"Прыжок в высоту способом "перешагивание" в 6 классе.
методическая разработка по физкультуре (6 класс) по теме

Материал подготовлен для заочного выступления на Международной научно-практической конференции "Физическое воспитание в детском саду и школе. Теория и практика." 26-27 августа 2012 года в Эстонии, Тойла. Методическая разработка включает в себя пять разделов: введение, техника прыжка в высоту, методика обучения, педагогический контроль и самоконтроль, используемая литература - с подробным описанием каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ГИМНАЗИЯ № 402

Колпинского района Санкт-Петербурга

Международная научно-практическая конференция

«Физическое воспитание в детском саду и школе. Теория и практика»

«ПРЫЖОК В ВЫСОТУ СПОСОБОМ «ПЕРЕШАГИВАНИЕ»

 В 6 КЛАССЕ»

Методическая разработка

Учитель физической культуры

ГБОУ Гимназии № 402 Колпинского района Санкт-Петербурга

Овчинников Александр Сергеевич

ЭСТОНИЯ, ТОЙЛА

2012 год

ВВЕДЕНИЕ

        Прыжок в высоту – один из наиболее популярных и доступных видов легкой атлетики.

        Являясь самостоятельным видом спорта, прыжки в высоту входят в программу всех соревнований по легкой атлетике. По данному виду легкой атлетики регистрируются мировые рекорды на протяжении уже 100 лет. Также прыжки в высоту занимают значительное место в системе физического воспитания широких слоев населения. В частности, этот вид спорта входит в учебные программы средних общеобразовательных учебных заведений.

        Педагогические наблюдения показали, что прыжки в высоту являются одним из любимых разделов учебной программы у учащихся общеобразовательной школы. Практика выявила, что есть резервы для повышения спортивных результатов, а главное, что учащиеся с большим желанием и интересом соревнуются в преодолении вертикальных препятствий в прыжках через планку.

        Однако отсутствие технических и методических приемов, необходимого инвентаря, нехватка времени на уроках физической культуры не позволяют использовать имеющиеся резервы. В данном случае имеются в виду «резервы организма». Это способность функциональной системы или органа усиливать во много раз интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя.

        Выполнение прыжковых упражнений в сочетании с другими способствуют созданию резервов сил, необходимым учащимся для преодоления физических и нервно-эмоциональных перегрузок. Замечено, что учащиеся очень сильно переживают результат прыжка. Успех приводит к огромной радости, появляется чувство собственного достоинства, а неудача заставляет ученика терпеть и смиряться, а главное бороться с самим собой. И то, и другое может считаться положительным влиянием на развитие личности учащегося.

        Прыжки в высоту являются прекрасным средством для повышения работоспособности, укрепления физического и психического здоровья. Этот вид деятельности является эффективным средством для развития  физических качеств: быстроты, силы, координации движений, ловкости.

Сильное воздействие при выполнении прыжков в высоту происходит на воспитание морально-волевых качеств: смелости, мужества, решительности, терпения, упорства и т.п.

         С помощью прыжков в высоту могут быть решены следующие задачи: укрепление здоровья, профилактика ряда заболеваний, сохранение и развитие двигательных функций организма, формирование двигательных навыков.

        Прыжок в высоту способом «перешагивание» не сложен в освоении и может применяться в массовых легкоатлетических соревнованиях на упрощенных площадках.

ТЕХНИКА ПРЫЖКА В ВЫСОТУ

        

        Прыжок в высоту с разбега является ациклическим двигательным действием, включающим в себя ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных составных частей: разбег, отталкивание, переход через планку, приземление.

        Основное внимание при обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» в 6 классе отведено программой разбегу и отталкиванию.

        Разбег длиной 7 беговых шагов выполняется под углом 30-45 градусов по отношению к проекции планки. Отталкивание производится дальней от планки ногой. Расстояние от места отталкивания до проекции планки равно 50-70 см. Разбег состоит из предварительной части 5 шагов и подготовительной к отталкиванию 2 шагов.

        В предварительной части разбега прыгун набирает оптимальную скорость (5-7 м/сек) а в подготовительной части осуществляет подготовку к отталкиванию в сочетании с маховым движением свободной ногой. При выполнении последних двух шагов прыгун мягко переходит через согнутую в колене маховую ногу и быстрым движением ставит на грунт прямую толчковую ногу. При этом последний шаг часто короче, чем предпоследний, на 20-30 см.

        В момент постановки толчковой ноги на грунт прыгун выполняет маховое движение свободной ногой. Окончив маховое движение, он выполняет максимально мощное отталкивание. Все движения во время маха и отталкивания направлены строго вперед-вверх. Взлетная фаза прыжка несколько затянута. Оторвавшись от грунта, прыгун выполняет движения ногами, напоминающие перешагивание. Приземление выполняется на одну маховую ногу. Необходимо тщательно следить за качеством подготовки места приземления. Маты должны плотно прилегать друг к другу, чтобы между ними не было промежутков.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

        Методика обучения любому виду движения предусматривает постановку цели, определения общих и частных задач обучения, подбор средств для реализации задач, определение методов организации и приемов обучения и воспитания.

        Цель – овладеть техникой разбега под углом к планке в сочетании с отталкиванием при прыжке в высоту способом «перешагивание».

        Общие задачи обучения:

  1. Создать функциональные условия организму для овладения                                                                 техникой прыжка в высоту.  
  2. Разучить разбег с 7 шагов под углом к планке в сочетании с отталкиванием.
  3. Добиться выполнения учебного норматива в прыжке в высоту.
  4. Проверить и оценить технику прыжка в высоту способом «перешагивание» с помощью педагогического контроля.

Для решения общих задач необходимо разработать систему частных задач, определить средства, методы организации и приемы обучения и воспитания.

Частные задачи

Средства

Методические при-

емы обучения, вос-

питания и органи-

зации

Развивать чувство координа-ции движе-

ний

Прыжки на одной, двух ногах, шаг с подскоком, передвижения левым-правым боком с выпрыгиванием вверх, бег с преодолением вертикальных препятствий (скамейки, барьера и т.п.) Имитация перешагивания в возду-

хе.

Выполнение упражнений в потоке, фронтальным и групповым методом в разном темпе. Объяснение, показ, подсчет, исправление ошибок

Развивать силу ног, туловища, рук

Комплекс общеразвиваю-

щих упражнений, направ-

ленных на развитие физи-

ческих качеств: прыжки в приседе, выпрыгивание из приседа, наклоны тулови-

ща, сгибание-разгибание рук в упорах, висах.

Фронтальное, поточ-

ное выполнение упражнений на мес-

те и в движении. Объяснение, показ, подсчет, музыкаль-

ное сопровождение.

Определить у учащихся толчковую ногу

- И.п. стоя ноги врозь

Быстрым движением поднять ногу (как правило поднимается маховая нога)

-переступить через предмет

- перепрыгнуть через легкодоступное

препятствие в 2-4 шага

Фронтальный, поточный, групповой метод. Объяснение, показ, исправление ошибок. Четкий контроль педагога и самоконтроль

Обучать отталкива-

нию и

 ритму разбега

1. И.П. стоя в шаге. Толчковая нога впереди

а) выполнить маховое движение ногой вперед-вверх

б) выполнить маховое движение ногой и руками. Целесообразно держаться рукой за барьер, стойку

2. И.П. стоя в шаге толчковая нога впереди. Выполнить маховое движение ногой и руками с последующим отталкиванием вверх.

3. И.П. стоя в шаге, толчковая нога прямая впереди с постановкой на всю стопу, маховая сзади согнутая в колене.

За счет разгибания маховой ноги продвинуть тело вперед-вверх и, выполнив движение маховой ногой и руками, оттолкнуться строго вверх.

4. Выполнить упражнение № 3 с 2 шагов разбега (прямого).

  1. Выполнить упражнение № 3 с 3-7 шагов разбега (прямого).

6. Прыжок через планку с прямого разбега.

Выполнение фронтально. Объяснение, показ, общее и индивидуальное исправление ошибок. Увеличение амплитуды.

Выполнение поточно, фронтально, в группах. Объяснение, показ, исправление ошибок.

Выполнение фронтально. Маховая нога согнута на 90-130 градусов. Объяснение, показ, общее и индивидуальное исправление ошибок.

Выполнение фронтально, поточно. Длина 1 шага должна быть длиннее 2 шага. Показ, объяснение.

Выполнение фронтально, поточно. Вначале разбег выполнить с ходьбой с обязательным попаданием толчковой ногой на место отталкивания, переходя на бег.

Скорость разбега возрастает по мере увеличения количества шагов. Приземление производить на толчковую ногу.

Выполнение поточно, группами. Прыжок выполнять через барьеры, планку. Высота препятствия увеличивается (миним. 30-40 см). использовать прыжки с доставанием висящих предметов.

Ознакомить основным движениям прыгуна над планкой способом «перешаги-

вание»

  1. И.п. стоя боком к планке маховая нога поднята вверх.

 Толчком дальней ноги переход через планку.

2. То же упражнение при опускании маховой ноги развернуть носок вовнутрь.

3. Прыжок с разбега под углом.

Высота = уровень колен. Объяснение, показ, исправление ошибок. Выполнение поточно, фронтально. Имитация движения над линией, прыжок через планку.

Оценить технику прыжка способом «перешагивание»

Многократные прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

Выполнение поточно.

 10 попыток.

Высота:

 90 см (мальчики), 85 см  (девочки).

«5»  - без ошибок

«4» - 1-3 ошибки

«3» - более 3-х ошибок

    «2» - 10 ошибок

Оценить прыжок в  высоту способом «перешаги-

вания» на результат

Прыжок в высоту с разбега

Ознакомить с прави- лами соревнований по прыжкам в высо-

ту. Самостоятельно подобрать разбег,

выполнить прыжки согласно правилам соревнований.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И САМОКОНТРОЛЬ

        При обучении прыжкам в высоту в 6 классе необходим педагогический контроль для повышения образовательного, физического и психологического состояния учащихся.

        Одним из методов педагогического контроля является медицинский, который связан с состоянием здоровья учащихся. Возраст, пол, масса тела, физическая подготовленность, антропометрические данные учащихся – это основные критерии индивидуального подхода при оценке двигательной деятельности занимающихся.

        Наиболее распространенными физиологическими методами педагогического контроля являются пульсометрия, частота дыхания. Самое простое определение пульса – подсчет ударов при сокращении сердечной мышцы на лучевой артерии кисти или в левой части груди. Повышение пульса при работе должно быть до 130-150 ударов в минуту.

        Физиологические методы контроля можно дополнить педагогическими наблюдениями за изменением окраски кожных покровов, частоты дыхания, координации движений. Наблюдения позволяют определить, справляется ли ученик с предложенной нагрузкой.

        Самоконтроль связан с личным ощущением выполняемого движения. Уверенность в разбеге, мощность в отталкивании, четкие движения в полете, приземление на маховую ногу – положительные моменты во владении техникой прыжка в высоту. Также при определении уровня технической и скоростно-силовой подготовки выбран метод многократных повторений прыжка в высоту способом «перешагивание» в высоту 85 см для девочек и 90 см для мальчиков.

        10 попыток необходимо выполнить без ошибок, чтобы получить «отлично», на «хорошо» допускаются 1-3 ошибки, более 3-х ошибок оценивается на «удовлетворительно».

        Одним из главных критериев усвоения данной деятельности является прыжок на максимальный результат, исходя из нормативов учебной программы в 6 классе:

                                          «5»                «4»                «3»

мальчики                        115                110                90        см

девочки                        110                100                85        см.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Р.В. Жордочко, В.Д.Полищук «Прыжок в высоту», Киев, «Здоровье» 1985 год

Г.Б. Мейксон, Г.П.Богданов «Оценка техники движений на уроках физической культуры», М., «Просвещение», 1973 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по легкой атлетике на тему: "Прыжок в высоту" для учащихся 5-9 классов

Презентация иллюстрирует рекомендации по обучению прыжкам в высоту....

Урок физической культуры "Лёгкая атлетика - прыжок в высоту способом "перешагивание" 9 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Урок физической культуры направлен на обучение и совершенствование прыжка в высоту способом "перешагивание"....

Технологическая карта урока физической культуры в 7 классе «Прыжок в высоту» участника конкурса «Учитель года 2014»

План-конспект открытого урока по прыжкам в высоту с использованием компьютерных технологий и нестандартного оборудования. Формирование представлений об Олимпийских играх и олимпийской символике....

Легкая атлетика. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в высоту.

Материал предназначен для учащихся 8-х классов, находящихся на дистанционном обучении....