"Ученик -живое зеркало общения"
статья по физкультуре (5 класс) по теме

Двухименная Наталья Николаевна

В статье дается описание общения между учеником и учителем.О возможности проявления способности ребенка и его неповторимости.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_uchenik-_zhivoe_zerkalo_obshchenieya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕНИК – ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО ОБЩЕНИЯ

Двухименная Н.Н., учитель физического воспитания

Физическая культура – прежде всего способ общения:
общения между учениками, между учеником и учителем.
Физическая культура – это возможность проявления собственной неповторимости.

   Не вызывает сомнений, что, приходя на урок физкультуры, каждый ребенок (даже первоклассник!) знает хотя бы одно упражнение, которым он готов поделиться с другими. Это я использую в своей методике. Сначала  предлагаю ребятам встать в круг, потом после краткого объяснения начинается работа: под ритмичную музыку один из учеников показывает свое упражнение, остальные повторяют его. Наступает очередь следующего, рядом стоящего ученика, он предлагает другим выполнить свое упражнение. В это время я двигаюсь позади круга и подсказываю ученикам: иногда прошу сложное упражнение заменить на более простое, иногда предлагаю дать упражнение на другие мышцы или суставы.

   Видно, что дети освоились с заданием и с удовольствием выполняют упражнения, предлагаемые их товарищами, а некоторые даже начинают исполнять не только общеразвивающие упражнения, но и танцевальные движения. Заметно, что учащиеся начинают не только разминаться, но и общаться друг с другом, так что у каждого запас известных упражнений увеличивается.

   Хочу отметить:

– На первом этапе я не акцентирую внимание на правилах и принципах проведения разминки – для меня важнее общение учеников и их активное включение в само действие. В дальнейшем, когда я начну обучать их основам проведения разминки, это уже не будет представлять сложность.

   Когда ученики освоились с простой разминкой,  учу работать в системе «живого зеркала». Этот метод помогает человеку, показывающему упражнения, общаться с аудиторией. «Зеркалом» являются те, кому упражнение демонстрируется, при этом предполагается, что человек, проводящий работу, прежде всего смотрит на остальных (на свое «зеркало»),  выявляя их реакцию на предложенные движения. Ведущий может снижать или увеличивать амплитуду своих движений, изменять сложность и скорость их выполнения, в зависимости от ответной реакции «живого зеркала».

   Сначала ведущим является педагог. Включаю специально подобранную музыку, объясняю основные принципы работы в системе «живого зеркала», одновременно демонстрируя, как эти принципы могут воплощаться в реальность. Потом  предлагаю детям прослушать музыкальный эпизод и придумать собственный физкультурно-музыкальный образ услышанного. Сама показываю пример и рассказываю, что данный образ создан одной из моих бывших учениц.

   Завершается этот этап обучения разминкой, которую три ученицы демонстрируют в созданных ими образах.

    Метод «живого зеркала» был создан прежде всего для общения учителя с детьми. Обычно только на начальном этапе звучит музыка, подобранная педагогом. Позже наступает момент, когда ребята начинают составлять собственные музыкальные разминки. Лучшие из них я  коллекционирую и использую в дальнейшей работе.

   Урок физкультуры проводится в большом пространстве – не в обычном маленьком кабинете, загроможденном партами и стульями. На этом уроке дети постоянно двигаются, перемещаются, идет активная работа зрительной и слуховой систем, поэтому  мы, учителя физической культуры, должны  максимально эффективно использовать пространство зала: и для активного перемещения, и для общения.

   Ученики встают на линии разметки по всему залу. Звучит музыка, все начинают перемещаться по разметке. Начинается хаотическое движение. Но дети не толкаются, потому что здесь бегать нельзя – надо ходить.

   Через некоторое время в игру включается участник с мячом. Он пытается «запятнать» им других игроков, поэтому теперь они должны осторожнее выбирать маршруты движения, чтобы не встретиться с водящим.

   В игру вводится еще один мяч, и водящим приходится договариваться друг с другом о выборе маршрута, чтобы обойти группу одноклассников с двух сторон и «запятнать».

   После этого начинается игра с интригующим названием «Бездомный котенок». Для того чтобы быть в ней успешными, от учеников требуются не только быстрота перемещений в поисках свободного «домика», но и хорошие коммуникативные способности.

   Игра проводится так: все стоят в двух шеренгах лицом друг к другу. Каждый ученик стоит рядом со специальной меткой, а тот, которому метки не досталось, и есть «бездомный котенок». Каждый из игроков должен взглядом или жестами договориться с кем-то из шеренги напротив и быстро поменяться с ним местами, чтобы «котенок» не смог первым подбежать к его метке. Долго стоять на одном месте запрещается.

   Теперь можно переходить к упражнениям с мячами – продолжаю  развивать умение общаться, понимать других, проявлять свою индивидуальность в движении под музыку. Наша музыка – важная часть каждого урока, его «изюминка», поэтому я особенно внимательно отношусь  к каждому музыкальному эпизоду. Чтобы показать направление движения или его изменение, я использую различные предметы (например, фишки) различного цвета. Все задания, которые я  даю, ребята обязательно проговаривают вслух, обсуждают детали – это помогает им запомнить и осознать свои действия.

    Вначале ученики строятся в две шеренги. Игрок, передав мяч партнеру напротив, перебегает в конец шеренги, объявляя: «Отдаю пас, двигаюсь в сторону «леса», встаю в конце шеренги», – причем преподаватель акцентирует внимание на очередном выполнении задания. Звучит ритмичная музыка. Еще не начиная выполнять упражнение, ученики делают ритмичные движения. С одним мячом упражнение не вызывает сложности, но когда вводится два, три мяча, появляются первые ошибки: мячи падают, но преподаватель не убирает их, напротив, добавляет другие. Вдруг ребята начинают справляться с заданием: был введен мяч другого цвета. Ориентируясь на него и сказав после его передачи: «Последний», – ребята перемещаются в конец шеренги.

   Следующую группу упражнений можно использовать для занятий на малых площадках. Осваивая технику владения мячом, дети вчетвером выходят в центр площадки и одновременно передают мяч в заранее оговоренном направлении. Появление рядом с этой группой преподавателя или ученика в цветной жилетке является сигналом к смене задания или его усложнению.

   При проведении этих упражнений очень важно добиться понимания и осознания движений каждым учеником, причем мяч для этой работы можно использовать любой: и баскетбольный, и волейбольный, и футбольный.

   Хочу отметить:  важно не только «поднять со скамейки» сидящего ученика, но и самому встать и «отойти» от привычного образа себя. И последнее. Улыбка человека вызывается работой мимических мышц, а ведь главная задача преподавателя физкультуры – развивать у учеников все группы мышц. Так давайте не будем бояться чаще дарить улыбку своим ученикам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок-размышление "Живое зеркало", или человек глазами собаки".

Урок выявляет способы изображения животного мира в  литературе, вызывает интерес к творчеству писателей-аниматоров; направляет через исследование текстов на разрешение проблемного вопроса "Являет...

"Живое зеркало", или человек глазами собаки". Презентация.

Презентация сопровождает урок литературы в 7 классе....

Час общения "Зеркала самооценки"

Данный материал может пригодится классным руководителям для проведения классного часа. Цель которого, помочь в формировании правильной самооценки ребят подросткового возраста...

Час общения "Зеркала самооценки"

Разработка классного часа для учащихся 5, 6 классов...

Конкурсная работа ученика «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе как фактор профилактики наркомании в подростковой среде»

Одной из важнейших предпосылок благополучного взросления является развитие уверенного поведения. Этому направлению посвящена большая часть данной Программы. Уверенно вести себя - значит уметь ставить ...