Удар носком, внутренней стороной стопы.   Удары после остановки, ведения.   Удары по мячу  

серединой, внутренней и внешней частью подъема. Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Остановка опускающегося мяча внутренней и   внешней стороной, серединой подъема, бедром. Удары по мячу головой. Вбрасывание мяча из-за боковой линии.

Ведение мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема.  Ведение мяча по прямой,  меняя направление. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Финты. Техника

игры вратаря: основная стойка вратаря, передвижения и прыжки, ловля мячей, летящих на разной высоте, отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча.

13

Индивидуальные тактические действия. Расстановка игроков на поле. Выбор места, целесообразного для технического приема. Тактика игры в нападении. Групповые тактические действия в нападении: игра в «стенку», игра «треугольником».

Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Первоначальная, зонная и комбинированные зашиты. Двусторонняя игра. Участие в соревнованиях с другими группами.

Баскетбол. Упражнения на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов. Упражнения на освоение ловли и передачи мяча, техники ведения мяча. Упражнения на овладение техники бросков мяча:  броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча.   Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения.   Борьба за мяч, отскочивший от щита. Выполнение различных комбинаций из освоенных элементов перемещений и владения   мячом.    Тактика     нападения:    быстрый    прорыв,

позиционное нападение, без изменений позиций игроков, нападение быстрым прорывом. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5.     Освоение тактики игры в защите: личная и зонная система защиты. Двусторонняя игра. Участие в соревнованиях.

Волейбол. Упражнения на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов на освоении техники приема и передачи мяча сверху  и снизу двумя  руками.

Отбивание мяча кулаком в прыжке. Нижняя и верхняя подачи. Нападающий удар. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Двусторонняя игра. Участие в соревнованиях.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Упражнения для развития  выносливости: кросс до20мин., бег с препятствиями, минутный бег, эстафеты,  выполнение упражнений  по круговой схеме.

Упражнения для развития координации: общеразвиващие упражнения  без предметов, с предметами с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Варианты челночного бега с изменением  способа перемещения. Бег с преодолением препятствий. Бег с   различным исходным положением: стойка  лицом, спиной, боком к стартовой линии; сидя, лежа на спине; то же, но перемещение приставным шагом. Метания в цель. Прыжки через препятствия.

Упражнения для развития скоростно-силовых способностей:  всевозможные прыжки: опорные прыжки, прыжки со скакалкой, многоскоки. Броски набивного мяча.

Упражнения для развития   гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой движений для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и

позвоночника.  Упражнения на гимнастической стенке, с партнером. Акробатические упражнения. Упражнения с предметами.

Упражнения   для    развития    скоростных качеств.  По зрительному  сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5.10.15…..30м.    Стартовые рывки с мячом,

без мяча, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за катящимся или летящим мячом и т.д.         Бег с остановками и резким изменением направления. Челночный бег на 5,10 м (с общим пробеганием 25-35м за одну попытку). Челночный бег: отрезки пробегаются лицом, спиной вперед, правым, левым боком, приставными шагами. То же с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного, звукового сигнала.

14

Силовая подготовка.      Упражнения   с      набивными    мячами,   гантелями.    Используются упражнения для преодоления собственного веса: для мышц верхнего плечевого пояса отжимание из различных исходных положений, отжимание с хлопками, продвижение вперед в упоре лежа 3-5м. Подтягивание на перекладине, подъём из виса в упор переворотом, лазание по канату, гимнастической лестнице. Для мышц туловища- упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в том числе в парах), для мышц нижних конечностей - приседания на одной, двух ногах, многоскоки, для мышц голени - поднимание и опускание на передней части стопы, то же, стоя на возвышенности. Упражнения на тренажерах - целенаправленное воздействие  на мышцы плеча, спины, брюшного пресса, бедра, голени.

Требования к занимающимся, прошедшим  2- ой этап  обучения.

          В результате освоения учебного материала программы 2 этапа занимающиеся должны достигнуть следующего уровня развития и физкультурного образования:

Знать и иметь представление:

  1. о современном олимпийском и физкультурно-массовом движении;  
  2. спортивно-оздоровительные системы физических упражнений;
  3. об особенностях индивидуальной организации, планирования, регулирования, и контроля над физическими нагрузками во время самостоятельных занятий физическими упражнениями     Основные формы и виды физических упражнений;
  4. о работе скелетных мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений. О способах  контроля над деятельностью этих систем;
  5. об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, о профилактике нарушения осанки и её коррекции;
  6. основы техники безопасности и профилактики  травматизма при организации и проведении спортивно-массовых мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом; (приложение № 1)
  7. вредные привычки и причины их возникновения, их пагубное влияние на организм человека. Слагаемые здорового образа жизни;
  8. об основах начальной военной физической подготовки;  
  9. о развитии основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость) в процессе самостоятельных занятий;
  10. о роли и значении физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья.

Уметь:

  1. правильно выполнять основы движений в ходьбе, беге, прыжках. С максимальной скоростью пробегать 60м из положения низкого старта. В равномерном темпе бегать до 15 минут. После быстрого разбега совершать прыжок в длину способом «согнув ноги». Выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»;
  1. метать малый мяч  на дальность   с   разбега   с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма. Метать малый мяч в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 10-15м. Метать малый мяч  с места по медленно и быстро двигающемуся  мячу;
  2. выполнять кувырок вперед, назад, стойку на голове, длинный кувырок (мальчики).  Выполнять кувырок вперед, назад в «полушпагат», «мост», поворот с моста в упор присев (девочки). Выполнять переворот в сторону. Лазать по канату. Выполнять опорные прыжки через козла, коня;

15

  1. Прыгать через скакалку, стоя на месте, в движении, вращая её вперед и назад;
  2. Играть в одну из  спортивных игр по упрощенным правилам;
  3. Участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
  4. Самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости;        
  5. Соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности,   гигиенические нормы. Проявлять активность, самостоятельность, выдержку;
  6.  Стремиться показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических качеств (см. приложение № 3),   общей и специальной физической подготовки по одному или нескольким видам спорта  (см. приложение № 2).

  3 раздел. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

        Для  контроля над ходом учебно-воспитательного процесса   планируются контрольные упражнения, которые выполняются по  мере овладения навыками занимающимися. Воспитанники, занимающиеся в группах дополнительного образования, должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности после окончания учебного года и  стремиться показывать результаты не ниже среднего уровня.    (Приложение № 2).                

В  октябре и апреле месяце для занимающихся проводится контрольное тестирование по общей физической подготовке. Воспитанники, должны стремиться иметь прирост показателей физической подготовленности. После окончания учебного года, учитывая индивидуальные особенности, показывать результаты не ниже среднего уровня. ( Приложение № 3).     

           Результаты выполнения контрольных испытаний фиксируются в специальных протоколах. (Приложение № 4).

         Занимающиеся по мере освоения учебного материала могут принимать участие в   соревнованиях по выбранному   виду  спорта.      

         Инструкторская и судейская практика в различных видах спорта. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе. Самостоятельное  комплектование команды.    Правила и организация  игры, по выбранному виду спорта  (под контролем педагога).

5 занятий с группой. Составление положения о соревнованиях по виду спорта. Судейство не менее 5 соревнований.

Программа  3 этапа

для занимающихся  15-17 лет

   Цель программы 3 этапа:

      Содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым занимающимся личной физической культуры.

    Задачи программы 3 этапа:  

  1. формирование общественных и личных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
  2. углубление знаний о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности, о значение занятий физической культуры для будущей трудовой деятельности;

16

  1. формирование конкретных представлений о самостоятельных занятиях с целью улучшения физического развития и двигательной подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
  2. продолжение работы по закреплению у занимающихся потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта, формирование адекватной  оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию;
  3. расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных  общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения рекреативной, корригирующей и прикладной направленности;
  4. совершенствование технического и тактического мастерства двигательных навыков;
  5. продолжение работы по разностороннему развитию кондиционных и координационных двигательных способностей;
  6. воспитание личностных качеств: самосознания, мировоззрения, коллективизма, целеустремленности, выдержки, самообладания. Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции в ходе двигательной активности 
  7. соблюдение правил техники безопасности во время занятий, соревнований,  оказание первой помощи при травмах;

 

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН  3 этапа

для занимающихся 14-17 лет

 

№№

 п.п.

Содержание занятий

Теория

Практика

Кол-во часов        

  1.

 Основы знаний:

14

14

       -

             

       -

                     

         

     

       -

       

       -

       

       

     

       -        

       -

   

         

       

Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения;

Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности; закономерности спортивной тренировки, двигательной активности.  

Значение занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности;

Ориентация индивидуальной физкультурной деятельности: всестороннее развитие личности, укрепление здоровья,   физическое Совершенствование, формирование здорового образа жизни;

Способы индивидуальной организации,

 планирования, регулирования и контроля над физическими нагрузками во время самостоятельных занятий физическими

2

2

2

2

2

      2

17

     -

 

      -

 упражнениями с разной функциональной направленностью;

Профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.  

Основы техники безопасности и профилактика травматизма.

2

2

 2.

Общая физическая и специальная подготовка

200

200

       -

      -

   

Общая физическая подготовка.

 Специальная физическая подготовка

      80

     120  

 

3.

Контрольные  испытания

62

62

Контрольные  упражнения

Тестирование

Соревновательная деятельность

Инструкторская и судейская практика

6

6

40

10

 

        ВСЕГО:

14

252

     276

 

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ  3 ЭТАПА

1 раздел. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ.       

   

               На занятиях программы третьего этапа рассматриваются вопросы современного олимпийского и физкультурно-массового движения,  физической культуры    общества  и человека, понятия физической культуры личности. Беседы о закономерностях спортивной тренировки, двигательной активности,  значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности. Об ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: всестороннего развития личности, укрепления здоровья, физического совершенствования, формирования здорового образа жизни.  Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля над физическими нагрузками во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; основ техники безопасности и профилактики травматизма.  Профилактические и восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом. Правила поведения занимающихся.   Техника безопасности   на занятиях и на соревнованиях. (См. инструкции №1 в приложении). Правила соревнований.

18

 2 раздел. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА   

   

              В тесной взаимосвязи с закреплением и совершенствованием двигательных навыков (техники и тактики) осуществляется работа по разностороннему развитию кондиционных (выносливости, скоростно-силовых, скоростных) и координационных (ориентирование в пространстве, ритм, способность к согласованию движений и реакций, точность дифференцирования основных параметров движений)   способностей.  

Гимнастика. Общеразвивающие упражнения без предметов,  с предметами (набивными мячами, палками, скакалками, с партнером) на месте, в движении с большей координационной сложностью. Гимнастические упражнения, направленные на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц (опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски  набивного мяча, упражнения на перекладине, лазание по канату  без    помощи  ног,    упражнения  с гимнастической   скамейкой,   упражнения    на

гимнастической стенке и т.д.   Упражнения, влияющие на развитие различных координационных способностей и гибкости. Совершенствование акробатических упражнений. Преодоление полосы препятствий с использованием гимнастических упражнений  и инвентаря.

Легкая атлетика. Совершенствование спринтерского бега.  Бег 100м на результат. Бег в равномерном темпе до 30 минут. Бег  1000,2000,3000м     Совершенствование техники прыжков в длину и высоту с разбега. Тройной прыжок. Совершенствование техники метаний. Участие в соревнованиях.

Спортивные игры.

Настольный теннис.   Совершенствование ударов по мячу:  без вращения мяча («толчок») справа, слева,  с верхним вращением («накат»), справа, слева,  с нижним вращением («подрезка»), справа слева,   нападающие и защитные удары; по удары по прямой и косые; короткие, средние и длинные; с низким, средним, высоким отскоком; быстрые, средней силы, медленные. Совершенствование подач. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника. Выбор позиции. Совершенствование тактики парной игры. Варианты тактики парной игры. Подбор пар.   Участие в соревнованиях.  

Футбол. Совершенствование техники ударов по мячу и остановок мяча.   Совершенствование техники ведение мяча. Совершенствование тактики игры: индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.  Совершенствование игры  вратаря: стойки, передвижений, прыжков, ловли мячей, летящих на разной высоте, отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча. Выполнение упражнений на совершенствование координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму) и кондиционных (развитии выносливости, скоростных и скоростно-силовых) способностей. Игра по правилам на площадках разных размеров. Участие в соревнованиях.

Баскетбол. Совершенствование техники передвижений, остановок, ловли и передачи мяча. Совершенствование техники ведения мяча, бросков  мяча. Комбинации      из   освоенных     элементов.    Совершенствование       индивидуальных  групповых и

19

командных тактических действий в нападении и защите. Выполнение упражнений на совершенствование  координационных   способностей  (ориентирование   в  пространстве,  

быстрота перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию и ритму) и кондиционных (развитии выносливости, скоростных и скоростно-силовых) способностей.   Игра по правилам. Участие в соревнованиях.

Волейбол. Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов, стоек, приема и передач мяча. Совершенствование техники  подач мяча. Упражнения для

совершенствования  техники нападающего удара.  Варианты блокирования нападающих ударов   (одиночное   и    вдвоем),    страховка.    Совершенствование       индивидуальных,

групповых   тактических действий в нападении и защите. Выполнение упражнений на совершенствование координационного ориентирования в пространстве, быстроты перестроения двигательных действий и реакций, дифференцирование силовых, пространственных  и  временных параметров движений, способностей к согласованию и

ритму) и кондиционных (развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых) способностей. Игра по правилам. Участие в соревнованиях.  

Лыжная подготовка. Совершенствование техники лыжных ходов:   одновременный бесшажный, одношажный и  двухшажный ход. Попеременный двухшажный,  четырехшажный  ход.   Переход    с    одновременных   на попеременные

 ходы. Совершенствование основных элементов тактики   лыжных гонок ( распределение сил, лидирование, обгон, финиширование и др.) Преодоление подъемов и препятствий,   Прохождение дистанций до 5 км  дев., до 8 км - юн.  Участие в соревнованиях.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Развитие выносливости: кросс до20мин., бег с препятствиями, бег 1000м, эстафеты, круговая тренировка, двусторонние игры с  уменьшенным составом, с удлинением времени игры.

Упражнения для развития координации: общеразвиващие упражнения  без предметов, с предметами с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Варианты челночного бега с изменением направления, скорости, способа перемещения. Прыжки через препятствия, выполнение в прыжке поворота на 90-180градусов. Метания из различных и.п. в цель и на дальность.

Скоростно-силовые способности:  всевозможные прыжки: опорные прыжки, прыжки со скакалкой, многоскоки. Броски набивного мяча и др.

Развитие гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические упражнения, упражнения на гимнастической стенке.  

Упражнения   для    развития    скоростных качеств.  По зрительному  сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5.10.15…..30м. Рывки с места из различных стартовых положений: стойка   лицом, спиной, боком к стартовой линии; сидя, лежа на спине; то же, но перемещение приставным шагом. Стартовые рывки с мячом, без мяча, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за катящимся или летящим мячом и т.д. Бег с остановками и резким изменением направления. Пробегание отрезков на 5,10 м (с общим пробеганием 25-35м за одну попытку). Пробегание отрезков  спиной вперед, приставными шагами, с набивными мячами в руках.  Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного, звукового сигналов.

20

Силовая подготовка.      Упражнения   с      отягощениями, вес которых позволял бы бегать и прыгать.    Использование    упражнений для преодоления собственного веса: для мышц верхнего плечевого пояса отжимание из различных исходных положений, отжимание с хлопками, продвижение вперед в упоре лежа 3-5м. Подтягивание на перекладине, подъём из виса в упор переворотом, лазание по канату, гимнастической лестнице, многократная ловля и броски набивного мяча от груди двумя руками.Для мышц туловища- упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в том числе в парах . Для мышц нижних конечностей - приседания на одной, двух ногах с отягощениями, прыжковые упражнения с ноги на ногу и на двух ногах, для мышц голени - поднимание и опускание на передней части стопы, стоя на возвышенности. Упражнения на тренажерах - целенаправленное воздействие  на мышцы плеча, спины, брюшного пресса, бедра, голени.

                Для формирования  физических качеств, совершенствования отдельных навыков и умений  педагог дополнительного образования имеет возможность использовать метод круговой тренировки. Педагог моделирует специальные комплексы упражнений   и вырабатывает алгометрические предписания  для их выполнения. (См. приложение № 5)

Требования к занимающимся, прошедшим   3-ий  этап обучения.

В результате освоения учебного материала 3 этапа, занимающиеся должны достигнуть следующего уровня развития и физкультурного образования:

        Знать:

  1. роль и значение физической культуры в развитии общества и человека;
  2. цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.
  3. роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
  1. об особенностях индивидуальной организации, планирования, регулирования, и контроля над физическими нагрузками во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;      
  2. об особенностях работы   скелетных мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений. О способах  контроля над деятельностью этих систем;
  3. о профилактических   и    восстановительных   мероприятиях   при   организации  и    

проведении спортивно-массовых   и индивидуальных   форм  занятий   физической  

           культурой и спортом.  

  1. основы техники безопасности и профилактики  травматизма при организации и проведении спортивно-массовых мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом;
  2. совершенствование прикладных двигательных навыков и умений (лыжные гонки, гимнастика, легкая атлетика, борьба).
  3. о развитии основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация, гибкость) в процессе самостоятельных занятий.
  4. правила соревнований по различным видам спорта.

21

    Уметь:

  1. Проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью.
  2. Проводить контроль над индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью и осанкой.
  3. Проводить приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах.
  4. Проводить занятия  физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младшего  школьного возраста, осуществлять судейство по виду спорта.
  1. Правильно выполнять основы движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью пробегать 100, 200, 400, 800м.  В равномерном темпе бегать до 30 минут.
  2. Выполнять прыжки в высоту, в длину, тройной прыжок.  Выполнять метание теннисного мяча, гранаты.
  1. Выполнять  упражнения на перекладине. Выполнять опорный прыжок через коня, козла.  Лазать по канату без помощи ног .  
  2. Прыгать через скакалку с «двойным» прокрутом. Выполнять   максимальное количество прыжков за одну минуту.    
  3.  Играть в одну из  спортивных игр с правильным применением правил игры.
  4.  Участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
  5.  Самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости. Выполнять упражнения на расслабление    
  6. Соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности,   гигиенические нормы. Проявлять активность, самостоятельность, выдержку;
  7. Показывать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических качеств (см. приложение № 3),   общей и специальной физической подготовки по одному или нескольким видам спорта  (см. приложение № 2).

 

  3 раздел. КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ.

Для  контроля за ходом учебно-воспитательного процесса   планируются контрольные упражнения, которые выполняются по  мере овладения навыками занимающимися. Воспитанники, занимающиеся в группах дополнительного образования, должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты среднего и высокого уровня.    (Приложение № 2).          

В  октябре и апреле месяце   проводится контрольное тестирование по общей физической подготовке. Воспитанники, занимающиеся в группах дополнительного образования, должны иметь прирост показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты   среднего и высокого  уровня.    (Приложение № 3).            

Результаты  контрольных нормативов фиксируются в специальных протоколах (см. приложение № 4).

          Занимающиеся по мере освоения учебного материала могут принимать участие в   соревнованиях   по  различным видам спорта.

22

            Инструкторская и судейская практика. Выполнение роли инструктора на занятиях с младшими школьниками. Организация и проведение спортивной игры с учащимися младших классов и со сверстниками. Составление положения о соревнованиях по виду спорта. Подготовка мест соревнований. Судейство в различных  видах спорта. Судейство не менее 8 соревнований.  

    4.         ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Преподаватель, реализуя инструктивную направленность дополнительных занятий по физическому воспитанию, формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся.

           Для самостоятельной работы   занимающимся предлагаются домашние задания. Подбираются упражнения, количественные показатели которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определенное время.   (См. приложение № 6)

                                                                                       

        5.        С П И С О К   Л И Т Е Р А Т У Р Ы

для педагогов дополнительного образования

1. Программа общеобразовательных учреждений. «Комплексная программа

    Физического воспитания учащихся  1-11 классов».  В.И.Лях, А.А. Зданевич.  

    «Просвещение» 2004г.

2. Программы для общеобразовательных учреждений». Физическая культура

     1-11 классы». А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. «Дрофа» 2004г.

3. «Физическая культура» 10-11, 8-9, 5-7,1-4 классы.  В.И.Лях,  

     Л.Е. Любомирский,  Г.Б. Мейксон и др. «Просвещение» 1997г.

     4.  Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова

        «Урок физкультуры в современной школе»         «Советский спорт» 2002 г.

     5. А.П. Паршиков, И.П. Космина, Ю.П, Пузырь « Спорт в школе»

          Советский спорт 2003 г.

     6. П.А.Чумаков   «Спортивные и подвижные игры» Ф и С 1970 г.

     7. А.Д. Брейкин «Футбол в коллективах физкультуры»  Ф и С 1979 г.

     8.  И.А.Гуревич. «1500 упражнений для моделирования круговой тренировки».

           Вышейшая школа 1980 г.

     9. В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий.  « Силовая подготовка детей школьного возраста»

          «Издательство НЦ ЭНАС» 2003г.

   10. Е.Р.Яхонтов, З.А.Генкин « Баскетбол» «Физкультура и спорт» 1974г.

6. С П И С О К   Л И Т Е Р А Т У Р Ы

для занимающихся

1. В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий  «Силовая подготовка детей школьного возраста»

             Издательство НЦ ЭНАС 2003г.

       2.  Е.Р.Яхонтов, З.А.Генкин « Баскетбол» «Физкультура и спорт»

       3.  В.В. Кузин, С.А. Полиевский  «Баскетбол» «Физкультура и спорт»

       4. А.Д. Брейкин «Футбол в коллективах физкультуры»  Ф и С 1979 г.

       5. И.А.Гуревич «1500 упражнений для моделирования круговой тренировки».

           Вышейшая школа  1980 г.

23

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

 к  программе « Общая физическая подготовка»

для занимающихся 7-17 лет

               1.  Приложение  № 1.  Инструкции по технике безопасности при проведении    

                    занятиях по:

                      - легкой атлетике (стр.24),

                      - гимнастике (стр.25),

                      - спортивным и подвижным играм (стр.26),

                      - лыжному спорту (стр.27),

                      - в тренажерном зале (стр.28,29),

                      - при проведении спортивных соревнований (стр.30).

              2. Приложение № 2 –таблица контрольных нормативов (стр.31)

              3. Приложение № 3- упражнения для контрольного тестирования (стр.32,33)

              4. Приложение № 4 – протокол тестирования  (стр.34)

              5. Приложение № 5 –упражнения для моделирования круговой тренировки.  

                  (стр.35)

              6.Приложение № 6- упражнения для домашнего задания (стр.36)

31

Приложение №2

  ТАБЛИЦА  контрольных  нормативов в группах ОФП

класс

уровень

Волейбол

Верхняя или нижняя прямые подачи

(кол-во раз из 10 )

 Футбол

Вбрасывание мяча руками на дальность

Баскетбол

Челночный бег с ведением мяча

3 х 10 м

Л/ атлетика

Бег: 300 м- дев.

     500 м- мал.

Гимнастика.

Наклон вперед из положения, сидя на полу

(в сантиметр.) сантиметрах)

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев._

5

высокий

3

3

12

10

9,2

10,2

1,10

1,15

9

11

средний

2

2

11

8

9,5

10,4

1,15

1,20

7

9

низкий

1

1

10

7

9,8

10,5

1,20

1,25

5

7

6

высокий

4

4

13

11

9,0

10,0

1,05

1,10

10

12

средний

3

3

12

10

9,2

10,2

1,10

1,15

8

10

низкий

2

2

11

9

9,5

1,04

1,15

1,20

6

8

7

высокий

5

5

14

12

8,8

9,7

1,00

1,05

11

13

средний

4

4

13

11

9,0

10,0

1,05

1,10

9

11

низкий

3

3

12

10

9,2

10,2

1,10

1,15

7

9

8

высокий

6

5

15

13

8,5

9,5

0,55

1,00

12

14

средний

5

4

14

12

8,8

9,7

1,00

1,10

10

12

низкий

4

3

13

11

9,0

10,0

1,05

1,15

8

10

9

высокий

7

6

17

15

8,5

9,3

0,50

0,55

13

25

средний

6

5

16

14

8,8

9,7

0,55

1,00

11

13

низкий

5

4

15

13

9,0

10,0

1,00

1,10

9

11

10

высокий

8

7

19

16

8,3

9,3

0,45

0,50

14

16

средний

7

6

18

15

8,5

9,5

0,50

0,55

12

14

низкий

6

5

16

14

8,8

9,8

0,55

1,05

10

12

11

высокий

9

8

21

17

8,3

9,3

0,45

0,50

15

17

средний

8

7

19

16

8,5

9,5

0,50

0,55

13

15

низкий

7

6

17

15

8,8

9,8

0,55

1,05

11

13

35

                                                                                                                                            Приложение № 6

  Физические упражнения, используемые в качестве домашнего задания

для занимающихся в группах дополнительного образования 7-17 лет

          1. Подъем туловища из положения, лежа на спине

        1 этап  - руки на поясе     2  подхода по 10 раз  (интервал 30 сек.)

                         2 этап  - руки на плечах    3 подхода по  15  раз (интервал 30 сек.)

                         3 этап  - руки за головой   4 подхода по 15  раз (интервал 30 сек.)

2. Приседания из исходного положения ноги врозь,

        1 этап  - 2-3 подхода по 10 раз

                         2 этап  - 4-5 подходов по 10 раз

                         3 этап  - 6-7 подходов по 10 раз

3. Выпрыгивания из глубокого приседа

                         1 этап  - 1-2 подхода по 10 раз

                         2 этап  - 2 подхода по 15 раз

                         3 этап  - 2 -3 подхода по 15 раз

4. Приседания на одной ноге, руки вперед, другая нога вытянутая.

        1 этап  - 1-2 подхода по  5 - 10 раз

                         2 этап  - 2-3 подхода по 10-15 раз

                         3 этап  -  3 подхода по 15 раз

5. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

        1 этап  - несколько  подходов - всего 20 раз  

                         2 этап  - 2-3 подхода по 10-15 раз

                         3 этап  - 3-4 подхода по 15-20 раз

6. Наклон вперед, из исходного положения ноги вместе

        1 этап  - касаться пола пальцами  

                         2 этап  - касаться пола кулаками

                         3 этап  - касаться пола ладонями

7. Упражнения для мышц спины (лежа на животе, руки за головой)

                          1 этап  -2 подхода по 10 раз

                          2 этап  - 2 - 3 подхода по 15 раз

                          3 этап  - 3 подхода по 20 раз

8. Медленный бег на улице

        1 этап  - до 4-х минут

                         2 этап  -  до  8  минут

                         3 этап  -  до 10 минут

9. Подтягивание в висе на перекладине – мальчики, вис на согнутых руках - девочки

        1 этап – несколько  подходов  всего 10 раз                  10 сек.

        2 этап –  несколько  подходов  всего 15 раз             15 сек.

        3 этап –  несколько  подходов  всего 20 раз        20 сек.

34

Приложение  № 5

Примерные упражнения для моделирования «круговой тренировки»  

1. И.п. Стоять лицом к стенке на расстоянии 0.7 м, руки произвольно.

    Выполнение. 1.Сгибать и разгибать руки  после толчка руками о стенку с хлопком      

                                сзади.

2. И.п. Упор, сидя сзади, с опорой рук о гимнастическую скамейку.

    Выполнение. 1. Разгибать и сгибать руки в упоре сзади, прогибая туловище.

3. И.п. Сидя верхом на гимнастической скамейке. Резиновый бинт под скамейкой.

    Выполнение. 1.Сгибать и выпрямлять руки в локтевых суставах.

            То же, но стоя.

4. И.п. Вис на гимнастической стенке за верхнюю выступающую рейку.

    Выполнение. 1.Поднимать и опускать ноги, фиксируя группировку. Вдох делать во  

                                время   поднимания ног, выдох - при опускании.

                            2.Принимать группировку в висе, поворачиваться поочередно вправо и    

                                Влево.

5. И.п. Лечь на спину. Руки вдоль туловища.

    Выполнение.  Наклоны   к прямым   ногам с   возвращением в   исходное положение

6. И.п. сед  ноги   врозь,  лицом   к стенке  на расстоянии 2 м, баскетбольный   мяч   перед  

    грудью.                            

    Выполнение. Броски двумя руками от груди.

7. И.п.  Упор, лежа бедрами на скамейке с опорой рук о пол.

    Выполнение. В быстром темпе разгибать руки с одновременным хлопком. Вдох делать  

    при разгибании рук, выдох - при сгибании.

8. И.п. Основная стойка.

    Выполнение. Прыжки через вращающийся вперед обруч.