Программа по шахматам для групп начальной подготовки
рабочая программа по физкультуре по теме

Рыжкова Людмила Викторовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. 

Актуальность программы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства.

             Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.

            Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

                В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата Мира 2004 г. сказано: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».

Анализируя программу, факультативного курса “Шахматы – школе” мы пришли к выводу, что она как нельзя лучше подходит для обучения детей младшего школьного возраста.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Обучение игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Недостатком программы “Шахматы – школе” является то, что она рассчитана на 1-2 занятия в неделю. Сейчас подобная программа представляется явно недостаточной.

Очевиден вывод: сегодняшняя программа должна быть современной, т.е. содержать изложение и осмысление новых достижений теории и практики во всех стадиях партии. Программа должна быть разносторонней, охватывающей (в определенной последовательности и взаимосвязи) значимые в современных шахматах элементы стратегии и тактики борьбы.

При этом весьма важным представляется высокое качество объяснений и показа  роли, как отдельных элементов, так и эффекта их совместного проявления. В настоящей программе особое внимание уделяется преемственности в развитии шахматной теории и практики. Привлечение материалов из классического наследия игры дает возможность обучающемуся не только познакомиться с тенденциями в развитии взглядов на законы теории и методы борьбы, но и помогает утвердиться во мнении о необходимости и перспективности постоянных поисков новых идей в изучаемых позициях. Тем самым стимулируются творческие способности.

Поэтому, с учетом опыта работы, мы составили настоящую модифицированную программу.

          Программа интегрирована с ежегодным календарным планом соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ

Цели:

  • привить устойчивый интерес детей к занятиям по шахматам;
  • развить мотивацию к познанию;
  • создать условия для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы;
  • воспитать важные личностные качества (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость);
  • подготовить шахматистов - разрядников.

 

Задачи:

  • Обучающие:  усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры; умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, сборниками);
  • Развивающие: формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения; развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развитие навыков самостоятельной работы; формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства; формирование творческих качеств личности (быстроты, гибкости, оригинальности, точности);
  • Воспитательные: формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению, привитие устойчивого интереса детей к занятиям по шахматам; развитие мотивации к познанию; создание условий для развития творческого потенциала посредством обучения игры в шахматы; воспитание важных личностных качеств (усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, воля к победе, эмоциональная устойчивость.

Пути, средства, методы достижения цели:

          Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

Индивидуальный подход заложен в  программу. Он имеет два главных аспекта.

Во-первых, воспитательное взаимодействие прострачивается с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей.

Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности

Сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения: программа рассчитана на 3 года обу­чения и является базисной. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение 46 учебных недель и 6 недель оздоровительной работы летом.

Основные формы организации детского коллектива:

  • групповые тренировки и тренировки по индивидуальным планам;
  • теоретические занятия;
  • квалификационные турниры;
  • спортивные соревнования и матчевые встречи различного уровня;
  • спортивные сборы;
  • спортивно-массовые мероприятия;

Время, отведенное на обучение, составляет:

  1. Группы первой ступени начальной подготовки (ГНП-1) формируются из учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 7 до 10 лет.

Учебная программа первой ступени начальной подготовки рассчитана на 276 часов в год (6 часов в неделю)

  1. Группы второй ступени начальной подготовки (ГНП-2, ГНП-3) формируются из учащихся общеобразовательных школ в возрасте от 10 до 14 лет. Учебная программа второй ступени начальной подготовки рассчитана на 414 часов в год (9 часов в неделю).

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив и рассчитана на 1104 учебных часа.

 

Предполагаемые результаты:

дети должны знать:

принципы игры в дебюте;

основные тактические приемы;что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

дети должны уметь:

грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

точно разыгрывать простейшие окончания.

            По окончании обучения на этапе начальной подготовки  учащиеся должны иметь 3-2 спортивный разряд.

Учащиеся объединяются в разновозрастные учебные группы, в соответствии с п. 25 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

При комплектовании состава группы рекомендуется тренеру-преподавателю провести родительское собрание, постоянно поддерживать связь с семьей обучающегося и информировать о творческих и других достижений в объединении. Занятия можно проводить с полным составом объединения, а также групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия.

Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.

Расписание занятий со­ответствует требованиям санитарных правил и норм и предусматривает перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений.

Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

С учетом  потребности и возможности личности образовательные программы в ДЮСШ “Белая ладья” могут осваиваться в очной, заочной, вечерней  формах, в форме семейного образования, самообразования, экстерната, а также по индивидуальному графику. ДЮСШ “Белая ладья”  по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) содействует освоению образовательных программ или отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

             Количество обучающихся в группах, согласно приложению 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, составляет на этапе начальной подготовки – от 10 до 15 человек;

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uchebnaya_programma_np.zip889.99 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки заданий по шахматам для групп начальной подготовки

Решение задач и этюдов помогает шахматисту развивать свои комбинационные способности, позволяет легче ориентироваться в острых позициях, развивает фантазию и остроумие, приучает к точности и тер...

конспект занятия по шахматам для учащихся группы начальной подготовки

Во встречах между юными шахматитов после длительной борьбы у одного из них появляется перевес в одну  пешку. Достаточен ли такой перевес для победы? Если да, то при каких условиях?  Изучение...

Модифицированная образовательная программа "фитнес-аэробика для групп начальной подготовки"

Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководи­телей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направлен­ности и является основным государственным...

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Образовательная программа по футболу для групп начальной подготовки.

Образовательная программа  по футболу для       групп начальной подготовки....