Игра в спортивной подготовке учащихся.
статья по физкультуре на тему

Василенко Роман Валерьевич

В статье указывается о том, как с помощью игры развивать мышление учащихся, привлекать внимание детей к занятиям спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_sportivnoy_podgotovke_uchashchihsya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в спортивной подготовке учащихся.
Подготовил учитель физкультуры МКУО «СОШ п. Ударный» Василенко Роман Валерьевич.

           Слово «ИГРА» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Извест-
ны, например, выражения : «игра цен», «игра сил». Различный смыл слово игра приобрета-
ет, когда речь идет об «игре древних», об «олимпийских играх». Игра как элемент культу-
ры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойствен-
ный человеку. Развиваясь со всей культурой общества игровая деятельность удовлетворя-
ет различные потребности людей. Она представляет определенный интерес для общества и
для отдельных лиц. Игра характеризуется многообразием целевых установок и мотивиро-
ванных действий. Проявления игровой деятельности добровольны и эмоциональны. В про-
цессе игровой деятельности не создаются материальные ценности и не присваиваются бла-
га природы для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.

           Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения. Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами. Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели. Подвижная игра – собирательное понятие. Оно охватывает представления о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях. Среди них различают собственно подвижные и спортивные игры. Подвижные игры, как правило, не требуют от участков специальной подготовки. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим числом участников, по различным правилам. Существует много наименований и правил игры.

             В педагогической практике основное место занимают коллективные игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, спортивные секции. Индивидуальные подвижные игры обычно создаются детьми. В таких играх каждый может намечать свои правила, интересные условия . По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных идей. Подвижные игры для детей – важное средство самовыражения, проба сил, источник радостных эмоций, обладающий великой силой воспитательной силой.

              Спортивные игры – более высокая ступень развития некоторых подвижных игр. Спортивным играм присущи более или менее устойчивые правила поведения. В них предусматривается точное количество участников, которые должны иметь определенный уровень общей и специальной подготовки, технической и тактической подготовки. По спортивным играм проводятся соревнования. Лучшим игрокам присваиваются звания и спортивные разряды.

               Прогресс большого спорта, новые задачи, состоящие перед подготовкой спортсменов, вызывают необходимость более гибкого сочетания применяемых средств и методов. В связи с интенсификацией тренировочного процесса игра как метод и упражнения занимает в режиме спортивной подготовки все более заметное место.

               В связи с тем, что технические навыки целесообразно развивать применительно к будущим тактическим ситуациям, подвижная игра выступает, как средство, позволяющее моделировать различные ситуации.

                Подбирая специальные игры, тренер может обучать начинающего спортсмена элементарным стандартным тактическим приемам, в которых тот будет осмысленно использовать свои физические способности и применять спортивную технику. При этом очень важно формировать тактику, направленную на наступательное ведение борьбы.

   В настоящее время наблюдается тенденция ограничивать воспитание автоматизированных тактических  навыков и расширять их вариантность. Эту задачу успешно можно осуществлять с помощью разнообразных командных игр. При подборе и составлении этих игр важно знать способности спортсменов, учитывать их предшествующий опыт, чтобы предлагать в игре оптимальные условия.

       Применение спортивных игр помогает осуществлять морально-волевую подготовку. В спорте игровой метод и игру следует понимать как систему, которая помогает создать коллектив. Воспитание такого коллектива планируется системой подготовки к соревнованиям, а игра выступает как одно из активных средств такой подготовки.

       Очень важно воспитывать чувство коллективизма у спортсменов. занимающихся такими видами спорта, где успех достигается индивидуальными усилиями. Здесь из-за специфики спортивной борьбы и роли личного успеха могут развиваться зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам и к тренерам. Коллективное начало подвижных игр содействует формированию положительных черт характера и нравственных качеств.

      В игре велика роль правил. Их непременное соблюдение способствует воспитанию честности и справедливости, сознательной дисциплины, что в спорте также очень важно. В занятиях играми воспитывается способность максимально осознавать совершаемое, что необычайно важно в любом виде спорта. На эту сторону игровой деятельности также важно обращать внимание при подборе игр и руководстве ими.

    С ростом достижений в спорте увеличивается роль интеллектуальной подготовки. Игра приучает спортсмена владеть своими эмоциями, мгновенно реагировать на действия соперника. Чтобы с помощью игр успешно воспитывать волю спортсмена. Нужно хорошо знать игровой материал. Ведь он подразделяется не только по преимущественной направленности на развитие двигательных качеств. Многие игры направлены на воспитание таких моральных и волевых качеств, как решительность, настойчивость, выдержка, взаимовыручка. В играх «Вызов» или «Наступление» очень важно быть смелым и решительным. В «Перетягивании каната» не обойтись без настойчивости, а в «Перестрелке» и других командных играх без взаимной выручки. Тренер подбирает соответствующие игры с учетом особенностей своего коллектива и черт характера отдельных спортсменов.

   Нередко игра помогает тренеру лучше узнать своих спортсменов. Наблюдая за поведением занимающихся в процессе игр, тренер может оценить.

   Существует ряд примеров, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре: 1) уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля и 2) увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих.

   Упражнения для развития выносливости, особенно циклического характера, требующие умеренного и не связанные с высокой активностью нервной системы, могут утомление, понижение работоспособности. Такие упражнения разумно сочетать с подвижными играми.

   В связи с тем, что многие игры стать средством воспитания выносливости, перечислять их нецелесообразно.

   Упражнения для сохранения и развития гибкости обычно включаются в игровые гонки. Можно подбирать игры для целенаправленного воздействия на отдельные мышечные группы, связки, суставы. Такие игры нередко выполняются со снарядом, отягощением или с товарищем по команде, чтобы условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.

   Активная гибкость зависит от силы мышц. Поскольку, однако, увеличение силовыми упражнениями может привести в суставах, целесообразно включать в занятия игры с элементами силовой борьбы, переноской груза, передвижения с преодолением веса тела и т. п., в которых включены статистические усилия.

   Играм, направленным на развитие гибкости, надо предварять соответствующую разминку, чтобы избежать растяжения связок и разрыв мышечных волокон.

    Примерные игры для развития гибкости: «Передача мяча», «Регби на коленях».

    Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. В определенной последовательности проводятся игры при изучении элементов акробатики, борьбы, легкоатлетических видов  и др. Вместе с тем непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники. Важно следить. Чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Важно, также иметь в виду, что технически верное выполнение движений на большой скорости – очень сложная задача. Она решается лишь специально продуманной системой спортивной подготовки, в том числе и с применением игры. В играх, где навык совершенствуется в условиях, приближенных к соревнованию, важно не столько оценивать быстроту завершения игрового задания, сюжета, сколько выполнение основного технического приема.

   Применение подвижных игр в спортивной тренировке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей. Необходимых для формирования спортивной техники.

   Процесс спортивной тренировки условно подразделяют на техническую, тактическую, физическую, теоретическую и психологическую подготовку. Техническая подготовка предусматривает обучение технике движений, совершенствовании в выполнении специальных упражнений данного вида спорта. Включение тактическую подготовку различных игр позволяет создать определенный запас движений у занимающихся. На этой базе легче формируется новый навык. Следует подчеркнуть, что навык, формируемый в спорте, реализуется , как правило, без участия эмоций. Более того эмоции способны только нарушить действия и затруднить достижение цели. Игра приходит на помощь лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредоточивается не столько на двигательном акте сколько на результате действий, условий и ситуаций, в которых оно выполняется. Здесь игра выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях. Навык становится не только устойчивым и стабильным, но и гибким , вариативным. Это может повести к возникновению нового, более совершенного умения. Приобретается  способность применять освоенный навык в целостной деятельности, выбирать для каждого случая наилучшие варианты выполнение действий. Поэтому сначала следует давать в игре задания: кто выполнит задание правильнее, точнее, а уж после этого – кто быстрее, больше и т. п.

   Использование подвижных игр для тактической подготовки выступает как комплексное упражнение, заставляющая к тому же активно работать мысль. Поэтому в тренировках игр для решения различных задач способствует созданию общих предпосылок для овладения тактикой. К тому же игровая деятельность всегда включает в себя простейшие или сложные способы ведения борьбы. В игре участники должны рассчитывать свои силы, определять рациональные приемы действий. Элементы тактики заложены в простых и командных «салках», «удочке», где смена ритма вращения веревки помогает быстрее салить играющих, а так же в таких несложных играх, как «челнок», и «вызов», где приходится планировать тактические действия. Умение чувствовать микроотрезки времени, скорость и ритм движений, умело распределять силы и дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, которое может совершенствоваться в играх и игровых заданиях.

    Тактическое мышление воспитывается не столько при теоретическом разборе возможных соревновательных ситуаций, сколько в практических упражнениях игрового характера(кто скорее подметит действия противника, сориентируется в ответ на сигнал, кто лучше чувствует ритм, время на дистанции.) Игры упражнений тактического плана в единоборствах и спортивных играх больше(благодаря многообразию тактических возможностей) больше, чем, скажем, в сложно-технических или циклических видах спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.

Доклад: Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся....

Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.

Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Существует много наименований и правил игры....

Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.

Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Существует много наименований и правил игры....

Автореферат "Система работы школы по подготовке учащихся к «Президентским спортивным играм»."

Более 7 миллионов школьников принимают участие в мероприятиях, связанных с подготовкой различных этапов «Президентских спортивных игр». Эта работа должна получить дальнейшее и первоочередное развитие....

Конспект занятия по теме: «Подготовка учащихся к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне через игровые технологии».

Конспект учебно-тренировочного занятия " Подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне через игровые технологии".Конспект соста...