Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура
методическая разработка (физкультура и спорт) на тему

Составители:

Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

 

 

Рецензенты:

Кожемяко Н.В.  руководитель физической культуры  Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

Мазуро В.Е.доцент кафедры спортивных дисциплин БГУ             Мастер спорта СССР по спортивной гимнастике

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». 

Пособие включает в себя лекционный материал, отвечающий требованиям рабочей программы по дисциплине предметной подготовке «Гимнастика с методикой преподавания» (повышенный уровень среднего профессионального  образования), также содержит аттестационные требования, экзаменационные вопросы и литературу, рекомендованную преподавателям и студентам для подготовки. 

Методическая разработка охватывает 15 разделов.

Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, а также студентов всех педагогических учреждений.

Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция № 1. Виды гимнастики и ее методические особенности.

1. Термин «гимнастика» ее задачи, методические особенности.

2. Средства гимнастики.

3. Виды гимнастики.

4. Гимнастика как научная дисциплина.

1.

Слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос», что значит «обнаженный», второе значение  (тренер, упражняю) - система специ ально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.

Гимнастика — это определенная, исторически сложившаяся со вокупность специфических средств и методов физического воспи тания людей.

Ее  задачи:

1. (Оздоровительная задача). Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических - способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия советских людей.

2. (Образовательная задача). Формирование жизненно важных двигательных умений навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями.

3. (Воспитательная задача). Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.

 Выдающийся мыслитель древнего мира Плутарх, заметил: «Гимна стика — есть целительная часть медицины».

Методические особенности гимнастики

Гимнастике присущ метод строгого регламентирование упраж нения и четкой организации деятельности занимающихся, благода ря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навы ков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, сти мулирующий повышенную работоспособность.

К методическим осо бенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм человека.

2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что и обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфо логических и функциональных систем организма и физических ка честв (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

3. Избирательное воздействие на организм (исправление отрицательных сторон человека).

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регули рование физической нагрузки.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различ ных целях.

Методы — это способы применения средств гимнастики с целью специально запланированного педагогического или оздоро вительного воздействия на занимающихся.

2.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения и музыкальное сопровождение при их исполнении (многие упражнения были заимствова ны из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей ходьба, бег, лазанье, прыжки, переползания, равновесия, метания, преодоле ние препятствий, переноска груза и т. п.).

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Вольные   упражнения.

4. Прикладные упражнения

5. Прыжки.

6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекла дине, бревне).

7. Акробатические упражнения.

8. Упражнения художественной гимнастики (слитные комбинации), с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов.

3.

Виды гимнастики

Всесоюзная конференция 1968 г. утвердила следующую класси фикацию гимнастики по видам:

1-я группа - оздоровительные (общеразвивающие) виды гим настики,

1. основную (общую)

2. гигиеническую

3. атлетическую.

2-я группа -  спортивные виды гимнастики, 

1. спортивная гимнастика

2.  художественная гимнастика

3.   акробати ка.

3-я группа - прикладные виды гимнастики

1. гимнастика на производстве

2. профес сионально-прикладная

3. военно-прикладная

4. спортивно-прикладная

5. лечебная гимнастика

4.

Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физи ческого развития и совершенствования человека с помощью харак терных для гимнастики средств, методов и форм организации за нятий. В научном исследовании применяются преимущественно пе дагогические, физиологические, биомеханические и математичес кие методы исследования.

Гимнастика - имеет свою теорию, историю, методику преподавания, типичные средства и формы организации занятий.

Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущ ностью и содержанием предмета гимнастики, ее целями и задачами, местом и значением гимнастики в советской системе физического воспитания и др.

История гимнастики раскрывает процесс ее раз вития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств, и методов гимнастики.

В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспита ния (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп пам упражнений), методы и приемы организации занятий с различ ными контингентами и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1

Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...

Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя лекционный материал, ...

Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура

Данное учебно-методическое пособие по легкой атлетике предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура». Пособие включает в себя пр...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений

Ряд профессий не способствует развитию и сохранению на необходимом уровне профессионально важных физических и психических качеств. К тому же различные физические качества с возрастом ухудшаются, и это...

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов средних профессиональных учебных заведений

Ряд профессий не способствует развитию и сохранению на необходимом уровне профессионально важных физических и психических качеств. К тому же различные физические качества с возрастом ухудшаются, и это...

Методика проведения занятий атлетической гимнастикой в средних профессиональных учебных заведениях

В учебно-методическом пособии рассмотрены основные вопросы использования комплексов атлетической гимнастики на занятиях физической культуры в системе среднего профессионального образования. Изложено ф...